Организационная культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:11, реферат

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение такого понятия как организационная культура и рассмотрение классификации организационной культуры, основанной на определенных параметрах.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
– дать понятие организационной культуры и рассмотреть ее основные функции по отношению к организации;
– изучить основные критерии классификации организационной культуры;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Понятие организационной культуры………………………………………...5
1.1 Соотношение «корпоративной» и «гражданской» культуры……………..7
2. Параметры и основные типы организационной культуры………………...11
2.1 Типология организационной культуры У. Оучи………………………….15
2.2 Классификация организационной культуры М. Бурке…………….……..21
2.3 Классическая типология организационной культуры…………………….24
2.4 Сильная и слабая организационная культура……………………………..26
Заключение……………………………………………………………………....30
Список литературы……………………………………………………………...31

Работа содержит 1 файл

курсовая корп.doc

— 166.50 Кб (Скачать)
 

     Гражданская культура как историческая разновидность  организационной культуры обладает специальными чертами и качественной определенностью, позволяющей отличать ее от культуры примитивных или традиционных обществ. Для нее характерно критическое отношение к действительности, демократичность, толерантность, плюрализм.

     В гражданской культуре отсутствуют  какие-либо единые, предписанные сверху требования и нормы, за исключением нравственных общечеловеческих, общепризнанных образцов и ценностных критериев. Чтобы соответствовать интересам людей, такая культура должна не столько подчинять свои нормы и ценности требованиям личной свободы, инициативы и предприимчивости, сколько создавать условия для развития человека. Вместе с этим она призвана вырабатывать ограничения, исключающие возможность индивидуального или коллективного произвола, беззакония, нарушения прав и свобод людей.

     В процессе своего исторического развития гражданская культура впитала в себя идеалы критического рационализма и активизма. Рациональная, активистская культура проявляется в устойчивой ориентации человека на успех, признании деловой активности в политической области, инициативности и ответственности, утверждении идейного плюрализма и толерантности.

     Гражданская культура не отрицает элементов расчета  и взаимной выгоды. В ней присутствуют и нерациональные элементы: традиции, аффекты, архетипы и другие элементы, характеризующие спонтанную активность членов гражданского общества, их ненаправленные действия. 
 

 

      2. Параметры и  основные типы  организационной  культуры 

     Систематизация  знаний об организационной культуре требует рассмотрения ее типологии, что помогает выделить некоторые идеальные типы и в конечном итоге способствует обнаружению нужных особенностей для изменения культуры организации. Существует несколько типологий организационной культуры; каждая из них предполагает использование определенных критериев. Последними служат факторы, способные оказать решающее воздействие на формирование культуры организации и придание ей специфических характеристик.

     Многообразие  организационных культур обусловлено  многообразием отраслей производства и сфер человеческой деятельности. Например, совершенно очевидны различия между торговым концерном и строительным предприятием.

     На  формирование того или иного типа организационной культуры оказывают влияние многие факторы: технология производства, характер решаемых задач, особенности конкурентной ситуации и т.д. поэтому деление организационной культуры на те или иные типы в определенной степени условно, эти типы в чистом виде практически не встречаются. Чаще в организации существует несколько типов культур одновременно, но преобладает какая-либо одна, задающая окраску и специфичность компании.

     Итак, под параметрами организационной культуры понимаются общие признаки, на основе которых разные культуры можно классифицировать и сопоставлять друг с другом, для чего обычно используется одна или две их пары.

     Основными признаками организационной культуры являются:

     1) отношение членов организации  к новому, к переменам;

     2) степень приятия делового риска;

     3) ориентированность на решение  личных проблем или инструментальных задач;

     4) степень централизации принятия  решений;

     5) социально допустимая дистанция между руководителями и подчиненными;

     6) степень формализации и регламентированности  деятельности, подчинения планам, правилам и процедурам;

     7) соотношение коллективизма и  индивидуализма;

     8) отношение к женщинам и слабым  вообще;

     9) характер отношений между работниками и организацией (ориентация на самостоятельность, независимость или конформизм, лояльность);

     10) стиль управления;

     11) ориентация людей на сотрудничество  или соперничество;

     12) источник власти;

     13) принципы оценки вознаграждения и пр.

     Рассмотрим  для примера классификации, основанные на некоторых из этих параметров.

     Известная типология организационных культур дана С. Хонди. Каждому из их типов он присвоил имя олимпийского бога.

     Культура  личной власти, или  Зевса, основывается на владении ресурсами. Организации с такой культурой имеют жесткую структуру, высокую степень централизации, немногочисленные правила и процедуры. Они авторитарны, подавляют инициативу и жестко контролируют работников. Успех предопределяется своевременным выявлением проблем и высокой квалификацией руководителей, позволяющими быстро принимать и реализовывать решения. Такая культура характерна для молодых коммерческих фирм, действующих в условиях жесткой конкуренции.

     Ролевая культура, или культура Аполлона, основывается на системе правил и инструкций. Ей присуши четкая специализация участников и распределение их ролей, прав, обязанностей, ответственности, обеспечивающие административный успех. Но она не гибка, препятствует инновациям. Источником власти в ней является должность. Такая культура свойственна крупным корпорациям и государственным учреждениям.

     Культура  Афины, приспособлена к управлению в экстремальных или постоянно меняющихся ситуациях и обеспечивает быстрое решение проблем на основе сотрудничества, коллективного творчества. Основой власти в условиях такой культуры служат профессионализм и обладание информацией. Культура Афины, свойственная проектным или венчурным организациям, относится к переходной и может перерасти в один из предыдущих типов.

     Культура личности, или Диониса, связана с эмоциональным началом. Она основывается на творческих ценностях и объединяет людей для достижения их личных целей. Решения здесь принимаются на основе согласия участников, поэтому задачей власти является их координация.

     Считается, что на стадии зарождения организации в управлении ею преобладает культура власти; стадию роста характеризует ролевая культура, стадию стабильного развития – культура задачи или культура личности; в кризисе предпочтительна культура власти.

     В типологии организационной культуры, предложенной Р. Льюисом, критерием оценки культуры является отношение ко времени. Р. Льюис предлагает рассмотреть три типа культур:

     1) моноактивную;

     2) полиактивную;

     3) реактивную.

     Но  классификация Р. Льюиса, не исчерпывает всей полноты существа индивида. Вряд ли достаточно делить культуры на моноактивные, полиактивные и реактивные, когда в разных ситуациях, в разных транснациональных компаниях одни и те же люди могут реализовывать разные культуры.

     Выделяют  также культуры стратегической деятельности.

     Стабильная  ориентирована на действия по аналогии с прошлым, избежание риска и допущение перемен лишь в кризисных ситуациях. В рамках фирмы она свойственна бухгалтерии, плановому отделу.

     Реактивная  использует современный опыт для решения текущих внутренних проблем. Она также минимизирует риск и допускает перемены лишь при неудовлетворительном уровне эффективности. Это культура производственного отдела.

     Оптиципационная нацелена на ближайшее будущее и решает проблемы на основе экстраполяции возможностей. Она ориентирована уже не только на внутренние, но и на внешние проблемы организации, допускает риск и частичные изменения. Такая культура свойственна плановому и маркетинговому подразделениям.

     Исследовательская ориентирована на отдаленное будущее, поиск вариантов решений на основе новых возможностей, постоянно балансирует между риском и выгодой. Характерна для службы стратегического планирования.

     Креативная  культура ориентирована на создание и внедрение новшеств, поэтому ей присущи постоянный поиск, неопределенность и риск. Она свойственна действующим в рамках современных фирм венчурным подразделениям.

     Кроме того, интересна типология, предложенная С. Иошимури, который считал, что тип организационной культуры во многом зависит от национально-государственного и этнического фактора. Он представил сравнительный анализ японского и западноевропейского менталитетов. Этот анализ основан на сопоставлении буддистских и христианских ценностей, носителями которых выступают члены организации. С. Иошимури сопоставляет культуры по следующим параметрам:

     – мировоззрение;

     – отношение к природе и судьбе;

     – формы поведения;

     – характер социальных отношений (таблица 2).

     Таблица 2. Сравнение японского и европейского менталитетов

Критерий  сравнения Японцы Европейцы
Мировосприятие Монизм, интуиция Дуализм, логика
Отношение к природе Идентификация, покорность судьбе, согласие, стойкость Доминирование, вызов, ориентация на прогресс, преодоление
Формы поведения Группа, ситуация, установка личности Индивид, научные  принципы, интеллектуальные или функциональные способности
Социальные  отношения Компромисс  между личностями, идентификация индивида с организацией, закрытость, стабильность организации Конфронтация, конкуренция между индивидами, противостояние существования индивида и организации, открытость, нестабильность организации
 

     Но, пожалуй, наиболее краткую и точную классификацию организационных культур дал американский исследователь Уильям Оучи. 

     2.1 Типология организационной  культуры У. Оучи 

     Типология организационной культуры на основе конкурирующих ценностей предложена известным американским специалистом по проблемам менеджмента Уильямом Оучи. Согласно этой типологии существуют четыре наиболее распространенных типа организационной культуры:

     • иерархическая (бюрократическая);

     • рыночная;

     • клановая;

     • адхократическая (рис. 1). 

 

      Гибкость и дискретность

Внутренний акцент и интеграция
Клан

Бюрократия

Адхократия
Рынок
Внешний акцент и дифференциация

     Стабильность  и контроль

     Рис. 1. Соотношение конкурирующих ценностей 

     Гибкость  и индивидуальность

Тип культуры: клан Тип культуры: адхократия
Тип лидера: пособник,

воспитатель,

родитель

Тип лидера: новатор,

предприниматель,

провидец

Критерии  эффективности: сплоченность, моральный климат, развитие человеческих ресурсов Критерии эффективности: результат на передовом рубеже, творчество, рост
Теория  менеджмента: участие укрепляет преданность делу Теория менеджмента: новаторство вынашивает новые ресурсы
Внутренний  контроль и интеграция     Внешнее позиционирование и дифференциация
   
Тип культуры: иерархия Тип культуры: рынок
Тип лидера: координатор,

наставник,

организатор

Тип лидера: жесткий надсмотрщик,

соперник

Критерии  эффективности: рентабельность, своевременность, гладкое функционирование Критерии эффективности: рыночная доля, достижение цели, поражение конкурентов
Теория  менеджмента: контроль способствует рентабельности Теория менеджмента: конкуренция способствует продуктивности

Информация о работе Организационная культура