Автор: Любовь Абрамова, 13 Октября 2010 в 16:57, курсовая работа
Олигополия - особая рыночная структура, при которой на рынке доминирует несколько фирм1. Иными словами, к олигополистическим структурам можно отнести такие рынки, на которых сосредотачивается от 2 до 24 продавцов. Если два продавца, то это дуополия, или частный случай олигополии, ибо это уже не монополия. Верхний предел условно ограничен 24 хозяйствующими субъектами, так как с числа 25 начинается отсчет структур монополистической конкуренции
ВВЕДЕНИЕ
1.Теретические аспекты олигополистического поведения предприятий в отрасли
1.1Общая характеристика олигополии
1.2Модели поведения фирм в условиях олигополии
1.3Ценообразование как инструмент координации: ценовая дискриминация
1.4Эффективность олигополии
2. Олигополистическое поведения предприятия автомобильного машиностроения
2.1Тенденции олигополистического поведения предприятий автомобильного машиностроения
2.2 Олигополистическое поведение в современных условиях на ОАО «АвтоВАЗ»
2.3Направление совершенствования олигополистического поведения автомобильного машиностроения
3.Заключение
4.Список используемой литературы
6.Барьеры для вхождения новых фирм на рынок. Высокие барьеры для новых фирм также поддерживают значительный уровень рыночной концентрации и сохранение олигополии. Они принимают разную форму: экономии на масштабах производства, экономии на издержках вследствие накопленного опыта, известности товара, проведенной рекламной компании, сложности товара, множественности моделей товара, капиталовооруженности.
Существуют и другие барьеры на пути потенциальных конкурентов:
-ограничения, устанавливаемые государством при регистрации компаний и лицензировании того или иного вида деятельности;
-высокие затраты на рекламу;
-сложность товаров, которая требует разветвленной сети сбыта и последующего обслуживания;
-необходимость значительных капиталовложений для создания предприятия в связи с крупномасштабным производством олигополистических фирм.
Все эти
барьеры затрудняют вступление новых
производителей на рынок и поддерживают
высокий уровень концентрации.
1.2 Модели поведения фирм в условиях олигополии
Прежде
всего, обратим внимание на огромную
роль, которую играет при определении
рыночного поведения
Нескоординированная олигополия. Фирмы не вступают ни в какие контакты друг с другом и не пытаются сознательно найти точку устраивающего всех равновесия. Нескоординированное поведение одной фирмы может привести при их небольшом количестве в отрасли к ценовой войне и постепенному вытеснению конкурентов из олигополистической отрасли. Такое поведение, правда, может себе позволить не всякая фирма. Если доля фирмы составляет треть рынка, то ответная реакция скоординировавших свои действия остальных фирм приведет к ее же вытеснению из отрасли. Поэтому такую стратегию может осуществлять только ведущая фирма, которая контролирует больше чем половину рынка.
Картель (сговор). Соглашение нескольких предприятий, устанавливающее для всех участников объем производства, цены на товар, условия найма рабочей силы, обмена патентами, разграничения рынков сбыта и долю каждого участника в общем, объеме производства и сбыта. Его целью является повышение цен (сверх конкурентного уровня), но не ограничение производственной и снабженческо-сбытовой деятельности участников.
Основная идея сговора состоит в установлении объема производства и цен на таком уровне, который обеспечивает максимальную прибыль для всей группы договаривающихся компаний в целом. Далее этот объем делится между участниками сговора (или картеля) с помощью определения квоты каждого из них в общем производстве или путем географического закрепления рынков (члены сговора обязуются не вторгаться на чужие участки рынка).
Однако,
в силу того, что картель –
это группа фирм, а не единая фирма,
он сталкивается с трудностями при
образовании монопольных цен, которых
не существует для чистой монополии.
Основной проблемой здесь встает согласование
решений между фирмами-членами и установление
системы ограничений (квот) для этих фирм.
Формальные картели не являются неизвестными,
но встречаются редко из-за своей внутренней
нестабильности5. Кроме того,
большинство картелей существует нелегально
– согласно антимонопольному законодательству.
Игра по правилам. Фирмы сознательно делают свое поведение понятным и предсказуемым для конкурентов, чем облегчают достижение равновесия в отрасли. Фирмы не вступают друг с другом в соглашения, но подчиняют свое поведение определенным неписаным правилам. Наиболее часто употребляемым приемом «игры по правилам» является лидерство в ценах. Оно состоит в том, что все крупные изменения цен сначала проводит одна фирма (обычно самая крупная), а затем они повторяются в близких размерах остальными компаниями. Ценовой лидер фактически единолично определяет цены (а значит, и объем производства) для всей отрасли. Но делает это с таким расчетом, чтобы новые цены устроили и остальных. Ведь если они будут невыгодны конкурентам, то те просто не последуют за лидером и отрасль перейдет в опасное для всех участников состояние нескоординированной олигополии. Не случайно, поэтому лидер часто «прощупывает» отношение конкурентов, заранее предавая огласке размер предстоящего изменения и прислушиваясь к реакции других фирм.
Особенность
поведения ценового лидера заключается
в том, что он, как правило, не реагирует
на незначительные колебания в условиях
издержек и спроса. Изменение цен
происходит только в том случае,
если имеют место заметные отклонения
в стоимости тех или иных факторов производства
или изменения в условиях функционирования
предприятия либо выпуска продукции6.
Такая политика, с одной стороны, позволяет
избежать юридической ответственности,
вытекающей из антикартельного законодательства.
А с другой уменьшить риск непредсказуемой
реакции конкурентов, то есть оградить
себя от главной опасности, свойственной
нескоординированной олигополии. «Игра
по правилам» облегчает достижение олигополистического
равновесия.
1.3 Ценообразование
как инструмент координации:
Несмотря
на наличие технической
Существуют два основных варианта экономического поведения продавца товара на неконкурентном рынке, позволяющие извлечь прибыль, существенно большую, чем в случае его действий на конкурентном рынке.
1. Стремление к извлечению экономической прибыли и назначение цены выше предельных издержек, в случае установления единой цены на товар для различных групп потребителей, приводит к сокращению объёма производства относительно конкурентного уровня и появлению DWL ("потерь мёртвого груза").
2. Стремясь минимизировать безвозвратные потери и захватить большую часть потребительского излишка, олигополисты прибегают к ценовой дискриминации - назначению разных цен на один и тот же товар разным покупателям в зависимости от спроса. Для этого продавец должен располагает необходимой массой товарной продукции, способной удовлетворить спрос группы покупателей с низкой платежеспособностью. А также данный товар должен быть неподходящим для длительного хранения и накопления, поскольку в противном случае появляется покупатель, приобретающий товар по низкой цене с целью последующей перепродажи по высокой. Самое главное условие заключается в возможности разделения групп потребителей по их платежеспособности посредством взимания разной платы за один и тот же товар.
Ценовая
дискриминация может
-покупатель, приобретая продукцию, не имеет возможности ее перепродать;
-существует возможность разделить всех потребителей данной продукции на рынки, спрос на которых имеет разную эластичность.
С одной стороны, ценовая дискриминация позволяет увеличить доходы олигополиста, а с другой — большее количество потребителей получают
возможность воспользоваться услугой данного вида. Такая политика в области ценообразования выгодна обеим сторонам. С другой стороны процесс ценовой дискриминации является одной из форм перераспределения средств и препятствием здоровой конкуренции, поэтому ценовая дискриминация запрещается антимонопольным законодательством большинства развитых стран.
Поскольку цены на продукцию олигополий велики, то бывает так, что предприятия продают свои товары и услуги в кредит. А это всегда выливается в стремление потребителей задерживать платежи за потребленную продукцию. Таким образом, последствия олигопольного поведения заключаются не только в уменьшении объемов производства, но и в создании предпосылок развития кризиса неплатежей. Распространение неплатежей – результат ценовой дискриминации экономических структур, обладающих влиянием на рынке и не стесненных в своей деятельности регулирующим воздействием государства.
Также
необходимость регулирования
1.4 Эффективность
олигополии
В современной экономике выявились различные точки зрения на экономические последствия олигополии и ее эффективность. Традиционная точка зрения полагает, что, поскольку олигополия близка по структуре к монополии, следует ожидать, что она действует приблизительно аналогичным образом7. Предполагается, что олигополия с характерными для нее барьерами для вступления в отрасль других фирм приводит к ограничению выпуска раньше, чем достигаются наименьшие издержки на единицу продукции и соответствующая рыночная цена. Это приносит значительные, если не максимальные, экономические прибыли. Неофициальное тайное соглашение между олигополистами может дать в результате цены и объемы производства, подобные тем, к которым приводит чистая монополия, хотя при этом сохранится внешняя видимость конкуренции нескольких независимых фирм. Поэтому олигополия является фактически менее желательной, чем чистая монополия по той простой причине, что чистая монополия в различных странах подвергается более жесткому государственному регулированию в целях уменьшения злоупотребления рыночной властью.
Традиционная точка зрения оспаривается концепцией, в соответствии с которой крупные олигополистические фирмы с рыночной властью необходимы для достижения быстрых темпов научно-технического прогресса. Полагается, во-первых, что современная научно-исследовательская деятельность по разработке новых продуктов и производственных технологий является невероятно дорогостоящей. Поэтому только крупные олигополистические фирмы способны финансировать обширную работу в области научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). Во-вторых, существование барьеров для вступления дает олигополисту некоторую уверенность в том, что он будет получать прибыли, определенную часть которых можно направить на НИОКР.
Данная концепция предполагает еще, что с течение времени олигополистические отрасли будут способствовать быстрому улучшению качества продукта, снижению издержек производства на единицу продукции, установлению более низких цен и, может быть, большему объему производства и занятости в той же самой отрасли, чем если бы она была организована на конкурентных началах.
Следует
подчеркнуть, что обе точки зрения правомерны,
имеют место в реальной экономике, поскольку
сложные экономические процессы, в том
числе ускоряющие научно-технический
прогресс, многогранны.
2.ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКОЕ
ПОВЕДЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1Тенденции
олигополистического поведения
предприятий автомобильного
Российский рынок как переходный и постплановый имеет ряд особенностей, в первую очередь связанных с советский прошлым. Экономическая обособленность от других государств, нерыночный способ ведения хозяйства, большой перевес в сторону производства средств производства и ВПК над производством средств потребления, всеобщая концентрация ради упрощения управления хозяйствующими субъектами привели на данный момент к высокой доли отдельных компаний в различных отраслях народного хозяйства. В результате рынок олигополии для нас является очень важным, так как многие фирмы - олигополисты являются ключевыми для нашей экономики. Это и АвтоВАЗ и ИжАвто, и нефтеэкспортеры и "металлурги" и многие другие. Если взять производство основных видов промышленной продукции, то на долю олигополистических отраслей приходится 40% , а по некоторым данным все 60%. Фирмы олигополисты являются крупнейшими в России по объему реализации.
Крупные предприятия устойчивее по отношению к так называемым неэкономическим проблемам, которые существуют в нашей стране. Это и высокий уровень коррумпированности чиновников, криминализация общества, "нерыночная" конкуренция и т.п. Крупные фирмы, в большинстве своем олигополисты, являются основным локомотивом экономического роста России.
Автомобильная
промышленность является одной из самых
"больных" отраслей Российской экономики.
На производстве автомобилей занято
более 1 млн. человек, предприятия как
правило являются градообразующими.
Однако продукция автопрома чаще всего
неконкурентоспособна не только на внешнем
рынке, но и на внутреннем.