Организация оформление и учёт депозитных операций юридических лиц в кредитных организациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 09:43, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является изучение порядка организации, оформления депозитных операций коммерческой организации. Исходя из данной целевой установки, в работе решается ряд задач:
Изучить нормативно-правовую базу, регулирующую депозитные операции;
Дать определение депозитной политики и рассмотреть ее основные элементы;
определить порядок заключения договоров банковского депозита. Рассмотреть стандартное содержание договора о депозитном обслуживании.

Содержание

Введение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ БАНКОВСКИЕ ОПЕРАЦИИ
1.1 Нормативно-правовое регулирование депозитных операций.
1.2 Обеспечение защиты прав и интересов клиентов. Ответственность банка в случае причинения ущерба интересам клиентов
1.3 Банковская тайна.
1.4 Существующие ограничения по привлечению банками денежных средств в депозиты
1.5 Страхование банковских депозитов
1.6 Порядок депонирования части привлеченных денежных средств в Банке России.
1.7 Депозитная политика.
1.8 Организация работы по привлечению денежных средств юридических лиц в депозиты
1.9 Порядок заключения договоров банковского депозита
1.10 Стандартное содержание договора о депозитном обслуживании, права и ответственность сторон. Виды и режимы счетов, открываемых в банке клиентам
1.11 Ставки процентов, уплачиваемых по депозитам
1.12 Организация противодействия использованию банковской системы для легализации доходов, полученных преступным путем
1.13 Межбанковские депозиты и иные привлеченные средства банков, в том числе банков-резидентов.
1.14 Условия и организация выпуска и обращения депозитных сертификатов.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ БАНКОВСКИЕ ОПЕРАЦИИ
2.1 Задание 1
2.2 Задание 2
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
4. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ 3 КУРС.docx

— 66.76 Кб (Скачать)

Содержание.

    Введение

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ БАНКОВСКИЕ ОПЕРАЦИИ
    1. Нормативно-правовое регулирование депозитных операций.
    2. Обеспечение защиты прав и интересов клиентов. Ответственность банка в случае причинения ущерба интересам клиентов
    3. Банковская тайна.
    4. Существующие ограничения по привлечению банками денежных средств в депозиты
    5. Страхование банковских депозитов
    6. Порядок депонирования части привлеченных денежных средств в Банке России.
    7. Депозитная политика.
    8. Организация работы по привлечению денежных средств юридических лиц в депозиты
    9. Порядок заключения договоров банковского депозита
    10. Стандартное содержание договора о депозитном обслуживании, права и ответственность сторон. Виды и режимы счетов, открываемых в банке клиентам
    11. Ставки процентов, уплачиваемых по депозитам
    12. Организация противодействия использованию банковской системы для легализации доходов, полученных преступным путем
    13. Межбанковские депозиты и иные привлеченные средства банков, в том числе банков-резидентов.
    14. Условия и организация выпуска и обращения депозитных сертификатов.
  2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ БАНКОВСКИЕ ОПЕРАЦИИ
    1. Задание 1
    2. Задание 2
  3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  4. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

       Специфика банковского учреждения как одного из видов коммерческого предприятия  состоит в том, что подавляющая  часть его ресурсов формируется  не за счет собственных, а за счет заемных  средств. Возможности банков в привлечении  средств не безграничны и регламентированы со стороны центрального банка в  любом государстве.

       Основную  часть ресурсов банков формируют  привлеченные средства, которые покрывают  до 90% всей потребности в денежных средствах для осуществления  активных банковских операций. Коммерческий банк имеет возможность привлекать средства предприятий, организаций, учреждений, населения и других банков в форме  вкладов (депозитов) и открытия им соответствующих  счетов.

       Привлекаемые  банками средства разнообразны по составу. Главными их видами являются средства, привлеченные банками в процессе работы с клиентурой (депозиты), средства, аккумулированные путем выпуска собственных долговых обязательств (депозитные и сберегательные сертификаты).

       Вклад (депозит) – это денежные средства (в наличной и безналичной форме, в национальной или иностранной валюте), переданные в банк их собственником для хранения на определенных условиях. Операции, связанные с привлечением денежных средств во вклады, называются депозитными. Для банков вклады - это главный вид их пассивных операций и, следовательно, основной ресурс для проведения активных кредитных операций.

       Актуальность выбора темы работы связана с видением проблем банков по формированию ресурсной базы и эффективному их размещению в условиях снижения уровня инфляции, стабилизации российской валюты и ужесточения требований органов, регулирующих банковскую сферу.

       Целью написания курсовой работы является изучение порядка организации, оформления депозитных операций коммерческой организации. Исходя из данной целевой установки, в работе решается ряд задач:

  • Изучить нормативно-правовую базу, регулирующую депозитные операции;
  • Дать определение депозитной политики и рассмотреть ее основные элементы;
  • определить порядок заключения договоров банковского депозита. Рассмотреть стандартное содержание договора о депозитном обслуживании.

Объект  исследования – депозитные операции кредитных организаций.

Предмет исследования – организация, оформление и учёт депозитных операций в крединтных организациях.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ БАНКОВСКИЕ ОПЕРАЦИИ

1.1. Нормативно-правовое  регулирование депозитных  операций 
 
Депозитные операции: понятие, субъекты и объекты депозитных операций, виды депозитов. 
Основные нормативные акты, регулирующие депозитные операции: 
- Гражданский кодекс РФ: ст. 834 – 844 (глава 44), ст. 845 – 860 (глава 45), ст. 395, 809, 818 ч. 2; 
- Федеральный закон РФ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 №395-I, в ред. от 21.03.2002; 
- Положение ЦБ РФ № 39-П «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета» от 26.06.98; 
К пассивным кредитным операциям, прежде всего, относятся депозитные операции. 
Депозитными операциями называются операции банков по привлечению денежных средств юридических и физических лиц во вклады либо на определенные сроки, либо до востребования. На долю депозитных операций обычно приходится до 95% пассивов. 
В качестве субъектов депозитных операций могут выступать: 
1.    государственные предприятия и организации; 
2.    государственные учреждения; кооперативы; 
3.    акционерные общества; 
4.    смешанные предприятия с участием иностранного капитала; 
5.    общественные организации и фонды; 
6.    финансовые и страховые компании; 
7.    инвестиционные и трастовые компании и фонды; 
8.    отдельные физические лица и объединения этих лиц; 
9.    банки и другие кредитные учреждения. 
Объектами депозитных операций являются депозиты - суммы денежных средств, которые субъекты депозитных операций вносят в банк и которые в силу действующего порядка осуществления банковских операций на определенное время сосредотачиваются на счетах в банке. 
Исходя из категории вкладчиков, различают следующие виды депозитов: 
    Депозиты юридических лиц (предприятий, организаций, других банков) 
    Депозиты физических лиц 
По своему экономическому содержанию депозиты принято подразделять на З группы: 
    срочные депозиты (с их разновидностью - депозитными сертификатами); 
    депозиты до востребования
     условные депозиты (договором может быть предусмотрено внесение вкладов на заранее оговоренных условиях их возврата, не противоречащих закону). 
В банковской практике наиболее распространены вклады до востребования, т.е. выдача вклада производится по первому требованию вкладчика, и срочный вклад - возврат вклада осуществляется по истечении определенного договором срока. 
В свою очередь каждая из этих групп классифицируется по разным признакам. Срочные депозиты классифицируются в зависимости от их срока: 
на срок до 30 дней  
на срок от 31 до 90 дней  
на срок от 91 до 180 дней  
на срок от 181 дня до 1 года  
на срок от 1 года до 3 лет  
на срок свыше 3 лет  
Депозиты до востребования классифицируются в зависимости от характера и принадлежности средств, хранящихся на счетах: 
1.    средства на расчетных, текущих, бюджетных счетах предприятий и организаций разных форм собственности; 
2.    средства на специальных счетах по хранению различных по своему целевому экономическому назначению фондов (собственные средства предприятий, предназначенные для капитальных вложений; 
3.    средства предприятий и организаций в расчетах; средства на корреспондентских счетах по расчетам с другими банками; средства местных бюджетов). 
Сберегательные вклады в зависимости от особенностей их хранения подразделяются на: срочные, срочные с дополнительными вносами, выигрышные, денежно-вещевые выигрышные, молодежно-премиальные, условные, на предъявителя на текущие счета, до востребования, сберегательные сертификаты, пластиковые карточки (кредитные и прочие). Каждый из видов депозитов имеет свои достоинства и недостатки. 
Депозиты до востребования наиболее ликвидные. Их владельцы могут в любой момент использовать деньги, находящиеся на счетах до востребования.
 
 

1.2 Обеспечение защиты  прав и интересов  клиентов. Ответственность  банка в случае  причинения ущерба  интересам клиентов.

Честная конкуренция на рынке банковских услуг, установление отношений с  клиентами исключительно на взаимовыгодных условиях являются основой работы Банка.

  • Банк исключает злоупотребление доминирующим положением на рынке, использование недобросовестных и безнравственных методов в конкурентной борьбе.
  • Отношения с клиентами Банк выстраивает на основе взаимного уважения и доверия, признания ценности партнерства для каждого из участников и равноправия сторон в коммерческих отношениях. Банк стремится к установлению долгосрочных и стабильных отношений с клиентами, полагая, что повышение уровня взаимного доверия между субъектами экономики в целом способствует экономическому развитию общества.
  • Банк гарантирует равное отношение ко всем своим клиентам в части обеспечения качества предоставляемых услуг. Банк защищает интересы каждого клиента и исключает дискриминацию по любым основаниям, а также не допускает предоставление преференций и льгот по политическим, религиозным или национальным мотивам.
  • Четкое и неукоснительное соблюдение принятых договорных обязательств обеспечивает решение каждой из сторон этих отношений своих целей и задач и является основой конструктивного взаимодействия сторон вне зависимости от возможных конфликтов интересов. В этой связи Банк руководствуется принципом безусловного исполнения принятых на себя договорных обязательств, вытекающих из деловых отношений или обусловленных ими. Кроме того, Банк соблюдает принципы деловой этики и обычаи делового оборота.
  • Банк гарантирует соответствие предлагаемых услуг законодательству Российской Федерации, международным правилам и обычаям. Банк не оказывает клиентам услуги, способные вызвать сомнения в его профессиональной репутации и дискредитирующие Банк в деловом сообществе.
  • Банк информирует клиентов о предоставляемых услугах и об условиях пользования ими, стремится оказывать клиенту помощь в выборе услуг, в наибольшей степени отвечающих интересам деятельности клиента, разъяснять их содержание и особенности, включая оценку возможных рисков в совершении той или иной операции.
  • В отношениях с клиентами Банк проводит открытую информационную политику, предоставляя своим партнерам необходимую информацию, в том числе о своем финансовом состоянии, в объеме, достаточном для оценки уровня риска принятых взаимных обязательств. В своих отношениях с клиентами Банк ожидает встречного раскрытия информации и соблюдения вышеописанных принципов.
  • Банк предпринимает все возможные меры для обеспечения безопасности операций своих клиентов. В своей деятельности Банк заботится о минимизации рисков, связанных с проведением клиентами операций и считает своей обязанностью информировать клиентов о любом изменении ситуации на финансовых рынках, известных изменениях в законодательстве, способных повлиять на проведение клиентами своих операций в настоящем и в будущем.
 
  • Банк обеспечивает соблюдение банковской тайны, а также  конфиденциальности информации в отношении  клиентов, обеспечивает защиту информации, как в организационном, так и  техническом плане, гарантируя надежность своих информационных и платежных  систем. Информация о клиенте раскрывается Банком исключительно в объеме и  в случаях, предусмотренных законодательством  Российской Федерации.
 
  • Банк принимает  меры к реализации декларируемой  позиции в отношениях с клиентами  на всех уровнях контактов клиентов с представителями Банка. В связи  с этим Банк внимательно относится  к претензиям и замечаниям в свой адрес, своевременно и оперативно разрешает  все конфликтные ситуации, не допуская причинения ущерба интересам клиента. Банк отдает приоритет переговорам  и поиску компромиссов в случае возникновения  разногласий и споров, рассматривая изначально любые возникающие партнерские  отношения как потенциально долгосрочные.
 
 
 

    Основная обязанность  банка в договоре банковского  депозита состоит в своевременном  возврате вклада и выплате процентов  по нему. Гражданский кодекс Российской Федерации содержит специальную  норму, посвященную обеспечению  возврата вкладов (ст. 840). Для обеспечения  возврата вкладов создается федеральный  фонд обязательного страхования  вкладов, участниками которого выступают  банк России и коммерческие банки. Банки  вправе создавать фонды добровольного  страхования вкладов (ст. 38-39 закона РФ от 2.12.90 г. № 395-1 «о банках и банковской деятельности»). Способы  обеспечения  исполнения обязанностей банка по депозитам  юридических лиц орпеделяются договором  между ними. При заключении договора банковского вклада банк обязан предоставить вкладчику информацию об обеспеченности возврата вклада (п. 3 ст. 840 ГК РФ).

    Ответственность банка по договору банковского депозита наступает в следующих случаях:

    а) за невыполнение предусмотренных законом или  договором обязанностей по обеспечению  возврата вклада;

    б) при утрате обеспечения или ухудшения его  условий;

    в) за принятие вклада от граждан неуполномоченным лицом или с нарушением законодательства о вкладах;

    г) за невозврат  вклада или невыплату процентов  по нему либо просрочку в совершении этих действий.

    Во всех перечисленных  случаях вкладчик вправе требовать  от своего контрагента немедленного возврата суммы вклада.

    В первом и  втором случаях имущественная ответственность  банка состоит в обязанности  уплатить вкладчику неустойку в  размере банковской ставки, а также  возместить убытки в части, непокрытой неустойкой (п. 4 ст. 840 ГК РФ).

    В третьем  случае, когда вклад принят лицом, не уполномоченным на осуществление  банковской деятельности (т.е в отсутствие лицензии на право осуществления  банковских операций), гражданско-правовая ответственность строже: лицо, принявшее  вклад, обязано уплатить на сумму  вклада проценты в размере ставки рефинансирования, а сверх того возместить вкладчику все причиненные убытки. Если вкладчик юридическое лицо, то договор вклада является недействительным (п. 2 ст. 835 ГК РФ), и банк обязан возвратить сумму вклада с начисленными на нее  процентами в размере ставки рефенансирования (ст. 1103, п. 2 ст. 1107 ГК РФ)

    И, наконец, наиболее распространенный случай- задержка возврата суммы вклада и (или) выплаты процентов  по нему.  В соответсвии с п. 1 ст. 811 ГК РФ на сумму вклада подлежат уплате проценты в размере, определенном п. 1 ст. 395 ГК РФ, а также независимо от уплаты процентов, предусмотренных  п. 1 ст. 809 ГК РФ, проценты в размере  ставки рефенансирования со дня, когда  вклад должен был быть возвращен,  до дня его действительного возврата. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

1.3 Банковская тайна.

Банковская тайна  и ее соблюдение включают несколько  аспектов: юридический, организационный (охрана банка), технический (применение мер защиты к самим документам). Юридический аспект банковской тайны  подразумевает законодательное  определение самого понятия, выявление  субъектов, обязанных хранить эту  тайну, установление содержания правомочий клиентов и пределы их осуществления, ответственность за нарушение тайны.

Понятие банковской тайны неразрывно связано с коммерческой тайной. В российском законодательстве коммерческая тайна впервые была упомянута в Законе о предприятиях и предпринимательской деятельности (1990 г.). Согласно этому акту перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, определяется руководителем  предприятия; предприятие имеет  право не представлять информацию, составляющую коммерческую тайну. Постановлением Правительства "О передаче сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" (1991 г.) установлен круг документов и сведений предприятий и предпринимателей, которые в обязательном порядке  представляются по требованию органов  власти, управления, контролирующих и  правоохранительных органов, юридических  лиц, имеющих на то право в соответствии с законодательством, а также  трудового коллектива. В упомянутый перечень включены учредительные документы, документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью, сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и др.

Информация о работе Организация оформление и учёт депозитных операций юридических лиц в кредитных организациях