Оптимальный объем производства и реализации в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 23:32, реферат

Описание работы

1 Оптимальный объем производства и реализации в рыночной экономике
Результатом производственной деятельности предприятия является определенная продукция (работы, услуги). Основным ограничением объемов производства продукции на фирме выступают производственные возможности.
Конкретным выражением производственных возможностей каждого предприятия служит определение оптимального объема производства, его производственная мощность. Под оптимальным объемом производства продукции понимается такой объем, который обеспечивает выполнение заключенных договоров и обязательств по производству продукции

Содержание

Введение 3
1 Оптимальный объем производства и реализации в рыночной экономике
4
2 Методы определения оптимального объема производства 5
Заключение 9
Список использованной литературы 10

Работа содержит 1 файл

Оптимальный объем производства и реализации в рыночной экономике.docx

— 137.67 Кб (Скачать)

Содержание 
 

  Введение 3
1 Оптимальный объем  производства и реализации в рыночной экономике  
4
2 Методы определения  оптимального объема производства 5
  Заключение 9
  Список использованной литературы 10

 

Введение

     Потенциальный объём производства может отличаться в большую или меньшую сторону  от реального объёма по фактическому обороту товаров и услуг на величину резервов. Анализ темпов роста продукции в условиях полного использования производственных мощностей позволяет оценить, насколько быстро повышение спроса приблизит фактическое производство к полному использования имеющихся резервов, и определить, насколько велик риск того, что более высокий спрос без соответствующих капитальных вложений усилит инфляцию.

     Показатель  потенциального объема производства является макроэкономической категорией. Ее основные положения позволяют оценить производственный потенциал национальной экономики в области предложения товаров и услуг, выявить степень несбалансированности между спросом и предложением с целью дальнейшего регулирования возникающих диспропорций. Концепция важна также при анализе дефицита государственного бюджета, выявления его структурного и циклического компонентов. Кроме того, оценка перспектив роста потенциального объема производства используется при определении ценовых показателей, касающихся учета количества денежных средств, имеющихся в обращении. 

 

     1 Оптимальный объем  производства и  реализации в рыночной экономике 

     Результатом производственной деятельности предприятия  является определенная продукция (работы, услуги). Основным ограничением объемов  производства продукции на фирме  выступают производственные возможности.

     Конкретным  выражением производственных возможностей каждого предприятия служит определение  оптимального объема производства, его  производственная мощность. Под оптимальным  объемом производства продукции  понимается такой объем, который  обеспечивает выполнение заключенных  договоров и обязательств по производству продукции (выполнению работ) в установленные  сроки, с минимумом затрат, с максимально  возможной эффективностью.

     В рыночных условиях производственная мощность определяет годовой объем предложения  предприятия, учитывая наличие и  использование ресурсов, уровень  и изменение действующих цен.

     А также рассчитывается точка безубыточности — минимальный объем производства продукции, при котором предприятие  окупает свои затраты, но при этом не получает прибыли. Чем больше разница  между объемом фактического производства и точкой безубыточности, тем выше прибыль предприятия. 

     По  результатам изучения конъюнктуры  рынка и сбыта изделий в  соответствии с профилированием  предприятия, его подразделений  и их развитием разрабатывается  производственная программа. Это один из разделов бизнес-плана предприятия, в котором содержатся планируемые  объемы производства в натуральном  и стоимостном выражениях. Основанием для формирования производственной программы является перспективный  план выпуска продукции, разрабатываемый. 

     К наиболее распространенным методам  определения оптимального объема производства относятся метод сопоставления  валовых показателей и метод  сопоставления предельных показателей. Если принять во внимание, что именно цена выпускаемого товара и объем  его производства и реализации, как  правило, оказывают наибольшее влияние  на экономику предприятия, применение указанных методов в значительной мере повышает вероятность того, что  будут приняты верные решения. 

     Под оптимальным объемом производства продукции понимается такой объем, который обеспечивает выполнение заключенных  договоров и обязательств по производству продукции (выполнению работ) в установленные  сроки с минимумом затрат и  максимально возможной эффективностью. 

     2 Методы определения оптимального объема производства 

     К наиболее распространенным методам  определения оптимального объема производства относятся:

      - метод сопоставления валовых  показателей; 

      - метод сопоставления предельных  показателей. 

     При использовании этих методов применяются  следующие допущения:

     - предприятие производит и реализует  только один товар; 

      - целью предприятия является  максимизация прибыли в рассматриваемый  период;

      - оптимизируются только цена  и объем производства (предполагается, что все остальные параметры  деятельности предприятия остаются  неизменными);

      - объем производства в рассматриваемый  период равен объему реализации. 

     Приведенные допущения могут показаться достаточно жесткими, однако если принять во внимание, что именно цена выпускаемого товара и объем его производства и  реализации, как правило, оказывают  наибольшее влияние на экономику  предприятия, применение указанных  методов в значительной мере повышает вероятность того, что будут приняты  верные решения.

     Метод составления валовых показателей  предполагает расчет прибыли предприятия  при различных объемах производства и реализации продукции. Последовательность расчета такова:

     - определяется величина объема  производства, при котором достигается  нулевая прибыль; 

      - определяется объем производства  с максимальной прибылью (таблице 1). 

Таблица 1. Объем реализации продукции с максимальной прибылью.

Объем реализации, тыс. шт. Цена, тг. Валовая выручка, тыс. тг. Валовые издержки, тыс. тг. Прибыль, тыс. тг.
0 48 0 1200 -1200
10 48 480 1400 -920
20 48 960 1560 -600
30 48 1490 1690 -250
40 48 1920 1810 110
50 48 2400 1960 440
60 48 2880 2160 720
70 48 3360 2420 940

Продолжение таблицы 1

80 48 3840 2750 1090
90 48 4320 3180 1140
100 48 4800 3760 1040
 

     В нашем примере нулевая прибыль  достигается при объеме производства и реализации в интервале 30-40 тыс. шт. продукции, что соответствует  значению валовой выручки и издержкам  соответственно в интервалах 1440-1920 и 1690-1810 тыс. тг. На рисунке 1 представлено наглядное графическое изображение данного метода. 
 

     

 

     Рисунок 1 - Сопоставление валовой выручки и издержек 

     Линия ВВ показывает изменение валовой  выручки, а кривая ВИ — соответствующие  валовые издержки. Рисунок 1 показывает, что реализация продукции в объеме до 37 тыс. шт. для предприятия убыточна, поскольку кривая валовых издержек располагается выше линии валовой выручки; в точке, где производство равно 37 тыс. шт., прибыль равна нулю, а валовая выручка примерно 1850 тыс. тг. С увеличением объемов производства после 37 тыс. шт. валовая выручка начинает превышать издержки и появляется прибыль (АС), максимальная величина которой 1140 тыс. тг. достигается при объеме производства и реализации продукции в 90 тыс. шт. Это и есть в данном случае оптимальный объем производства. 

     Метод сопоставления предельных показателей  позволяет установить до каких пределов рентабельно увеличение производства и реализации. Он основан на сопоставлении  предельных издержек и предельного  дохода. Если величина предельного  дохода на единицу продукции превышает  величину предельных издержек на единицу  продукции, то увеличение производства и реализации будет рентабельно.

 

Проиллюстрируем это на основе данных, приведенных  в таблице 2. 

Таблица 2. Расчет оптимального объема реализации продукции методом сопоставления предельных показателей.

Объем реализации, тыс. шт. Предельный  доход, тыс. тг. Предельные  издержки, тыс. тг. Валовая прибыль, тыс. тг.
10 48 20 28
20 48 16 32
30 48 13 35
40 48 12 36
50 48 15 33
60 48 20 28
70 48 26 22
80 48 33 15
90 48 43 5
100 48 58 -10
 

     В данном случае предельным доходом на единицу продукции по сути дела является рыночная цена единицы изделия, равная 48 тг., а предельные издержки (Ипр) исчисляются как разница между последующими общими издержками и предыдущими, поделенная на объем производства.

     Предельная  прибыль исчисляется как разница  между предельным доходом и предельными  издержками. 

     Наглядное представление данного метода дано на рисунке 2. 

     

 

     Рисунок 2 - Сопоставление предельного дохода и предельных издержек 

     График  рисунка 2 показывает, что до тех пор, пока кривая предельного дохода располагается выше кривой предельных издержек, увеличение объемов производства эффективно, т.е. расширение производства до 90 тыс. шт. рентабельно. При дальнейшем увеличении объема производства величина дополнительных издержек превысит величину дополнительного дохода на единицу продукции, что приведет к уменьшению валовой прибыли. 

     В обоих случаях предполагалось, что  рыночная цена единицы изделия составляла 48 тг., а что будет, если цена уменьшится? В этом случае предприятие будет нести убытки, и может прийти к банкротству. Допустим, что цена снизилась с 48 до 30 тг. за 1 шт., т.е. предельный доход на единицу продукции при любых объемах производства составит 30 тг., а оптимальный объем производства — 70 тыс. шт.

 

     Заключение 

     Одним из мощных инструментов решения большого класса маркетинговых задач является расчет точки безубыточности производства. Посредством такого расчета можно  определять точку безубыточности, планировать  целевой объем производства, устанавливать  цены на продукцию, осуществлять выбор  наиболее эффективных технологий производства, разрабатывать оптимальные производственные планы. Как известно, существует две  модели анализа безубыточности: экономическая  и бухгалтерская.

     Знание  уровней безубыточности позволяет  определять минимальные объемы продаж по каждому виду продукции и формировать  портфель заказов так, чтобы производство было всегда рентабельным. Любой товаропроизводитель определяет для себя минимально допустимую цену реализации товара. Причем данный вопрос необходимо решать в условиях конкуренции на рынке

Информация о работе Оптимальный объем производства и реализации в рыночной экономике