Организационные формы информационно-консультационной службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:34, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы – рассмотреть организационные формы информационно-консультационной службы и разработать проект создания своей информационно-консультационной службы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОПРОСА…………………..5
Понятие и сущность информационно-консультационной службы……………………………………………………………….5
Этапы становления информационно-консультационной службы……………………………………………………………….7
Организационно-правовые формы (модели) информационно-консультационной службы………………………………………...10
ГЛАВА 2. ПРОЕКТ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО–КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ НА РАЙОННОМ УРОВНЕ…………..15
2.1. Цель и задачи информационно-консультационной службы………15
2.2. Выбор организационно-правовой формы и обоснование организационной структуры…………………………………………………..19
2.3. Потребность в ресурсах. Источники финансирования проекта…21
2.4. Эффективность проекта создания информационно-консультационной службы…………………………………………………….28
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………………………………31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………....32

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ОКС.docx

— 69.41 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

«ИВАНОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ  АКАДЕМИКА Д.К. БЕЛЯЕВА»

 

Экономический факультет

Кафедра организации, предпринимательства и менеджмента  в АПК

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Организация  консультационной службы в АПК»

на тему: «Организационные формы информационно-консультационной службы»

 

 

 

Выполнила:

студентка 4 курса 2 группы

Соловьева Ю.В.

Проверила:

доцент Устинова О.С.

 

 

 

ИВАНОВО 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОПРОСА…………………..5

    1. Понятие и сущность информационно-консультационной службы……………………………………………………………….5
    2. Этапы становления информационно-консультационной службы……………………………………………………………….7
    3. Организационно-правовые формы (модели) информационно-консультационной службы………………………………………...10

ГЛАВА 2. ПРОЕКТ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО–КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ НА РАЙОННОМ УРОВНЕ…………..15

2.1. Цель и задачи информационно-консультационной  службы………15

2.2. Выбор организационно-правовой  формы и обоснование организационной  структуры…………………………………………………..19

2.3. Потребность в ресурсах. Источники финансирования проекта…21

2.4. Эффективность проекта  создания информационно-консультационной  службы…………………………………………………….28

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………………………………31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………....32

 

Введение

Высокая социально-экономическая  значимость и эффективность информационно-консультационной деятельности доказана историческим опытом функционирования службы во многих странах  мира. Важно учитывать, что устойчивое и эффективное функционирование службы, а также ее поступательное развитие невозможны без правильного выбора организационной формы ее деятельности.

Актуальность темы исследования: экономической основой для сельскохозяйственного производства является использование производственных ресурсов, таких как земли, труда и капитала. Поэтому для эффективного производства продукции информационно-консультационное обслуживание АПК имеет важное значение в России. В условиях переходного периода перед сельскохозяйственными товаропроизводителями стояли задачи, довольно отличные от тех, которые были при плановой экономике. В настоящее время товаропроизводители должны самостоятельно научиться принимать огромное количество сложных решений, что является главной функцией информационно-консультационной службы.

Поэтому правильный выбор организационной формы и разработка проекта создания информационно-консультационной службы, с возможной дальнейшей его реализацией имеют важное значение.

Основная цель курсовой работы – рассмотреть организационные формы информационно-консультационной службы и разработать проект создания своей информационно-консультационной службы.

Основные задачи курсовой работы:

1) Рассмотреть сущность, основные этапы становления и современное состояние информационно-консультационной службы;

2) Разработать проект информационно-консультационной службы.

Объектом исследования является сама информационно-консультационная служба.

Предмет исследования –  организационные формы информационно-консультационной службы.

Информационной базой  для выполнения курсовой работы служит нормативно-справочная информация.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОПРОСА

 

1.1. Понятие и сущность ИКС

Информационно-консультационная служба (ИКС) является организацией, оказывающей информационные и консультационные услуги товаропроизводителям всех форм собственности в сфере АПК с целью повышения эффективности системы распространения технологических и научно-технических знаний, усиления службы информатизации и консультирования товаропроизводителей, ускорения их адаптации к рыночным отношениям.

Организации, занимающиеся предоставлением консультационных услуг, специализируются на одном или  нескольких направлениях консультирования, ориентируются на отдельные отрасли. Под сельскохозяйственным консультированием сегодня понимают консультирование в области сельского хозяйства (все аспекты финансово-хозяйственной деятельности сельских товаропроизводителей и предпринимателей) и социального развития сельской местности.

Основной задачей сельскохозяйственной службы консультирования является помощь в решении проблем, формирование у клиентов службы более глубокого  понимания проблемы и ее причины, достаточных для принятия рационального, обоснованного решения для ее устранения. Сельские товаропроизводители  в условиях рыночной конкуренции  нуждаются в разнообразной информации: рыночной, правовой, технологической, экономической, научно-технической  и пр. Важную роль играет информация об инновациях, так как нововведения часто являются конкурентными преимуществами. Научно-технический прогресс, совершенствование  технологий, развитие экономической  системы требуют постоянного  повышения уровня компетентности товаропроизводителей. Клиенты консультационной службы получают информацию и знания, затрачивая при этом значительно меньше времени и средств, чем если бы они осуществляли поиск самостоятельно.

Основной целью развития информационно-консультационной службы АПК является содействие ускорению  реформ в АПК, направленных на повышение  устойчивости и эффективности производства, улучшение социально-экономических  и экологических условий жизни  на селе, обеспечение продовольственной  безопасности страны, на базе освоения достижений отечественной и мировой  науки и техники, использования  современных информационных технологий.

Среди основных функций, выполняемых  службой, можно выделить следующие:

  • формирование, постоянное обновление и пополнение информационных ресурсов и предоставление информации по различным аспектам производства, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции, включая новые технологии и методы ведения хозяйства;
  • обучение сельских товаропроизводителей новым методам эффективного ведения хозяйственной деятельности;
  • консультирование по вопросам эффективного управления хозяйством, финансовому и инвестиционному анализу, оптимизации использования ресурсов с учетом экологических требований;
  • обеспечение механизма обратной связи органов управления и научно-исследовательских институтов с сельскими товаропроизводителями с целью выработки эффективных мер государственной аграрной политики;
  • организация демонстрационной деятельности с целью проведения испытаний новых технологий и их внедрения.

Одной из функций ИКС является обеспечение деятельности службы, ее постоянное развитие посредством обучения и переобучения кадров, формирования баз данных, разработки прикладных программных продуктов и т.д.

Разнообразие функций, выполняемых  сотрудниками службы в процессе своей  деятельности, обеспечивает многоканальность передачи информации, что, в конечном итоге, способствует более эффективному ее использованию клиентами службы.

Основу деятельности службы составляет ряд принципов, сформулированных исходя из специфики задач, стоящих  перед ней.

Служба стремится действовать  в интересах сельских товаропроизводителей в той мере, в какой они не противоречат общественным интересам, и призвана обеспечивать эффективное взаимодействие всех организаций, ведомств (предприятий), влияющих на развитие аграрного сектора, с целью решения проблем сельских товаропроизводителей.

Отношения с сельскими  товаропроизводителями строятся исключительно  на основе доверия и партнерства, и сотрудники службы не вправе заниматься какой-либо деятельностью, позволяющей влиять на принятие экономических решений сельскими товаропроизводителями способами, отличными от обучения и убеждения (например, распределением материальных и финансовых ресурсов, рекламой), выполнять функции государственного контроля и инспектирования.

Учитывая специфику деятельности службы, стоящие перед ней цели, выполняемые функции, сотрудники каждой ИКС строят свою деятельность с учетом географических, природно-климатических, экономических, социальных, культурных и других особенностей территории, на которой функционирует служба, ориентируясь на потребности ее потенциальных и реальных клиентов.

 

1.2. Этапы становления ИКС

Теоретическое обоснование  деятельности ИКС изложил А.В. Чаянов в своей работе "Основные идеи и методы работы общественной агрономии" (1918). По его замыслу во взаимоотношениях с государством общественная агрономия должна играть активную роль, способствуя выработке соответствующей аграрной политики. Только при этом условии общественная агрономия сможет решать стоящие перед ней задачи.

В качестве одной из основных функций ИКС А.В. Чаянов видит  увеличение темпов развития сельского  хозяйства. Новые научные открытия, результаты опытов или новые возможности  рынка дают возможность сельским товаропроизводителям увеличить объем  производства продукции без увеличения издержек или уменьшить издержки без снижения объема производства. Однако товаропроизводители будут  использовать эти возможности только после того, как они о них  узнают. ИКС может стимулировать  развитие сельского хозяйства путем  ускорения процесса обучения, что  не только в интересах товаропроизводителей, но и в интересах общества в целом.

Становление и укрепление административно-командной системы  в нашей стране на долгие годы прервет  в экономике процесс инициативного  поиска и выработки самостоятельных  решений. На смену самодеятельности хозяйствующих субъектов придет администрирование, порой грубое и  некомпетентное, со стороны партийных  и государственных органов. Последствия  этого особенно отразятся на сельском хозяйстве.

Возрождение ИКС в России начнется только в 90-е годы ХХ века, спустя столетие с момента возникновения  первых служб общественной агрономии.

При изучении вопросов истории  ИКС, обращает на себя внимание тот  факт, что становление и развитие сельскохозяйственных консультационных служб на Западе и в России происходило  примерно в одно и то же время. Порой  в России эти службы создавались  раньше. Например, в Соединенных  Штатах служба extension будет создана лишь в 1914 г.

В 1913 г. в сельском хозяйстве  России работало 9000 консультантов, в  то время как в Нидерландах - только 35, несмотря на то, что население  России в ту пору было лишь в 10 раз  больше.

История развития ИКС в  нашей стране имеет глубокие корни  и заслуживает всяческих похвал.

Однако в данном случае численность российских консультантов  несколько завышена, поскольку речь, скорее всего, идет об общей численности  земской и государственной агрономической службы, где более половины ее состава  принадлежало к так называемому  вспомогательному персоналу, имеющему в основном низшее образование. Но, тем не менее, если не обращать внимания на общественные условия, в которых  происходило развитие сельского  хозяйства страны и становление  земского института общественной агрономии, то можно сказать, что российская ИКС в ту пору находилась на передовых позициях в мире. Однако если посмотреть на характер деятельности этой службы и решаемые ею задачи, то сравнение с Западом будет не в нашу пользу.

В России быстрый рост численности  земского агрономического персонала  был вызван прежде отсталостью крестьянского  земледелия и постоянной угрозой  очередного бедствия - неурожая. Причины  этой отсталости общеизвестны, корни  ее кроются в соответствующей  политике государства, о чем уже  шла речь. На 1000 человек населения  у нас в Европейской России приходится грамотных несколько  более 229. Между тем в Австралии  грамотных приходится на 1000 человек  населения - 816, в Германии - 980, в Бельгии - 998»

Российским земским агрономам  приходилось решать задачи, которые  Запад уже давно и безболезненно  решил. Основной крестьянской массе  приходилось объяснять казалось бы очевидные истины, доказывать им пользу травосеяния, применения минеральных удобрений, новых усовершенствованных орудий труда, сортов растений, пород животных и т.д. На это порой уходили годы. Однако общий строй российских земельных порядков, крестьянская бедность, выкупные платежи, налоговый гнет, малоземелье, общинное землепользование и т.д. не способствовали прогрессу в русской деревне. Движение в этом направлении будет предпринимать лишь наиболее инициативное и предприимчивое меньшинство.

 

1.3. Организационно-правовые формы (модели) ИКС

Важнейшим условием функционирования региональных и районных центров  ИКС является выбор оптимальных  организационных моделей этих служб  для обслуживания сельских товаропроизводителей.

В настоящее время ИКС  регионов и районов существуют в  различных организационно-правовых формах.

На региональном уровне ИКС  создаются в следующих формах:

    • структурное подразделение при органах управления АПК (в рамках МСХ и департаментов);
    • государственные учреждения;
    • государственные унитарные предприятия;
    • при институтах повышения квалификации работников АПК;
    • при сельскохозяйственных высших учебных заведениях;
    • при научно-исследовательских институтах;
    • в форме фонда и автономной некоммерческой организации.

На районном уровне ИКЦ  создается:

    • при органах управления АПК;
    • при техникумах, колледжах;
    • при ассоциациях фермерских хозяйств.

Многообразие и выбор  форм региональных и районных ИКЦ зависит от их материально-технической базы, источников финансирования и обеспеченности кадрами для работы в этих службах. Каждая модель организации ИКС имеет свои особенности и обладает определенными преимуществами и недостатками.

Информация о работе Организационные формы информационно-консультационной службы