Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 04:31, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие сущности финансового и организационного механизма Республики Бурятия. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
раскрыть сущность и содержание финансового механизма регулирования регионального развития
рассмотреть организационные инструменты обеспечения стабильного развития региона
проанализировать бюджетно-налоговую политику Республики Бурятия
рассмотреть планирование и прогнозирование экономического развития региона на примере Республики Бурятия
рассмотреть программирование регионального развития РБ
Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы финансового и организационного механизма обеспечения стабильного развития региона………………………………………..5
1.1.Сущность и содержание финансового механизма регулирования развития региона………………………………………………………………………………...5
1.2.Организационные инструменты регулирования регионального развития…..9
Глава 2. Анализ финансового и организационного механизма регулирования регионального развития на примере Республики Бурятия……………………….15
2.1. Бюджетно-налоговая политика Республики Бурятия………………………15
2.2. Применение организационных механизмов обеспечения стабильного развития региона…………………………………………………………………….19
2.2.1.Планирование и прогнозирование регионального развития…………….19
2.2.2. Программирование регионального развития……………………………22
2.3. Перспективы применения и пути совершенствования финансового и организационного механизма регулирования регионального развития………...26
Заключение…………………………………………………………………………..31
Список использованной литературы………………………………………………33
1.2. Организационные
инструменты регулирования
Организационный механизм
регулирования регионального
Анализ и прогнозирование социально-экономического развития является отправной точкой работы по управлению региональным развитием. На основе обоснованного прогноза определяются цели социально-экономического развития региона, уточняются программные мероприятия и приоритеты в развитии регионального хозяйственного комплекса.5
Прогнозирование социально-экономического развития региона – предвидение будущего состояния экономики и социальной сферы, составная часть государственного регулирования экономики, призванная определять направления развития регионального комплекса и его структурных составляющих. Результаты прогнозных расчетов используются государственными органами для обоснования и целей социально-экономического развития, выработки и обоснования социально-экономической политики правительства, способов рационализации использования ограниченных производственных ресурсов. Прогноз социально-экономического развития региона базируется на определенных научных теориях, объясняющих особенности функционирования и развития регионального хозяйственного комплекса.
Стратегический план развития региона – это управленческий документ, который содержит взаимосвязанное описание различных аспектов деятельности по развитию региона. Подготовка такого документа предусматривает:
Исходным пунктом разработки концепции должно стать определение целей развития региона, а также его отраслевых приоритетов. Основной целевой установкой стратегического плана развития региона является повышение уровня и качества жизни населения региона. Для повышения жизненного уровня населения предлагается и формируется выполнение «социального заказа». В понятие социальный заказ входит набор услуг, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности населения.
Индикативное планирование представляет собой процесс формирования системы показателей, характеризующих состояние и развитие экономики региона, соответствующее направлениям государственной социально-экономической политики. Он предусматривает разработку мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения установленных индикаторов. В качестве важнейших индикаторов социально-экономического развития используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка товаров и ценных бумаг, движение цен, занятость, уровень жизни населения, внешнеэкономические связи и т.д.
Объектом планирования в регионе является комплекс отраслей, находящихся на ее территории, а целью планирования – обеспечение их эффективного и пропорционального развития, исходя из потребностей производства и решения социальных вопросов.
Необходимым условием реализации
Стратегии социально-
Успешная реализация
задач регионального развития тесно связана с тем, насколько полно
в России решена проблема административно-
Особое внимание следует уделить принятию базовых нормативных правовых актов, обеспечивающих эффективную региональную политику, отвечающую современным условиям. Очевидна необходимость принятия Федеральных законов «О пространственном развитии Российской Федерации» и «Об основах государственного регулирования регионального развития Российской Федерации». В законе «О пространственном развитии Российской Федерации» должны быть определены принципы построения Генеральной схемы пространственного развития Российской Федерации (размещения инфраструктурных объектов, территориальных органов федеральной исполнительной власти, крупных социальных объектов и учреждений федерального значения, функционального зонирования территории Российской Федерации и пр.). В законе «Об основах государственного регулирования регионального развития Российской Федерации» целесообразно определить цели, задачи и основные направления регионального развития; принципы, методы и формы современной региональной политики; формирования и расходования бюджетных фондов, обеспечивающих сбалансированность и эффективность регионального развития; провести дифференциацию регионов с учетом их специфики и вытекающих из этого особенностей в правовом регулировании.
Проведение региональной
политики невозможно без формирования
системы государственных
Межведомственная комиссия
Для координации деятельности
федеральных органов
Другим инструментом регионального развития является программирование развития экономики региона, которое означает разработку и реализацию специальных документов, описывающих цели, процедуру и мероприятия и средства решения наиболее актуальных проблем регионального развития. Программирование знаменует активное участие властных структур не только в опосредованном воздействии на экономические процессы, но и в непосредственном управлении ходом общественного воспроизводства.
Целевые программы представляют собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития РФ.
Структурными элементами программно-целевого подхода в регулировании регионального развития являются установление целей социально-экономического развития; разработка мероприятий, которые направлены на достижение этих целей; обеспечение согласования целей и мероприятий; ресурсное обеспечение намеченных мер.
Наиболее сложной проблемой является разработка программы комплексного развития экономики и социальной серы региона как целостного образования, поскольку в этом случае необходимо учесть все многообразие ограничений на экономическое развитие региона, а именно: состояние природного фактора, современную социально-демографическую ситуацию, прогноз социальной напряженности в регионе и пр.
Ресурсное обеспечение программ осуществляется на основе рассмотрения бюджетных заявок, которые содержат обоснование затрат на реализацию федеральных целевых программ и иных федеральных нужд в данном году. Вопрос о выделении финансовых и иных ограниченных ресурсов на реализацию федеральных программ решается по рекомендации Министерства экономического развития и торговли, а также Министерства финансов на основе проектов бюджетных заявок , исходя из прогноза социально-экономического развития и проекта государственного бюджета.
Методический инструментарий программно-целевого подхода включает широко использовавшиеся в прежние годы методы «дерево целей», балансовых и технико-экономических расчетов, определения приоритетов, разработки вариантов и др., причем как в традиционном экономико-статистическом, так и в экономико-математическом исполнении.
Таким образом
детально разработанные прогнозы и
программы социально-
Глава 2. Анализ
финансового и организационного
механизма регулирования
2.1. Бюджетно-налоговая политика Республики Бурятия
Под бюджетно-налоговой политикой региона понимают совокупность управленческих решений, систему правовых норм и организационно-экономических мероприятий, разрабатываемых и проводимых в бюджетно-налоговой сфере органами власти региона.
На территории
Республики Бурятия систему правовых
норм, в соответствии с которыми
в настоящее время
Рассмотрим исполнение консолидированного бюджета республики в 2010 году. Исполнение основных показателей республиканского бюджета за 2010 год составило8:
- по доходам – 33 923 212,7 тыс.рублей, или 102,2 % к общему объему доходов, утвержденному Законом Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2010 год»;
- по расходам - 35 790 018,3 тыс.рублей или 96,6 % r уточненной росписи;
- дефицит республиканского бюджета составил 1 866 805,6 тыс.рублей.
Сальдо источников внутреннего
финансирования дефицита республиканского
бюджета за отчетный период составило
3 583 058,4 тыс.рублей.
Сравнение основных показателей исполнения республиканского бюджета
за 2009 и 2010 годы (тыс.руб.)
Таблица 1.
Показатели |
2009 год |
2010 год |
Отклонение, |
Доходы |
35 778 689,0 |
33 923 212,7 |
-1 855 476,3 |
в т.ч. безвозмездные поступления |
24 539 302,9 |
21 186 168,3 |
-3 353 134,6 |
Расходы |
34 881 266,9 |
35 790 018,3 |
+ 908 751,4 |
Дефицит, профицит (-, +) |
+ 897 422,1 |
-1 866 805,6 |
Х |
По сравнению с прошлым годом снижение доходов республиканского бюджета составило 1 855 476,3 тыс.рублей или на 5,2 %, в том числе за счет снижения безвозмездных поступлений на 3 353 134,6 тыс.рублей или на 13,7 %. Рост расходов составил 908 751,4 тыс.рублей или на 2,6 %. (Приложение 1, табл. 1)
Информация о работе Организационный и финансовый механизм управления развитием региона