Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 12:55, реферат
С развитием рыночных отношений в составе имущества субъекта появился новый вид средств – нематериальные активы, одна из самых сложных задач для специалистов по оценке. Причина в том, что, как правило, речь идёт в каждом случае об уникальных вещах. Каждая торговая марка, каждое литературное произведение или программный код имеют значительные отличия от аналогов. А значит, сравнивать их непросто. Параллельно с этим нередко нужна оценка активов информационной безопасности, которая позволяет защитить наиболее ценные нематериальные активы.
Введение………………………………………………………………………….2
Нематериальные активы и виды их стоимости………………….……………..3
Подходы к оценке стоимости НМА…………………………….………………7
Доходный подход…………………………………………………..7
Затратный подход………………………………………………….12
Сравнительный подход………………………..…………………..15
Оценка рыночной стоимости прав на товарный знак Корпорации МЕГАМИР……………………………………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы………………
Если прибыль
где r0 – ставка капитализации для стабильно работающих предприятий данной отрасли, выраженная в долях (она равна частному от деления ставки капитализации в процентах на 100). Если прибыль стабильно растет с темпом g, то M=1/(r0-g).
Для получения оценки актива, приносящего стабильную или стабильно возрастающую прибыль, используются мультипликаторы и ставки капитализации, рассчитываемые по специальным методикам на основе данных фондового рынка. Обычно ставка капитализации выбирается в интервале от 10% до 50%, что соответствует значениям мультипликатора M=10 и M=2, соответственно. Для НМА ставка капитализации обычно выше, чем для других активов и для бизнеса в целом. Если для оценки бизнеса наиболее часто используются мультипликаторы от 6 до 8, то при оценке НМА мультипликатор может быть равен 3-5.
Достоинство доходного подхода в том, что он универсален, теоретически обоснован и позволяет определить именно ту стоимость актива (рыночную, инвестиционную и т.п.), которая должна быть определена в соответствии с типом совершаемой трансакции и целями оценки. Основной недостаток доходного подхода – сложность получения необходимой исходной информации для расчетов.
Ставка роялти (величина периодических отчислений в пользу лицензиара (правообладателя) представляет собой отношение величины отчислений в пользу лицензиара (прибыли лицензиара) к величине общей стоимости, цене произведенной и реализованной лицензиатом (пользователем) продукции (услуг) по договору.
Экономический смысл роялти заключается в распределении полученной от использования лицензии прибыли правообладателя (лицензиата, франчайзера) между ним и лицензиаром в согласованной пропорции, путем установления определенного процента от цены произведенной и реализованной продукции в пользу правообладателя.
По определению ставка роялти (R) (величина % периодических отчислений в пользу правообладателя) представляет собой отношение величины отчислений в пользу правообладателя (прибыли лицензиара (Прл-ра)) к величине общей стоимости, цене (Ц) произведенной и реализованной пользователем продукции (услуг) по договору, что может быть выражено следующей формулой: R = Прл-ра/Ц
На практике применяют следующие методы определения роялти:
· определение цены лицензии через роялти, установленные в ранее заключенных лицензионных сделках, независимо от конкретных предметов лицензии,
· определение роялти на базе среднеотраслевых роялти, сложившихся в данной отрасли на аналогичную или взаимозаменяемую продукцию.
Ставка роялти колеблется, как правило, в пределах 1-12%. Наиболее часто она устанавливается в пределах 2-6 %. Для некоторых отраслей существуют эмпирические шкалы среднестатистических рыночных роялти, часто называемых рыночной ценой лицензии.
Однако средняя цена роялти может сильно колебаться по странам мира. Так, для фармацевтической промышленности США диапазон роялти составляет 3-10%, в Германии: 2-10%, во Франции: 4-5%.
Ставки роялти могут изменяться по годам действия лицензионного договора: либо увеличиваться, либо уменьшаться по мере увеличения срока действия лицензионного договора. Возможно использование скользящей ставки роялти, зависящей от объемов производства или продаж продукции лицензиатом. При увеличении объема производства продукции роялти уменьшаются, а при сокращении объемов производства — увеличиваются. Скользящая ставка роялти стимулирует лицензиата к производству и сбыту продукции, для лицензиара положение так же не ухудшается, так как растет прибыль.
В лицензионное соглашение может быть включена оговорка минимальной сумме вознаграждения, которая в любом случае должна быть выплачена лицензиатом.
Этот
метод базируется на предположении,
что рассматриваемая
Затратный подход
На основе затратного подхода определяют стоимость воспроизводства. При использовании затратного подхода нематериальные активы оцениваются как сумма затрат на их создание, приобретение и введение в действие.
Хотя при затратном подходе оцененная стоимость может значительно отличаться от рыночной стоимости, так как между затратами и полезностью нет прямой связи, тем не менее встречается немало случаев, когда оправдан именно затратный подход.
Главный признак затратного подхода — это поэлементная оценка, то есть оцениваемые нематериальные активы расчленяются на составные части, делается оценка каждой части, а затем стоимость всех нематериальных активов получают суммированием стоимостей его частей. При этом исходят из того, что у инвестора в принципе есть возможность не только купить данные нематериальные активы, но и создать их из отдельно покупаемых элементов.
В затратном подходе к оценке стоимости объектов НМА выделяют следующие методы: метод индексации затрат и метод расчета затрат.
Метод индексации затрат заключается в индексации фактически понесенных правообладателем в прошлом затрат на создание оцениваемого объекта интеллектуальной собственности к дате оценки. При проведении индексации следует руководствоваться индексами изменения цен по элементам затрат.
При отсутствии доступной достоверной информации об индексах изменения цен по элементам затрат возможно использование индексов изменения цен по соответствующим отраслям промышленности или других соответствующих индексов.
Метод расчета затрат заключается в калькулировании в ценах и тарифах, действующих на дату оценки, всех ресурсов (элементов затрат), необходимых для создания аналогичного объекта интеллектуальной собственности.
В зависимости от
характера оцениваемых
Этап 1. Анализ структуры
нематериальных активов и выделение
их составных частей (компонентов),
оценка стоимости которых будет
производиться
Этап 2. Выбор наиболее походящего метода оценки стоимости для каждого компонента нематериальных активов и выполнение расчетов.
Этап 3. Оценка реальной степени износа компонентов нематериальных активов. Термин «износ» в теории оценки понимается как утрата полезности объекта, а следовательно и его стоимости по различным причинам, то есть не только вследствие фактора времени.
В практике оценки различают два вида износа: физический износ и моральный износ.
Этап 4. Расчет остаточной
стоимости компонентов
Затратный подход имеет
один, но очень существенный недостаток.
Получаемая этим методом оценка, как
правило, не имеет отношения к
реальной ценности оцениваемого актива
(разумеется, речь идет только о НМА),
т.к. результат творческой (интеллектуальной)
деятельности в слишком большой
степени именно результат творчества,
а не затрат.
Сравнительный подход.
Сравнительный подход используется при оценке рыночной стоимости нематериальных активов исходя из данных о недавно совершенных сделках с аналогичными нематериальными активами.
Сравнительный подход
может применяться для тех
видов нематериальных активов, сделки
по которым часто совершаются
на рынке. Исходной информацией для
расчета стоимости объекта
Метод базируется на принципе замещения, согласно которому рациональный инвестор не заплатит за данный объект больше, чем стоимость доступного к покупке аналогичного объекта, обладающего такой же полезностью, что и данный объект. Поэтому цены продажи аналогичных объектов служат исходной информацией для расчета стоимости данного объекта.
Расчеты методам, использующим сравнительный подход осуществляются по следующим этапам.
Определение рыночной
стоимости объектов НМА с использованием
сравнительного подхода осуществляется
путем корректировки цен
Определение рыночной стоимости с использованием сравнительного подхода включает следующие основные процедуры:
• определение элементов, по которым осуществляется сравнение объекта оценки с аналогами (далее – элементов сравнения);
• определение по каждому из элементов сравнения характера и степени отличий каждого аналога от оцениваемой интеллектуальной собственности;
• определение по каждому из элементов сравнения корректировок цен аналогов, соответствующих характеру и степени отличий каждого аналога от оцениваемой интеллектуальной собственности;
• корректировка по каждому из элементов сравнения цен каждо го аналога, сглаживающая их отличия от оцениваемой интеллектуальной собственности;
• расчет рыночной стоимости интеллектуальной собственности путем обоснованного обобщения скорректированных цен аналогов.
Основным
В целом удобство
применения того или иного подхода
зависит от того, какой именно нематериальный
актив оценивается. Например, в известной
монографии Г.Смита и Р.Парра приведена
таблица, отражающая применимость, с
точки зрения этих авторов, подходов
к оценке для оценки различных
типов НМА:
Таблица 1. Рекомендуемая предпочтительность применения подходов к оценке НМА и объектов интеллектуальной собственности.
Виды НМА и ОИС | В первую очередь | Во вторую очередь | В последнюю очередь |
Патенты и технологии | Доходный | Сравнительный | Затратный |
Товарные знаки | Доходный | Сравнительный | Затратный |
Объекты авторского права | Доходный | Сравнительный | Затратный |
Квалифицированная рабочая сила | Затратный | Доходный | Сравнительный |
Информационное
программное обеспечение |
Затратный | Сравнительный | Доходный |
Программные продукты | Доходный | Сравнительный | Затратный |
Дистрибьюторские сети | Затратный | Доходный | Сравнительный |
Базовые депозиты | Доходный | Сравнительный | Затратный |
Права по франчайзингу | Доходный | Сравнительный | Затратный |
Корпоративная практика и процедуры | Затратный | Доходный | Рыночный |
Информация о работе Оценка рыночной стоимости прав на товарный знак Корпорации МЕГАМИР