Оценка устойчивости банковской системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 02:39, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи работы. Целью работы является разработка и научное обоснование теоретических положений и методических рекомендаций по обеспечению финансовой устойчивости коммерческого банка Армении в условиях экономической нестабильности внешней среды. Для достижения цели исследования были поставлены и решены следующие задачи: - выявлены и систематизированы факторы, определяющие; - финансовую устойчивость коммерческого банка; - обобщен отечественный и зарубежный опыт оценки финансовой устойчивости банка в условиях экономической нестабильности; - проведен анализ и сделаны выводы о финансовой устойчивости коммерческого банка по наиболее популярным российским рейтинговым методикам;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Финансовая устойчивость банков 5
1.1 Методика классификации 5
1.2 Международная банковская система 6
Глава 2. Методы оценки устойчивости банковской системы 18
Глава 3. Стабильность банковской системы Республики Армении 25
3.1 Финансовая инфраструктура и платежные системы 27
3.2 Состояние банковской системы РА 27
3.3 Системы платежей и расчетов 28
3.4 Стратегические направления развития ЦБ РА 30
Обеспечение стабильности цен 31
Обеспечение финансовой стабильности 32
Заключение 35
Список использованной литературы 37

Работа содержит 1 файл

ОЦЕНКА УСТОЙЧИВОСТИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ АРМЕНИИ.doc

— 246.00 Кб (Скачать)

2) показатели эффективности работы  банковской системы: отношение  суммы прибыли к активам (К4) и просроченной задолженности к активам (К5);

3) показатели достаточности капитала  и рискованности активов: соотношение капитала и активов, взвешенных с учетом риска (К6), соотношение капитала и активов с повышенным риском (К7), соотношение капитала к сумме обязательств (К8), отношение суммы кредитов к сумме средств на расчетных, текущих счетах, вкладах и депозитах (К9).

На втором этапе описываемой  методики происходит формальная структуризация отобранных показателей. Для того чтобы привести их к сопоставимым величинам, рекомендуется пронормировать каждый из них по стандартному отклонению. После этого для каждого нормированного показателя определяется пороговое значение, выше которого он имеет положительное значение, ниже – отрицательное.

Третий этап построения сравнительного рейтинга – установление весовых  коэффициентов, определяющих вклад каждого показателя в итоговую оценку. В результате сочетания экспертного метода и приемов корреляционно-регрессионного анализа авторами методики были установлены следующие веса:

К1 – 8,                                        К4 – 5,                                                                К7 – 4,

К2 – 4,                                        К5 – (-4),                                                            К8 – 3,

К3 – 10,                                      К6 – 3,                                                                К9 – (-3).

Авторы методики полагают, что надежность любого банка и банковской системы  в целом снижается тем сильнее, чем больше средств клиентов используется для кредитования. Общая итоговая оценка вычисляется по формуле:

Кобщ = К1 * 8 + К2 * 4 + К3 * 10 + К4 * 5 + К5 * (-4) + К6 * 3 + К7 * 4 + К8 * 3 + К9 * (-3). (11)5

На последнем этапе после  получения итоговых оценок выстраиваются  сравнительные позиции банковских систем субъектов РФ в их общем перечне.

Частично интерпретируя методику составления банковских рейтингов Центрального Банка РФ в целях применения ее для проведения сравнительной оценки устойчивости банковских систем, не останавливаясь на характеристике ее преимуществ и недостатков, с достаточной степенью полноты освещенных в современной экономической литературе, полагаем, что универсальным является ее заключительный этап. На нем строится нескорректированный рейтинг по рассчитанным показателям. Затем нескорректированный рейтинг приводится в процентный путем деления номера места банковской системы каждого субъекта РФ по каждому показателю на общее число банковских систем и умножения на 100. Совокупная оценка определяется путем сложения всех процентных рейтингов по отдельным показателям, затем указывается место, позволяющее в дальнейшем рассчитать совокупный процентный рейтинг аналогично расчету совокупной оценки. Он-то и является тем интегральным критерием, с помощью

которого и осуществляется сравнительный  анализ устойчивости банковских систем субъектов РФ. Поскольку проблемы в банковском секторе можно охарактеризовать разной степенью тяжести, зависящей от уровня потерь в стоимости активов, степени несостоятельности, потери ликвидности в результате клиентской паники и т. п., полагаем, что уровень его устойчивости в определенный момент времени можно охарактеризовать с помощью показателя Уб, зависящего от удельного веса активов несостоятельных банков в

общей стоимости активов банковской системы:

Уб = 1 – А1 / А, (12)

где А1 – стоимость активов несостоятельных банков, руб.;

А – текущая балансовая стоимость активов банковской системы, руб.

При этом целесообразно степень  устойчивости банковской системы в  вербальных характеристиках оценивать  в соответствии с уровнем устойчивости показателей в процентных соотношениях, исходя из следующих диапазонов (табл. 1).

Таблица 1 – Зависимость степени  устойчивости банковской системы от критерия устойчивости уровней и  устойчивости тенденции

 

Уровень устойчивости, %

Степень устойчивости

0 – 20

кризисное положение

свыше 20 до 40

предкризисное положение

свыше 40 до 60

значительно неустойчивое

свыше 60 до 80

незначительное неустойчивое

свыше 80

устойчивое


 

Таким образом, оценивая устойчивость банковской системы региона в  динамике, а также проводя сравнительную  оценку устойчивости банковских систем различных субъектов РФ, возможно использование как показателей общей статистики, так и группы специфических критериев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Стабильность банковской системы Республики Армения

 

Банковская система Армении  находится на переходном этапе, двигаясь от завершившейся болезненной стадии финансового оздоровления к стадии интенсивного развития на базе последних мировых тенденций и ориентации на достижение стандартов Базеля II. Такие показатели, как сравнительно высокая степень ликвидности и адекватности капитала, незначительный уровень сомнительных классифицированных кредитов в портфелях коммерческих банков, - есть следствие ограничительных мер и жесткой пруденциальной политики Центрального Банка. При этом банковский бизнес в стране является довольно рентабельным и привлекательным для инвесторов.

Сегодня ЦБ Армении уже не желает в отношениях с коммерческими  банками выступать в роли жестокого  надзирателя, и склоняется к необходимости  осуществления продуманной политики мягкой терапии путем внедрения  системы консолидированного надзора и принципов корпоративного управления. Функции же «палача» временно переданы Единому надзорному органу, находящемуся в системе регулятора и призванному навести порядок и помочь становлению финансовых рынков, в частности, рынка страховых услуг и капитала.

Несмотря на наличие общих проблем  у банков Армении и других стран  постсоветского пространства, процесс  становления банковской системы  страны имел свои особенности. Он сопровождался  такими неблагоприятными факторами, как  серьезные геополитические риски, экономическая блокада и жесточайший энергетический кризис. Все это предопределило низкую степень интегрированности в мировое экономическое сообщество и международные финансовые рынки.

Высокие показатели экономического роста  Армении, внутриполитическая стабильность и меры по оздоровлению банковской системы в течение последних 5 лет позволили коммерческим банкам выйти на режим рентабельной работы. Одновременно шло развитие технологического, кадрового и технического потенциала, локомотивом которого стал Центральный Банк Республики Армения, выступивший инициатором и соучредителем создания необходимой банковской инфраструктуры - локальной Национальной платежной системы «Armenian Card», кредитного регистра, системы гарантирования вкладов населения и Фонда ипотечного кредитования.

Растущая конкуренция в сфере  высокодоходных банковских услуг, необходимость  повышения уровня капитализации  и острая нехватка долгосрочных ресурсов заставляют многие банки находиться в постоянном поиске дополнительной ресурсной базы и стратегических иностранных инвесторов.

Многие задачи коммерческих банков могут быть решены в процессе дальнейшего  реформирования всего финансового  рынка - создания финансовой инфраструктуры, развития рынка страховых услуг, альтернативной пенсионной системы, фондового рынка и рынка производных финансовых инструментов при определяющей роли продуманной политики Центрального Банка Армении.

 

Банковская  система Армении характеризуется чрезвычайно высоким

уровнем капитализации. Так, норматив адекватности капитала комбанков РА в конце 2007

года составил 30% в условиях нормативного требования в 12%. Основным риском

банковской системы страны является кредитный риск, который, тем не менее, в настоящее

время достаточно низок.

По нашим оценкам, банковская система  Армении достаточно стабильна и способна

противостоять внешним шокам, о  чем свидетельствует также то обстоятельство, что

зафиксированный в последнее время  на международных финансовых рынках кризис не

коснулся ее.

В отношении прихода на финансовый рынок Армении иностранных инвесторов ЦБ

провозгласил политику "открытости", в условиях которой в особенности  приветствуются

институциональные инвесторы. За последние  годы участниками финансового рынка

Армении стал ряд известных финансовых структур с богатым опытом. Вхождение

подобных инвесторов на армянский  рынок способствует как расширению спектра

финансовых услуг, так и повышению  качества предоставляемых со стороны

отечественных комбанков услуг.

В настоящее время вхождение  новых инвесторов в банковскую систему  Армении, а также изменения состава собственников банков пока не ожидается.

 

 

 

 

 

 

3.1 Финансовая инфраструктура и платежные системы

 

Приблизительно 20 банков работают в  обычной среде общего контроля. Эти банки считаются финансовыми посредниками с устойчивой клиентной базой. Их финансовые индикаторы имеют общий устойчивый рост. 5 банков работают в среде специального контроля. Действия этих банков управляются в рамках финансовых программ совершенствования, принятых правлением ЦБА.

Рынки капитала являются небольшими и узкими. Главными инструментами рынка капитала являются правительственные ценные бумаги (главным образом казначейские счета). Высокие ставки интереса, считались одним из препятствий экономическому подъему. Снижение процентных ставок впервые было зарегистрировано в 1998 году. Однако, ставки вновь увеличились в 1999 году из-за российского финансового кризиса. Несмотря на это, ставки теперь продолжают снижаться почти на 4 процента ежегодно.

 

 

3.2 Состояние  банковской системы РА

 

Большинство из компаний Армении испытывает недостаток средств. Правительство также испытывает недостаток ресурсов, что затрудняет получение займов у правительства. Займы частных банков ограничены, так как только несколько банков могут предоставить займы более 20,000 долларов США. В настоящее время, многие частные банки ограничивают свои кредитные операции краткосрочными займами в местной или твердой валюте по очень высоким процентным ставкам.6 Данные банки часто требуют обеспечения с равной или превышающей размер займа рыночной стоимостью. Проектное финансирование также крайне ограничено и осуществляется через субсидируемые заемные программы, финансируемые иностранными правительствами и многосторонними финансовыми институтами, направленные на развитие частного бизнеса специфичных категорий.

Большинство банков Армении предлагают услуги по управлению платежами по

иностранным торговым операциям. Методы платежей включают в себя авансовые платежи, аккредитивы, а также другие международно-признанные формы платежей, исключая кредитные карты и чеки. Местные банки Армении предоставляют ограниченное краткосрочное или долгосрочное финансирование армянских импортеров в местной валюте или в долларах, обеспеченное залогами. Страховых компаний, предоставляющих надежные услуги по страхованию, пока нет.

В Армении нет специализированных банков, и все банки предоставляют  весь спектр обычных банковских услуг, без специализации по секторам или отраслям промышленности. После принятия Закона Армении “О кредитных организациях” основано 5 кредитных организаций, которые работают с начала 2002 года.

Не существует специальных схем содействия, действующих как правительственная поддержка торгового финансирования. Несколько законов в некоторых пределах содействуют международной торговле, например, освобождение экспорта от НДС и т.п. Проекты в рамках Соглашений между международными донорами и другими организациями и Республикой Армения (техническое содействие и т.п.) освобождены от

выплаты НДС в период импорта  оборудования и других активов в  страну. Существует

также значительное упрощение процедуры регистрации нерезидентных компаний и т.п.

В настоящее время, достигнуто соглашение о финансировании программы создания Фонда для Гарантии Кредитов в рамках Соглашения между правительствами Армении и Германии. Германский банк KFW передаст правительству 4.3 миллиона Евро для финансирования программы. Целью данной программы является предоставление гарантий коммерческим банкам Армении, с тем, чтобы они могли привлекать кредитные

ресурсы от международных финансовых организаций для дальнейшего кредитования малых и средних предприятий. Данный Гарантийный Фонд увеличит возможности банков и предоставит больше возможностей малым и средним предприятиям по финансированию их развития, включая международные торговые сделки. Реализация программы начнется с начала следующего года.

 

 

3.3 Системы платежей и расчетов

 

Центральный Банк Армении играет активную роль в создании и развитии системы

платежей и расчетов в Республике Армения.7 Система платежей и расчетов Республики Армения включает в себя систему платежей и расчетов Центрального Банка и системы платежей и расчетов коммерческих банков. Системы платежей и расчетов коммерческих банков используются, как для межбанковских платежей, так и для внутри банковских. Большая часть межбанковских платежей проводится через систему платежей и расчетов Центрального Банка, используя корреспондентские счета банков в Центральном Банке. Межбанковские платежи через системы платежей и расчетов коммерческих банков производятся с использованием совместно открытых счетов ЛОРО НОСТРО (LORO NOSTRO).

Информация о работе Оценка устойчивости банковской системы