Олигополия в современной рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 18:17, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа на тему: «Олигополия в современной рыночной экономике», которая представляется актуальной. Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. Почти все технически сложные отрасли промышленности: металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др., имеют именно такую структур

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и сущность олигополии
1.1 Сущность олигополии
1.2 Основные черты олигополии
1.3 Модели олигополии
Глава 2. Особенности поведения фирм олигополистов при координированном поведении
2.1 Картель
2.2 Ценообразование в условиях картеля
Глава 3. Особенности поведения фирм олигополистов при некоординированном поведении
3.1 Теория «Изгибающейся кривой спроса»
3.2 Теория игр и поведение олигополии
Глава 4. Совместные действия фирм олигополистов
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 210.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Московский  Государственный Институт Экономики, Статистики и Информатике (МЭСИ)

Кафедра Экономической теории и инвестирования 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по  дисциплине микроэкономика

на  тему: « Олигополия в современной  рыночной экономике» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

Студентка группы ДЭФ-101

Ладик Маргарита 

Руководитель:

Вершинина Анна Александровна 

Москва 2009

Содержание:

Введение………………………………………………….....3 

Глава 1. Понятие и сущность олигополии

1.1 Сущность  олигополии…………………………………………..5

1.2 Основные черты олигополии………………………………...6

1.3 Модели олигополии…………………………………………..8 

Глава 2. Особенности поведения фирм олигополистов при координированном поведении

2.1 Картель………………………………………………………..11

2.2 Ценообразование в условиях картеля……………………...13 

Глава 3. Особенности поведения фирм олигополистов  при некоординированном поведении

3.1 Теория  «Изгибающейся кривой спроса»……………………..18

3.2 Теория игр и поведение олигополии…………………………22 

Глава 4. Совместные действия фирм олигополистов…..25 

Заключение………………………………………………...29 

Список  литературы………………………………………31 

Введение 

  Данная курсовая работа на тему: «Олигополия в современной рыночной экономике», которая представляется актуальной. Олигополия является  одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. Почти все технически сложные отрасли промышленности: металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др., имеют именно такую структуру.

Олигополия - это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминирует небольшое число продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Товар, реализуемый олигополистическими фирмами, может быть как  дифференцированным, так и стандартизированным.

Обычно  на олигополистических рынках господствует от двух до десяти фирм, на которые приходится  половина и более общих продаж продукта

На олигополистических ранках, по меньшей мере, некоторые  фирмы могут влиять на цену благодаря  их большим долям в общем, выпускаемом  количестве товара. Продавцы на олигополистическом рынке знают, что когда они либо их соперники изменят цены или выпускаемый объем продаж, то последствия скажутся на прибылях всех фирм на рынке. Продавцы осознают свою взаимозависимость. Предполагается, что каждая фирма в отрасли признает, что изменение ее цены или выпуска вызовет реакцию со стороны других фирм. Реакция, которую какой-либо продавец ожидает от соперничающих фирм в ответ на изменения установленных им цены, объема выпуска или изменения деятельности в области маркетинга, является основным фактором, определяющим его решения. Реакция, которую отдельные продавцы ждут от своих соперников, влияет на равновесие на олигополистических рынках.

Во многих случаях олигополии защищены барьерами  для входа на рынок, схожими с теми, которые  существуют для монопольных фирм. Естественная олигополия существует, когда несколько фирм могут поставлять продукцию для всего рынка при более низких долгосрочных издержках, чем были бы у множества фирм.

  Можно выделить следующие черты олигополистических рынков:

1. Всего  несколько фирм снабжают весь  рынок. Продукт может быть как  дифференцированным, так и стандартизированным.

2. По  крайней мере, некоторые фирмы  в олигополистической отрасли  обладают крупными рыночными долями. Следовательно, некоторые фирмы на рынке способны влиять на цену товара, варьируя его наличие на рынке.

3. Фирмы  в отрасли сознают свою взаимозависимость.

Цель работы: рассмотреть и проанализировать олигополию и поведение фирм в условиях олигополии.

Объект  исследования: олигополия, модели олигополии и поведение фирм– олигополистов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Понятие и сущность олигополии 
 

1.1 Сущность  олигополии

  Слово  "олигополия" было сконструировано  на греческой основе и введено  в европейскую лексику английским  гуманистом и государственным деятелем Томасом Мором в ставшем всемирно известным романе "Утопия". Ныне это слово используется экономистами как термин, обозначающий определенный тип строения рынка, при котором сторона предложения представлена небольшим числом сравнительно крупных предприятий-продавцов однородной продукции или близких субститутов. Правда, некоторые экономисты определяют олигополию не как рынок немногих, как это делал Т. Мор, а как "конкуренцию немногих" подчеркивая тем самым основную особенность этого типа строения рынка. Крупный размер предприятий-олигополистов ≈ прямое следствие их немногочисленности, точно так же, как малость совершенно конкурентных предприятий является следствием их множественности.

  Особенность  олигополии, как специального типа строения рынка, заключается во всеобщей взаимозависимости поведения предприятий-продавцов. Предприятие-олигополист не может не считаться с тем, что соотношение между выбранным им уровнем цены и количеством продукции, которое оно сможет по этой цене продать, зависит от поведения его соперников, которое в свою очередь зависит от принятого им решения. Поэтому олигополист не может рассматривать кривую спроса на свою продукцию как заданную. А это значит, что олигополист, стремящийся к максимизации прибыли, не может воспользоваться известным нам рецептом уравнивания предельных затрат и предельной выручки. Ведь величина предельной выручки зависит от характера функции спроса, которая для олигополиста неизвестна.

   Именно это, "незаданность" функции спроса на продукцию олигополиста в момент принятия им решения об уровне цены и/или выпуска, и предопределяет особенности рынка, имеющего олигопольное строение. Олигополист должен, поэтому сделать (или принять) некоторые предположения о реакции своих соперников на принимаемые им решения и предпринимаемые действия, а также и об обратном воздействии реакции соперников на результаты своих решений. Таким образом, общая взаимозависимость предприятий-олигополистов представляет главную черту олигопольных рынков. Ясно, что результаты соперничества на таких рынках в большой мере зависят от характера допущений о реакции соперников на действия друг друга, а они могут быть существенно отличными. Поэтому-то и не существует единой, всеобщей модели олигополии, как это имеет место в случае совершенной конкуренции или монополии. Вместо этого известно несколько моделей олигополии, различающихся характером предположений олигополистов и особенностями их взаимоотношений.  
 

1.2 Основные черты олигополии 

  Отталкиваясь от основных классифицирующих признаков рыночных структур, можно выявить отличительные черты олигополии:

в отрасли  находиться несколько соперничающих  фирм, так что её нельзя отнести  к чистой монополии;

кривая  спроса каждой фирмы имеет «падающий» характер, поэтому отрасль не может  считаться совершенной конкурентной;

в отрасли  находится хотя бы одна крупная фирма, которая считает, что её действия не останутся без ответной реакции  со стороны конкурентов, следовательно. Эта рыночная структура отличается от монополистической конкуренции. Необходимо сразу отметить, что при изучении олигополии исследователи сталкиваются со сложными, трудно решаемыми в рамках современной экономической науки, проблемами. Это объясняется неоднозначностью, неопределенностью многих характеристик олигополии. Действительно, зададим простой вопрос: сколько фирм может входить в олигополию? С учётом приведенных выше отличительных черт олигополии, можно предполагать, что её образует небольшое количество фирм, однако для разных отраслей производства число фирм в отрасли может различаться.

 Например, в автомобильной промышленности  США доминируют три фирмы –  «Форд», «Дженерал Моторс» и «  Даймлер-Крайслер», в то же  время 10-15 заправочных станций  могут поделить рынок в среднем  городе.

  Как  известно, фирмы, действующие при совершенной конкуренции т монополии, выпускают однородный (гомогенный)  продукт, при монополистической конкуренции  - дифференцированный продукт. А при олигополии? Фирмы – олигополисты могут производить и гомогенный, и дифференцированный продукт. Так, олигополии, функционирующие в сталелитейной и цементной промышленности США, выпускают однородный товар, а автомобильные гиганты – дифференцированный. Олигополии могут быть «жесткими», когда фирмы-олигополисты контролируют практически весь рынок товара, а бывают и «мягкими», когда на их долю приходится порядка 70-80% выпуска отрасли.

  Главная  же сложность исследовании олигополистического  рынка состоит в том. Что  фирма – олигополист, располагая  возможностью менять цены своего  товара ( «падающая» кривая спроса  отражает наличие монополистической власти), обязана при этом учитывать реакцию других фирм-конкурентов. Например, если фирма «Бета» действует на эластичном участке кривой спроса, то, понизив цену товара, она в состоянии расширить продажу, увеличить выручку и добиться экономической прибыли. Но подобные действия «Беты» могут вызывать контрдействия соперничающих фирм: не желая терять рынка сбыта, они также снизят цену своих товаров. Это приведёт к тому, что характеристики спроса на товар фирмы «Бета» изменятся, в результате чего она может не получить ожидаемой выгоды. В свою очередь, соперничающие фирмы, принимая решение об ответных мерах, должны учитывать возможную реакцию на это»Беты», а её реакция определяется потенциальным ответом остальных фирм, и т.д. Следовательно, для определения объёмов выпуска товара и установления его цены фирма-олигополист помимо сведений о спросе на товар и издержках производства, обязана учитывать и не поддающийся детерминации дополнительный фактор – ответную реакцию конкурентов. 
 

1.3 Модели  олигополии 

  • Модель  олигополии, основанной на сговоре. На олигополистическом рынке каждая фирма  имеет выбор между кооперированным (кооперативным) и некооперированным (некооперативным) поведением. В первом случае фирмы не связаны в своем  поведении никакими явными или тайными соглашениями друг с другом. Именно такая стратегия порождает ценовые войны (это циклы последовательных уменьшений цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами). К кооперированному поведению фирмы приходят, если намерены уменьшить взаимную конкуренцию. Если в условиях олигополии фирмы активно и тесно сотрудничают между собой, это значит, что они вступают в сговор. Это понятие используется в тех случаях, когда две или более фирмы сообща установили фиксированные цены или объемы выпуска и поделили рынок или же решили совместно вести дело.

       Сговор является родовым понятием в отношении картеля, треста.

  • Модель ценового лидерства.

    На  олигополистических рынках одна фирма  действует как ценовой лидер, который устанавливает цену, чтобы максимизировать свою прибыль, в то время как другие фирмы следуют за лидером. Соперничающие фирмы назначают ту же цену, которая установлена лидером.

    Лидирующая  фирма исходит из того, что другие фирмы на олигополистическом рынке  не будут реагировать таким образом, что изменят цену, которую она установила. Модель лидерства в ценах называется частичной монополией, поскольку лидер устанавливает монопольную цену, которая основана на его предельном доходе и предельных издержках. Другие фирмы принимают эту цену как данную, они следуют за ценами лидера, полагая, что более крупные фирмы обладают большей информацией о рыночном спросе.

       Ценовое лидерство имеет характер скрытого сговора, ибо открытые соглашения о ценах запрещены антимонопольным законодательством. Ценовое лидерство обладает преимуществом перед картелем, поскольку оно сохраняет свободу фирм относительно их производственной и сбытовой деятельности, тогда как в картелях они регулируются квотами и/или размежеванием рынка.

      Различают два основных типа ценового лидерства:

    а) лидерство  фирмы с существенно более  низкими издержками, нежели у конкурентного  окружения;

    б) лидерство  фирмы, занимающей доминирующее положение  на рынке, но несущественно отличающейся от последователей по уровню издержек.

Информация о работе Олигополия в современной рыночной экономике