Олигополия в современной рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 18:17, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа на тему: «Олигополия в современной рыночной экономике», которая представляется актуальной. Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. Почти все технически сложные отрасли промышленности: металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др., имеют именно такую структур

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и сущность олигополии
1.1 Сущность олигополии
1.2 Основные черты олигополии
1.3 Модели олигополии
Глава 2. Особенности поведения фирм олигополистов при координированном поведении
2.1 Картель
2.2 Ценообразование в условиях картеля
Глава 3. Особенности поведения фирм олигополистов при некоординированном поведении
3.1 Теория «Изгибающейся кривой спроса»
3.2 Теория игр и поведение олигополии
Глава 4. Совместные действия фирм олигополистов
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 210.00 Кб (Скачать)
  1. Тенденция к совместным действиям выше отрасли, в которой фирмы выпускают однородный товар, чем в отраслях, производящих дифференцированный товар.
  2. Тенденция к совместным действиям выше в отраслях с небольшим количеством фирм, чем в отраслях с относительно большим количеством фирм.
  3. В отрасли, переживающей период экономического подъема, тенденция к совместным действиям фирм выше, чем в отрасли, где наблюдается сокращение производства.
  4. Если в отрасли имеется одна лидирующая фирма, то тенденция к совместным действиям в ней выше, чем в отрасли, где имеется несколько одинаковых фирм. В этом случае ведущая фирма играет роль «лидера»: она устанавливает цену товара, а остальные фирмы отрасли молчаливо следуют за ней, поскольку понимают, что «лидер» продает товар по цене, обеспечивающей максимальную прибыль. Попытки же «обойти» фирму-лидера за счёт изменения цен могут привести к потерям из-за  ответной реакции «лидера».
  5. Чем меньше фирм отрасли применяют неценовые методы конкуренции, тем выше тенденции к совместным действиям фирм.
  6. Тенденция  к совместным действиям выше в тех отраслях, где выше барьер на пути вхождения новых фирм в отрасль.

  Любая  отрасль сможет обеспечивать  получение прибыли в долгосрочном  периоде до тех пор, пока  фирмы отрасли в состоянии сохранять надёжные барьеры на пути вхождения иных фирм в отрасль. Как правило, вход иных фирм в олигополистическую отрасль очень ограничен из-за наличия и естественных, и искусственных барьеров. Естественные барьеры, возникающие вследствие положительного эффекта масштаба. Крупные фирмы-олигополисты  также способны снижать средние суммарные издержки на большом интервале выпуска и добиваться минимальных издержек в долгосрочном периоде при значительных объемах производства. Поэтому для вхождения в отрасль новая фирма должна сделать крупные инвестиции, а это таит в себе значительный риск.

   Фирмы-олигополисты создают также  искусственные барьеры. Одним  из способов создания таких  барьеров является дифференциация  товара: чем более дифференцирован какой-нибудь товар, тем сложнее новой фирме войти в отрасль.    Существенным препятствием для вхождения фирм в олигополистическую отрасль могут служить высокие издержки, связанные с неценовой конкуренцией. Известно, что олигополисты тратят на рекламу колоссальные суммы, поэтому для новой фирмы такие затраты могут оказаться не по карману, да и нет уверенности, что эти расходы окупятся из-за неопределенности будущей рыночной ситуации. Можно отметить и иные барьеры, например, владение лицензиями, патентами, контроль над стратегически важными сырьевыми ресурсами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

  

 Изучив тему: « Олигополия в современной рыночной экономике», и, рассмотрев такие понятия, как: олигополия, её основные черты, модели олигополии, поведение и действия фирм-олигополистов в современной рыночной экономике, можно сделать общий вывод.  

  Олигополией  называют тип рынка, на котором  несколько фирм контролируют  его основную часть. Для олигополии  характерны ограничения по вхождению  новых фирм в отрасль; они связаны с эффектом масштаба, большими расходами на рекламу, существующими патентами и лицензиями. Высокие барьеры для входа являются и следствием предпринимаемых ведущими фирмами отрасли действий, с тем чтобы не допустить в нее новых конкурентов.

  Олигополия характеризуется рынком, на котором действует небольшое число фирм, осознающих свою стратегическую взаимозависимость. Существует несколько возможных способов поведения олигополий в зависимости от точной природы их взаимодействия.

  Особенностью олигополии является взаимозависимость решений фирм по ценам и объему производства. Ни одно подобное решение не может быть принято фирмой без учета и оценки возможных ответных действий со стороны конкурентов. Действия фирм-конкурентов - это дополнительное ограничение, которое фирмы должны учитывать при определении оптимальных цены и объема производства. Не только издержки и спрос но и ответная реакция конкурентов обусловливают принятие решений. Поэтому модель олигополии должна отражать все эти три момента. Не существует единой теории олигополии. Однако экономистами разработан ряд моделей.

   В модели лидерства в ценообразовании одна фирма устанавливает цену, а другая выбирает тот объем выпуска, который она хочет предложить по этой цене. И опять, принимая решение, лидер должен учитывать поведение ведомого.

В модели Курно каждая из фирм выбирает такой  объем выпуска, чтобы максимизировать  свою прибыль при заданных ожиданиях  в отношении выбора другой фирмы. В равновесии каждая из фирм обнаруживает, что ее ожидания в отношении.

  Картель состоит из ряда фирм, вступивших в сговор с целью ограничения выпуска и максимизации прибыли отрасли. Как правило, картель неустойчив в том смысле, что у каждой из входящих в него фирм имеется искушение продать больший объем выпуска, чем предусмотрено соглашением, если она думает, что другая фирма не среагирует на это. выбора другой фирмы сбылись.

   Итак, мы пришли к выводу, что олигополии составляют значительную часть рыночных структур современной экономики развитых стран. В этой связи дальнейшая разработка теории олигополии является важным направлением экономической науки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

  1.  Максимова. В. Ф. Микроэкономика: учеб. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Маркет ДС, 2008. – 368 с.
 
  1. Микроэкономика: учеб./ В. М. Гальперин. – том 2, М: «Экономическая школа», 2007.
 
  1. Нуреев. Р. М. Курс микроэкономики: учеб./–М: Норма , 2008.
 
  1. Ю. В. Тарануха. Микроэкономика: учеб.– М: Дис, 2007
 
  1. Микроэкономика. Практический подход: учеб./ А. Г. Грязнова. – 4-е изд., перераб. и доп. - М: КНОРУС, 2009.
 
  1. Микроэкономика: учеб./ С. Н. Ивашковский. – М.: Дело, 2007.
 
  1. Микроэкономика: учеб./А.С. Булатова. – М.: «Юристъ», 2006.
 
  1. Экономика: учеб./ И. В. Липсиц. – М.:»Вита –  Пресс», 2008.
 
 

          

Информация о работе Олигополия в современной рыночной экономике