Операции банков с пластиковыми картами и перспективы их развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 15:14, курсовая работа

Описание работы

Банковское дело - одно из самых древних занятий человечества. Сегодня существует большое количество услуг, предоставляемых банками своим клиентам. Одним из наиболее динамично развивающихся видов услуг является эмитирование пластиковых карточек. Этим обусловлена актуальность темы пластиковых карт и перспектив их использования, так же возросшим интересом к пластиковым картам субъектов безналичного расчета: банки, потребители банковских услуг, государство.

Содержание

Введение……………………………………………………………..…….3

Глава 1 Пластиковая карта, как платежный инструмент и ее классификация……………………………………………………..……………..4

Глава 2 Платежная система в сфере применения пластиковых карт и ее участники ………………………………………………………………….…….11

Глава 3 Роль различных платежных систем в России ………….…….16

Глава 4 Современное состояние рынка банковских пластиковых карт, проблемы и перспективы ………………………………………….…..……….23

Заключение…………………………………………………...….……….30

Список использованной литературы……………………..…………..31

Приложения………………………………………………….….……….34

Работа содержит 1 файл

окончательный вариант курсач.doc

— 175.50 Кб (Скачать)
  • плохие эксплуатационные характеристики (информацию на магнитном носителе легко можно разрушить);
  • отсутствует возможность надежного обновления информации, что не позволяет хранить на карточке информацию о состоянии счета клиента;
  • необходимость обслуживания карточки в режиме on-line, что повышает издержки эксплуатации подобной системы. Это означает, что для каждой транзакции необходимо обращаться через модемную связь в центр авторизации для подтверждения подлинности по выделенной телефонной линии, что дорого и недостаточно надежно, особенно в условиях России;
  • слабая защита от мошенничества (эти карточки легко украсть, подделать либо путем производства фальшивок, либо скопировав информацию с них).5

      Понятно, что магнитная полоса уже не обеспечивает необходимого уровня защиты информации от мошенничества и подделок. И  специалисты начали искать более  надежный способ записи информации. Им оказался чип (от англ. chip - кристалл с интегральной схемой) или микросхема. Карточки с чипом также очень часто называются смарт-картами. Название «смарт-карта» (smart - интеллектуальная, или разумная) связано с возможностью последней выполнять весьма сложные операции по обработке информации. Основными преимуществами этого вида карт является повышенная надежность и безопасность и многофункциональность. Существенным недостатком является ее высокая себестоимость.  Стоимость таких карт определяется стоимостью микросхемы, которая прямо зависит от размера имеющейся памяти и колеблется для тиража в миллион карточек от 0,6 до 9,5 долл. США.6

      Рассмотрим  типологию смарт-карт. В зависимости  от внутреннего устройства и выполняемых  функций специалисты подразделяют смарт-карты на два вида:

  • карты с памятью;
  • микропроцессорные карты.

      Карты с памятью. Это название весьма условно, так как все смарт-карты имеют память. Обычно карты подобного типа используются для хранения информации. Они бывают с защищенной и незащищенной памятью.7

      Микропроцессорные карты имеют свою внутреннюю логику и, фактически, являются микрокомпьютером. В карту встраивается специализированная операционная система, обеспечивающая большой набор сервисных операций и средств безопасности.

      Карты обеспечивают различный спектр сервисных  команд. Для банковских целей наиболее интересные из них - средства ведения электронных платежей.

      Несмотря  на очевидные преимущества, смарт-карточки до сих пор имели ограниченное применение, по той причине, что такая карточка на порядок дороже, чем карточка с магнитной полосой. Лишь в последние годы, когда ущерб от мошенничества с магнитными картами в международных платежных системах стал пугающе высоким и продолжает расти, банками было принято решение о постепенном переходе на смарт-карты.8

      Глава 2. Платежная система в сфере применения пластиковых карт и ее участники. 

      Платежная система - совокупность методов и реализующих их субъектов, обеспечивающих в рамках системы условия для использования банковских пластиковых карточек оговоренного стандарта в качестве платежного средства.

      Существующие  особенности и возможности пластиковых  карт не могут не сказаться на особенностях построения и функционирования платежных  систем.

      В общем случае развитую платежную систему составляют:

  • держатель карты;
  • банк-эмитент;
  • банк-эквайер;
  • расчетный банк;
  • магазины и другие точки обслуживания;
  • процессинговый центр и коммуникации.   

      Держатель пластиковой карты – это лицо, которому передается карта на основе подписанного договора с эмитентом.9 Не всегда пользователь является лицом, заключившим контракт (например, в случае  корпоративных или семейных карт).

      Держателями банковских карт в России могут быть физические и юридические лица,  как резиденты, так и нерезиденты.10 Владелец карты может использовать ее для оплаты товаров и услуг, предлагаемых другими участниками платежной системы, а также для получения наличных.

      Банк, который выпускает пластиковые  карточки и предоставляет их в  распоряжение клиентов, называется банк-эмитент. При этом карточки остаются в собственности банка, а клиенты получают право их использования.  Выдавая карточку, банк-эмитент берет на себя тем самым гарантийные обязательства по обеспечению платежей по карточке. Характер этих гарантий зависит от платежных полномочий, предоставляемых клиенту и фиксируемых классом карточки. При выдаче карточки осуществляется ее персонализация - на нее заносятся данные, позволяющие идентифицировать держателя карточки, а также осуществить проверку платежеспособности карточки при приеме ее к оплате или выдаче наличных денег.11

      Банк-эквайер  осуществляет весь спектр операций по взаимодействию с точками обслуживания карточек:

  • обработку запросов на авторизацию;
  • процессинг торговых счетов, предоставленных в банк торговцем по операциям  с карточками;
  • перечисление на расчетные счета точек средств за товары и услуги, предоставленные по карточкам;
  • распространение стоп-листов (перечней карточек, операции по которым по тем или иным причинам на сегодняшний день приостановлены);
  • рассмотрение заявок торговых организаций на присоединение к системе расчетов, анализ кредитоспособности новых и уже имеющихся торговцев, проверку торговцев, подозревающихся в мошенничестве;

маркетинг, помощь торговым предприятиям в приобретении оборудования для обслуживания пластиковых карт.12 [22, с. 90-94]

      Следует отметить, что основными, неотъемлемыми  функциями банка-эквайера являются финансовые, связанные с выполнением  расчетов и платежей точкам обслуживания. 

      Процессинговый  центр - специализированная сервисная  организация - обеспечивает обработку поступающих от эквайеров запросов на авторизацию или протоколов транзакций - фиксируемых данных о произведенных посредством карточек платежах и выдачах наличных. Центр хранит сведения о лимитах держателей карточек и выполняет запросы на авторизацию в том случае, если банк-эмитент не ведет собственной базы. На основании накопленных за день протоколов транзакций процессинговый центр готовит и рассылает итоговые данные для проведения взаиморасчетов между банками-участниками платежной системы. Процессинговый центр может также обеспечивать потребности банков-эмитентов в новых карточках, осуществляя их заказ на заводах и последующую персонализацию, а также иметь базу для технического сопровождения и ремонта POS-терминалов и банкоматов. Следует отметить, что разветвленная платежная система может иметь несколько процессинговых центров, роль которых на региональном уровне могут выполнять и банки-эквайеры.

      С организационной точки зрения ядром  платежной системы является основанная на договорных обязательствах ассоциация банков. Для успешного функционирования платежной системы необходимы и специализированные нефинансовые организации, осуществляющие техническую поддержку обслуживания карточек: процессинговые и коммуникационные центры, центры технического обслуживания и т.п.

      Быстрое распространение банковских карточек, их превращение в массовый инструмент расчетов, неуклонный рост их популярности среди широких групп населения  служит свидетельством того, что эта  форма расчетов выгодна основным категориям участников системы.

        Основные привлекательные черты карт для их владельцев заключаются в следующем:

  • Удобство пользования - владельцу карты не нужно иметь при себе крупных денежных сумм при посещении магазинов и предприятий сервиса, что снижает риск потери или хищения наличных денег, и в любой момент он может сделать крупную покупку, о которой заранее не известно, где она может произойти. Вместе с тем удобство применения карт лишь тогда может быть реализовано в полной мере, если существует широкая сеть торговых и сервисных предприятий, которые принимают карты в оплату за товары и услуги.
  • Дебетовая карточка предоставляет клиенту главным образом технические удобства: возможность проведения безналичных платежей, снятий наличных, управления счетом через автоматические устройства. Финансовая привлекательность карточки сравнительно невелика и может заключаться в начислении процентов на остаток на счете и, возможно, получении скидок при покупках.
  • Если карточка кредитная, то ее второе достоинство - возможность получения кредита. В карточной системе расчетов кредит предоставляется покупателю автоматически, без специального обращения в банк. В момент покупки используется  кредитная линия - согласие банка предоставлять заемщику ссуды в будущем в пределах заранее оговоренного лимита - причем лимит ее восстанавливается по мере погашения долга. Покупатель пользуется кредитом без взимания процентов в течение срока от 4 до 8 недель. Кроме того, он может по желанию отсрочить выплату долга за пределы льготного периода, уплачивая банку проценты. Выгода держателя карточки в этом случае принимает форму финансовых удобств.
  • Еще одно достоинство карточных расчетов - получение пользователем информации от банка в форме выписки со счета, что позволяет проверить каждую операцию и предъявить претензии в случае неправильного оформления сделок. Строже становятся контроль за состоянием счета и планированием своего бюджета.
  • Не нужно заботиться о конвертировании валюты. Это сделает банк, причем так, что клиент выиграет на разности между курсом обмена в магазине и курсом, по которому конвертацию осуществляет банк.
  • Пользоваться при оплате карточкой престижно (особенно в тех странах, где карточки пока не стали общеупотребительными). Это свидетельствует к тому же об умении обращаться с современными техническими средствами, используемыми,     в финансовой сфере.
  • Денежные средства, находящиеся на карт счете не надо декларировать при пересечении границы.
  • Имеются и другие достоинства - льготы при приобретении товаров, восстановление потерянных или украденных карточек, льготы при бронировании мест в гостиницах, при заказе авиабилетов и т. д.

      К недостаткам расчетов по карточкам  можно отнести  плату за получение  карты, за годовое обслуживание, комиссионные за обналичивание  и др.

      Для представителей торговой сферы карточные расчеты имеют следующие преимущества:                                

  • расширение продаж и привлечение новых покупателей;
  • не нужно заботиться о конвертации денег  и инкассации выручки;                                                
  • возможность предоставления кредита без использований собственных средств и ведения специальных систем учета;     
  • снижение риска получения фальшивых купюр;                                             
  • человек с карточкой на руках более склонен совершить покупку, чем владелец наличных;
  • повышается безопасность работы (так как чеки (слипы) с подписями клиентов, которые остаются в магазине и означают поступление денег на его счет, не представляют интереса для грабителей);
  • повышается престиж, рейтинг магазина.

      Пользуясь всеми преимуществами магазин идет на дополнительные расходы, связанные  с затратами на приобретение или  аренду необходимого оборудования. При  перечислении суммы средств на расчетный  счет магазина банк удерживает комиссионные, обычно 2-3 %.

        Инициаторами внедрения кредитных  и других видов карточек выступили  банки, рассчитывая получить следующие  выгоды:

  • увеличение потребительских ссуд;
  • увеличение привлеченных ресурсов (деньги на счетах, страховые депозиты);
  • расширение сферы деятельности банка на отдаленные районы;
  • перекрестная продажа дополнительных продуктов и услуг владельцам карточек;
  • организация более быстрых и удобных для клиентов расчетов;
  • уменьшение объема используемой в расчетах наличности и, следовательно, снижение стоимости операций;
  • отработка новой, более прогрессивной безбумажной технологии;
  • разгрузка центрального офиса банка от наплыва клиентов;
  • комиссионные, которые банк берет за  все операции с карточками. Кроме того, клиент платит за получение карточки, за ее годовое обслуживание;
  • повышается конкурентный потенциал банка с учетом общемировой тенденции вытеснения из платежного оборота не только наличных денег, но и чеков, растет авторитет банка как участника инновационных процессов;
  • престиж и реклама банка на пластиковых карточках, которые клиенты используют не только как средство платежа, но и как признак определенного социального статуса, и т. п.

Информация о работе Операции банков с пластиковыми картами и перспективы их развития