Организация охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов на примере ОАО «Витебские ковры»

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 15:52, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение проблем управления и организации системы менеджмента качества. Для достижения поставленной цели предлагается решить ряд следующих задач:
* изучить теоретические аспекты организации охраны окружающей среды;
* изучить систему организации охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов на примере ОАО «Витебские ковры»;
* определить основные направления совершенствования организации охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов для ОАО «Витебские ковры».

Содержание

Введение
1. Нерациональное использование природных ресурсов и их экономия в Республике Беларусь.
1.1. Оценка влияния промышленности на экологию
1.2 Государственные программы по охране окружающей среды и ресурсосбережению в Республике Беларусь
2. Организация охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов на ОАО «Витебские ковры»
2.1 Краткая характеристика предприятия и анализ технико-экономических показателей его деятельности за 2008-2009 гг.
2.2 Политика в области охраны окружающей среды на предприятии ОАО «Витебские ковры
2.3 Организационный расчет хлопкоткацкого производства по выпуску ткани «Миткаль» Арт. 30 на ткацких станках АТПР-120-2У
2.3.1 Расчет производственной программы
2.3.2 Расчет сопряженности оборудования по технологическим переходам
2.3.3. Расчет незавершенного производства
2.3.4. Расчет потребности в сырье (баланс сырья)
2.3.5 Расчет численности ремонтных рабочих и площади цехов
2.3.6 Расчет количества электроэнергии
2.3.7 Организация транспортно-складских работ
3. Основные направления совершенствования организации охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая.docx

— 138.03 Кб (Скачать)

     К отходам, имеющим большие объемы и представляющим экологическую  проблему, относятся обычный бытовой  мусор (твердые бытовые отходы —  ТБО) и отходы промышленных производств (промышленные отходы) [5].

     Сложившаяся в республике ситуация в области  образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов  ведет к опасному загрязнению  окружающей среды, нерациональному  использованию природных ресурсов, значительному экономическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровью ныне живущих и будущих поколений  республики. 
          Ежегодно в республике образуется около 200000 тонн отходов. Особую тревогу вызывает накопление на свалках и на производственных территориях токсичных, в том числе содержащих канцерогенные вещества, отходов, общее количество которых достигло 150 т.

     Под полигоны (свалки) твердых бытовых  отходов ежегодно отчуждается около 500 га пригодных для использования  земель, не считая площади земель, загрязняемых многочисленными несанкционированными свалками. 

     Угрозы  экологической безопасности подразделяются на внешние и внутренние. Внешние угрозы включают в себя:

     - глобальные изменения окружающей природной среды, связанные с потеплением климата, разрушением озонового экрана, уменьшением биологического разнообразия;

     - региональный трансграничный перенос на территорию Беларуси загрязняющих веществ воздушными и водными потоками;

     - размещение вблизи территории Беларуси крупных экологически опасных объектов (на удалении менее 100 км от границы по всему ее периметру расположены четыре атомные электростанции – Чернобыльская и Ровенская в Украине, Игналинская в Литве и Смоленская в Российской Федерации). 
         Внутренние угрозы экологической безопасности вызваны совокупностью экономических, технологических, территориально-планировочных и иных причин. Основными из них являются:

     - недостаточный уровень экологического воспитания, образования и культуры населения;

     - опасность возникновения техногенных аварий в связи с недостаточной инвестиционной активностью и высокой степенью износа основных фондов;

     - незавершенность в производственном комплексе технологических циклов по полной переработке сырья, что приводит к образованию больших объемов отходов;

     - недостаточное развитие экологически  ориентированной индустрии, связанной  с переработкой накопившихся  отходов;

     - нарушение экологического равновесия  и водного баланса территорий  вследствие осушения болот и  изменения местного климата, угроза  опустынивания отдельных территорий;

     - применение неадаптированных к местным природным условиям технологий обработки земель, вызывающее деградацию почв и природных комплексов;

     - нарушение экологического равновесия и водного баланса территорий вследствие осушения болот и изменения местного климата, угроза опустынивания отдельных территорий;

     - размещение жилой застройки в  санитарно-защитных зонах предприятий,  а также вблизи источников  вредных физических воздействий  – шума, вибраций, ионизирующего  излучения, электромагнитных полей и др.;

     - наличие обширной зоны радиоактивного загрязнения территории;

     - экстремальные климатические явления  (наводнения и засухи, ухудшение  экологического состояния лесной  растительности, пожары и др.);

     - наличие эпизоотических очагов, особенно на территориях с  малоизмененными природными комплексами.

     Угрозы  сохранению биологического разнообразия связаны главным образом с трансформацией местообитаний живых организмов, их физическим уничтожением, конкурентным вытеснением чужеродными видами. 

1.2 Государственные программы по охране окружающей среды и ресурсосбережению в Республике Беларусь 

     Главной целью экологической политики Республики Беларусь является обеспечение экологически безопасных условий для проживания людей, рациональное использование  и охрана природных ресурсов, выработка  правовых и экономических основ  охраны окружающей среды в интересах  настоящего и будущих поколений. Для достижения этой цели необходимо, прежде всего, последовательно проводить  структурную перестройку производственной сферы, осуществлять техническую политику, основанную на ресурсосбережении, ресурсозамещении, применении малоотходных и безотходных технологий.

     Основными направлениями работы по реализации государственной экологической  политики являются: совершенствование  природоохранного законодательства; внедрение  эффективных экономических методов  управления и контроля за природопользованием и охраной окружающей среды; создание целостной системы финансирования природоохранных мероприятий; совершенствование системы органов управления и экологического контроля; реализация программы подготовки кадров и повышения экологической культуры населения; развитие международного сотрудничества и более активное использование зарубежного опыта в решении экологических проблем.

     В настоящее время все самые  современные мероприятия по снижению выбросов вредных веществ в окружающую среду используется в основном на предприятиях с иностранным капиталом. Предприятиям Республики Беларусь зачастую не хватает финансирования на перевооружение своего оборудования на более экологическое чистое, и менее энергопотребляемое.

     Используя данные методы на предприятиях можно  не только снизить выбросы вредных  веществ в окружающую среду, но и  снизить себестоимость продукции  посредством использования энергии  при переработки отходов.

     В Республике Беларусь сложилась целостная  система планирования мероприятий  по охране окружающей среды. Широко практикуется разработка и реализация программ и  комплексных проектов по решению  отдельных проблем в области  охраны окружающей среды. К таким  программам следует отнести развитие сети особо охраняемых природных  территорий, защита населения от последствий  аварии на Чернобыльской атомной  электростанции и многие другие. Практика перспективного и текущего планирования природоохранной деятельности во многом способствует успешному решению  многих экологических проблем. К  ним можно отнести создание широкой  сети особо охраняемых природных  территорий, восстановление нарушенных хозяйственной деятельностью природных  объектов, увеличение лесистости территорий, развитие мощного потенциала экологической  науки и т.д.

     Одним из условий успешной экологической  политики является постоянное совершенствование  законодательства в области природоохранной  среды и экологии.

     Основу  законодательства Республики Беларусь в области охраны окружающей среды  и природопользования составляют:

     - Конституция Республики Беларусь (ст. 34, 46, 55) от 15.03.1994 г. с дополнениями  и изменениями от 24 ноября 1996 г. [4].

     - Концепция государственной политики  Республики Беларусь в области  охраны окружающей среды, утверждена  Верховным Советом Республики  Беларусь 06.09.1995 г. 

     Законы  Республики Беларусь:

     - “Об охране окружающей среды” (26.11.1992 г.) [3];

     - “Об особо охраняемых природных  территориях и объектах” (20.10. 1994 г., в редакции от 23.05.2000 г.);

     - “Об отходах производства и  потребления” (25.11.1993 г., в редакции  от 26.11.2000 г.) [1];

     - “Об охране и использовании  животного мира (19.09.1996 г.);

      -“Об охране атмосферного воздуха” (15.04.1997 г., с изменениями и дополнениями  от 2007 г.) [2];

     - Кодекс Республики Беларусь о  земле (4.01.1999 г.);

     - Водный кодекс Республики Беларусь (15.07.1998 г.);

     - Лесной кодекс Республики Беларусь (14.07.2000 г.) и другие.

     Основополагающим  нормативным актом в сфере  охраны природы является Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» (1992 г.) [3]. Этим законом закреплены цели, принципы и правовые основания природоохранной деятельности, круг подлежащих охране природных ресурсов, объектов и комплексов, права и обязанности граждан и общественных объединений по охране окружающей среды, система экологического просвещения, воспитания и образования, государственное регулирование и управление в этой сфере, экономический механизм охраны окружающей среды, государственная система наблюдений за ее состоянием и кадастрового учета природных ресурсов, определены вопросы нормативно-технического и научного обеспечения природоохранных мероприятий.

     Закон Республики Беларусь «Об отходах  производства и потребления» от 25 ноября 1993 г. с дополнениями и изменениями  регулирует вопросы образования, хранения, утилизации (захоронения) твердых, опасных и радиоактивных отходов [2]. Этот закон создает юридические предпосылки для предотвращения или уменьшения отрицательного влияния отходов на окружающую среду и человека при обращении с ними и максимальному вовлечению их в хозяйственный оборот в качестве дополнительного источника сырья.

     В системе государственных регуляторов  охраны окружающей среды главенствующая роль принадлежит экологическим  нормативам. Это в первую очередь  допустимые уровни содержания вредных  веществ в природных средах, которые обычно выражаются в предельно допустимых концентрациях (ПДК) для воздушной и водной среды и регламентируются через лимиты выбросов (сбросов). Качество атмосферного воздуха постоянно контролируется по 543 загрязнителям, водных источников – по 1373.

     Материальная  заинтересованность природопользователей в решении вопросов охраны окружающей среды осуществляется через экономический механизм. Основными экономическими рычагами в области охраны окружающей среды в Беларуси являются:

     - льготное кредитование природоохранной  деятельности;

     - лимиты на негативные воздействия  на природную среду; 

     - налоги и другие платежи за  выбросы (сбросы) загрязняющих веществ  в окружающую среду, размещение  отходов и другие виды вредного  воздействия; 

     - возмещение в установленном порядке  вреда, причиненного окружающей  среде. 

     Важным  является то, что размеры налогов  и платежей зависят не только от объемов выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в природные среды, но и от того, вкладывается ли природопользователь в установленные лимиты.

     В Республике Беларусь сложилась целостная  система программирования мероприятия  по охране окружающей среды и прогнозированию ее состояния. Наиболее масштабными и характерными в этом плане являются «Национальная программа рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды на 1996-2000 гг.», Государственная научно-техническая программа «Природопользование и охрана окружающей среды на 1997-2000 гг.», «Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь» на период до 2010 г.

     Кроме того, широко практикуется разработка и реализация программ и комплексных  проектов по решению конкретных проблем  в области охраны окружающей среды. К таким программа следует отнести программу развития сети особо охраняемых природных территорий, защиту населения от последствий чернобыльской катастрофы, программу «Здоровье» и др. Сложившаяся практика перспективного и текущего планирования программной деятельности позволяют достаточно успешно решать многие экологические проблемы.

     Как достижение следует рассматривать создание в Беларуси широкой сети особо охраняемых природных территорий; восстановление нарушенных хозяйственной деятельностью природных объектов; увеличение до 36% удельного веса лесистости территорий; развитие мощного потенциала экологической науки и успешное решение многих других вопросов.

     В глобальном масштабе, учитывая степень  освоенности природных территорий и ресурсов и сложившуюся экологическую  ситуацию, основной комплекс проблем  сохранения биологического и генетического  разнообразия природы может быть решен благодаря научно обоснованной системе особо охраняемых природных  территорий и объектов. В соответствии со ст. 40 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»,  к ним относятся заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы, а также виды животных и растений, занесенные в национальную Красную книгу. 20 октября 1994 г. Был принят специальный Закон Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях и объектах», в преамбуле которого подчеркивается, что при создании и использовании особо охраняемых природных территорий и объектов (ООПТ) социально-экологические интересы имеют приоритет перед экономическими. Лучшей формой охраны является отведение территорий под заповедники, предусматривающее изъятие их из традиционного хозяйственного оборота, что обеспечивает сохранение природных экосистем и поддержание в них естественного хода филогенеза. Охрана природного разнообразия – важнейший, хотя и специфический, вид хозяйственной деятельности, требующий определенных трудовых и материально-финансовых затрат.

Информация о работе Организация охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов на примере ОАО «Витебские ковры»