Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 02:39, курсовая работа
Цель и задачи работы. Целью работы является разработка и научное обоснование теоретических положений и методических рекомендаций по обеспечению финансовой устойчивости коммерческого банка Армении в условиях экономической нестабильности внешней среды. Для достижения цели исследования были поставлены и решены следующие задачи: - выявлены и систематизированы факторы, определяющие; - финансовую устойчивость коммерческого банка; - обобщен отечественный и зарубежный опыт оценки финансовой устойчивости банка в условиях экономической нестабильности; - проведен анализ и сделаны выводы о финансовой устойчивости коммерческого банка по наиболее популярным российским рейтинговым методикам;
Введение 3
Глава 1. Финансовая устойчивость банков 5
1.1 Методика классификации 5
1.2 Международная банковская система 6
Глава 2. Методы оценки устойчивости банковской системы 18
Глава 3. Стабильность банковской системы Республики Армении 25
3.1 Финансовая инфраструктура и платежные системы 27
3.2 Состояние банковской системы РА 27
3.3 Системы платежей и расчетов 28
3.4 Стратегические направления развития ЦБ РА 30
Обеспечение стабильности цен 31
Обеспечение финансовой стабильности 32
Заключение 35
Список использованной литературы 37
2) показатели эффективности
3) показатели достаточности
На втором этапе описываемой методики происходит формальная структуризация отобранных показателей. Для того чтобы привести их к сопоставимым величинам, рекомендуется пронормировать каждый из них по стандартному отклонению. После этого для каждого нормированного показателя определяется пороговое значение, выше которого он имеет положительное значение, ниже – отрицательное.
Третий этап построения сравнительного рейтинга – установление весовых коэффициентов, определяющих вклад каждого показателя в итоговую оценку. В результате сочетания экспертного метода и приемов корреляционно-регрессионного анализа авторами методики были установлены следующие веса:
К1 – 8,
К2 – 4,
К3 – 10,
Авторы методики полагают, что надежность любого банка и банковской системы в целом снижается тем сильнее, чем больше средств клиентов используется для кредитования. Общая итоговая оценка вычисляется по формуле:
Кобщ = К1 * 8 + К2 * 4 + К3 * 10 + К4 * 5 + К5 * (-4) + К6 * 3 + К7 * 4 + К8 * 3 + К9 * (-3). (11)5
На последнем этапе после получения итоговых оценок выстраиваются сравнительные позиции банковских систем субъектов РФ в их общем перечне.
Частично интерпретируя
которого и осуществляется сравнительный анализ устойчивости банковских систем субъектов РФ. Поскольку проблемы в банковском секторе можно охарактеризовать разной степенью тяжести, зависящей от уровня потерь в стоимости активов, степени несостоятельности, потери ликвидности в результате клиентской паники и т. п., полагаем, что уровень его устойчивости в определенный момент времени можно охарактеризовать с помощью показателя Уб, зависящего от удельного веса активов несостоятельных банков в
общей стоимости активов банковской системы:
Уб = 1 – А1 / А, (12)
где А1 – стоимость активов несостоятельных банков, руб.;
А – текущая балансовая стоимость активов банковской системы, руб.
При этом целесообразно степень устойчивости банковской системы в вербальных характеристиках оценивать в соответствии с уровнем устойчивости показателей в процентных соотношениях, исходя из следующих диапазонов (табл. 1).
Таблица 1 – Зависимость степени устойчивости банковской системы от критерия устойчивости уровней и устойчивости тенденции
Уровень устойчивости, % |
Степень устойчивости |
0 – 20 |
кризисное положение |
свыше 20 до 40 |
предкризисное положение |
свыше 40 до 60 |
значительно неустойчивое |
свыше 60 до 80 |
незначительное неустойчивое |
свыше 80 |
устойчивое |
Таким образом, оценивая устойчивость банковской системы региона в динамике, а также проводя сравнительную оценку устойчивости банковских систем различных субъектов РФ, возможно использование как показателей общей статистики, так и группы специфических критериев.
Глава 3. Стабильность банковской системы Республики Армения
Банковская система Армении находится на переходном этапе, двигаясь от завершившейся болезненной стадии финансового оздоровления к стадии интенсивного развития на базе последних мировых тенденций и ориентации на достижение стандартов Базеля II. Такие показатели, как сравнительно высокая степень ликвидности и адекватности капитала, незначительный уровень сомнительных классифицированных кредитов в портфелях коммерческих банков, - есть следствие ограничительных мер и жесткой пруденциальной политики Центрального Банка. При этом банковский бизнес в стране является довольно рентабельным и привлекательным для инвесторов.
Сегодня ЦБ Армении уже не желает
в отношениях с коммерческими
банками выступать в роли жестокого
надзирателя, и склоняется к необходимости
осуществления продуманной
Несмотря на наличие общих проблем у банков Армении и других стран постсоветского пространства, процесс становления банковской системы страны имел свои особенности. Он сопровождался такими неблагоприятными факторами, как серьезные геополитические риски, экономическая блокада и жесточайший энергетический кризис. Все это предопределило низкую степень интегрированности в мировое экономическое сообщество и международные финансовые рынки.
Высокие показатели экономического роста Армении, внутриполитическая стабильность и меры по оздоровлению банковской системы в течение последних 5 лет позволили коммерческим банкам выйти на режим рентабельной работы. Одновременно шло развитие технологического, кадрового и технического потенциала, локомотивом которого стал Центральный Банк Республики Армения, выступивший инициатором и соучредителем создания необходимой банковской инфраструктуры - локальной Национальной платежной системы «Armenian Card», кредитного регистра, системы гарантирования вкладов населения и Фонда ипотечного кредитования.
Растущая конкуренция в сфере высокодоходных банковских услуг, необходимость повышения уровня капитализации и острая нехватка долгосрочных ресурсов заставляют многие банки находиться в постоянном поиске дополнительной ресурсной базы и стратегических иностранных инвесторов.
Многие задачи коммерческих банков могут быть решены в процессе дальнейшего реформирования всего финансового рынка - создания финансовой инфраструктуры, развития рынка страховых услуг, альтернативной пенсионной системы, фондового рынка и рынка производных финансовых инструментов при определяющей роли продуманной политики Центрального Банка Армении.
Банковская система Армении характеризуется чрезвычайно высоким
уровнем капитализации. Так, норматив адекватности капитала комбанков РА в конце 2007
года составил 30% в условиях нормативного требования в 12%. Основным риском
банковской системы страны является кредитный риск, который, тем не менее, в настоящее
время достаточно низок.
По нашим оценкам, банковская система Армении достаточно стабильна и способна
противостоять внешним шокам, о чем свидетельствует также то обстоятельство, что
зафиксированный в последнее время на международных финансовых рынках кризис не
коснулся ее.
В отношении прихода на финансовый рынок Армении иностранных инвесторов ЦБ
провозгласил политику "открытости", в условиях которой в особенности приветствуются
институциональные инвесторы. За последние годы участниками финансового рынка
Армении стал ряд известных финансовых структур с богатым опытом. Вхождение
подобных инвесторов на армянский рынок способствует как расширению спектра
финансовых услуг, так и повышению качества предоставляемых со стороны
отечественных комбанков услуг.
В настоящее время вхождение новых инвесторов в банковскую систему Армении, а также изменения состава собственников банков пока не ожидается.
3.1 Финансовая инфраструктура и платежные системы
Приблизительно 20 банков работают в обычной среде общего контроля. Эти банки считаются финансовыми посредниками с устойчивой клиентной базой. Их финансовые индикаторы имеют общий устойчивый рост. 5 банков работают в среде специального контроля. Действия этих банков управляются в рамках финансовых программ совершенствования, принятых правлением ЦБА.
Рынки капитала являются небольшими и узкими. Главными инструментами рынка капитала являются правительственные ценные бумаги (главным образом казначейские счета). Высокие ставки интереса, считались одним из препятствий экономическому подъему. Снижение процентных ставок впервые было зарегистрировано в 1998 году. Однако, ставки вновь увеличились в 1999 году из-за российского финансового кризиса. Несмотря на это, ставки теперь продолжают снижаться почти на 4 процента ежегодно.
3.2 Состояние банковской системы РА
Большинство из компаний Армении испытывает недостаток средств. Правительство также испытывает недостаток ресурсов, что затрудняет получение займов у правительства. Займы частных банков ограничены, так как только несколько банков могут предоставить займы более 20,000 долларов США. В настоящее время, многие частные банки ограничивают свои кредитные операции краткосрочными займами в местной или твердой валюте по очень высоким процентным ставкам.6 Данные банки часто требуют обеспечения с равной или превышающей размер займа рыночной стоимостью. Проектное финансирование также крайне ограничено и осуществляется через субсидируемые заемные программы, финансируемые иностранными правительствами и многосторонними финансовыми институтами, направленные на развитие частного бизнеса специфичных категорий.
Большинство банков Армении предлагают услуги по управлению платежами по
иностранным торговым операциям. Методы платежей включают в себя авансовые платежи, аккредитивы, а также другие международно-признанные формы платежей, исключая кредитные карты и чеки. Местные банки Армении предоставляют ограниченное краткосрочное или долгосрочное финансирование армянских импортеров в местной валюте или в долларах, обеспеченное залогами. Страховых компаний, предоставляющих надежные услуги по страхованию, пока нет.
В Армении нет специализированных банков, и все банки предоставляют весь спектр обычных банковских услуг, без специализации по секторам или отраслям промышленности. После принятия Закона Армении “О кредитных организациях” основано 5 кредитных организаций, которые работают с начала 2002 года.
Не существует специальных схем
содействия, действующих как
выплаты НДС в период импорта оборудования и других активов в страну. Существует
также значительное упрощение процедуры регистрации нерезидентных компаний и т.п.
В настоящее время, достигнуто соглашение о финансировании программы создания Фонда для Гарантии Кредитов в рамках Соглашения между правительствами Армении и Германии. Германский банк KFW передаст правительству 4.3 миллиона Евро для финансирования программы. Целью данной программы является предоставление гарантий коммерческим банкам Армении, с тем, чтобы они могли привлекать кредитные
ресурсы от международных финансовых организаций для дальнейшего кредитования малых и средних предприятий. Данный Гарантийный Фонд увеличит возможности банков и предоставит больше возможностей малым и средним предприятиям по финансированию их развития, включая международные торговые сделки. Реализация программы начнется с начала следующего года.
3.3 Системы платежей и расчетов
Центральный Банк Армении играет активную роль в создании и развитии системы
платежей и расчетов в Республике Армения.7 Система платежей и расчетов Республики Армения включает в себя систему платежей и расчетов Центрального Банка и системы платежей и расчетов коммерческих банков. Системы платежей и расчетов коммерческих банков используются, как для межбанковских платежей, так и для внутри банковских. Большая часть межбанковских платежей проводится через систему платежей и расчетов Центрального Банка, используя корреспондентские счета банков в Центральном Банке. Межбанковские платежи через системы платежей и расчетов коммерческих банков производятся с использованием совместно открытых счетов ЛОРО НОСТРО (LORO NOSTRO).