Организационный и финансовый механизм управления развитием региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 04:31, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие сущности финансового и организационного механизма Республики Бурятия. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
раскрыть сущность и содержание финансового механизма регулирования регионального развития
рассмотреть организационные инструменты обеспечения стабильного развития региона
проанализировать бюджетно-налоговую политику Республики Бурятия
рассмотреть планирование и прогнозирование экономического развития региона на примере Республики Бурятия
рассмотреть программирование регионального развития РБ

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы финансового и организационного механизма обеспечения стабильного развития региона………………………………………..5
1.1.Сущность и содержание финансового механизма регулирования развития региона………………………………………………………………………………...5
1.2.Организационные инструменты регулирования регионального развития…..9
Глава 2. Анализ финансового и организационного механизма регулирования регионального развития на примере Республики Бурятия……………………….15
2.1. Бюджетно-налоговая политика Республики Бурятия………………………15
2.2. Применение организационных механизмов обеспечения стабильного развития региона…………………………………………………………………….19
2.2.1.Планирование и прогнозирование регионального развития…………….19
2.2.2. Программирование регионального развития……………………………22
2.3. Перспективы применения и пути совершенствования финансового и организационного механизма регулирования регионального развития………...26
Заключение…………………………………………………………………………..31
Список использованной литературы………………………………………………33

Работа содержит 1 файл

курсовая региональная.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

В 2010 году в республиканский  бюджет поступило доходов 33 923 212,7 тыс. рублей, в том числе налоговых и неналоговых доходов 12 737 044,4 тыс. рублей, безвозмездных поступлений 21 186 168,3 тыс. рублей.  При росте поступлений налоговых и неналоговых доходов на 13,3% к уровню 2009 года, общий объем поступлений снизился на 5,2 % за счет сокращения объемов межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета.

Возобновление роста  экономики в 2010 году повлияло на увеличение налоговых доходов  на 11,7% к 2009 году. Динамика поступлений по основным видам налоговых доходов характеризуется ростом к уровню 2009 года: по налогу на прибыль на 11,4%,  налогу на доходы физических лиц –  на 7,4%,  акцизам – на 30,2%, налогам на совокупный доход –  на 26,5%; налогу на добычу полезных ископаемых –  на 26,6%.

Основными факторами увеличения налоговых поступлений в 2010 году стали рост объемов промышленного производства на 22,9% к уровню 2009 года, улучшение финансового состояния организаций и рост прибыли, увеличение фонда оплаты труда на 8,7%,  оборота организаций малого и среднего бизнеса.

Кроме того, на рост налоговых  поступлений оказали влияние  изменения налогового законодательства в части увеличения норматива  зачисления акцизов по месту производства алкогольной продукции с 20 до 40%, норматива распределения доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты между субъектами Российской Федерации и увеличения размеров госпошлины.

Далее рассмотрим исполнение республиканского бюджета по расходам.

 Кассовое исполнение  по  расходам республиканского  бюджета Республики Бурятия по бюджетной деятельности составили 35 790 018,3 тыс.рублей, или 96,6 % к уточненной годовой бюджетной росписи, что выше аналогичного показателя 2009 года (95,7 %). (Приложение 2, табл. 2)

Из 38 главных распорядителей бюджетных  средств республиканского бюджета 14 исполнили годовые назначения  на 100,0 %, 16 главных распорядителей бюджетных средств - свыше 98 %, менее 95% - 3 главных распорядителя бюджетных средств (Минтранс, Минстрой, РА занятости населения).

Отклонения между плановыми  назначениями и фактическими показателями менее 95 процентов допущены по нижеследующим  подразделам классификации расходов Российской Федерации  и их причины следующие (форма 364):

По подразделу 0104 «Функционирование Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, местных администраций» исполнено на 91,9 %, в связи с применением регрессивной шкалы ЕСН и экономией фонда оплаты труда.

По подразделу 0401 «Общеэкономические вопросы» исполнено на 89,1%,  в связи с поздним поступлением субсидий из федерального бюджета по последнему этапу программы мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда (29.12.2010 г.).

По подразделу 0405 «Сельское хозяйство и рыболовство» исполнено на 92,8 %. Поступление из федерального бюджета и финансирование расходов из республиканского бюджета по субсидиям осуществлены в пределах сумм, предусмотренных  Дополнительным соглашением № 1111/17 от 20.12.2010 г. к Соглашению № 315/17 от 10.03.2010 г.  о предоставлении субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства (субсидии уточнены в сторону уменьшения по фактической потребности).

По подразделу 0408 «Транспорт» исполнено на 87,5 %.  По объекту «Строительство берегоукрепительных сооружений на р. Турка»  между Министерством  по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия и ОАО «Мостоотряд №34 заключен госконтракт № 390 от 26.10.2010 года. Разрешение подрядчиком на строительство получено 23.12.2010 г., в связи с чем внесено предложение о переносе неиспользованных в 2010 году средств в объеме 14 982,0 тыс. рублей на 2011 год.

По подразделу 0409 «Дорожное хозяйство» исполнено на 79,9%,  связи с невыполнением  условий государственных контрактов подрядными организациями.

По подразделу 0410 «Связь и информатика» исполнено на 92,1 %, в связи с  невыполнением в установленные сроки работ по созданию системы электронного документооборота, предусмотренных по государственному контракту.

По подразделу 0502 «Коммунальное хозяйство» исполнено на 82,7 %, в связи с  поздним поступлением средств из федерального бюджета (26.12.2010 г.) по ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года».

По подразделу 0603 «Охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания» исполнено на 82,8 %,  в виду отсутствия заявок на конкурс, объявленный по выбору исполнителя работ «Определение приоритетов и подготовка обоснований инвестирования в минерально-сырьевой комплекс Республики Бурятия».

По подразделу 0801 «Культура» исполнено на 90,4 % в связи с длительной процедурой конкурсных торгов по объектам «Реконструкция и реставрация Бурятского государственного академического театра оперы и балета», «Реконструкция здания кинотеатра «Дружба» под размещение Государственного драматического театра им. Николая Бестужева в г. Улан-Удэ»,  несвоевременным завершением работы по государственной экспертизе по объекту «Реконструкция Бурятского государственного академического театра драмы им. Х.Намсараева».

 По подразделу 0908 «Физическая культура и спорт» исполнено на 83,4 %,  связи с поздним поступлением средств из федерального бюджета (декабрь 2010 года)  не в полном объеме освоены средства по объекту "Строительство стадиона на 10 000 зрителей по ул. Свободы на набережной р. Селенга в Советском районе г.Улан-Удэ".

Республиканский бюджет за 2010 год исполнен с дефицитом  в сумме 1 866 805,6 тыс. рублей.

Источники финансирования дефицита республиканского бюджета (тыс. рублей)

Таблица 2.

Наименование вида источника финансирования

По состоянию на 01.01.2011г.

Ценные бумаги

0,00

Бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

3 191 050,78

Кредиты кредитных организаций  в валюте Российской Федерации

1 037 139,70

Иные источники внутреннего  финансирования дефицитов бюджетов

- 645 132,11

Изменение остатков средств на счетах

- 1 716 252,78

Источники финансирования дефицита бюджета  всего

1 866 805,59


 

2.2. Применение  организационных механизмов обеспечения  стабильного развития региона.

Прогнозирование и планирование регионального  развития

Разработка любого социально-экономического прогноза территории начинается с анализа  текущей ситуации в регионе и  данных за отчетный период. Оценка социально-экономического положения Республики Бурятия осуществляется в рамках следующих блоков:

- природно-ресурсный  потенциал

- демографический потенциал

- производственный потенциал

- сельское хозяйство

- инвестиционный климат

В среднесрочной перспективе  в Республике Бурятия по прогнозным расчетам валовой региональный продукт в 2013 году увеличится по сравнению с 2009 годом на 17,8-23,8%. В промышленности ожидается рост производства в 2013 году по сравнению с 2009 годом на 14,6-24,0%. В рассматриваемый период прогнозируется увеличение объемов добычи полезных ископаемых до 111,4-120,9% к уровню 2009 года. В обрабатывающих производствах предполагается увеличение объемов производства до 119,8-131,3% к уровню 2009 года. Производство пищевых продуктов к 2013 году увеличится к уровню 2009 года до 117,0-124,0%. По виду деятельности "производство и распределение электроэнергии, газа и воды" в 2011-2013 годах прогнозируются ежегодные темпы роста к уровню 2009 года 101,0-102,0%. Темп роста инвестиций в основной капитал в 2013 году к уровню 2009 года прогнозируется на уровне 135,8-148,8%. В среднесрочной перспективе темп роста реальных располагаемых денежных доходов составит 105,7-109,5% к уровню 2009 года.

В 2012 году фонд оплаты труда  увеличится в 1,5 раза к уровню 2009 года. За счет реализации мер по повышению занятости и уровня доходов населения в 2012 году ожидается снижение уровня бедности до 19,0% по первому и до 18,4% - по второму варианту9.

В долгосрочной перспективе согласно стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия до 2025 года ожидаются результаты. (приложение 3, таблица 3)

Стратегической целью  социально-экономического развития Республики Бурятия является обеспечение качества жизни населения не ниже среднероссийского  на основе устойчивого экономического роста. Достижение стратегической цели предполагает выход Республики Бурятия на финансовую самообеспеченность, перевод экономики на инновационный путь развития, обеспечение полной занятости, создание предпосылок для увеличения продолжительности жизни населения.

Основные стратегические направления развития Республики Бурятия предполагают решение следующих взаимосвязанных задач10:

- обеспечение комплексности  социально-экономического развития  Республики Бурятия и муниципальных  образований с установкой на  достижение среднероссийского уровня благосостояния;

- повышение эффективности  государственного управления социально-экономическим  развитием Республики Бурятия  на основе внедрения результативных  принципов управления и использования  механизмов частно-государственного  партнерства;

- улучшение инвестиционного  и предпринимательского климата,  стимулирование инновационной деятельности  за счет совершенствования нормативной  правовой базы, развития инфраструктуры  и снижения административных  барьеров для развития бизнеса;

- создание центра туризма на Востоке Российской Федерации;

- эффективное использование  производственного, ресурсного, природного  потенциала и иных конкурентных  преимуществ;

- модернизация инфраструктурного  хозяйства;

- укрепление собственной  доходной базы республиканского бюджета и бюджетов муниципальных образований;

- повышение доступности  жилья, качества образовательных  услуг, медицинской помощи, сохранение  и развитие культуры;

- комплексное развитие  общественной инфраструктуры (транспортной, дорожной, инженерной, связи, коммуникационной);

- проведение активной  политики занятости населения  и повышение эффективности работы  по снижению бедности;

- совершенствование механизмов  природопользования, обеспечение экологической  безопасности и охраны окружающей  среды;

- повышение устойчивости развития экономики за счет укрепления связей республики с субъектами Российской Федерации и странами Северо-Восточной Азии.

 

  Программирование регионального  развития.

Рассмотрим  реализацию целевых программ в республике Бурятия за 2009 год. По данным, представленным государственными заказчиками (главными распорядителями бюджетных средств) в 2009 году реализовались 22 республиканские целевые программы и 8 федеральных целевых программ.

Фактическое финансирование целевых программ в 2009 году составило 2 732 710,70 тыс.руб. или 131,78 % от предусмотренных целевыми программами параметров. Уменьшение общего финансирования целевых программ к уровню 2008 года составило 4,11%, за счет республиканского бюджета на 38,87%, более чем в 1,5 раза увеличились внебюджетные источники.

На целевые программы  инфраструктурного блока было направлено 477 960,60 тыс.руб. или 17,49 % от всех средств выделенных на реализацию программ. При этом доля республиканского бюджета составили 37,86%.

Финансирование целевых  программ социального блока составило 164 567,89 тыс.руб. или 6,02% от общей суммы, доля республиканских средств 16,39%. (приложение4, табл. 4.1.)

Наибольшая сумма финансирования была направлена на целевые программы  экономического блока 2 090 182,20 тыс.руб. (76,49%), доля республиканских средств составляет 45,75%. Сумма привлеченных внебюджетных средств на реализацию программ экономического блока составила 1 625 058,00 тыс.руб. или 99,95% от всей суммы привлеченных средств.

По данным, представленным государственными заказчиками (главными распорядителями бюджетных средств) в 2009 году в рамках восьми федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы на реализацию мероприятий и строительство объектов на территории Республики Бурятия было направлено 5 282,1 млн.руб.

Обобщенной целью реализации программ являлось решение следующих  проблем, стоящих перед республикой: транспортной инфраструктуры, социальной и экономической сферы.

Средства, выделенные на реализацию федеральных целевых  программ, федеральной адресной инвестиционной программы, предусмотрены на модернизацию транспортной инфраструктуры, развитие инженерной инфраструктуры, развитие социальной инфраструктуры, улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, развитие сети общеобразовательных учреждений в сельской местности и др.

Информация о работе Организационный и финансовый механизм управления развитием региона