Организационный и финансовый механизм управления развитием региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 04:31, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие сущности финансового и организационного механизма Республики Бурятия. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
раскрыть сущность и содержание финансового механизма регулирования регионального развития
рассмотреть организационные инструменты обеспечения стабильного развития региона
проанализировать бюджетно-налоговую политику Республики Бурятия
рассмотреть планирование и прогнозирование экономического развития региона на примере Республики Бурятия
рассмотреть программирование регионального развития РБ

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы финансового и организационного механизма обеспечения стабильного развития региона………………………………………..5
1.1.Сущность и содержание финансового механизма регулирования развития региона………………………………………………………………………………...5
1.2.Организационные инструменты регулирования регионального развития…..9
Глава 2. Анализ финансового и организационного механизма регулирования регионального развития на примере Республики Бурятия……………………….15
2.1. Бюджетно-налоговая политика Республики Бурятия………………………15
2.2. Применение организационных механизмов обеспечения стабильного развития региона…………………………………………………………………….19
2.2.1.Планирование и прогнозирование регионального развития…………….19
2.2.2. Программирование регионального развития……………………………22
2.3. Перспективы применения и пути совершенствования финансового и организационного механизма регулирования регионального развития………...26
Заключение…………………………………………………………………………..31
Список использованной литературы………………………………………………33

Работа содержит 1 файл

курсовая региональная.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

 

1.2. Организационные  инструменты регулирования регионального  развития.

Организационный механизм регулирования регионального развития включает комплекс законодательно установленных  норм, правил или систем мер, обуславливающих стабильное функционирование и социальную ориентацию развития хозяйства в целом, а также предельные параметры поведения каждого субъекта рыночных отношений. Прогнозирование и целевое планирование хозяйственных и социальных процессов при этом имеют первостепенное значение. Прогнозирование и планирование определяют стратегическую направленность развития, целевой характер структурных перестроек, пропорциональность и сбалансированность воспроизводства, экономические и социальные гарантии населению. Необходимость государственного планирования обосновывается необходимостью целенаправленного воздействия на социально-экономическое развитие страны, координации всех хозяйствующих субъектов или локальных органов управления (отраслей, регионов) для реализации комплексного подхода в управлении социально-экономической системой, согласования экономических задач с более широкими неэкономическими целями развития, в частности развития социальной сферы и т.п.

Анализ и прогнозирование  социально-экономического развития является отправной точкой работы по управлению региональным развитием. На основе обоснованного прогноза определяются цели социально-экономического развития региона, уточняются программные мероприятия и приоритеты в развитии регионального хозяйственного комплекса.5

Прогнозирование социально-экономического развития региона  – предвидение будущего состояния экономики и социальной сферы, составная часть государственного регулирования экономики, призванная определять направления развития регионального комплекса и его структурных составляющих. Результаты прогнозных расчетов используются государственными органами для обоснования и целей социально-экономического развития, выработки и обоснования социально-экономической политики правительства, способов рационализации использования ограниченных производственных ресурсов.   Прогноз социально-экономического развития региона базируется на определенных научных теориях, объясняющих особенности функционирования и развития регионального хозяйственного комплекса.

Стратегический план развития региона – это управленческий документ, который содержит взаимосвязанное описание различных аспектов деятельности по развитию региона. Подготовка такого документа предусматривает:

  • постановку целей развития региона;
  • определение путей достижения поставленных целей;
  • анализ потенциальных возможностей, реализация которых позволит достичь успехов;
  • разработку методов организации движения по избранным направлениям;
  • обоснование рациональных способов использования ресурсов.

Исходным пунктом разработки концепции должно стать определение целей развития региона, а также его отраслевых приоритетов. Основной целевой установкой стратегического плана развития региона является повышение уровня и качества жизни населения региона. Для повышения жизненного уровня населения предлагается и формируется выполнение «социального заказа». В понятие социальный заказ входит набор услуг, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности населения.

Индикативное  планирование представляет собой процесс формирования системы показателей, характеризующих состояние и развитие экономики региона, соответствующее направлениям государственной социально-экономической политики. Он предусматривает разработку мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения установленных индикаторов. В качестве важнейших индикаторов социально-экономического развития используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка товаров и ценных бумаг, движение цен, занятость, уровень жизни населения, внешнеэкономические связи и т.д.

Объектом планирования в регионе является комплекс отраслей, находящихся на ее территории, а  целью планирования – обеспечение  их эффективного и пропорционального развития, исходя из потребностей производства и решения социальных вопросов.

Необходимым условием реализации Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации  является разработка Генеральной схемы пространственного развития Российской Федерации, основная задача которой — произвести функциональное зонирование территории Российской Федерации. На основе Генеральной схемы пространственного развития Российской Федерации должно планироваться размещение объектов капитального строительства разного уровня (в том числе объектов федеральных энергетических систем, использования атомной энергетики, обороны и безопасности, транспорта, путей сообщения, информатики и связи, космической деятельности и других), развитие и размещение зон различного назначения (природоохранных, с особыми условиями использования и других), развитие территорий объектов культурного наследия и других территорий особого регулирования, предусмотренных законодательством.

Успешная реализация задач регионального развития тесно связана с тем, насколько полно в России решена проблема административно-территориального устройства. До сих пор в России так и не приняты федеральные законы, определяющие порядок формирования административных границ субъектов Российской Федерации и общие принципы административно-территориального устройства внутри регионов.

Особое внимание следует уделить принятию базовых нормативных правовых актов, обеспечивающих эффективную региональную политику, отвечающую современным условиям. Очевидна необходимость принятия Федеральных законов «О пространственном развитии Российской Федерации» и «Об основах государственного регулирования регионального развития Российской Федерации». В законе «О пространственном развитии Российской Федерации» должны быть определены принципы построения Генеральной схемы пространственного развития Российской Федерации (размещения инфраструктурных объектов, территориальных органов федеральной исполнительной власти, крупных социальных объектов и учреждений федерального значения, функционального зонирования территории Российской Федерации и пр.). В законе «Об основах государственного регулирования регионального развития Российской Федерации» целесообразно определить цели, задачи и основные направления регионального развития; принципы, методы и формы современной региональной политики; формирования и расходования бюджетных фондов, обеспечивающих сбалансированность и эффективность регионального развития; провести дифференциацию регионов с учетом их специфики и вытекающих из этого особенностей в правовом регулировании.

Проведение региональной политики невозможно без формирования системы государственных организационно-финансовых институтов, отвечающих за отдельные  направления реализации Стратегии  социально-экономического развития регионов Российской Федерации. Такими институтами должны стать:

Межведомственная  комиссия

Для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  в целях согласования приоритетов  социально-экономического развития регионов Российской Федерации и региональных аспектов федеральных отраслевых стратегий для разработки и принятия «Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации», а также в целях подготовки проектов нормативных правовых актов и методических документов, обеспечивающих реализацию Стратегии, была создана Межведомственная комиссия  при Минрегионе России6.

Другим инструментом регионального развития является программирование развития экономики региона, которое означает разработку и реализацию специальных документов, описывающих цели, процедуру и мероприятия и средства решения наиболее актуальных проблем регионального развития. Программирование знаменует активное участие властных структур не только в опосредованном воздействии на экономические процессы, но и в непосредственном управлении ходом общественного воспроизводства.

Целевые программы представляют собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития РФ.

Структурными  элементами программно-целевого подхода в регулировании регионального развития являются установление целей социально-экономического развития; разработка мероприятий, которые направлены на достижение этих целей; обеспечение согласования целей и мероприятий; ресурсное обеспечение намеченных мер.

Наиболее сложной проблемой является разработка программы комплексного развития экономики  и социальной серы региона как целостного образования, поскольку в этом случае необходимо учесть все многообразие ограничений на экономическое развитие региона, а именно: состояние природного фактора, современную социально-демографическую ситуацию, прогноз социальной напряженности в регионе и пр.

Ресурсное обеспечение программ осуществляется на основе рассмотрения бюджетных заявок, которые содержат обоснование затрат на реализацию федеральных целевых программ и иных федеральных нужд в данном году. Вопрос о выделении финансовых и иных ограниченных ресурсов на реализацию федеральных программ решается по рекомендации Министерства экономического развития и торговли, а также Министерства финансов на основе проектов бюджетных заявок , исходя из прогноза социально-экономического развития и проекта государственного бюджета.

Методический  инструментарий программно-целевого подхода включает широко использовавшиеся в прежние годы методы «дерево целей», балансовых и технико-экономических расчетов, определения приоритетов, разработки вариантов и др., причем как в традиционном экономико-статистическом, так и в экономико-математическом исполнении.

Таким образом  детально разработанные прогнозы и  программы социально-экономического развития позволяет сформировать концепцию социально-экономического развития региона, выделить приоритетные цели его развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ финансового и организационного механизма регулирования регионального  развития на примере Республики Бурятия

2.1.  Бюджетно-налоговая  политика Республики Бурятия

Под бюджетно-налоговой политикой региона понимают совокупность управленческих решений, систему правовых норм и организационно-экономических мероприятий, разрабатываемых и проводимых в бюджетно-налоговой сфере органами власти региона.

На территории Республики Бурятия систему правовых норм, в соответствии с которыми в настоящее время республиканскими органами власти разрабатываются и  осуществляются организационно-экономические  мероприятия в бюджетно-налоговой сфере, составляют законодательные акты федерального и регионального уровня, а именно Бюджетный кодекс РФ; Федеральный закон от 31.07.1998г. №145-ФЗ; Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.; Налоговый кодекс РФ; Федеральные закон от 05.08.2000 №118-ФЗ, закон «О некоторых вопросах налогового регулирования в Республике Бурятия, отнесенных законодательством РФ о налогах и сборах к ведению субъектов РФ»; закон РБ №145-III от 26 ноября 2002г; Закон РБ от 06.07.2005 № 1243-III «О бюджетной системе и бюджетном процессе в Республике Бурятия».7

Рассмотрим  исполнение консолидированного бюджета  республики в 2010 году. Исполнение основных показателей республиканского бюджета за 2010 год составило8:

- по доходам – 33 923 212,7 тыс.рублей, или 102,2 %  к общему объему доходов, утвержденному Законом Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2010 год»; 

- по расходам -  35 790 018,3 тыс.рублей или 96,6 % r уточненной росписи;

- дефицит республиканского  бюджета составил  1 866 805,6 тыс.рублей.

Сальдо источников внутреннего  финансирования дефицита республиканского бюджета за отчетный период составило  3 583 058,4 тыс.рублей.                                                                                   

Сравнение основных показателей исполнения республиканского бюджета

за 2009 и 2010 годы (тыс.руб.)

Таблица 1.

Показатели

  2009 год

2010 год

Отклонение,                                        +, -

Доходы

35 778 689,0

33 923 212,7

-1 855 476,3

в т.ч. безвозмездные поступления 

24 539 302,9

21 186 168,3

-3 353 134,6

Расходы

34 881 266,9

35 790 018,3

+ 908 751,4

Дефицит, профицит (-, +)

+ 897 422,1

-1 866 805,6

          Х


По сравнению с прошлым  годом снижение доходов республиканского бюджета составило 1 855 476,3 тыс.рублей  или на  5,2 %,  в том числе за счет снижения безвозмездных поступлений на 3 353 134,6 тыс.рублей или на 13,7 %.  Рост расходов составил 908 751,4 тыс.рублей или на 2,6  %. (Приложение 1, табл. 1)

Информация о работе Организационный и финансовый механизм управления развитием региона