Организационные формы информационно-консультационной службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:34, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы – рассмотреть организационные формы информационно-консультационной службы и разработать проект создания своей информационно-консультационной службы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОПРОСА…………………..5
Понятие и сущность информационно-консультационной службы……………………………………………………………….5
Этапы становления информационно-консультационной службы……………………………………………………………….7
Организационно-правовые формы (модели) информационно-консультационной службы………………………………………...10
ГЛАВА 2. ПРОЕКТ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО–КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ НА РАЙОННОМ УРОВНЕ…………..15
2.1. Цель и задачи информационно-консультационной службы………15
2.2. Выбор организационно-правовой формы и обоснование организационной структуры…………………………………………………..19
2.3. Потребность в ресурсах. Источники финансирования проекта…21
2.4. Эффективность проекта создания информационно-консультационной службы…………………………………………………….28
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………………………………31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………....32

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ОКС.docx

— 69.41 Кб (Скачать)

Информационно-консультационные службы в структуре или при  органах управления АПК.

Создание ИКС в структуре или при органах управления АПК было оправданным на первом этапе его создания и имеет следующие преимущества и недостатки.

Преимущества:

- большие возможности влияния на формирование политики государства и регионов в аграрном и социальном секторе экономики;

- наличие мощной материально-технической базы, высококвалифицированных и опытных кадров, что позволяет создать службу и начать ее деятельность в короткие сроки с минимальными затратами;

- более широкие возможности для оперативного решения управленческих, финансовых и других вопросов, связанных с информационно-консультационной деятельностью

Недостатки:

- отсутствие юридической  и финансовой самостоятельности,  полная зависимость консультантов  от этих органов и невозможность  осуществления коммерческой деятельности;

- психологическая неподготовленность  даже квалифицированных кадров  МСХ к специфике консультационной  деятельности, у них преобладает  административный стиль работы;

- работники органов управления  много тратят время на составление  различных справок, аналитических  материалом и им очень трудно  одновременно выполнять функции  консультантов;

- сельхозтоваропроизводители видят в работниках МСX прежде всего, как чиновников, а не консультантов, и поэтому порой работники сельского хозяйства не доверяют таким специалистам.

Второй организационно-правовой формой ИКЦ является функционирование их в виде государственных унитарных предприятий и государственных учреждений

К преимуществам  этой формы ИКЦ относятся:

- юридическая их самостоятельность, свобода действия в коммерческой деятельности;

- возможность самим принимать решения по структуре, штатам, размеру зарплаты специалистов исходя из финансового состояния центра.

Недостатки этой формы ИКЦ:

- высокое налоговое бремя,  включая все виды налогов;

- большая зависимость  центра от местного бюджета.

Организация ИКЦ  в составе сельскохозяйственных высших учебных заведений.

Преимущества  этой формы:

- достаточно мощная материально-техническая и учебно-методическая база вузов;

- опыт и высокая квалификация профессорско-преподавательского персонала факультетов, кафедр и лабораторий;

- наличие у вузов учебно-опытных хозяйств для организации демонстрационных полей и ферм;

- сельхозтоваропроизводители после окончания вузов получают молодых специалистов, хорошо понимающих значение консультационной службы и активно пользующихся ее услугами;

- налоговые льготы для учебных заведений.

Слабых сторон данной модели нет, но тем не менее к недостаткам можно отнести:

- финансирование вузов непосредственно осуществляется из федерального бюджета;

- оторванность специалистов  ИКЦ вузов от реального положения  дел в АПК региона;

- трудно одновременно  совмещать функции преподавателя  и консультанта, а в ряде случаев  невозможно.

Создание ИКС  при научно-исследовательских институтах (НИИ) и институтах повышения квалификации специалистов АПК.

Эти формы организации  ИКЦ имеют общие преимущества и недостатки.

Общие преимущества:

- неплохая их материально-техническая  база и наличие телекоммуникационных  средств;

- наличие квалифицированных  научных и профессорско-преподавательских  кадров;

- институты повышения  квалификации позволяют на высоком  уровне организовывать для сельхозтоваропроизводителей консультирование, семинары, конференции и др.;

- использование региональных  научно-исследовательских учреждений  особенно перспективно для создания  отраслевых ИКЦ по внедрению  новых отраслевых технологий  в сельскохозяйственное производство.

ИКЦ в форме  фонда и автономной некоммерческой организации.

Фонд является некоммерческой организацией. Его преимущества:

- в составе высшего  органа управления представлены  региональные администраторы, ученые  и специалисты вузов, представители  сельхозтоваропроизводителей, т.е. практически все основные субъекты АПК;

- структура штата и  оплата труда работников фонда  определяются непосредственно учредителями.

Недостатки:

- деятельность фонда сильно  зависит от бюджетных средств;

- сравнительно большие  налоги на прибыль, имущество  и все начисления на зарплату.

Серьезного внимания заслуживает  вопрос выбора организационно-правовых форм ИКЦ на районном уровне.

Преимущества и недостатки создаваемых таких центров на районном уровне почти одинаковы  с региональным уровнем. Вместе с  тем, необходимо остановиться на особенностях создания ИКЦ - при ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, т.е. сокращено при АККОР.

В создании консультационного  центра при фермерской ассоциации есть определенные преимущества:

- служба формируется и  управляется непосредственными  пользователями, и она предназначена  в основном для обслуживания  своих собственных членов;

- к консультационной деятельности  привлекаются опытные фермеры,  имеющие высокие показатели в  собственном хозяйстве;

- фермерские ассоциации  представляют фермерам информации  и консультации по всем видам  их деятельности и помогают  фермерам реализовать их продукции;

- ассоциация на договорной  основе обслуживает фермеров  по ведению бухучета, банковских  операций, заполнению налоговых  деклараций, проведению анализа  экономической деятельности, защита  фермеров в суде, арбитраж, налоговой  инспекции и т.д.

Недостатки:

- из-за отсутствия бюджетного  финансирования многие фермерские  ассоциации не имеют необходимых  материальных ресурсов, даже для  начального этапа работы.

- неплатежеспособность большинства  фермеров, нуждающихся в услугах,  не в состоянии даже оплатить сумму взносов на содержание этой службы.

 

ГЛАВА 2. ПРОЕКТ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ НА РАЙОННОМ УРОВНЕ

 

Разработаем проект создания информационно-консультационной службы (ИКС) на районном уровне на базе сельскохозяйственного  техникума (колледжа).

2.1. Цель и задачи информационно-консультационной  службы

В настоящее время в  России воссоздается информационно-консультационная служба (ИКС). С углублением рыночных отношений и усилением конкурентной среды с каждым годом становится все более востребованной информация о современных научно-технических разработках, передовом опыте хозяйствования, рынках сбыта продукции, налогообложении. Суть информационно-консультационной деятельности состоит в оказании нематериальной помощи людям в решении проблем, с которыми они не могут справиться самостоятельно. Информационно-консультационные службы, осуществляющие такого рода деятельность в сельском хозяйстве, являются частью системы получения и передачи сельскохозяйственных знаний и информации, необходимых для ведения эффективного производства. Несмотря на отдельный положительный опыт развития информационно-консультационной деятельности на районном уровне многие вопросы ее организации не решены. И хотя в современной литературе предлагаются различные рекомендации по функционированию службы, вопросам организации ИКС на районном уровне должного внимания не уделяется. Районные информационно-консультационные центры (ИКЦ), в основном, рассматриваются лишь в связи с организацией региональной службы. В то же время, являясь составным элементом информационно-консультационной службы России, именно ИКЦ районного уровня обеспечивают повышение эффективности работы сельских товаропроизводителей районов путем оказания им информационных и консультационных услуг по различным аспектам деятельности. Соответственно, требуется специальная методика их создания и организации деятельности.

Таким образом, в практическом и научном плане вопросы создания и управления ИКС районного уровня являются актуальными и требуют  глубокого исследования. Степень  изученности проблемы, научные, методологические и практические вопросы организации консультационного обеспечения заложены в трудах классиков отечественной аграрной науки: Н.Д. Кондратьева, А.В. Чаянова, А.В. Фортунатова. Дальнейшее изучение данной проблемы изложено в исследованиях отечественных и зарубежных ученых: A.W. van den Ban, H.S. Hawkins, B.E. Swanson, Андреевой Н.П., Баутина B.M, Веселовского М.Я., Демишкевич Г.М., Иппа JLC, Юїименко Ю.И., Козлова В.В., Колотова Л.С., Королькова А.Ф., Кошелева В.М., Красовского Ю.Д., Кросмана Ф.М, Лазовского В.В, Лысых И.Г., Маковецкого В.В., Михайленко И.М., Посадского А.П., Приемко В .В., Рунова Б. А. и других. В работах этих авторов подчеркнута важная роль ИКС, в том числе как эффективного механизма поддержки сельских товаропроизводителей.


Основная цель создаваемой ИКС - оказание помощи фермерам принимать лучшие решения, которые помогут им наилучшим способом достичь собственных целей. Для эффективного развития производства сельские товаропроизводители должны принимать оптимальные управленческие решения.

Основные задачи:

- оказание содействия сельхозтоваропроизводителям в освоении инновационных разработок и передового производственного опыта;

- консультирование сельхозтоваропроизводителей по вопросам организации и управления производством, переработки и реализации продукции, экономики, финансов, бухгалтерского учета, налогообложения, законодательства;

- доведение до сельхозтоваропроизводителей данных ценового мониторинга и предоставление им маркетинговых услуг,

- участие в организации и проведении обучающих семинаров, выставок, ярмарок, демонстрационных и других мероприятий;

- участие в реализации экономических и экологических программ района.

Виды оказываемых услуг:

    • информационное обслуживание по различным вопросам (о новых технологиях, оборудовании, перспективных сортах, породах животных и др.);
    • посещение сельскохозяйственных товаропроизводителей с целью выявления их проблем непосредственно на месте;
    • консультирование по всем направлениям деятельности хозяйств (организационно-экономическим, технологическим и правовым вопросам и др.);
    • предоставление ответов товаропроизводителям на их запросы;
    • организация учебы сельских товаропроизводителей проведением обучающих семинаров, конференций и др.;
    • отбор и внедрение в производство достижений науки и передового опыта;
    • проведение «Дня поля» и «Дня Зоотехника» для специалистов и товаропроизводителей на базе научных учреждений и передовых хозяйств;
    • предоставление коммерческой информации и консультации по вопросам сбыта сельскохозяйственной продукции и приобретения различных материальных ценностей;
    • анализ производственно-экономической деятельности, прогнозирование производства, консультации по составлению отчетов;
    • внедрение в производственную деятельность персональных компьютеров;
    • создание базы данных по сельхозпредприятиям по основным вопросам их деятельности.

Методы работы службы:

- индивидуальные, которые  реализуются с использованием  методов убеждения каждого клиента  в отдельности;

- групповые, которые реализуются  в ходе проведения лекций, семинаров,  групповых обсуждений и демонстрационных новшеств;

- массовые, представляющие  собой различные виды информирования  товаропроизводителей с помощью  СМИ, проведения выставок и  конференций.

Индивидуальные формы работы с клиентами:

- консультирование в хозяйстве  на производственном объекте, т. е. посещение в предпрития;

- консультирование в центральном  офисе ИКС, т. е. прием клиентов в офисе ИКС;

- консультирование по  телефону;

- проведение лекций и семинаров;

- составление плана маркетингового исследования.

Выбор того или иного индивидуального  метода работы зависит от сложности  проблемы, технической оснащенности товаропроизводителя и службы и  т.д.

Порядок подготовки ответов консультантами сводится к следующему:

- если ответ не подготовлен консультантом ИКЦ, то к подготовке ответов на конкретной основе привлекаются преподаватели кафедр с/х техникумов и колледжей;

- если ответ не подготовлен на районном уровне, то запрос передается в региональную консультационную службу. Здесь к подготовке ответа на запрос подключаются отраслевые специалисты ИКЦ, при необходимости они также на контрактной основе привлекают к подготовке специалистов и сотрудников областных агропромышленных объединений (управлений, департаментов и т.п.) НИУ и ВУЗов регионального уровня;

-запрос может остаться  без ответа и на региональном  уровне, тогда он передается в ГИКЦ федерального уровня, где ответ готовится силами своих специалистов или с привлечением сотрудников и ученых по интересующему вопросу из организаций и учреждений федерального уровня на контрактной основе.

Стоимость оказываемых  услуг:

Стоимость наших услуг  договорная, зависит от степени сложности и глубины проработки проекта (примерные цены на услуги приведены ниже).

- консультирование в хозяйстве  на производственном объекте,  т. е. посещения в сельхозпредпрития – 2200 руб.;

- консультирование в центральном  офисе ИКС, т. е. прием клиентов в офисе ИКС – 1200 руб.;

- консультирование по телефону – 400 руб.;

- проведение лекций и семинаров – 700 руб.;

- составление плана маркетингового  исследования – 4000 руб.

 

2.2. Выбор организационно-правовой  формы и обоснование организационной  структуры

Организационно-правовая форма создаваемой службы – ИКС на базе сельскохозяйственного техникума (колледжа).

Выбор именно этой организационно-правовой формы ИКС можно обосновать тем, что в основной состав создаваемой  службы будет входить 5 консультантов, а другие специалисты будут по мере необходимости консультирования по отдельным вопросам призываться  из преподавательского состава сельскохозяйственного техникума (колледжа).

Информация о работе Организационные формы информационно-консультационной службы