Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 19:23, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение малых предприятий как форм предпринимательской деятельности, анализ проблем становления и развития малого предпринимательства в России.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
раскрытие сущности понятия малого предприятия
рассмотрение критериев отнесения хозяйствующих субъектов к малым предприятиям,
изучение характерных особенностей малых предприятий,
анализ проблем становления малого предпринимательства в России,
поиск методов дальнейшего совершенствования мер государственной поддержки малого предпринимательства.
Введение
Глава I. Малые предприятия как форма предпринимательской деятельности.5
1.1. Критерии определения малых предприятий и их характерные особенности………………………………………………………………………………….5
1.2. Преимущества и недостатки малого предпринимательства………………9
1.3. Функции малого предпринимательства…………………………………...12
1.4. Характеристика экономической деятельности малого предприятия…....13
Глава II. Проблемы становления и развития малых предприятий в России...16
2.1. Эволюция становления малого предпринимательства в России………...16
2.2. Проблемы малого предпринимательства в современной России и пути их преодоления……….........................................................................................…..17
Глава III. Статистические показатели уровня развития малых предприятий в РФ…………………………………………………………………………………22
3.1. Уровень развития малых предприятий в РФ……………………………...22
3.2. Уровень развития малых предприятий в Рязанской области…………….29
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованных источников………………………………...…………35
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА
И
ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА
КУРСОВАЯ
РАБОТА
По дисциплине:
«ЭКОНОМИКА
ПРЕДПРИЯТИЯ»
на тему:
«Оценка
уровня развития малых
предприятий в РФ»
Выполнил:
Студент гр. П-001
Савин М. А.
Рязань 2010
Введение
Глава I. Малые предприятия как форма предпринимательской деятельности.5
1.1. Критерии
определения малых предприятий и их характерные
особенности…………………………………………………
1.2. Преимущества и недостатки малого предпринимательства………………9
1.3. Функции
малого предпринимательства……………………………
1.4. Характеристика экономической деятельности малого предприятия…....13
Глава II. Проблемы становления и развития малых предприятий в России...16
2.1. Эволюция становления малого предпринимательства в России………...16
2.2.
Проблемы малого предпринимательства
в современной России и пути их преодоления………................
Глава
III. Статистические показатели уровня
развития малых предприятий в РФ…………………………………………………………………………
3.1. Уровень развития малых предприятий в РФ……………………………...22
3.2. Уровень развития малых предприятий в Рязанской области…………….29
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников………………………………...…………
Введение
Становление и развитие малого предпринимательства в России является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к рыночной. Малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. В развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60—70 процентов ВНП.
Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость. Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для высокомонополизированной экономики России имеет первостепенное значение. Именно в среде малого предпринимательства создаются условия максимально приближенные к условиям совершенной конкуренции.
Современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает 10—12 миллионов малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в то время, как их фактически насчитывается 300—400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал.
Разработка нового законопроекта в области малого предпринимательства и его государственной поддержки, а также его вступление в силу с января 2008 года подтверждают актуальность поставленной темы исследования.
Целью курсовой работы является рассмотрение малых предприятий как форм предпринимательской деятельности, анализ проблем становления и развития малого предпринимательства в России.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
Объектом изучения являются состояние и тенденции развития малого предпринимательства в России.
Предметом
выступают механизмы
Изучая вопросы малого предпринимательства в РФ, необходимо обратиться к самому понятию малого предпринимательства. Малое предпринимательство — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях.
Общее число показателей по данным Мирового банка, по которым предприятие относится к субъектам малого предпринимательства, составляет свыше пятидесяти показателей. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие:
Практически
во всех развитых странах первым критерием
отнесения предприятий к
В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 году. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел.
В соответствии с действующим в настоящее время Федеральным законом Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ, малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли [1].
Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица. В случае превышения малым предприятием установленной настоящей статьей численности указанное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.
Федеральный закон Российской Федерации «О развитии малого и среднего предпринимательства в российской федерации» в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ, вступающий в силу с января 2008 года, вносит изменения в критерии отнесения субъекта хозяйственной деятельности к малому предприятию:
а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
б) до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек;
Таким
образом, новый Закон вводит понятие
средних предприятий, численность
персонала которых не должна превышать
250 человек, тогда как численность
малых предприятий
Таким образом, при определении размеров организаций и отнесении их к субъектам малого предпринимательства все большее внимание уделяется финансовому состоянию организации, а не численности персонала.
Характерные особенности малых предприятий.
Помимо критериев, обозначенных в Федеральном законе Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ, существуют характерные особенности данной группы организаций (малых предприятий) [1].
Во-первых, это гибкость и быстрота принятия решения, поскольку именно деятельность малого предприятия легче проанализировать применительно к меняющимся условиям рынка, определяя хозяйственную политику.
Во-вторых,
малые размеры предприятия
В-третьих, простые коммуникационные связи внутри предприятия, прямая передача информации, ее быстрое усвоение и быстрая реакция на поступающие команды и распоряжения в самом предприятии, а также взаимосвязи его с партнерами, дает хороший предпринимательский эффект.