Организационный и финансовый механизм управления развитием региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 04:31, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие сущности финансового и организационного механизма Республики Бурятия. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
раскрыть сущность и содержание финансового механизма регулирования регионального развития
рассмотреть организационные инструменты обеспечения стабильного развития региона
проанализировать бюджетно-налоговую политику Республики Бурятия
рассмотреть планирование и прогнозирование экономического развития региона на примере Республики Бурятия
рассмотреть программирование регионального развития РБ

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы финансового и организационного механизма обеспечения стабильного развития региона………………………………………..5
1.1.Сущность и содержание финансового механизма регулирования развития региона………………………………………………………………………………...5
1.2.Организационные инструменты регулирования регионального развития…..9
Глава 2. Анализ финансового и организационного механизма регулирования регионального развития на примере Республики Бурятия……………………….15
2.1. Бюджетно-налоговая политика Республики Бурятия………………………15
2.2. Применение организационных механизмов обеспечения стабильного развития региона…………………………………………………………………….19
2.2.1.Планирование и прогнозирование регионального развития…………….19
2.2.2. Программирование регионального развития……………………………22
2.3. Перспективы применения и пути совершенствования финансового и организационного механизма регулирования регионального развития………...26
Заключение…………………………………………………………………………..31
Список использованной литературы………………………………………………33

Работа содержит 1 файл

курсовая региональная.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические  основы финансового и организационного механизма обеспечения стабильного  развития региона………………………………………..5

1.1.Сущность и содержание финансового механизма регулирования развития региона………………………………………………………………………………...5

1.2.Организационные инструменты регулирования регионального развития…..9

Глава 2. Анализ финансового  и организационного механизма регулирования  регионального развития на примере  Республики Бурятия……………………….15

2.1.  Бюджетно-налоговая политика Республики Бурятия………………………15

2.2. Применение организационных  механизмов обеспечения стабильного развития региона…………………………………………………………………….19

    2.2.1.Планирование и прогнозирование регионального развития…………….19

    2.2.2. Программирование регионального развития……………………………22

2.3. Перспективы применения  и пути совершенствования финансового  и организационного механизма  регулирования регионального развития………...26

Заключение…………………………………………………………………………..31

Список использованной литературы………………………………………………33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Необходимость управления региональным развитием в регионе  обусловлена в первую очередь  общими недостатками функционирования рыночной экономики, ее  нацеленностью  на получение экономического эффекта  и игнорированием проблем социальной справедливости.

Государственное воздействие  на развитие региона носит двойственный характер. С одной стороны, речь идет об организационном механизме воздействия  на ход воспроизводственного процесса, которое реализуется путем составления документов, ориентирующих участников воспроизводственного процесса в регионе относительно возможных макроэкономических перспектив развития, что позволяет последним выбирать верную тактику и стратегию своих действий. С другой стороны речь идет о наборе активных методов финансового механизма воздействия государства на ход воспроизводственного процесса, что связано с использованием таких инструментов, как система налогообложения, государственный бюджет, прямые инвестиции государства в развитие экономики региона, действия государства по регулированию денежного обращения и кредита.

Финансовый механизм региона – сердцевина концепции  его саморазвития. Он представляет собой совокупность методов и  средств воздействия на финансовые ресурсы и денежные потоки, в которых участвует регион.

Организационный механизм, который включает в себя планирование и прогнозирование экономического развития региона, а также программно целевое регулирование развития экономики региона, также является неотъемлемой частью управления региональным развитием.

Таким образом, актуальность темы курсовой очевидна, так как  финансовые и организационные механизмы  составляют основу для обеспечения  стабильного развития региона.

Объектом курсовой работы является финансовые и организационные  механизмы обеспечения стабильного развития региона, предметом -финансовые и организационные механизмы Республики Бурятия.

Целью курсовой работы является раскрытие сущности финансового  и организационного механизма Республики Бурятия. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  • раскрыть сущность и содержание финансового механизма регулирования регионального развития
  • рассмотреть организационные инструменты обеспечения стабильного развития региона
  • проанализировать бюджетно-налоговую политику Республики Бурятия
  • рассмотреть планирование и прогнозирование экономического развития региона на примере Республики Бурятия
  • рассмотреть программирование регионального развития РБ

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения и  списка литературы. В первой главе рассматриваются теоретические основы финансовых и организационных механизмов, во второй главе анализируются финансовый и организационный механизм Республики Бурятия, рассматриваются бюджетно-налоговая политика РБ, программирование, планирование и прогнозирование регионального развития.

Теоретической базой  послужили научные труды таких  авторов, как Орешин В.П., Коваленко  Е.Г., Хандуев П.Ж., Герасимов и других авторов.

Информационной базой  послужили данные статистических органов, периодические издания, Федеральные законы РФ, Постановления Правительства Республики Бурятия, Законы об исполнении регионального бюджета Республики Бурятия, а также официальные сайты органов власти. 

Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что  автор получил более глубокие представления, более развернутое понимание  проблемы, исследованной в данной работе.

В ходе выполнения работы были использованы методы сбора и обработки информации, анализа и обобщения.

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы организационного и финансового механизма обеспечения стабильного развития региона.

1.1. Сущность финансового механизма и его роль в обеспечении регионального развития.

Финансовый механизм является инструментом осуществления  финансовой политики государства и представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития1. Используя различные элементы финансового механизма, органы власти стремятся обеспечить реализацию целей финансовой политики, решение ее стратегических и тактических задач.

Финансовый механизм включает множество взаимосвязанных, соединенных между собой элементов, соответствующих разнообразию финансовых отношений в обществе.

В зависимости от состава сфер и звеньев финансовой системы, функционирование которых обеспечивает финансовый механизм региона, он включает финансовый механизм субъектов хозяйствования региона (в его состав входят финансовый механизм коммерческих организаций, финансовый механизм некоммерческих организаций и финансовый механизм предпринимателей индивидуальных) и механизм государственных и муниципальных финансов (включает бюджетный механизм и финансовый механизм функционирования государственных внебюджетных фондов).

Рассмотрим подробнее бюджетный механизм как основной элемент обеспечения стабильного развития региона.

Бюджетный механизм региона - составная часть финансового механизма, представленная совокупностью видов и форм организации бюджетных отношений, специфических методов мобилизации и использования бюджетных средств, принципов планирования и финансирования, условий и методов осуществления финансового контроля2.

В зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений в структуре бюджетного механизма региона выделяют три звена: механизм мобилизации денежных средств в региональные и местные бюджеты; механизм расходования бюджетных средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам; механизм межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов.

Первое звено включает доходы регионального  бюджета, состоящие из налоговых и неналоговых поступлений. Налоговые доходы бюджета обеспечиваются с помощью налоговой системы региона. Налоговая система региона – это совокупность налогов, пошлин и сборов на территории региона в соответствии с налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях3.

В бюджеты субъектов  Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами налогов: налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 100%; налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" - по нормативу 80%; налога на доходы физических лиц - по нормативу 70%; акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50%; акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50%; акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей - по нормативу 60%; акцизов на алкогольную продукцию - по нормативу 100%; акцизов на пиво - по нормативу 100%; налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 5%; налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых - по нормативу 100%; сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - 30%; сбора за пользование объектами животного мира – 100%; налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 90%; единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 30%; государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100%: за государственную регистрацию и выдачу лицензии и другие налоговые доходы.

На рисунке 1. представлены неналоговые  доходы бюджета региона.                        

Рис.1.

 В последнее время происходит устойчивый рост доли данного показателя в доходах бюджета. Доля суммарных неналоговых доходов в общей величине доходов по консолидированным бюджетам субъектов РФ увеличилась с 5% в 1996 г. до 10% в 2007 г.

Звено расходования бюджетных средств включает конкретные виды расходов. К ним относятся:

— обеспечение функционирования органов представительной и исполнительной власти субъектов Федерации;

— обслуживание и погашение государственного долга субъектов Федерации;

— проведение выборов и референдумов в субъектах Федерации;

— обеспечение реализации региональных целевых программ;

— формирование государственной собственности  субъектов Федерации;

— осуществление международных  и внешнеэкономических связей субъектов  Федерации;

— содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Федерации;

— обеспечение деятельности СМИ  субъектов Федерации;

— оказание финансовой помощи местным бюджетам;

— обеспечение осуществления  отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

— компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов;

— прочие расходы, связанные  с осуществлением полномочий субъектов  Федерации.

Механизм межбюджетного  распределения и перераспределения  финансовых ресурсов включает финансовую помощь из федерального бюджета и бюджетов других субъектов Федерации. Финансовая  помощь предоставляется из фонда финансовой поддержки субъектов РФ, из фондов компенсаций, софинансирования социальных расходов, регионального развития, реформирования региональных финансов.  Бюджетным кодексом Российской Федерации установлены следующие формы оказания финансовой помощи региональным бюджетам из федерального бюджета:

• предоставления дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности регионов;

• предоставления субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов;

• предоставления бюджетных кредитов (форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основе);

• предоставления бюджетной  ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении регионального бюджета.

Субвенции и субсидии бюджетам субъектов РФ предоставляются  на финансирование расходов, имеющих  целевой характер (расходов по федеральным целевым программам, капитальных расходов, расходов, передаваемых из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, и других целевых расходов). Порядок их предоставления и расчет определяются специальным федеральным законом либо бюджетом на очередной финансовый год.4

Таким образом, эффективное  функционирование финансового механизма  через бюджетный механизм, налоговую  систему, оказание финансовой помощи из федерального бюджета и бюджетов других субъектов РФ обеспечивает стабильное развитие регионов.

Информация о работе Организационный и финансовый механизм управления развитием региона