Организационный и финансовый механизм управления развитием региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 04:31, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие сущности финансового и организационного механизма Республики Бурятия. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
раскрыть сущность и содержание финансового механизма регулирования регионального развития
рассмотреть организационные инструменты обеспечения стабильного развития региона
проанализировать бюджетно-налоговую политику Республики Бурятия
рассмотреть планирование и прогнозирование экономического развития региона на примере Республики Бурятия
рассмотреть программирование регионального развития РБ

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы финансового и организационного механизма обеспечения стабильного развития региона………………………………………..5
1.1.Сущность и содержание финансового механизма регулирования развития региона………………………………………………………………………………...5
1.2.Организационные инструменты регулирования регионального развития…..9
Глава 2. Анализ финансового и организационного механизма регулирования регионального развития на примере Республики Бурятия……………………….15
2.1. Бюджетно-налоговая политика Республики Бурятия………………………15
2.2. Применение организационных механизмов обеспечения стабильного развития региона…………………………………………………………………….19
2.2.1.Планирование и прогнозирование регионального развития…………….19
2.2.2. Программирование регионального развития……………………………22
2.3. Перспективы применения и пути совершенствования финансового и организационного механизма регулирования регионального развития………...26
Заключение…………………………………………………………………………..31
Список использованной литературы………………………………………………33

Работа содержит 1 файл

курсовая региональная.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

Наиболее крупными федеральными целевыми программами, реализация которых  осуществлялась на территории Республики Бурятия в 2009 году, являются:

-ФЦП «Экономическое  и социальное развитие Дальнего  Востока и Забайкалья на период до 2013 года»;

-ФЦП «Модернизация  транспортной системы России (2002 – 2010 годы)»;

-ФЦП «Социальное развитие  села до 2012 года»;

-ФЦП «Культура России (2006 – 2011 годы)»;

-ФЦП «Жилище» на 2002 – 2010 годы;

По сравнению с 2008 годом объем фактического финансирования программ из средств федерального бюджета уменьшился порядка на 100,0 млн.руб., чем и составил 4 275,4 млн.руб.

В результате были достигнуты следующие результаты:

-Введен в эксплуатацию I пусковой комплекс на 644 места Государственного русского драматического театра им. Н. Бестужева, г. Улан-Удэ,

-введен в эксплуатацию  хирургический корпус на 180 коек  республиканской клинической больницы  им. Н.А. Семашко в г. Улан-Удэ,

-завершено строительство  III пускового комплекса детской республиканской клинической больницы в 45 квартале Октябрьского района в состав которого входят: пищеблок, цитологическая и бактериологическая лаборатории, 2 трансформаторные подстанции, кислородный концентратор, теплый переход, ДЭУ,

- продолжена реконструкция Бурятского государственного академического театра оперы и балета г.Улан-Удэ,

- обеспечен ввод в  действие очистных сооружений  в с.Кабанск Кабанского района, инженерной инфраструктуры курортной  зоны минеральных источников  в с.Аршан Тункинского района;

-обеспечен ввод в  эксплуатацию инженерной инфраструктуры  дома культуры и спортзала  в с.Тугнуй Мухоршибирского района

-введено 13,013 км по  автомобильной дороге Улан-Удэ-Турунтаево-Курумкан-Новый  Уоян и другие.

Несмотря на положительные моменты, целевые программы в 2009 году реализованы недостаточно эффективно. Причинами недостаточной эффективности реализации целевых программ являлись:

-неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств заказчиками-застройщиками и подрядчиками (например, по объекту «Строительство автодороги Улан-Удэ-Турунтаево-Курумкан, км 96-км 109, Прибайкальский район» - неудовлетворительная организация труда генподрядчиком ЗАО «Корпорация «Согласие стройинвест»).

-недостаточный уровень взаимодействия с органами исполнительной власти РФ (длительные сроки заключения Соглашений), например по объектам «Строительство инженерной инфраструктуры для обеспечения экологической защиты о. Байкал в с. Максимиха, «Строительство инженерной инфраструктуры курортной зоны минеральных источников в с. Аршан Тункинского района» дополнительные Соглашения по финансированию были заключены в декабре 2009 года.

-позднее открытие финансирования, например по объекту «Реконструкция автомобильной дороги Улан-Удэ – Турунтаево-Курумкан-Новый Уоян» открытие финансирования - 8 сентября 2009 г.

В настоящее время  в республике реализуется значительное число федеральных, региональных и  ведомственных целевых программ экономического и социального развития Республики Бурятия.

Далее рассмотрим исполнение первого этапа комплексной программы социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008-2010 годы и на период до 2017 года.

Первый этап реализации Программы (2008 - 2010 годы) условно можно  разделить на три фазы: предкризисный  период (январь - сентябрь 2008 года); развитие кризиса (сентябрь 2008 года - январь 2010 года); выход из кризиса (2010 год).

Мировой финансово-экономический  кризис внес коррективы в самом начале реализации Программы. Первоначально  поставленные целевые индикаторы были скорректированы, ряд мероприятий и инвестиционных проектов были перенесены на поздние сроки.

В целом объем финансирования действующей Программы за 2008 - 2010 годы от первоначальной редакции сократился на 30%, в том числе за счет собственных  и привлеченных средств предприятий на 47%. В то же время следует отметить, что финансирование мероприятий Программы за счет бюджетных средств увеличилось по сравнению с первоначальным планом, в том числе за счет республиканского бюджета - на 25,2%, бюджетов муниципальных районов - на 70,4%.11(приложение 5 табл. 5)

По отчетным данным реализации Программы в 2008 году и 2009 году финансирование мероприятий составило: в 2008 году - 75,4% от плана, в 2009 году - 109,7% от плана. По отчетным данным реализации Программы в 2008 году и 2009 году доля невыполненных индикаторов Программы составила: в 2008 году - 6,7%, в 2009 году - 7,2%.

Социально-экономическое  развитие Республики Бурятия за 2008 - 2010 годы несмотря на последствия финансово-экономического кризиса, которые особенно остро  отразились в некоторых секторах экономики республики в 2009 году, характеризуется опережающим ростом основных макроэкономических показателей в сравнении со среднероссийскими. Так, за 2008 - 2010 годы по предварительной оценке отмечается прирост ВРП республики и ВВП страны в действующих ценах - 26,7% и 37,5% соответственно. При этом в республике выше, чем среднем по Российской Федерации, прирост промышленного производства (55,5% и 34,3% соответственно), инвестиций в основной капитал (43,9% и 35,7%), оборота розничной торговли (56,3% и 51,1% соответственно) и платных услуг населению (50,3% и 41,9% соответственно). Также в республике меньше совокупный за три года прирост инфляции (33,0% и 34,1% соответственно).

В республике за 2008 - 2010 годы выше, чем в среднем по стране, показатели роста реальных располагаемых денежных доходов (117,7% и 108,1% соответственно), реальной заработной платы (112,6% и 112,1% соответственно). Вместе с тем по итогам реализации Программы в 2008 - 2010 годах в республике ниже, чем в среднем по России, динамика развития сельского хозяйства (125,5% и 130,2% соответственно), динамика внешнеторгового оборота (109,9% и 111,3% соответственно).

 

2.3. Перспективы применения и пути совершенствования финансового и организационного механизма регулирования регионального развития.

 Из анализа финансового  механизма Республики Бурятия,  мы видим, что бюджетная политика имеет ряд недостатков: республиканский бюджет исполнен с дефицитом в размере 1 866 805,6 тыс.рублей, по сравнению с прошлым годом произошло снижение доходов бюджета на 5,2 %, 3 главных распорядителя бюджетных средств исполнили свои годовые назначения менее чем на 95%, в основном в связи с поздним поступлением средств из федерального бюджета.

Исходя из этого основными  направлениями бюджетной и налоговой политики республики на 2011-2013 год являются:

- сохранение и развитие  доходного потенциала Республики  Бурятия;

- государственная поддержка  реального сектора экономики  Республики Бурятия;

- повышение эффективности  бюджетных расходов и предоставления государственных и муниципальных услуг;

- обеспечение долгосрочной  сбалансированности и устойчивости  бюджета Республики Бурятия;

- совершенствование межбюджетных  отношений.

В среднесрочном периоде  в Республике Бурятия налоговая  политика, как и в целом в Российской Федерации, будет выстраиваться в направлении перехода от преодоления последствий мирового финансово-экономического кризиса к посткризисной политике формирования стабильных макроэкономических условий для долгосрочного экономического развития республики.

С учетом провозглашенной  на федеральном уровне политики стимулирования инновационной активности важнейшей  целью налоговой политики в республике станет создание стимулов для инновационной  активности налогоплательщиков.

Увеличение доходов  бюджета от налоговых и неналоговых поступлений при условии рационального и эффективного использования имущества и земли станет основным ориентиром политики в сфере имущественных и земельных отношений.

Для этого в республике будет проводиться дальнейшая дифференциация ставок земельного налога. Постепенное внедрение принципа "платного землепользования" послужит эффективному использованию земельных ресурсов, повысит их привлекательность в глазах инвесторов.

В ближайшие годы стоит  задача и по увеличению доходов бюджетов от поступления налога на имущество физических лиц. В этих целях необходимо проводить работу по увеличению инвентаризационной стоимости строений, помещений, сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности (налогооблагаемой базы).

В целом налоговая политика Республики Бурятия в 2011 - 2013 годах будет направлена на сохранение благоприятных условий налогообложения, стимулирующих развитие предпринимательской и инвестиционной деятельности, и увеличение доходного потенциала Республики Бурятия.

Одним из важнейших направлений развития инноваций в экономике в среднесрочной перспективе должно стать стимулирование развития малого и среднего предпринимательства и инновационной сферы.

В период 2011 - 2012 гг. в республике должна быть принята нормативно-правовая база по разработке и реализации государственных программ.

До 1 января 2012 года каждый исполнительный орган государственной  власти в республике должен сформировать одну или несколько государственных  программ, состоящих из подпрограмм  и действующих республиканских целевых программ и охватывающих как текущие, так и капитальные расходы.

В среднесрочном периоде  будет продолжена практика предоставления из республиканского бюджета краткосрочных  бюджетных кредитов муниципальным  образованиям на покрытие временных кассовых разрывов и частичное покрытие дефицита местных бюджетов на условиях возмездности и возвратности, что исключает иждивенческое отношение, дисциплинирует органы местного самоуправления и повышает их ответственность.

Дальнейшее развитие и регулирование межбюджетных отношений будет осуществляться в рамках повышения эффективности бюджетных расходов в соответствии с вносимыми поправками в бюджетное законодательство Российской Федерации.

Главной целью бюджетной  политики является достижение самообеспеченности бюджета региона.

Во втором параграфе второй главы мы рассмотрели применение организационных механизмом регулирования регионального развития. Несмотря на положительные моменты, связанные с применением на региональном уровне различных методов прогнозирования и программирования социально-экономического развития, отсутствует четко проработанная на практике теоретическая база исследуемых процессов. В практике применения целевых программ имеются некоторые недостатки:

  • Наблюдается отставание законодательной базы в регионах, не позволяющее в полной мере использовать современные механизмы реализации программ;
  • Существующие системы управления в регионах не всегда обеспечивают объективное плановое распределение ресурсов на реализацию мероприятий программы;
  • Структура программных мероприятий не в полной мере отвечает приоритетности целей программы. Соответственно, эффективность достижения отдельных целей не совпадает с их приоритетностью;
  • При планировании результатов реализации программы не в полной мере учитываются возможности изменения интересов участников реализации отдельных мероприятий, при изменении социально-экономической ситуации как в Российской Федерации в целом, так и в регионе. В результате некоторые участники программы могут не исполнить обязательства по софинансированию мероприятий программы.

Таким образом, для эффективного применения программно-целевого метода регулирования регионального развития необходимо:

  • совершенствование нормативно-правовой базы. Необходимо дополнять или изменять региональное законодательство;
  • совершенствование концептуально-логического моделирования программ с учетом возможных внутренних и внешних рисков;
  • Совершенствование механизмов оценки результативности целевых программ с учетом передового зарубежного опыта;
  • выработка новых подходов к классификации целевых программ, разделению программ по их социально-экономическому назначению и предполагаемым механизмам реализации и совместного участия государства и иных субъектов в реализации программ;
  • выработка конкретных и прозрачных механизмов участия бизнеса и науки в формировании приоритетных направлений научно-технологического развития, перечня критических технологий, в разработке, экспертизе и оценке федеральных целевых программ, непосредственно затрагивающих интересы бизнеса и науки и/или предусматривающих привлечение внебюджетных средств;
  • улучшение межведомственной координации при реализации программ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Каждый регион располагает  определенными природными ресурсами, финансовым капиталом и интеллектуальным потенциалом населения. И от того каким образом организовано управление, зависит уровень его социально-экономического развития. Главной целью регионального управления является повышение уровня благосостояния населения, проживающего на данной территории, рост экономического потенциала региона, улучшение качества жизни населения. Достижение этих целей осуществляется через систему экономических, административных, финансовых и организационных методов.

В данной работе рассмотрены  финансовый и организационный механизмы обеспечения стабильного развития региона на примере Республики Бурятия. В заключение проведенного исследования можно сделать следующие основные выводы:

- финансовый механизм  региона представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития;

- основным элементом  финансового механизма является  бюджетно-налоговая политика, которая  включает в себя 3 звена: доходы  бюджета, расходы бюджета и межбюджетные отношения;

Информация о работе Организационный и финансовый механизм управления развитием региона