Автор: Любовь Абрамова, 13 Октября 2010 в 16:57, курсовая работа
Олигополия - особая рыночная структура, при которой на рынке доминирует несколько фирм1. Иными словами, к олигополистическим структурам можно отнести такие рынки, на которых сосредотачивается от 2 до 24 продавцов. Если два продавца, то это дуополия, или частный случай олигополии, ибо это уже не монополия. Верхний предел условно ограничен 24 хозяйствующими субъектами, так как с числа 25 начинается отсчет структур монополистической конкуренции
ВВЕДЕНИЕ
1.Теретические аспекты олигополистического поведения предприятий в отрасли
1.1Общая характеристика олигополии
1.2Модели поведения фирм в условиях олигополии
1.3Ценообразование как инструмент координации: ценовая дискриминация
1.4Эффективность олигополии
2. Олигополистическое поведения предприятия автомобильного машиностроения
2.1Тенденции олигополистического поведения предприятий автомобильного машиностроения
2.2 Олигополистическое поведение в современных условиях на ОАО «АвтоВАЗ»
2.3Направление совершенствования олигополистического поведения автомобильного машиностроения
3.Заключение
4.Список используемой литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Саратовский
государственный технический
Балаковский
институт техники, технологии и управления
Кафедра: ЭОУ
Специальность: ЭУМ
Дисциплина: Экономика
машиностроения
Курсовая работа на тему:
«Олигополистическое
поведение машиностроительных предприятий
в отрасли на примере ОАО «АвтоВАЗ»
Работу выполнила
Студент ЭУМ-33
Колчина Е.М.
Проверила
Тимофеева
Н.А.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.Теретические
аспекты олигополистического
1.1Общая характеристика олигополии……………………………………………….5
1.2Модели поведения фирм в условиях олигополии………………………………..9
1.3Ценообразование
как инструмент координации:
1.4Эффективность
олигополии……………………………………………………
2. Олигополистическое поведения предприятия автомобильного машиностроения
2.1Тенденции
олигополистического поведения предприятий
автомобильного машиностроения…………………………………………
2.2 Олигополистическое
поведение в современных условиях на ОАО
«АвтоВАЗ»………………………………………………………
2.3Направление совершенствования
олигополистического поведения автомобильного
машиностроения…………………………………………
3.Заключение………………………………………………
4.Список используемой
литературы…………………………………………………
5.Приложение………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В преддверии ХХI века наша страна начала переход к рыночной экономике, рыночному хозяйственному механизму. Многие проблемы нам приходится решать впервые. Прощаясь с административно-командной системой в экономике и в обществе, мы тем самым лишь создаем предпосылки для рыночного хозяйства, становление которого не может произойти в одночасье. И в основном сложность задачи состоит в том, что до сих пор никто в мире не переводил на рыночные рельсы столь громадный хозяйственный комплекс, каким является российская экономика. Нет исторических аналогов этому процессу. Но есть гибко реагирующий на требования времени рыночный механизм современного западного общества.
Иными словами, изучив картину рыночной экономики, которая сложилась к концу ХХ века и динамизм всех взаимоотношений в обществе, обусловленных или связанных с рынком мы сможем яснее увидеть и ту цель, к которой стремимся в своих экономических и социальных преобразованиях.
В настоящее время одним из самых распространенных рыночных структур являются монополии и олигополии. Однако в чистом виде монополии сохранились лишь в немногих отраслях экономики. Наиболее же преобладающей формой современной рыночной структуры является олигополия. Именно исследованию олигополии и посвящена настоящая курсовая работа. В ней мы будим рассматривать различные виды, особенности и общую характеристику олигополии на примере автомобильного машиностроения.
Разработка новых перспективных стратегий ценообразования становится в наше время все более актуальной. Мощный наплыв новых фирм и как следствие этого усиление конкуренции заставляет существующие фирмы серьезно задуматься над тем, как бы не потерять часть своей рыночной доли и не снизить свои прибыли. Принимая во внимание тот факт, что российский рынок являет собой яркий пример олигополии, исследование методов, моделей и стратегий рыночного ценообразования становится на сегодняшний день довольно актуальной проблемой, решение которой не терпит отлагательства.
Основной целью данной курсовой работы является попытка систематизации и упорядочения данных об олигополистической отрасли, возможностях входа и выхода с такого рынка и исследование тех конкурентных и неконкурентных стратегий, которые наиболее удачно применимы в подобных рыночных условиях.
Целью моей курсовой работы является анализ специфики олигополистического поведения в автомобильной промышленности.
Для раскрытия этой цели мною были поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие олигополии и причины её становления;
2. Выявить основные особенности моделирования и ценообразования на олигополистическом рынке;
3. Рассмотреть
особенности поведения
Данная работа содержит детальное описание основных моделей
олигополистического
ценообразования, а также ряд
примеров использования данных моделей
основой формирования конкретных олигополистических
стратегий скорректированных на конкретные
конкурентные ситуации. По прочтении
данной работы можно составить
довольно четкое представление об
олигополистическом рынке, сложностях,
плюсах и минусах его существования,
узнать ряд нюансов связанных с его
образованием и, как потребителю, получить
полезную информацию о том, как
рекомендуется вести себя в
сложившихся условиях изменения
цен. Базой исследования послужили,
в основном, учебные пособия и учебники,
а также ряд журнальных статей
из основных экономических периодических
изданий.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ В ОТРАСЛИ
1.1 Общая характеристика олигополии
Олигополия - особая рыночная структура, при которой на рынке доминирует несколько фирм1. Иными словами, к олигополистическим структурам можно отнести такие рынки, на которых сосредотачивается от 2 до 24 продавцов. Если два продавца, то это дуополия, или частный случай олигополии, ибо это уже не монополия. Верхний предел условно ограничен 24 хозяйствующими субъектами, так как с числа 25 начинается отсчет структур монополистической конкуренции.
По концентрации продавцов на одном и том же рынке олигополии
подразделяются на плотные и разряженные. К плотным олигополиям условно относят такие отраслевые структуры, которые на рынке представлены 2-8 продавцами. Структуры рынка, которые включают более 8 хозяйствующих объектов, относят к разряженным олигополиям. Подобного рода градация позволяет по-разному оценивать поведение предприятий в условиях плотной и разряженной олигополии. В первом случае в силу весьма ограниченного числа продавцов возможны различного рода сговоры в отношении согласованного их поведения на рынке, тогда как во втором случае это практически невозможно.
Исходя из характера предлагаемой продукции, олигополии можно
подразделить на однородные и дифференцированные. Однородная олигополия связана с производством и предложением стандартных продуктов. Многие стандартные продукты выпускаются в условиях олигополии – это сталь, цветные металлы, строительные материалы. Дифференцированные олигополии формируются на основе выпуска продуктов многообразного ассортимента. Они характерны для тех отраслей, в которых имеется возможность разнообразить производство предлагаемых товаров и услуг.
Уровень плотности олигополистической структуры рынка измеряется количеством предприятий в той или иной отрасли и их долей в совокупных продажах отрасли в рамках национальной экономики. Таким образом, варьируя количеством предприятий можно определить степень концентрации производства, а следовательно, и предложения в исследуемой отрасли общественного производства.
Однако, сила олигополии уменьшается под воздействием предложения
продуктов
предприятиями других отраслей,
которые обладают приблизительно
одинаковыми с продукцией
олигополистов потребительскими
свойствами (например, газ и электроэнергия
как источник тепла, медь и алюминий
как сырье для изготовления электропроводов).
Ослаблению олигополии содействует
и импорт аналогичных товаров или их
заменителей. Оба эти фактора
могут способствовать формированию
более конкурентных структур
по сравнению с чисто отраслевыми
рыночными структурами2.
Особенности олигополии
1.Экономия от масштабов производства. Технико-экономические
характеристики отрасли могут быть таковы, что минимальный уровень издержек на единицу продукции может быть достигнут фирмой при очень высоком объеме производства и сбыта продукции. Этот объем бывает столь велик, что способен удовлетворить значительную часть существующего рыночного спроса на данную продукцию. Таким образом, при цене, покрывающей лишь минимум возможных издержек, достаточно будет всего нескольких компаний, чтобы обеспечить весь имеющийся спрос.
2.Взаимозависимость фирм на рынке. Фирма-олигополист, так же как и
монополист, может свободно устанавливать цены на свою продукцию. Но, в отличие от монополиста, оно старается этого не делать, поскольку
последствия ее решения могут быть самыми разными в зависимости от реакции других фирм-участников рынка.
Так, снижение цены может, во-первых, сопровождаться снижением цен у
компаний-конкурентов и, таким образом, не дать желаемого увеличения объема продаж и прибыли. Во-вторых, оно может не повлиять на цены конкурентов, но привести к проведению последними мощной рекламной компании, направленной на преобразование своего имиджа в глазах потребителя. И в этом случае фирма - олигополист ничего не выиграет, а в ряде случаев может и проиграть, поскольку также будет втянута в разорительную рекламную кампанию или в новый виток снижения цен. Выигрыш возможен только в случае нейтрального отношения конкурентов к снижению цены. Аналогичным образом непредсказуемы последствия увеличения цены одним из участников олигополии.
3.Жесткость
цен и неценовая конкуренция.
В условиях совершенной конкуренции фирме нет смысла бороться за большую долю рынка, поскольку ее объем продаж мал по сравнению с общим объемом производства и сбыта данного товара. Монополисту также нет причин волноваться за свою долю, поскольку ему принадлежит весь рынок. Однако в условиях олигополии борьба за долю на рынке - ядро конкурентной борьбы. Участники олигополии пытаются превзойти друг друга новыми разработками, улучшением продукта, изощренной рекламой, лучшим обслуживанием и т.д. Цель этих методов честной неценовой конкуренции - завоевание большей доли рынка.
Фирма может использовать систему эксклюзивных контрактов с компаниями, занимающимися сбытом ее продукции. Такие контракты предполагают, что дилеры ограничиваются продажей товаров исключительно данной фирмы и не могут одновременно заниматься сбытом продукции конкурентов. Во многих странах такие контракты считаются незаконными, так как могут чрезмерно усиливать рыночную власть отдельных компаний.
4. Одним
из важнейших способов
5.Стремление к сговору. Сговор с другими компаниями относительно уровня цен и объема производства является фактором увеличения контроля над рынком. Эта стратегия обычно является выгодной для всех участников сговора. Однако достижение соглашения - весьма трудная задача. Существует ряд условий, которые облегчают прямой сговор : высокие барьеры для входа новых фирм на рынок; небольшое количество фирм на рынке; высокая степень однородности продукции; растущий спрос на отраслевую продукцию; особенности законодательства3.