Модели рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Производство есть процесс воздействия человека на вещество природы с целью создания материальных благ и услуг, необходимых для развития общества. Исторически оно прошло длительный путь развития от изготовления простейших продуктов до производства сложнейших технических систем, гибких переналаживаемых комплексов, вычислительных машин. В процессе производства не только меняется способ и вид изготовления благ и услуг, но происходит нравственное совершенствование самого человека.

Содержание

Введение ………………………………………………………….…..3
Глава 1. Сущность рыночной экономики…………….…………..5-14

Глава 2. Зарубежный опыт:

2.1.Шведская модель …………………….…………………………15-24

2.2. Венгерская модель …………………………………………….25-31

2.3. Российская модель……………………………………………..32-45

Глава 3. Казахстанская модель…………………………………….46-47

Заключение………………………………………………………….48-49

Список используемой литературы………………………………..50

Работа содержит 1 файл

ГТОВОЯ модель рыночной экономики!.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

     КАРАГАНДИНСКИЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

     КАЗПОТРЕБСОЮЗ 

     Кафедра экономической теории

     и международной экономики 
 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА

     по  экономической теории

     на  тему «Модели рыночной экономики» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выполнила:

     Есимханова  Айжан

       УА-18С 
 

     Проверила:

     Такирова Г.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     КАРАГАНДА 2010 г.

 

      Содержание

     Введение  ………………………………………………………….…..3

     Глава 1. Сущность рыночной экономики…………….…………..5-14

     Глава 2. Зарубежный опыт:

     2.1.Шведская  модель …………………….…………………………15-24

     2.2. Венгерская модель …………………………………………….25-31

     2.3. Российская модель……………………………………………..32-45

     Глава 3. Казахстанская модель…………………………………….46-47

     Заключение………………………………………………………….48-49

     Список  используемой литературы………………………………..50

 

      Введение

     На  какой бы ступени исторического  развития ни находилось человеческое общество, люди, чтобы жить, должны иметь пищу, одежду, жилищные и другие материальные блага. Необходимые человеку средства существования должны быть произведены. Их изготовление совершается в процессе производства.

     Производство  есть процесс воздействия человека на вещество природы с целью создания материальных благ и услуг, необходимых для развития общества. Исторически оно прошло длительный путь развития от изготовления простейших продуктов до производства сложнейших технических систем, гибких переналаживаемых комплексов, вычислительных машин. В процессе производства не только меняется способ и вид изготовления благ и услуг, но происходит нравственное совершенствование самого человека. В любом обществе производство служит, в конечном счете, удовлетворению потребностей. Потребности - это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизненности отдельного человека, социальной группы или общества в целом. Потребности выступают внутренним импульсом активной производственной деятельности. Именно они предопределяют направленность развития производства.

     Первоначально в первобытном обществе, почти  вся жизнедеятельность человека сводилась к развитию материального  производства, без чего невозможно было поддерживать крайне низкий уровень  потребления материальных благ. На дальнейших ступенях развития человеческого общества и производства появляются интеллектуальные потребности, растет объем и усложняется структура потребления, повышается уровень жизни людей. В условиях совершенного высокоразвитого индустриального производства человечество получило возможность удовлетворения в значительной степени всех сложившихся видов потребностей: материальных, духовных и социальных. Улучшение жизни населения проявляется, прежде всего, в более полном удовлетворении материальных потребностей в продуктах питания, одежде и обуви, жилье, условиях труда и других, жизненно необходимых благах.

     К специфической особенности потребностей относится их ''необратимость'': с  той или иной степенью интенсивности  при любой ситуации они изменяются, как правило, в одном направлении - в сторону роста. В своей совокупности потребности безграничны. А это означает, что материальные потребности в товарах и услугах, многообразные духовные потребности полностью удовлетворить невозможно. Но человечество стремится к максимальному удовлетворению потребностей, для чего оно должно развивать производство, используя имеющиеся ограниченные ресурсы.

     В любой системе производство выступает  как отношение общества к природе. Для нормального развития экономики  необходимо, чтобы производство и потребление находились в определенной зависимости и определенном отношении друг к другу. Таким образом, в процессе жизнедеятельности между людьми складываются экономические, политические, правовые, технологические, организационные, этические и социальные отношения. Они отражают системные взаимосвязи общества.

     Организуя производственно- трудовую деятельность на основе разделения труда, специализации, кооперации и обмена, человеческое общество смогло совершить значительные изменения в своем материальном и духовном благосостоянии и научиться производить продуктов труда в тысячи раз больше, чем было возможно во времена натурального хозяйства.

 

      Глава 1. Сущность рыночной экономики

 

     Современная рыночная экономика представляет собой  сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

     Самое упрощенное определение рынка - это место, где люди в качестве продавцов и покупателей находят друг друга.

     В современной неоклассической экономической  литературе наиболее часто используется определение рынка, данное французским  экономистом

     А.Курно (1801-1877гг.) и экономистом А.Маршаллом (1842-1924). "Рынок- это не какая-либо конкретная рыночная площадь, на которой продаются и покупаются предметы, а в целом всякий район, где сделки покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться".1 В данном определении в качестве критерия определения рынка выступают свобода обмена и установление цен.

     Английский  экономист У.Джевонс (1835-1882) в качестве основного критерия определения  рынка выдвигает "тесноту" взаимосвязей между продавцами и покупателями. Он считает, что рынок представляет собой всякую группу людей, вступающие в тесные деловые отношения и заключающих сделки по поводу любого товара.

     Основной  недостаток приведенных определений  состоит в том, что содержание рынка сводится только к сфере обмена.

     При выявлении сущности рыночных отношений  нужно исходить из того, что понятие "рынок" имеет двойственное значение. Во-первых, в собственном смысле рынок (market) означает сбыт, который осуществляется в сфере обмена, обращения. Во-вторых, рынок- это система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления. Он выступает в качестве сложного механизма функционирования экономики, основанного на использовании разнообразных форм собственности, товарно-денежных связей и финансово-кредитной системы. Кроме обращения как такового рыночные отношения включают:

     - отношения, связанные с арендой  предприятий и других структур  экономики, когда взаимосвязь  между двумя субъектами осуществляется на рыночной основе;

     - обменные процессы совместных  предприятий с зарубежными фирмами;

  • процесс найма и использования рабочей силы через биржу труда;
  • кредитные отношения при выдаче кредитов под определенный процент;
  • процесс функционирования рыночной инфраструктуры управления, включающей в себя товарные, фондовые, валютные биржи и другие подразделения.

     Рассмотрим  понятие субъекта рыночной экономики. К субъектам рыночной экономики относятся продавцы и покупатели.

     Экономические связи обеспечивают движение продуктов от производителя к потребителю, происходит многосторонний обмен между производителями, с одной стороны, и потребителями- с другой.

     Такие обменные процессы обусловлены общественным разделением труда, которое, с одной стороны, разъединяет производителей, разобщает их по видам трудовой деятельности, с другой – порождает устойчивые функциональные взаимосвязи между ними. В результате экономическая предпосылка превращения простого производителя в субъект рыночных отношений материализуется и производство становится товарным. Производители самостоятельно организуют производство и реализацию продукции, возмещают издержки, расширяют и совершенствуют производство. Обменные процессы в условиях товарно-денежных отношений принимают форму рыночных отношений.

     Из  ограниченности экономических ресурсов вытекает необходимость хозяйственной (экономической) деятельности, иначе  говоря, трансформации и приспособления экономических ресурсов в целях  удовлетворения потребностей. Экономическая (хозяйственная) деятельность – не что иное, как постоянная работа по оценке, сравнению и отбору альтернативных вариантов использования экономических ресурсов. Это происходит на всех уровнях, в этом участвуют хозяйствующие субъекты (участники экономического процесса).

     К хозяйствующим субъектам, или, как  их чаще называют в экономической  науке, экономическим агентам, принято  относить всех, кто самостоятельно принимает решения, планирует и  реализует в сфере экономической (хозяйственной) деятельности практические мероприятия. К экономическим агентам относят отдельных лиц, семьи, руководителей хозяйственных единиц (предприятий, банков, страховых обществ), правления акционерных обществ, правительственные органы и учреждения.

     В соответствии с той ролью, которую  играют экономические агенты, принято различать домашние хозяйства, предприятия (фирмы) и государство (органы государственного управления, государственные учреждения), нередко- некоммерческие организации.

     К объектам рынка относятся товары и деньги.

     Товар- это продукт труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи. Товар обладает двумя свойствами: во-первых, он удовлетворяет какую-либо человеческую потребность, во-вторых, является вещью, способной обмениваться на другую вещь. Иначе говоря, товар обладает потребительной стоимостью и меновой стоимостью.

     Например, рыба, плавающая в реке, превратится  в товар лишь после того, как  ее выловят, то есть осуществят определенные трудовые затраты.

     И что не менее важно, товар должен быть не только изготовлен (произведен) для других, но и продан другим людям, то есть, передан на основе эквивалентного (равноценного) возмещения (подарок, хотя и произведен для удовлетворения потребностей другого человека, не является товаром).

     Вещи  становятся товарами не сами по себе, а лишь тогда, когда они выступают объектом обмена между людьми. Поэтому в товаре выражены отношения между людьми по поводу обмена продуктами труда. Обмен товарами может принимать разные формы, но во всех случаях обмен-это действие, в ходе которого мы получаем или отдаем одну вещь в обмен на другую.

     Деньги  же известны с далекой древности, и появились они как результат  более высокого развития производительных сил и товарных отношений.

     Деньги - историческая категория, развивающаяся  на каждом этапе товарного производства и наполняющаяся новым содержанием, которое усложняется с изменением условий производства. Переход от натурального хозяйства к товарному, а также требование соблюдения эквивалентности обмена обусловили необходимость появления денег, без участия которых невозможен массовый обмен товаров, складывающийся на основе производственной специализации и имущественной обособленности товаропроизводителей.

     Таким образом, сущность денег заключается  в том, что это - специфический  товарный вид, с натуральной формой которого срастается общественная функция всеобщего эквивалента. Сущность денег выражается в единстве их двух свойств: всеобщей непосредственной обмениваемости и всеобщего рабочего времени.

     Сущность  денег как экономической категории  проявляется в их функциях, которые выражают внутреннее содержание денег.

     Деньги  выполняют следующие пять функций: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления и сбережения и мировые деньги.

     Сущность  рынка наиболее полно проявляется  в его функциях. К важнейшим функциям относятся:

  • функция саморегулирования товарного производства. Она проявляется в том, что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы своего производства и повышают цены. В результате производство начинает сокращаться;
  • стимулирующая функция. При понижении цен производители сокращают производство, одновременно изыскивают возможности снижения издержек путем внедрения новой техники, технологии, совершенствования организации труда;
  • функция установления общественной значимости произведенного продукта и затрат труда. Однако эта функция может действовать в условиях бездефицитного производства (когда покупатель имеет выбор, отсутствия монопольного положения в производстве, наличия нескольких производителей и состязательности между ними);
  • регулирующая функция. С помощью рынка устанавливаются основные микро - и макропропорции в экономике, в производстве и обмене;
  • функция демократизации хозяйственной жизни, реализации принципов самоуправления. С помощью рыночных рычагов воздействия происходит освобождение общественного производства от экономических нежизнеспособных его элементов и за счет этого осуществляется дифференциация товаропроизводителей.

Информация о работе Модели рыночной экономики