Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 15:14, курсовая работа
Банковское дело - одно из самых древних занятий человечества. Сегодня существует большое количество услуг, предоставляемых банками своим клиентам. Одним из наиболее динамично развивающихся видов услуг является эмитирование пластиковых карточек. Этим обусловлена актуальность темы пластиковых карт и перспектив их использования, так же возросшим интересом к пластиковым картам субъектов безналичного расчета: банки, потребители банковских услуг, государство.
Введение……………………………………………………………..…….3
Глава 1 Пластиковая карта, как платежный инструмент и ее классификация……………………………………………………..……………..4
Глава 2 Платежная система в сфере применения пластиковых карт и ее участники ………………………………………………………………….…….11
Глава 3 Роль различных платежных систем в России ………….…….16
Глава 4 Современное состояние рынка банковских пластиковых карт, проблемы и перспективы ………………………………………….…..……….23
Заключение…………………………………………………...….……….30
Список использованной литературы……………………..…………..31
Приложения………………………………………………….….……….34
Понятно, что магнитная полоса уже не обеспечивает необходимого уровня защиты информации от мошенничества и подделок. И специалисты начали искать более надежный способ записи информации. Им оказался чип (от англ. chip - кристалл с интегральной схемой) или микросхема. Карточки с чипом также очень часто называются смарт-картами. Название «смарт-карта» (smart - интеллектуальная, или разумная) связано с возможностью последней выполнять весьма сложные операции по обработке информации. Основными преимуществами этого вида карт является повышенная надежность и безопасность и многофункциональность. Существенным недостатком является ее высокая себестоимость. Стоимость таких карт определяется стоимостью микросхемы, которая прямо зависит от размера имеющейся памяти и колеблется для тиража в миллион карточек от 0,6 до 9,5 долл. США.6
Рассмотрим типологию смарт-карт. В зависимости от внутреннего устройства и выполняемых функций специалисты подразделяют смарт-карты на два вида:
Карты с памятью. Это название весьма условно, так как все смарт-карты имеют память. Обычно карты подобного типа используются для хранения информации. Они бывают с защищенной и незащищенной памятью.7
Микропроцессорные карты имеют свою внутреннюю логику и, фактически, являются микрокомпьютером. В карту встраивается специализированная операционная система, обеспечивающая большой набор сервисных операций и средств безопасности.
Карты обеспечивают различный спектр сервисных команд. Для банковских целей наиболее интересные из них - средства ведения электронных платежей.
Несмотря на очевидные преимущества, смарт-карточки до сих пор имели ограниченное применение, по той причине, что такая карточка на порядок дороже, чем карточка с магнитной полосой. Лишь в последние годы, когда ущерб от мошенничества с магнитными картами в международных платежных системах стал пугающе высоким и продолжает расти, банками было принято решение о постепенном переходе на смарт-карты.8
Глава 2.
Платежная система в
сфере применения пластиковых
карт и ее участники.
Платежная система - совокупность методов и реализующих их субъектов, обеспечивающих в рамках системы условия для использования банковских пластиковых карточек оговоренного стандарта в качестве платежного средства.
Существующие
особенности и возможности
В общем случае развитую платежную систему составляют:
Держатель пластиковой карты – это лицо, которому передается карта на основе подписанного договора с эмитентом.9 Не всегда пользователь является лицом, заключившим контракт (например, в случае корпоративных или семейных карт).
Держателями банковских карт в России могут быть физические и юридические лица, как резиденты, так и нерезиденты.10 Владелец карты может использовать ее для оплаты товаров и услуг, предлагаемых другими участниками платежной системы, а также для получения наличных.
Банк, который выпускает пластиковые карточки и предоставляет их в распоряжение клиентов, называется банк-эмитент. При этом карточки остаются в собственности банка, а клиенты получают право их использования. Выдавая карточку, банк-эмитент берет на себя тем самым гарантийные обязательства по обеспечению платежей по карточке. Характер этих гарантий зависит от платежных полномочий, предоставляемых клиенту и фиксируемых классом карточки. При выдаче карточки осуществляется ее персонализация - на нее заносятся данные, позволяющие идентифицировать держателя карточки, а также осуществить проверку платежеспособности карточки при приеме ее к оплате или выдаче наличных денег.11
Банк-эквайер осуществляет весь спектр операций по взаимодействию с точками обслуживания карточек:
маркетинг, помощь торговым предприятиям в приобретении оборудования для обслуживания пластиковых карт.12 [22, с. 90-94]
Следует отметить, что основными, неотъемлемыми функциями банка-эквайера являются финансовые, связанные с выполнением расчетов и платежей точкам обслуживания.
Процессинговый центр - специализированная сервисная организация - обеспечивает обработку поступающих от эквайеров запросов на авторизацию или протоколов транзакций - фиксируемых данных о произведенных посредством карточек платежах и выдачах наличных. Центр хранит сведения о лимитах держателей карточек и выполняет запросы на авторизацию в том случае, если банк-эмитент не ведет собственной базы. На основании накопленных за день протоколов транзакций процессинговый центр готовит и рассылает итоговые данные для проведения взаиморасчетов между банками-участниками платежной системы. Процессинговый центр может также обеспечивать потребности банков-эмитентов в новых карточках, осуществляя их заказ на заводах и последующую персонализацию, а также иметь базу для технического сопровождения и ремонта POS-терминалов и банкоматов. Следует отметить, что разветвленная платежная система может иметь несколько процессинговых центров, роль которых на региональном уровне могут выполнять и банки-эквайеры.
С организационной точки зрения ядром платежной системы является основанная на договорных обязательствах ассоциация банков. Для успешного функционирования платежной системы необходимы и специализированные нефинансовые организации, осуществляющие техническую поддержку обслуживания карточек: процессинговые и коммуникационные центры, центры технического обслуживания и т.п.
Быстрое распространение банковских карточек, их превращение в массовый инструмент расчетов, неуклонный рост их популярности среди широких групп населения служит свидетельством того, что эта форма расчетов выгодна основным категориям участников системы.
Основные привлекательные черты карт для их владельцев заключаются в следующем:
К недостаткам расчетов по карточкам можно отнести плату за получение карты, за годовое обслуживание, комиссионные за обналичивание и др.
Для
представителей торговой сферы карточные
расчеты имеют следующие преимущества:
Пользуясь всеми преимуществами магазин идет на дополнительные расходы, связанные с затратами на приобретение или аренду необходимого оборудования. При перечислении суммы средств на расчетный счет магазина банк удерживает комиссионные, обычно 2-3 %.
Инициаторами внедрения
Информация о работе Операции банков с пластиковыми картами и перспективы их развития