Олигополистическое поведение машиностроительных предприятий в отрасли на примере ОАО «АвтоВАЗ»

Автор: Любовь Абрамова, 13 Октября 2010 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

Олигополия - особая рыночная структура, при которой на рынке доминирует несколько фирм1. Иными словами, к олигополистическим структурам можно отнести такие рынки, на которых сосредотачивается от 2 до 24 продавцов. Если два продавца, то это дуополия, или частный случай олигополии, ибо это уже не монополия. Верхний предел условно ограничен 24 хозяйствующими субъектами, так как с числа 25 начинается отсчет структур монополистической конкуренции

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.Теретические аспекты олигополистического поведения предприятий в отрасли
1.1Общая характеристика олигополии
1.2Модели поведения фирм в условиях олигополии
1.3Ценообразование как инструмент координации: ценовая дискриминация
1.4Эффективность олигополии
2. Олигополистическое поведения предприятия автомобильного машиностроения
2.1Тенденции олигополистического поведения предприятий автомобильного машиностроения
2.2 Олигополистическое поведение в современных условиях на ОАО «АвтоВАЗ»
2.3Направление совершенствования олигополистического поведения автомобильного машиностроения
3.Заключение
4.Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая ЭМС 1ая глава.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

За период 1970 – 2002 годов предприятием выпущено более 21 млн. автомобилей. Существующий производственный потенциал автомобильного комплекса позволяет выпускать свыше 700 000 автомобилей в год.

Охарактеризовав объем и специфику выпускаемой  продукцию, можно сделать вывод, что АвтоВаз является представителем дифференцированной олигополии, так  как производит товары потребительского назначения.

 
 
   
 
   
 
   

Анализ  оценки конкурентоспособности  предприятия

Несмотря  на все возрастающую конкуренцию  со стороны иномарок, «АвтоВАЗ» сохраняет лидирующие позиции на российском рынке. Для преодоления последствий сбытового кризиса, возникшего в конце 2002 года, компанией были предприняты чрезвычайные меры по восстановлению темпов продаж. Это позволило заводу уже в начале марта данного года приступить действовать в нормальном режиме.

Проведена серьезная служба по совершенствованию системы маркетинга и сбыта, введены единые отпускные цены, удвоены сроки гарантии. Было внесено больше 300 конструктивных изменений, направленных на улучшение качества автомобилей, о чем свидетельствует понижение затрат по гарантийному ремонту на 10%.

Конкурентоспособность «АвтоВАЗу» на нынешний день обеспечивает в основном оптимальное соотношение цена/качество. Однако не только данные факторы делают продукцию завода привлекательной для покупателей. Потребитель предъявляет повышенные требования и к безопасности автомобиля, системе его техобслуживания. Поэтому одно из основных направлений стратегии развития компании - повышение технического уровня и обновление модельного ряда, проект развития которого утвержден до 2010 года. «АвтоВАЗ» придерживается политики открытости, постоянно предоставляя основные показатели производственной, финансовой и хозяйственной деятельности. Так, в январе 2003 года совет директоров утвердил «Корпоративный кодекс поведения», разработанный в соответствии с рекомендациями ФКЦБ, с учетом практики ведущих компаний и предложений акционеров АвтоВАЗа. Традиционными стали ежеквартальные брифинги для финансовых аналитиков и деловой прессы. Одним из важнейших преимуществ ОАО «АвтоВАЗа» является широкая география продаж.

«АвтоВАЗ» в условиях олигополии ведет борьбу за большую долю на  рынке с помощью методов честной неценовой конкуренции. 

Ценовое лидерство

На примере  «АвтоВАЗа» можно проследить ситуацию лидерства в ценах, когда один самый крупный производитель  диктует цены на продукцию остальным.

Самостоятельных производителей автомашин в стране вообще немного (около десятка), а  крупных фирм, оказывающих заметное влияние на рынок, и того меньше. Так, в производстве легковых автомобилей  их всего три —АвтоВАЗ, ГАЗ и  АЗЛК.

В 1991—1992 гг. лидером в ценах на легковые машины постоянно выступал крупнейший производитель — АвтоВАЗ. А АЗЛК и ГАЗ следовали за ним. Это было время гиперинфляции, когда дорожало все. Решающее значение имела скорость повышения цен. И АвтоВАЗ задал весьма быстрый темп. Экономические возможности для этого были. С началом социального расслоения чуть ли не первой покупкой богатых людей стал именно автомобиль. К тому же много машин покупали и новые частные фирмы, где мобильность — главный залог успеха11.

Лидерство АвтоВАЗа в ценах фактически сводилась к их максимально быстрому повышению, вполне устраивавшему и других производителей. На рубеже 1993 г., однако, АЗЛК и ГАЗ отказались повторить за лидером очередное удвоение цен. Дело в том, что «Жигули» в то время были конкурентоспособны за границей и АвтоВАЗ мог ориентироваться на более высокие цены за рубежом. Завысив цены внутри страны и соответственно потеряв часть российских потребителей, он ничего не проигрывал — высвободившиеся машины уходили на экспорт и приносили заводу даже большие прибыли. Напротив, сбыт "Москвичей" и "Волг" за рубежом был невелик. Их производители вынуждены были в большей мере считаться с покупательной способностью россиян. И они перестали повышать цены.

ВАЗ-2109 стал заметно дороже «Волги» и  почти в три раза дороже «Москвича». В результате у АвтоВАЗа возникли первые проблемы со сбытом. Урок не прошел даром: в том же 1993 г. темп роста цен на «Жигули» резко упал.

Главным фактором последующих лет стала  постепенная потеря международной  конкурентоспособности российских автомобилей. Сначала «Жигули» вынуждены были оставить иностранные рынки. Затем, несмотря на защитные таможенные пошлины, иномарки стали теснить их и в России.

Новый поворот ситуации обусловила девальвация  рубля. Она сделала иномарки недоступно дорогими и открыла путь для повышения цен на отечественный машины. Испуганный недавними трудностями сбыта АвтоВАЗ на этот раз отказался выполнять роль лидера их увеличения. Ее взял на себя АЗЛК, сумевший к тому времени заметно улучшить качество выпускаемых им машин. Таким образом, в отрасли вновь восстановилась система лидерства в ценах.

В настоящее  время именно «АвтоВАЗ» является основным переговорщиком с правительством по поводу защиты отрасли. Превосходя конкурентов по объемам продаж в 8 - 10 раз, имея большую рентабельность, вследствие масштаба производства "Автоваз", разумеется, является безусловным лидером.

Единственное  в большинстве своем преимущество отечественных автомобилей перед  импортными - преимущество в цене постепенно нивелируется. Особенно это касается "Автоваза", который постепенно уменьшает выпуск "дешевых" моделей, расчищая нишу для отечественных производителей ("ИжАвто") и для иностранных конкурентов, в первую очередь корейских компаний12.

2.3Направление  совершенствования  олигополистического поведения автомобильного машиностроения

По прогнозам  специалистов рынок легковых автомобилей  к 2010 году в России возрос  до 2,5 млн. единиц.  В ближайшие 1,5-2 года цены на отечественные автомобили приблизятся  вплотную к ценам на некоторые  зарубежные модели. Что не может не сказаться на конкурентоспособности наших предприятий. По прогнозам «Института Адама Смита» уже к 2010 году в России иномарок будут покупать больше, чем отечественных автомобилей, а к 2011 году их доля составит 66%. Из такого положения у отечественных компаний есть несколько путей выхода:

1.Создание  совместных предприятий. Наподобие  совместного предприятия «ВАЗ»  и «Дженирал Моторз» по производству  «Шевроле Нива». Такое сотрудничество  выгодно для иностранных компаний, ведь они снижают издержки в виде пошлин. Для российских же компаний это один из основных способов выживания в конкурентной среде.

2.Комплексная  перекапитализация, создание новой  конкурентоспособной продукции  на основе новых технологий. «Автоваз»  проводит перекапитализацию сроком 8 лет.

Основные мероприятия для развития автомобильного машиностроения в масштабе отрасли13

1. Стимулирование  спроса для органического увеличения  и роста внутреннего рынка.

2. Разработка  системных мероприятий по поддержке  экспорта.

3. Принятие  тарифных и нетарифных мер по ограничению импорта.

4.Гармонизация технического законодательства в рамках Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

5.Стимулирование повышения уровня локализации на территории России высокотехнологичных производств автомобильной техники.

6.Стимулирование создания производств высокотехнологичных автомобильных компонентов на территории Российской Федерации.

7.Содействие в разработке и реализации корпоративных программ реструктуризации отечественных автопроизводителей.

8. Создание  условий формирования глубоких  партнерств между российскими  и иностранными производителями.

9. Развитие  национальной базы проведения  НИОКР по ключевым направлениям, технологическим решениям (включая рассмотрение целесообразности создания национального научно-исследовательского и сертификационного центра автомобилестроения).

10.Разработка  новых и модификация существующих  образовательных программ и программ  повышения квалификация для обеспечения  автомобильной промышленности кадрами нового типа.

11.Разработка  законодательства и нормативной  правовой базы в области автомобилестроения  и создания системы утилизации  автотранспортных средств. 

Предложения по усовершенствованию олигополистического поведения ОАО «АвтоВАЗ»

В целом предприятие работает достаточно эффективно. Чтобы повысить эффективность предприятия, требуется:

1.Повышение технического уровня производства;

С появлением стратегического партнера ОАО «АВТОВАЗ» - корпорации RENAULT, стоит ожидать обновления основных производственных фондов. Будет производиться закупка технической документации у стратегического партнера, и производства новых марок автомобилей на базе автомобилей «RENAULT».

2.Повышение уровня  квалификации персонала;

Работники компании - главная ценность «АвтоВАЗа». Вовлечение их в работу по улучшению качества, непрерывное обучение, постоянное внимание к условиям труда, признание и стимулирование достижений, творческой активности каждого работника - факторы, позволяющие наиболее полно использовать потенциал сотрудников.

3.Совершенствование  организации производства и труда;

Одним из важных инструментов, обеспечивающих удовлетворение требований потребителей, является сервисно-сбытовая сеть ОАО "АвтоВАЗ".

4.Мотивация персонала  к наиболее эффективной и продуктивной работе;

Предполагаются  изменения и в области политики по персоналу – совершенствование  системы мотивации менеджмента  и работников обществ Группы «АВТОВАЗ». Новая система направлена на максимальную реализацию потенциала каждого работника  и формирование у сотрудников обществ приверженности корпоративным интересам Группы «АВТОВАЗ»;  и как следствие – должна привести к повышению благосостояния Группы, а значит – и каждого ее работника.

5.Внедрение новых, более качественных материалов при изготовлении продукции. Качество выпускаемых автомобилей обеспечивается современными методами разработки продукции и технологии, интеграцией в мировое автомобилестроение, стабильностью процессов производства и полным выполнением требований документации всеми сотрудниками.

Согласно антикризисной программе, для достижения обозначенных целей АВТОВАЗ переходит к новой системе корпоративного управления. Изменения направлены на постоянное получение информации и обеспечение контроля финансово-хозяйственной деятельности обществ – в целях снижения издержек и повышения эффективности управления. Общества будут структурированы по видам деятельности, частично укрупнятся через объединение; от непрофильных и неэффективных  активов АВТОВАЗ освободится путем их реализации или ликвидации. Дочерние и зависимые общества должны формулировать целевые показатели в соответствии со стратегией материнской компании – ОАО «АвтоВАЗ». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Информация о работе Олигополистическое поведение машиностроительных предприятий в отрасли на примере ОАО «АвтоВАЗ»