Олигополия в современной рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 18:17, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа на тему: «Олигополия в современной рыночной экономике», которая представляется актуальной. Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. Почти все технически сложные отрасли промышленности: металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др., имеют именно такую структур

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и сущность олигополии
1.1 Сущность олигополии
1.2 Основные черты олигополии
1.3 Модели олигополии
Глава 2. Особенности поведения фирм олигополистов при координированном поведении
2.1 Картель
2.2 Ценообразование в условиях картеля
Глава 3. Особенности поведения фирм олигополистов при некоординированном поведении
3.1 Теория «Изгибающейся кривой спроса»
3.2 Теория игр и поведение олигополии
Глава 4. Совместные действия фирм олигополистов
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 210.00 Кб (Скачать)

    Выделяют модель рынка доминирующей фирмы с конкурентным окружением и закрытым входом.

  • Модель дуополии Курно

   Впервые модель дуополии была предложена французским математиком, экономистом и философом Антуан-Огюстеном Курно в 1838 г.

   Дуополия - это рыночная структура, при которой два продавца, защищенные от появления дополнительных продавцов, являются единственными производителями стандартизированного товара, не имеющего близких заменителей. Экономические модели дуополии полезны для того, чтобы показать, как предположение отдельного продавца относительно ответа конкурента влияет на равновесный выпуск.

   Модель дуополии Курно допускает, что каждый из двух продавцов предполагает, что его конкурент всегда будет удерживать свой выпуск неизменным на текущем уровне. Модель Курно исходит из того, что продавцы не узнают о своих ошибках.

Рисунок 1. Модель дуополии Курно

Допустим, что первым начинает добычу воды дуополист 1, так что на первом шаге он оказывается  монополистом. Очевидно (рис. 1), что его выпуск составит тогда q1, что при цене Р обеспечивает ему максимальную прибыль, поскольку в этом случае MR = МС = 0 ∙ Эластичность рыночного спроса при таком выпуске равна единице, а общая выручка достигает максимума, что при нулевых затратах тождественно максимуму прибыли. Затем добычу минеральной воды начинает дуополист 2. В его представлении ордината графика на рис. 1 сдвинута вправо на величину Oq1 и, таким образом, совмещена с линией Aq1. Сегмент AD' кривой рыночного спроса DD' он воспринимает как кривую остаточного спроса которой соответствует кривая его предельной выручки, MR2. Очевидно, что прибылемаксимизирующий выпуск дуополиста 2 составит половину неудовлетворенного дуополистом 1 спроса, т. е. сегмента q1D'. Значит, величина его выпуска составит q1q2, что обеспечит ему максимум выручки и, следовательно, прибыли. Заметим, что этот выпуск составит четверть всего рыночного объема спроса при нулевой цене, OD' (1/2 ∙ 1/2 = 1/4).

   Существуют различные модификации модели дуополии:

  • модель Чемберлина,
  • модель Штакельберга,
  • модель Бертрана,
  • модель Эджуорта.
 
 

Глава 2. Особенности поведения фирм олигополистов  при координированном поведении 

2.1 Картель

   Картель - это группа фирм, действующих  совместно и согласующих решения  по поводу объемов выпуска  продукции и цен так, как если бы они были единой монополией. Картель  представляет   собой   соглашение   нескольких   предприятий, устанавливающее для всех  участников  объем  производства,  цены  на  товар, условия найма рабочей силы, обмена патентами, разграничения рынков  сбыта  и долю каждого участника в общем,  объеме  производства  и  сбыта.  Его  целью является повышение цен  (сверх  конкурентного  уровня),  но  не  ограничение производственной и снабженческо-сбытовой деятельности участников.

      На первый взгляд, сходство картеля с монополией очевидно.  Но  картель весьма редко, в отличие от монополии, контролирует весь рынок, ибо вынужден учитывать политику  не картелированных предприятий.  Кроме того,  участники картеля имеют довольно мощный соблазн обмануть своих партнеров, снижая  цены или активно рекламируя свой товар, что создает условия для захвата части рынка.  Вследствие  этого многие  картели представляют   собой   временную структуру рынка и встречаются редко.  К тому  же  законодательство  многих стран  считает  картельную  практику  незаконной   и   противодействует   ей

различными  методами.

      Классическим  примером  образования   и  существования   до   сих   пор картельного соглашения  является,  например,  Организация   Стран  Экспортеров Нефти (ОПЕК), которая в разные периоды своей истории контролировала  от  25% до 60% производства нефти индустриальных стран.

      Невозможность  полностью   и   постоянно   использовать   картель   для взаимодействия  олигополистических  фирм  вынуждает  их  идти  на  негласные экономические соглашения, тайную экономическую политику в области изменения цен и разграничения сфер влияния.  Такое сотрудничество  может проявляться как через особую  экономическую политику  олигополистических  фирм  в виде

“жесткости цен” или  “лидерства  в  ценообразовании”,  так  и  через  особые организации типа “патентных пулов” (или консорциумов).

      Однако, в силу перечисленных  выше причин,  чаще  всего   развиты  такие формы  олигополии,  при  которых  между фирмами   отсутствует   формальное соглашение о контроле над рынком.

   Основная проблема картелей достаточно  проста. «Олигополисты как группа  всегда будут заинтересованы  в сговоре, олигополисты как  отдельные субъекты всегда будут  заинтересованы в том, чтобы  нарушить достигнутую договоренность. Стимул в том и в другом случае один и тот же – прибыль».

  Олигополия, значительно отличается от  монополии.  Суть  ее  в  сплаве координации  и конкуренции. В то же время   действует  и  общее  правило:  чем меньше  фирм  в  отрасли  и  чем  крупнее  каждая  из  них,  тем  легче   им координировать свои действия  и  добиваться  максимально  высоких  прибылей, регулируя цены на выпускаемую продукцию. И в этом смысле мы  можем  говорить о потенциальной опасности монополизации тех или иных отраслей экономики.

      Кроме того, чем  меньше  фирм,  тем  менее  эластичен   по  цене  спрос потребителя  на данном рынке. Вследствие  этого фирма может повышать  цены  на свою продукцию, не  неся больших потерь в объеме  продаж. 

2.2 Ценообразование в условиях Картеля 

  Поскольку картель – это группа фирм, а не одна фирма, он сталкивается с трудностями при установлении монопольных цен, которых не существует для чистой монополии. Основная проблема, с которой сталкивается картель, - это проблема согласования решений между фирмами-членами картеля по вопросу установления системы ограничений (квот) для каждой фирмы. Текущая конкурентная цена – Рс, текущий объем выпуска – Qс. Первоначальное равновесие существует в точке Е. При цене Рс каждый производитель получает нормальную прибыль. До осуществления картельного соглашения фирма ведет себя так, как если бы спрос на ее продукцию при цене Рс являлся бесконечно эластичным. Она боится поднять свою цену из опасения потери всех своих продаж в пользу конкурентов, а потому при цене Р выпускает q единиц продукции. При организации картеля и установлении картельной цены Рс фирме разрешен выпуск Qс (МR * = МС каждой фирмы). 
Допустим, владельцы фирмы полагают, что рыночная цена не понизится, если они будут продавать больше, чем это количество (например, q,), при котором Рм= МС. То есть путем превышения своей квоты фирма может увеличить прибыли с РмАВС до РмFGН. 
Если же все фирмы превысят свою квоту, чтобы увеличить свои прибыли при картельной цене Рм, то отраслевой выпуск увеличится до Q. каждый месяц существовал бы избыток продукции (Q,- Qс), и цена стала бы падать, пока этот избыток не исчезнет, то есть до уровня Рс. Таким образом, производители вернулись бы туда, откуда начали.  
Картели обычно пытаются установить штрафы для тех, кто обходит картельное соглашение, превышая свои квоты. Основная проблема заключается в том, что как только установлена картельная цена, отдельные фирмы, максимизирующие прибыль, могут заработать больше путем обмана. Если обманывают все, то картель распадается. 
Когда явный сговор является противозаконным, фирмы иногда ищут пути к тайному сотрудничеству. Зачастую это достигается при помощи молчаливой договоренности о том, что одна фирма будет действовать в качестве лидера в области цен, а остальные будут следовать за ее изменениями цен. 
Таким образом, картели сталкиваются с проблемой принятия решения о монопольной цене и уровне выпуска. Эта проблема особенно остра, если фирмы не могут договориться об оценке рыночного спроса, его ценовой эластичности или если у них разные издержки производства. Фирмы с более высокими средними издержками добиваются более высоких картельных цен. 
   Рассмотрим два основных типа картелей: картели, преследующие цель максимизации совокупной, или отраслевой, прибыли(1), и картели, ставящие своей целью распределение и фиксацию рыночных долей(2). 
1) Картели, преследующие цель максимизации общей прибыли 
В условиях совершенной конкуренции предприятие максимизирует свою прибыль, когда его предельны затраты равны рыночной цене (МС=Р), а характеристичным признаком совершенно конкурентного рынка является малость и множественность продавцов. Назовём квазиконкурентным поведение продавцов, придерживающихся того же принципа уравнивания предельных затрат и цены, но действующих на таком рынке, где место малости и множественности продавцов имеет место их крупность и немногочисленность. Иначе говоря, представим себе олигополию, но такую, где продавцы руководствуются правилом МС=Р, не принимая в расчёт возможной реакции на свои действия со стороны соперников.

Рисунок 2.  Квазиконкурентное  предприятие и  картель.

Допустим, что в отрасли действует n идентичных во всех отношениях таких квазиконкурентных предприятий, кривые SATC и МС которых представлены на рис. 2, а. Очевидно, что условие МС = Р выполняется при выпуске qc, который и является квазиконкурентно оптимальным. Рыночная цена Pс, на которую ориентируются квазиконкурентные предприятия, определена пересечением кривой рыночного спроса DD и кривой рыночного предложения S(MCS), представляющей горизонтальную сумму восходящих участков индивидуальных кривых МС (рис. 2, б). Квазиконкурентный выпуск отрасли, как видно на рис. 2, б, составит Qc = nqс, а прибыль каждого квазиконкурентного предприятия составит сумму, равную площади прямоугольника CcPcAB (рис. 2, а).

Теперь  представим, что все n предприятий объединились в картель, который будет вести себя на рынке подобно монополии с несколькими (n) заводами. Оптимальным выпуском картеля будет Qm, а оптимальной ценой ≈ Pm (рис. 2, б). Поскольку Qь < Qc, каждому вошедшему в картель предприятию будет установлена квота производства продукции qk < qc (рис. 2. a). При выпуске, равном установленной квоте, прибыль прежде квазиконкурентного предприятия будет соответствовать площади CkPmMF (рис. 2, а). Таким образом, его прибыль, с одной стороны, уменьшится на KNAB, а с другой ≈ увеличится на сумму площадей PcPmMN и CkСсKF. Поскольку сумма площадей PcPmMN и CkСсKF больше площади KNAB, квазиконкурентное предприятие окажется заинтересованным в картелировании. Но после того как картельное соглашение будет достигнуто и будет установлена монопольная цена, Pm, каждое картелированное предприятие окажется заинтересованным в скрытом нарушении установленной квоты. В самом деле, если ему удастся "потихоньку" продать q > qk продукции по цене Pm, его прибыль будет еще больше. Она составит CPmМ'К', что значительно выше той, которая была бы получена при соблюдении установленных квотой ограничений на величину выпуска и продаж. Если же такой скрытой политике последуют и другие картелированные предприятия, рыночная цена продукции быстро упадет и после возможных колебаний вновь вернется к квазиконкурентному уровню, Pc. Таким образом, то же самое стремление к прибыли, которое и побудило квазиконкурентные предприятия к образованию картеля, приведет к его распаду. Более того, картелированным предприятиям станет выгодным не только нарушать установленные квоты выпуска и продаж, но и продавать продукцию "налево" по более низкой, чем установленная картельным соглашением, цене (Р < Pm), поскольку предел повышения цены (Р на рис. 2, б) может оказаться столь близким к уровню квазиконкурентной цены, Pс, что добавочная прибыль не оправдает хлопот по достижению картельного соглашения и дополнительных затрат на выпуск запрашиваемой рынком продукции, объем которой при цене Р < Pm окажется большим, чем Qm, соответствующее точке Курно (MR = MCS).

   Для того чтобы предотвратить стремление предприятий к нарушению установленных соглашением квот и цен, а тем самым и угрозу развала картеля, те, кто заинтересован в его стабилизации, должны будут централизовать все управление картелированными предприятиями, лишив их статуса самостоятельных юридических лиц. Это предполагает переход к более высокой форме сговора ≈ тресту. Вырождение простого сговора в трест произошло впервые в США в 1882 г. при образовании знаменитой нефтяной компании "Standart Oil". Ее назвали трестом потому, что вошедшие в нее компании передали ведение всех своих дел совету уполномоченных, или доверенных лиц. Заметим, что для эффективного управления подобной многозаводской монополией необходима полная и совершенная информированность управляющих ею об индивидуальных функциях затрат трестированных предприятий, тогда как у последних появляется заинтересованность в сокрытии и искажении информации о затратах, предоставляемой центральному органу  управления трестом.

2)картели, регулирующие размежевание рынка. 
   Картелями, регулирующими размежевание рынка, Д.И. Пихно называл стачки, имеющие своей целью распределение рыночных долей между «стакнувшимися». 
  Если два картелированные предприятия идентичны по уровню и структуре затрат, рыночные доли могут быть распределены между ними поровну (q = q = 0.5 Q ) при единой монопольной цене. Если же затраты предприятий существенно различны, производственные квоты и соответственно рыночные доли будут различны и, что особенно важно, нестабильны. В этом случае рыночные доли определяются в ходе торга, неизбежно возникающего между олигополистами. Поэтому решение о размежевании рынка будет зависеть от уровня затрат входящих в картель предприятий, а так же от их способности к выторговыванию квоты и доли рынка. 
   Другой распространенный метод размежевания рынка допускает региональную дифференциацию цен и качества продукции. Такая практика сегментации рынка распространена и на межотраслевом уровне.  Модель картеля, регулирующая размежевание рынка, - это закрытая модель олигополии. Если прибыль, получаемая картелированными предприятиями, высока, она может стимулировать вход новичков на данный рынок, но не вступление их в картель. Напротив, установив несколько более низкую цену, чем назначенная картелем, они смогут захватить определенную долю рынка. Чтобы сохранить свою долю рынка, картелю придется несколько понизить цену или начать ценовую войну против новичка с трудно прогнозируемым исходом 
 

Глава 3. Особенности поведения фирм олигополистов  при нескоординированном поведении 
 

Информация о работе Олигополия в современной рыночной экономике