Организационная культура аудиторской компании

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 16:59, реферат

Описание работы

В современной концепции управления важным элементом является признание социальной ответственности менеджмента как перед российским обществом в целом, так и перед людьми, работающими в организации. Сегодня внимание обращается на человека как ключевой ресурс компании и на создание условий для реализации его потенциала и способности к эффективной работе. Корпоративная культура - одна из самых действенных средств привлечения и мотивации сотрудников. Как только человек удовлетворяет потребности первого уровня (материальные), у него возникает потребность в другом: положении в коллективе, общности ценностей - и здесь на первый план выходит организационная культура.

Содержание

Введение 2
1. Особенности формирования организационной культуры в современной России 3
2. Рынок аудиторских услуг в Российской Федерации 8
3.Стандарты в аудиторской деятельности 14
3.1.Основные принципы стандартов аудиторской деятельности 14
3.2.Международные стандарты аудита 15
3.3.Правила (стандарты) аудиторской деятельности в Российской Федерации 18
3.4.Внутрифирменные аудиторские стандарты 20
Этика аудитора 22
Заключение 28
Список использованной литературы: 30

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 124.70 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение 2

1. Особенности формирования организационной культуры в современной России 3

2. Рынок аудиторских услуг в Российской Федерации 8

3.Стандарты в аудиторской деятельности 14

3.1.Основные  принципы стандартов  аудиторской деятельности 14

3.2.Международные стандарты аудита 15

3.3.Правила (стандарты) аудиторской деятельности в Российской Федерации 18

3.4.Внутрифирменные  аудиторские стандарты 20

Этика аудитора 22

Заключение 28

Список  использованной литературы: 30

Введение

     В современной концепции управления важным элементом является признание  социальной ответственности менеджмента  как перед российским обществом  в целом, так и перед людьми, работающими в организации. Сегодня  внимание обращается на человека как  ключевой ресурс компании и на создание условий для реализации его потенциала и способности к эффективной  работе. Корпоративная культура - одна из самых действенных средств  привлечения и мотивации сотрудников. Как только человек удовлетворяет  потребности первого уровня (материальные), у него возникает потребность  в другом: положении в коллективе, общности ценностей - и здесь на первый план выходит организационная культура.

     Корпоративная культура приносит фирме совершенно конкретный материальный результат. Благоприятная  атмосфера внутри фирмы имеет  не только материальную, но и духовную сторону.

     Краеугольным  принципом ее построения является создание общей психологии и единой цели сообщества людей, составляющих персонал компании. Фундамент организационной культуры закладывает и формирует руководитель компании, именно от его мировоззрения, профессионального опыта и жизненной  позиции зависит атмосфера, царящая  в коллективе.

  1. Особенности формирования организационной культуры в современной России

     Организационная культура - это совокупность идей, взглядов, ценностей, разделяемых всеми членами  одной организации, которая задает людям ориентиры их поведения  и действий. Идеи, взгляды, ценности могут быть абсолютно разными, в  том числе и в зависимости  оттого, что лежит в основе: интересы организации в целом или интересы ее отдельных членов. Ценностные ориентации передаются сотрудникам через символические  средства духовного и материального  окружения организации - стиль поведения  и общения, символику и традиции, стиль одежды.

     Формируя  организационную культуру, следует  четко понимать, что ею невозможно управлять непосредственно. Можно  лишь создать условия, в которых  она будет развиваться. Очевидно, что культура поведения человека в высокой степени зависит  от типа личности, точно также как  организационная культура зависит  от типа компании, она в той же степени специфична, как особенна фирма и ее персонал.

     Индивидуальность  организационной культуры касается таких вопросов, как специализация  фирмы, личность ее руководителя, индивидуальные особенности каждого сотрудника, стиль руководства и управления (авторитарный, консультативный, партнерский, демократический), процессы принятия решений, распространение и обмен информацией, характер контактов между персоналом.

     В современной России существует четыре разновидности корпоративных отношений:

     1. Если организация функционирует  на основе системы правил, процедур  и стандартов, соблюдение которых  должно гарантировать ее эффективность,  то организационная культура  является бюрократически-ролевой. Между сотрудниками таких российских компаний выстроена строгая административная иерархия, при этом каждый работник выполняет определенные трудовые обязанности. Основным источником власти являются не личные качества сотрудника, а положение, занимаемое им в иерархической структуре. Все решения принимаются только руководителем. Бюрократическо-ролевая организационная культура чаще всего встречается в крупных российских компаниях, работающих на достаточно стабильном рынке имеющих твердые позиции.

     2. Другой тип организационной культуры  в России - силовой, который формируется  чаще всего в частных компаниях,  где руководитель является менеджером  и хозяином. Помимо административной  власти, он также наделен явно  выраженными лидерскими качествами. Вокруг того лидера сформирован  особый круг приближенных сотрудников,  с помощью которых он осуществляет  руководство, но последнее слово  всегда остается за ним. Сотрудники  в компании с такой культурой  могут быть менее ограничены  в своих действиях, чем в  бюрократическо-ролевой организации,  более инициативны и даже принимают  участие в решениях. Но за ними  осуществляется более жесткий  контроль. Помимо формального исполнения  обязанностей, от людей требуется  проявление личной лояльности  к своему шефу, и именно этот  факт является решающим. Силовую  организационную культуру предпочитают  компании, находящиеся в стадии  формирования, поскольку она способствует  мобильности и легкой адаптации  к любым изменениям на рынке.  Однако мобильность фирмы зависит  от личностных и профессиональных  качеств ее лидера.

     3. Некоторые российские предприятия  успехом своей деятельности обязаны  личностно-ориентированной организационной  культуре. В таком коллективе, как  правило, работают специалисты  с высоким уровнем профессионализма  и личной ответственности. Личностная  организационная культура предоставляет  огромные возможности, как для  удовлетворения амбиций, так и для реализации личных интересов и инициативе сотрудников. В ее основе лежат способность специалистов договариваться между собой и их независимость друг от друга. Как правило, деятельность работников не контролируется "сверху", а только координируется. Подчиненные обладают большой самостоятельностью и могут работать по гибкому графику. Главный критерий эффективности в таких компаниях - профессиональное и четкое исполнение взятых на себя обязательств. При этом в фирмах с личностной организационной культурой, как правило, культивируются артельные, общинные, товарищеские отношения между сотрудниками. Для данного типа культуры характерна иерархичность отношений: руководитель занимает положение первого среди равных, а все решения принимаются коллегиально. Рядовые сотрудники в этом непосредственно участвуют и всегда в курсе планов руководства. Российские организации, деятельность которых строится по этому типу, чаще существуют в адвокатских конторах, консалтинговых фирмах, архитектурных бюро, дизайнерский студиях.

     4. Четвертая разновидность организационных  отношений в России - целевая культура. Она формируется в фирмах, деятельность  которых направлена на решение  конкретных задач. Организации  с целевой организационной культуры  имеют довольно размытую структуру.  И, тем не менее, должностные  обязанности каждого работника  здесь четко ограничены и расписаны,  каждый отвечает за свой участок.  Работа сотрудников жестко контролируется, и иногда используется система  отчетности. Руководитель в таких  организациях обычно выполняет  функции "координатора" и не  подчеркивает своего лидера. Как  и в фирмах с личностной  культурой, решения принимаются  коллегиально, и сотрудники имеют  доступ ко всей внутренней  информации. Целевая культура эффективна  в тех случаях, когда ситуативные  требования рынка являются определяющими  в деятельности организации.

     Философия фирмы связана с философией руководства, так как именно руководителей, владеющий  полным спектром полномочий, создает  внутренний и внешний имидж предприятий. В России периода перестройки  имидж компаний складывался хаотично, по сравнению с современным продуманным  образом фирм и компаний. С самого начала руководителю необходимо отдавать отчет, что идеальный имидж любой  организации должен исходить из ее задач. Руководство предприятия  обязано не только создавать кредо  своей фирмы, но и нести ответственность  за него, чего в России пока не наблюдается.

     Например, подтверждением чего является массовая паника российских граждан, связанная  с падением пирамиды АО "МММ", вкладчиками  которого были 50 миллионов россиян.

     Принято считать, что основным критерием  наличия или отсутствия организационной  культуры в компании является текучесть  кадров. Атмосфера, царящая в компании, складывается из множества объективных  и субъективных компонентов, но принципиально  их принято разделять на четыре группы:

     * профессионализм каждого сотрудника  и высокая степень профессионального  взаимодействия внутри коллектива;

     * преданность и лояльность по  отношению к фирме (преданность  может быть истинной, прагматической  и вынужденной);

     * межличностные взаимоотношения  внутри коллектива;

     * материальные и моральные стимулы  поощрения.

     Одним из самых важных моментов является то, что сотрудник должен рассматривать  цели фирмы как собственные цели и быть полностью вовлеченным  в деятельность предприятия, а также  видеть свои профессиональные перспективы и ощущать заботу о себе со стороны руководства. Позитивное отношение со стороны руководства, объективная оценка достижений сотрудника, предоставление возможности профессионального и карьерного роста, здоровый психологический климат в коллективе, ощущение важности выполняемой работы и собственной значимости в ее реализации, взаимопонимание с руководством и коллегами.

     Хороший психологический климат и доброжелательное отношение позволяют людям более  сплоченно добиваться поставленных целей для себя, а не для кого-то. Чем сложнее ситуация, тем более  конкурентоспособны компании с сильной  корпоративной культурой, с традициями, с людьми, готовыми поддержать в  трудный момент друг друга и свою фирму.

  1. Рынок аудиторских услуг  в Российской Федерации
     Рынок аудиторских услуг в РФ складывался  постепенно, начиная с 1987 г. «Интераудит» была первой российской аудиторской  фирмой. Затем на рынке появились иностранные аудиторские фирмы.

     В настоящее время на российском рынке  аудиторских услуг функционирует  несколько основных групп компаний1:

     •   крупнейшие международные компании «большой четверки», на которые приходится примерно 65—75% общего объема выручки в России;

     •   различные зарубежные аудиторские фирмы (порядка 20) обслуживают примерно 5—7% общего объема рынка;

     •   крупнейшие российские аудиторские фирмы (10-15) охватывают 15—25% общего объема рынка;

     •   средние российские фирмы (30—40 средних фирм с численностью сотрудников 30—100 чел.); их доля составляет 3—5% рынка;

     •   примерно 3000 небольших фирм и индивидуальные аудиторы занимают 3—5% общего объема рынка.

     Структура рынка показывает, что основной объем  работ по показателю выручки по аудиту приходится на крупнейшие международные компании «большой четверки» и различные зарубежные аудиторские фирмы (70—82% общего объема рынка). Далее следуют крупнейшие российские аудиторские организации (15—25%), а затем средние российские фирмы и небольшие (поровну — 3—5%).

     Отметим, что эти сведения носят оценочный  характер, т.к. официальных данных о деятельности иностранных фирм в России почти нет.

     Ясно, чтобы исправить положение и  повысить авторитет и представительство российских аудиторских организаций в этом виде деятельности, необходима серьезная работа самих российских аудиторов, поддержка законодательной и исполнительной власти РФ, Федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, крупных аудируемых организаций.

     В Федеральном законе «Об аудиторской  деятельности» определено, что основными исполнителями аудиторской деятельности являются российские аудиторские организации и индивидуальные аудиторы. Их права, обязанности, сфера деятельности определены ст. 3, 4, 5, 7 и др.

     Аудиторские организации (фирмы) имеют организационно-правовые формы закрытого акционерного общества (ЗАО) или общества с ограниченной ответственностью (ООО).

     К числу основных признаков классификации  аудиторских фирм можно отнести  следующие:

     •   характер деятельности;

     •   объем реализуемых услуг.

     По  характеру деятельности (выполняемым  функциям) аудиторские фирмы подразделяются на универсальные и специализированные.

     Универсальные аудиторские фирмы занимаются самыми разнообразными видами работ. К их числу относятся: организация аудиторских проверок в области общего аудита, банковского аудита и др.; услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского учета, по анализу хозяйственно-финансовой деятельности, оценке активов и пассивов экономического субъекта; консультирование по вопросам финансового, управленческого и налогового учета; проведение обучения по бухгалтерскому учету и аудиту; компьютеризация учета; другие услуги по профилю своей деятельности.

     Специализированные  аудиторские фирмы выполняют  более узкий круг работ и специализируются на определенных видах деятельности (например, аудиторские проверки, обучение и др.).

     Помимо  аудиторских фирм аудиторской деятельностью  самостоятельно могут заниматься и индивидуальные аудиторы. Такие аудиторы должны пройти аттестацию, приобрести лицензию на право заниматься аудиторской деятельностью и зарегистрироваться в качестве частных предпринимателей. Частнопрактикующие аудиторы могут заниматься как универсальной, так и специализированной аудиторской деятельностью.

     Аудиторы  и аудиторские фирмы не могут  заниматься никакими видами предпринимательства, кроме аудиторской и другой связанной с ней деятельностью.

     По  объему оказываемых услуг аудиторские фирмы подразделяются на большие, средние и малые. Универсальные аудиторские организации чаще всего бывают большими и средними.

     Основным  критерием объема оказываемых услуг, на наш взгляд, следует считать  объем выручки от реализации. При  этом за единицу измерения, как это  принято у нас в стране, можно  использовать минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Примерное ранжирование фирм по этому показателю приведено в табл. 2.3.

     Таблица 2.3 Классификация фирм по объему оказываемых услуг

Вид

аудиторской фирмы

Численность, чел. Объем выручки

от  реализации в год,

(МРОТ)

Малая До 10 До 5 000
Средняя 10-50 5 000-50 000
Крупная 50 и более 50 000 и более
 

     Крупные и средние аудиторские фирмы  могут иметь структуру управления (рис. 2.3), включающую отделы (бюро).

 
   

   Рис. 2.3. Организационная  структура крупной  аудиторской фирмы

     В крупной аудиторской фирме имеются  заместители руководителя, которым подчиняются соответствующие отделы. К основным относятся отделы по видам аудита и сопутствующим услугам. Кроме того, для ведения бухгалтерского учета в фирме имеется бухгалтерия, для осуществления хозяйственной деятельности -- административно-хозяйственный отдел. Редакционно-издательский отдел занимается издательской деятельностью. Если у аудиторской организации имеются филиалы, то организуется специальный отдел для связи с ними.

     Небольшие аудиторские организации могут  иметь упрощенную двухуровневую  систему управления — руководитель аудиторской организации, как правило, являющийся и руководителем проверки, и подчиненные ему рядовые аудиторы (рис. 2.4).

 
 
 
   

     Рис. 2.4. Структура небольшой аудиторской  фирмы  

     Деятельность  сотрудников фирмы, включая аудиторов, должна быть организована на основании  принципов научной организации  труда (НОТ). Для этого необходимо, в частности, оценить каждого  сотрудника аудиторской фирмы и  выявить: его способность и готовность к выполнению тех или иных функций, склонность к аналитике и(или) синтезу, стремление к познанию, квалификацию, моральную и психологическую устойчивость, состояние здоровья и т.д.

     Кадровое  обеспечение аудиторских организаций  может производиться путем:

     а)  подготовки собственных кадров (за счет фирмы);

     б)  найма сотрудников определенной квалификации на временную или постоянную работу.

     Кадровый  состав аудиторской фирмы должен тщательно подбираться, здесь не должно быть случайных людей. Особенно важно для аудитора глубокое знание законодательных, нормативных и иных документов, регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность. Считается, что специалист, получивший квалификационный аттестат аудитора, уже подтвердил свои глубокие знания на экзамене. Это, безусловно, так, но его знания в тот период — это фотография финансово-хозяйственного законодательства именно на момент сдачи экзаменов. При постоянных изменениях в нашем законодательстве аудиторам необходимы навыки НОТ по постоянной поддержке своих знаний в актуальном состоянии.

     На  российском рынке аудиторских услуг, помимо аудиторских организаций,   работают   также   индивидуальные  аудиторы   (аудиторы-предприниматели без образования юридического лица). В законе «Об аудиторской деятельности» (ст. 3 п. 3) отмечено, что индивидуальный аудитор, осуществляя аудиторскую деятельность, а также оказывая сопутствующие аудиту услуги, не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности. В соответствии с Законом индивидуальному аудитору не разрешено осуществлять основной вид аудиторской деятельности — обязательный аудит (это прерогатива только аудиторских организаций). Таким образом, индивидуальные аудиторы отлучены от этого вида деятельности. Следовательно, если индивидуальный аудитор хочет проводить обязательный аудит, он должен поступить на работу в аудиторскую организацию или создать ее.

Информация о работе Организационная культура аудиторской компании