Организация, планирование и управление производственным предприятием. Лекции

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 19:08, курс лекций

Описание работы

4 темы.

Содержание

Тема 1. Подготовка и организация высокотехнологичного производства
1.1 Производственный процесс и его структура
1.2 Основные принципы организации производственного процесса
1.3 Организация вспомогательных цехов и служб предприятия
1.4 Производственный цикл и его структура
1.5 Длительность производственного цикла
1.6 Виды движения партии деталей в производстве
1.7 Производственный цикл сложного процесса
1.8 Организация производственного процесса в пространстве
1.9 Производственная структура предприятия
1.10 Типы производства и их технико-экономическая характеристика
Тема 2. Поточные методы организации производства
2.1 Характеристика поточного производства и классификация поточных линий
2.2 Однопредметные непрерывно-поточные линии
2.3 Однопредметные прерывные поточные линии
2.4 Многопредметные поточные линии
2.5 Планировка поточных линий
2.6 Предпосылки и эффективность поточного производства
2.7 Методы управления производством и информационное обеспечение
2.8 Методы разработки и принятия управленческих решений
2.9 Методы управления персоналом, рациональная организация труда
Тема 3 Особенности организации автоматического и гибкого автоматизированного производства
3.1 Общая характеристика автоматического производства и виды автоматических линий
3.2 Производительность и компановка автоматических линий
3.3 Гибкие автоматизированные производства и гибкие производственные системы
Тема 4. Организация внутрифирменного планирования
4.1 Типы внутрифирменного планирования
4.2 Стратегическое и оперативное планирование производства. Процесс планирования в экономической организации
4.3 Система планов экономической организации
4.4 Организация внутрифирменного планирования
4.5 Мотивация, профессиональная адаптация и деловая карьера на предприятии

Работа содержит 1 файл

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ.rtf

— 11.00 Мб (Скачать)

     Вариант плана обсуждается руководителем производственного отделения с вышестоящим руководителем (вице-президентом), после чего по окончательному варианту принимается решение, которое становится обязательным к исполнению. Результаты выполнения плана периодически оцениваются руководителем производственного отделения. По итогам оценки принимаются решения о необходимости внесения коррективов в плановые показатели или применения конкретных мер. О любых существенных отклонениях от плана руководство производственного отделения обязано информировать высшее руководство фирмы, которое может принять собственные решения, обязательные для выполнения.

     Принятие двусторонних решений руководителями одного уровня на основе индивидуального взаимодействия осуществляется без согласования с общими руководителями. Здесь реализуется горизонтальный способ координации в принятии решений в рамках утвержденных правил и планов.

     Для целей координации довольно часто выделяются специальные лица в производственных отделениях, находящихся на одном уровне управленческой структуры. В некоторых фирмах функции координатора выполняет руководитель проекта, отвечающий за осуществление конкретного комплекса работ и получающий полномочия принимать соответствующие решения. Довольно часто в производственных отделениях в качестве координаторов для принятия решений назначаются руководители, отвечающие за выпуск конкретного изделия. Чаще всего это относится к разработке новых изделий или разработке и выпуску изделий, части и компоненты которых изготавливаются в разных производственных отделениях. В таких случаях координатор выполняет функции руководителя, отвечающего за выпуск конечного продукта, и имеет право принимать решения по вопросам технологии, организации производства и сбыта.

     Координатор-руководитель имеет право обсуждать проекты принимаемых решений с руководителями других производственных отделений и функциональных подразделений, но не имеет административной власти, какую получают линейные руководители.

     Целевые группы действуют на основе группового взаимодействия и принимают решения, касающиеся конкретных вопросов совместной деятельности для достижения установленных целей. Целевые группы могут создаваться на временной или на постоянной основе и иметь в своем составе представителей разных функциональных подразделений и специализированных производственных отделений. Во главе группы, создаваемой иногда в форме комитета или комиссии, назначается руководитель (председатель), который наделяется правом принимать решения без согласования с высшим руководством фирмы или общим руководителем. Вместе с тем члены группы продолжают находиться в подчинении у своего руководителя. 

     2.9 Методы управления персоналом, рациональная организация труда 

     Без людей нет организаций. Без нужных людей ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить. Несомненно, что управление трудовыми персоналами является одним из важнейших аспектов теории и практики управления.

     Конкретная ответственность за общее руководство персоналом в крупных организациях обычно возложена на профессионально подготовленных работников отделов кадров, обычно в составе штабных служб. Для того, чтобы такие специалисты могли активно содействовать реализации целей организации, им нужны не только знания и компетенция в совей конкретной области, но и осведомленность о нуждах руководителей низшего звена. Вместе с тем, если руководители низшего звена не понимают специфики управления персоналом, его механизма, возможностей и недостатков, то они не могут в полной мере воспользоваться услугами специалистов - кадровиков. Поэтому важно, чтобы все руководители знали и понимали способы и методы управления людьми.

     Управление персоналом включает в себя следующие этапы:

     планирования ресурсов: разработка плана удовлетворения будущих потребностей в людских ресурсах

     набор персонала: создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям

     отбор: оценка кандидатов на рабочие места и отбор лучших из резерва, созданного в ходе набора

     определение заработной платы и льгот: разработка структуры заработной платы и льгот в целях привлечения, найма и сохранения служащих

     профориентация и адаптация: введение нанятых работников в организацию и ее подразделения, развитие у работников понимания того, что ожидает от него организация и какой труд в ней получает заслуженную оценку

     обучение: разработка программ для обучения трудовым навыкам, требующимся для эффективного выполнения работы

     оценка трудовой деятельности: разработка методик оценки трудовой деятельности и доведения ее до работника.

     планирование карьеры: разработка методов перемещения работников на должности с большей или с меньшей ответственностью, развития их профессионального опыта путем перемещения на другие должности или участки работы, а также процедур прекращения договора найма.

     подготовка руководящих кадров, управление продвижением по службе: разработка программ, направленных на развитие способностей и повышение эффективности руководящих кадров.

     Административные методы

     Административно-правовые методы менеджмента -- совокупность средств юридического (правового и административного) воздействия на отношения людей в процессе производства.

     В условиях рыночных отношений эти методы играют вспомогательную роль.

     Административно-правовые методы опираются на следующие системы:

     систему законодательных актов страны и региона -- федеральные (государственные) законы, указы, постановления, государственные стандарты, положения, инструкции, методики и другие документы, утвержденные федеральными органами для обязательного применения на территории страны. Глобальная цель этой системы -- повышение качества жизни населения;

     систему нормативно-директивных и методических документов предприятия и вышестоящей организации, обязательных к применению. К ним относятся: стандарты, методики, положения, инструкции и подобные документы долговременного использования, а также приказы, распоряжения, указания, утвержденные руководством предприятия (вышестоящей организации) и действующие только на предприятии. Обязательные атрибуты нормативно-директивных документов -- цель документа, основание для разработки, место данной цели, ссылки на научные подходы и принципы, которые должны соблюдаться при решении цели, потребитель информации, нормы и правила их использования, возможный круг исполнителей, требования к качеству работ, экономии ресурсов, санкции, источники информации;

     систему планов, программ, заданий, так как их срыв может нарушить стабильность работы всего коллектива;

     *систему оперативного руководства (власти). Данная система включает:

     распоряжения: руководитель в устной или письменной форме указывает подчиненному, что тот должен (не должен) совершать в определенных условиях;

     популяризацию: способ реализации власти, когда акцент переносится с прямых указаний на инициативы, в которых руководитель проявляет активность. Приказы и наказания используются лишь в крайнем случае;

     делегирование полномочий: работнику доверяется самостоятельное решение задачи и возлагается функциональная ответственность. Руководитель сохраняет за собой ответственность за общее руководство, которое не может быть делегировано;

     участие в управлении: руководитель привлекает сотрудников к решению текущих вопросов, предоставив им все необходимые полномочия и возложив на них ответственность. Целесообразно использовать там, где люди могут и желают самостоятельно работать.

     Административно-правовые методы менеджмента представляют собой:

     организационное воздействие (регламентирование и нормирование);

     распорядительное воздействие;

     организационно-распорядительное воздействие. Административное воздействие определяется объемом полномочий, которым наделен руководитель. Передача части полномочий подчиненным -- способ усиления власти менеджера. Цели административного воздействия:

     регламентация границ деятельности подчиненных руководителю работников;

     постановка задач исполнителям;

     контроль за выполнением задач.

     Действенность распорядительного воздействия зависит от степени полноты и своевременности информации об объекте управления.

     Особую роль играет организационно-распределительное воздействие.

     Итак, административно-правовые методы прямо воздействуют на объем управления, определяя его ближайшие задачи и сроки выполнения, давая однозначное решение ситуаций, принимая форму указаний и распоряжений, обязательных для выполнения.

     Экономические методы

     Экономические методы менеджмента -- комплекс способов и приемов управления, основанный на использовании экономических законов, интересов и системы взаимосвязанных экономических показателей, норм и нормативов.

     Экономические методы соответствуют социально-экономической природе предприятия и являются средством развития производства и обмена на рыночной основе.

     Приоритет экономических методов в рыночных условиях объясняется тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и в конечном итоге сводятся к управлению интересами через интересы и посредством интересов. Отличительная черта современного этапа развития экономических методов менеджмента -- их направленность на поощрение деятельности предприятия в зависимости от его эффективности, экономии ресурсов (таблица 2.2). 

     Таблица 2.2 - Экономические методы менеджмента

     
Группа методов Составляющие группы методов
1. Методы, регулируемые федеральными и региональными органами (относятся к экономическим факторам внешней среды системы менеджмента, параметры которой не определяются предприятием) налоговая система страны; налоговая система региона; кредитно-финансовый механизм страны; кредитно-финансовый механизм региона
2. Методы, регулируемые предприятием (вышестоящей организацией) экономические нормативы функционирования предприятия; система материального поощрения работников; система ответственности за качество и эффективность работы; применение научных подходов к менеджменту
 

     К экономическим нормативам функционирования предприятия относятся:

     удельный вес конкурентоспособной продукции по конкретным рынкам;

     нормы рентабельности по конкретным видам продукции;

     оборачиваемость оборотных средств;

     производительность труда;

     капиталоотдача инвестиций;

     фондовооруженность труда;

     удельный вес основных рабочих в общей численности работающих фирмы;

     уровень автоматизации производства и управления и др.

     Эти нормативы должны разрабатываться на основе результатов маркетинговых исследований, анализа и прогнозирования важнейших показателей качества и ресурсоемкости продукции предприятия и конкурентов, организационно-технического уровня производства. Экономические нормативы включаются в бизнес-план и попадают в функциональную подсистему системы менеджмента.

     Психологические методы

     Психологическое планирование составляет новое направление в работе с персоналом по формированию эффективного психологического состояния коллектива предприятия.

     К наиболее важным результатам психологического планирования относят:

     Формирование подразделений (команд) на основе психологического соответствия сотрудников;

Информация о работе Организация, планирование и управление производственным предприятием. Лекции