Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 19:23, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение малых предприятий как форм предпринимательской деятельности, анализ проблем становления и развития малого предпринимательства в России.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
раскрытие сущности понятия малого предприятия
рассмотрение критериев отнесения хозяйствующих субъектов к малым предприятиям,
изучение характерных особенностей малых предприятий,
анализ проблем становления малого предпринимательства в России,
поиск методов дальнейшего совершенствования мер государственной поддержки малого предпринимательства.
Введение
Глава I. Малые предприятия как форма предпринимательской деятельности.5
1.1. Критерии определения малых предприятий и их характерные особенности………………………………………………………………………………….5
1.2. Преимущества и недостатки малого предпринимательства………………9
1.3. Функции малого предпринимательства…………………………………...12
1.4. Характеристика экономической деятельности малого предприятия…....13
Глава II. Проблемы становления и развития малых предприятий в России...16
2.1. Эволюция становления малого предпринимательства в России………...16
2.2. Проблемы малого предпринимательства в современной России и пути их преодоления……….........................................................................................…..17
Глава III. Статистические показатели уровня развития малых предприятий в РФ…………………………………………………………………………………22
3.1. Уровень развития малых предприятий в РФ……………………………...22
3.2. Уровень развития малых предприятий в Рязанской области…………….29
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованных источников………………………………...…………35
Таким образом, если не учитывать малые предприятия и индивидуальных предпринимателей, начавших свою деятельность в 2009 году за счет бюджетных годовых пособий и грантов-субсидий (своеобразный неэффективно вложенный «материнский капитал»), общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства по итогам 2009 года составило бы 5470,2 тыс. единиц или 106,7% от уровня 2008 года (а не 109,3%).
То есть около трети прироста количества субъектов МСП было обеспеченно за счет бюджетных средств. Какую реально экономическую отдачу дали эти наштампованные на госсредства «предпринимательские оболочки» и заработали ли вообще как бизнес-единицы на реальных рынках (а не остались лежать мертвым грузом на полках пакетами бумажных учредительных документов), никаких данных нет. Между тем, исследование, недавно проведенное НИСИПП, показало фактическое отсутствие статистически значимой связи между объемами оказываемой государством поддержки и результатами деятельности малых предприятий (для анализа использовались коэффициенты согласованности двух ранжирований, а также регрессионный анализ применительно к числовым значениям индексов).
Что же касается мифа о «миграции» малого бизнеса в микро-, то мы воспринимаем миграцию как передвижение чего-то живого с одного места или состояния в другое.
Спад предпринимательской активности легального (зарегистрированного и стоящего на налоговом учете) малого и среднего сектора мог компенсироваться только возможным ростом нелегального: так называемой «обналички» теневого выпуска. Однако, исследования НИСИПП на данных субъективной статистики (опросы малых предприятий в разных регионах России) свидетельствуют об общем падении теневой активности легальной части МП. Следовательно, имеет право на существование гипотеза о том, что в последние 2 года кризиса мог идти значительный рост исключительно нелегального сектора экономики (то есть даже не зарегистрированного и не стоящего на налоговом учете) – эта «тень» на сегодня вообще не поддается никаким оценкам.
Недавно НИСИПП завершил исследование, связанное с рейтингом регионов по уровню развития сектора. В первой десятке регионов-лидеров, где малое предпринимательство в 2009 году в наибольшей степени и «тянуло» весь этот сектор экономики «вверх»: Краснодарский край, г.Санкт-Петербург, Москва, Калининградская область и Ставропольский край, Свердловская, Сахалинская области, Ханты-Мансийский АО, Магаданская и Московская области:
Таблица 1 – Рейтинг регионов по уровню развития МП
Регионы | Среднесписочная численность занятых на МП (тыс. чел) | Оборот МП (тыс. руб.) | Инвестиции в основой капитал на МП (тыс. руб.) |
10 лидеров | 38,32% | 50,00% | 29,34% |
Краснодарский край | 292,3 | 567214,0 | 36 049,2 |
г.Санкт-Петербург | 628,6 | 1265661,3 | 5 655,4 |
г.Москва | 1 864,4 | 4522772,9 | 64 107,6 |
Калининградская область | 115,1 | 290688,1 | 4 977,5 |
Ставропольский край | 146,6 | 183266,5 | 1 231,7 |
Свердловская область | 303,6 | 1004519,8 | 11 668,9 |
Сахалинская область | 37,3 | 68661,4 | 900,3 |
Ханты-Мансийский АО | 67,5 | 175038,1 | 706,1 |
Магаданская область | 10,9 | 25606,3 | 123,4 |
Московская область | 506,4 | 1239109,0 | 13 149,7 |
При расчете интегрального индекса развития малого предпринимательства в регионах использовались 4 основных показателя:
Большая часть указанных показателей демонстрирует сильное отличие регионов друг от друга. Характеристикой такой дифференциации могут служить несколько коэффициентов – например, коэффициент Джини. Применительно к доле занятых на МП его значение не так велико, что свидетельствует о сравнительно равномерном его распределении (0,17). Средняя дифференциация характерна для показателей численности предприятий и удельного оборота на одного сотрудника МП - 0,31 и 0,29 соответственно. Применительно же к удельным инвестициям в основной капитал ситуация существенно отличается – различия регионов по этому показателю оказываются очень существенными, что демонстрируется значением коэффициента в 0,69.
Другой информативной характеристикой дифференциации являются децильные коэффициенты. Суть таких коэффициентов – соотношение между суммами значений показателей по 10% наиболее успешным регионам и 10% регионам-аутсайдерам. Применительно к субъектам РФ такие коэффициенты могут рассчитываться по 8 лидирующим и по 8 отстающим регионам
Таблица 2 - Децильные коэффициенты
Децильные коэффициенты | ||
2009 год | 2008 год | |
Число МП на 100 тыс. населения | 11,48 | 5,77 |
Доля занятых на МП | 4,04 | 4,63 |
Оборот МП на 1 занятого на МП | 4,97 | 5,02 |
Инвестиции в основной капитал на 1 МП | 143,6 | 13,7 |
Из представленной таблицы видно, что значения коэффициентов по показателям числа малых предприятий и инвестиций в основной капитал в 2009 году резко выросли по сравнению с 2008. Это означает значительной рост дифференциации регионов по указанным характеристикам.
Главным образом это произошло не за счет укрепления позиций лидеров, а в силу еще большего ухудшения ситуации в отстающих регионах. Особенно характерно это проявилось применительно к показателю инвестиций – объемы средств, вкладываемых в основные средства, в субъектах-аутсайдерах сократились и приблизились к нулевым значениям.
В отношении показателей доли занятых и удельного оборота дифференциация не столь велика. Примечательным является тот факт, что в 2009 году по сравнению с предыдущим годом расслоение даже несколько уменьшилось. Величина изменения, тем не менее, не является достаточно большой, чтобы на этой основе делать статистически обоснованные содержательные выводы о причинах и ключевых факторах, это изменение обусловивших.
При
этом, федеральная политика в отношении
развития малого предпринимательства
по всей видимости не обращает на региональные
диспропорции особенного внимания. Так,
принцип распределения средств, выделяемых
на федеральном уровне регионам на развитие
малого и среднего бизнеса, ведет к привилегированному
положению тех регионов, в которых сектор
МСП и так демонстрирует положительную
динамику. Таким образом, можно говорить
о наличии на «рынке» распределения Минэкономразвития
средств феномена улучшающего отбора,
что еще больше отдаляет друг от друга
регионы, где малый бизнес и так развит
слабо или не развит вообще, и тем самым
расширяя пропасть между лидерами и аутсайдерами.
Кроме того, это ведет к росту иждивенческих
настроений в регионах, куда федеральные
средства идут в большем объеме: вместо
того, чтобы думать о поиске новых рынков
и ниш, бизнес начинает отвлекать ресурсы
на то, чтобы «добыть» халявный кусочек
бюджетного пирожка [7].
Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из важнейших факторов экономического и социального развития Рязанской области. В условиях мирового финансового кризиса его поддержка приобретает особое значение, так как именно малый и средний бизнес позволяет создать дополнительные рабочие места, обеспечить занятость населения и рост производства, и, как следствие, смягчить последствия кризиса.
Начиная с 2005 года, в Рязанской области наметилась устойчивая тенденция роста малых предприятий (рис. 1).
Рисунок 1 - Динамика количества малых предприятий и индивидуальных предпринимателей
В настоящее время на территории Рязанской области действуют 11363 малых предприятия, включая микропредприятия (их количество увеличилось по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 45,2%); 202 средних предприятия и 30,3 тыс. индивидуальных предпринимателей (их количество выросло на 3,2%).
Доля оборота (или совокупного объема деятельности) малых и средних предприятий в общем объеме оборота области составляет свыше 40%.
В
структуре малых предприятий
наибольшее количество приходится на
розничную и оптовую торговлю (24,9%); обрабатывающие
производства (21,1%); строительство (15,2%);
операции с недвижимостью, аренду и предоставление
услуг (13,4%); сельское хозяйство (13,2%). На
долю остальных видов деятельности приходится
12,2% (рис. 2).
Рисунок
2 - Распределение малых
Наметилась устойчивая тенденция роста доли малых предприятий, занятых в реальном секторе экономики (обрабатывающие производства, строительство и т.д.) и снижения доли малых предприятий в торговле (рис. 3).
Рисунок 3 - Распределение малых предприятий по видам экономической деятельности
На федеральном и региональном уровнях в последние годы принимаются беспрецедентные меры по поддержке малого и среднего бизнеса.
В 2009 году расходы на областную программу развития малого и среднего предпринимательства увеличились, по сравнению с предыдущим годом, почти в 10 раз и составили 413,1 млн. руб. (рис. 4).
Рисунок
4 - Объем средств, выделяемых из областного
и федерального бюджетов на поддержку
предпринимательства в
Благодаря мерам поддержки, оказываемым в соответствии с областной программой развития малого и среднего предпринимательства, в 2009 году получателями субсидий по разным направлениям программы стали 323 предпринимателя, ими было создано 1200 новых рабочих мест, в том числе 565 – за счет грантов начинающим предпринимателям.
В рамках программы на базе Рязанского областного фонда поддержки малого предпринимательства (РОФПМП) создан Гарантийный фонд, предоставляющий поручительства по кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства, взятым в коммерческих банках. В настоящее время 56 предприятий воспользовались этой возможностью получить кредит в банках, не имея достаточного залогового обеспечения. Под поручительства РОФПМП банки предоставили более 220 млн. руб. кредитов.
Также РОФПМП предоставляет займы до 1 млн рублей на срок до 1 года. В 2009 году 112 предприятий получили займы на 85 млн рублей.