Оценка развития малых предприятий в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 19:23, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение малых предприятий как форм предпринимательской деятельности, анализ проблем становления и развития малого предпринимательства в России.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
раскрытие сущности понятия малого предприятия
рассмотрение критериев отнесения хозяйствующих субъектов к малым предприятиям,
изучение характерных особенностей малых предприятий,
анализ проблем становления малого предпринимательства в России,
поиск методов дальнейшего совершенствования мер государственной поддержки малого предпринимательства.

Содержание

Введение
Глава I. Малые предприятия как форма предпринимательской деятельности.5
1.1. Критерии определения малых предприятий и их характерные особенности………………………………………………………………………………….5
1.2. Преимущества и недостатки малого предпринимательства………………9
1.3. Функции малого предпринимательства…………………………………...12
1.4. Характеристика экономической деятельности малого предприятия…....13
Глава II. Проблемы становления и развития малых предприятий в России...16
2.1. Эволюция становления малого предпринимательства в России………...16
2.2. Проблемы малого предпринимательства в современной России и пути их преодоления……….........................................................................................…..17
Глава III. Статистические показатели уровня развития малых предприятий в РФ…………………………………………………………………………………22
3.1. Уровень развития малых предприятий в РФ……………………………...22
3.2. Уровень развития малых предприятий в Рязанской области…………….29
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованных источников………………………………...…………35

Работа содержит 1 файл

Оценка развития малых предприятий в РФ.doc

— 340.00 Кб (Скачать)

     Конституция СССР 1977 года подтвердила право граждан  на осуществление трудовой деятельности. В конце 80-х гг. закон легализует частную предпринимательскую деятельность в ряде производственных областей и сфере услуг.

     Переход к рыночным отношениям сопровождался резким ростом числа малых предприятий. Так, 1992 год характеризовался самыми высокими с середины 80-х годов темпами роста числа малых предприятий (в 2,1 раза) и численности занятых в них. Либерализация цен и введение налогового бремени сильно подорвали финансовую базу малого предпринимательства. Либерализация внешней торговли еще в условиях бывшего СССР и снятие запретов на частную торговлю внутри страны создали благоприятные условия для любой торговой деятельности.

     В 1995 году получил развитие процесс поглощения предприятий. Часто наиболее рентабельные малые предприятия оказываются первой жертвой таких поглощений. На кардинальное замедление прироста числа малых предприятий в 1994-1995 гг. повлияло и завершение перерегистрации малых предприятий, созданных еще по законам бывшего СССР. Действующие малые предприятия в ходе перерегистрации принимали новые организационные формы, а прекратившие свою работу — просто ликвидировались. Поскольку величина числившихся зарегистрированными, но реально не функционировавших малых предприятий была достаточно велика, их официальная ликвидация внесла существенный вклад в общее замедление темпов роста числа малых предприятий России [3,5].

     2.2. Проблемы малого  предпринимательства  в современной России

     и пути их преодоления

 

     Малые предприятия России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями.

     Основная  проблема малых предприятий — это та законодательная база, на которую сейчас может опираться малое предпринимательство. Пока она несовершенна, а во многих очень существенных положениях вообще отсутствует. Важное противоречие сегодняшней политики — попытка обеспечить переход к рынку административно-командными методами сверху, игнорируя основу рыночной системы — интерес предпринимателя. Сама же логика создания рыночной экономики требует движения "снизу вверх" — от интереса предпринимателя к централизованному созданию рыночной инфраструктуры (налоговая, кредитная политика, банки, биржи и т.д.) обслуживающей и реализующей этот интерес.

     Еще одна важная проблема — кадры. Ведь предприниматель должен не только обладать определенным складом характера, но и получить должное образование.

     Третий  недостаток реформы — практическая ликвидация источников формирования первоначального капитала. Получение кредита затруднительно для малого предпринимательства высоким процентом за кредит и нежеланием коммерческих банков вкладывать деньги в малый бизнес из-за большого риска и отсутствия гарантий.

     Четвертый фундаментальный недостаток — отсутствие систем государственной и общественной поддержки малого бизнеса. С большим запозданием создан государственный орган, призванный содействовать становлению и развитию малого бизнеса — Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимуществе РФ.

     Практика  также показывает, что провозглашаемые  проекты, направленные на развитие малого предпринимательства, как правило, оказываются неэффективными и зачастую это связано с отсутствием единой стратегии  в направлении реализации данных проектов.

     Направления поддержки малого предпринимательства.

     Как показывает мировая и отечественная  практика, малое и среднее предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. В первую очередь необходимо сформировать широкую правовую среду функционирования малого предпринимательства. Этот процесс начался с принятия законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность вообще, так как субъекты малого предпринимательства не являются особой организационно-правовой формой предпринимательской (экономической) деятельности граждан и юридических лиц. Одновременно идет создание инфраструктуры малого предпринимательства и объединения предпринимательских организаций в ассоциации (союзы). В системе поддержки малого предпринимательства особое место занимают проблемы финансово-кредитной поддержки, применения налоговых льгот и решения других актуальных вопросов, оказывающих существенное влияние на развитие малого предпринимательства. В соответствии с законодательством финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства осуществляется федеральным Фондом поддержки малого предпринимательства, фондами субъектов РФ и муниципальными фондами с привлечением заинтересованных организаций. Финансовое обеспечение фондами государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства организуется ежегодно за счет бюджетов всех уровней, а также средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности фондов, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства.

     На  Министерство экономического развития и торговли РФ возложена разработка политики государственной поддержки малого предпринимательства, а также координация деятельности центральных органов федеральной исполнительной власти и формирование инфраструктуры малого предпринимательства. Дальнейшее развитие малого бизнеса в России предусмотрено Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», а также Указом Президента РФ «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства».

     На  ряд министерств и ведомств возлагается  обязанность по внесению изменений  и разработке соответствующих положений  в области финансирования и кредитования, научно-технического развития, материально-технического обеспечения и сбыта продукции, подготовки кадров, внешнеэкономической деятельности, а также установление дополнительных налоговых льгот для субъектов малого предпринимательства. Согласно постановлению утвержден комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ:

       — нормативно-правовое;

       — финансово-кредитное;

       — информационно-техническое;

       — организационное;

       — кадровое и консультационное обеспечение;

       — внешнеэкономическая деятельность.

     Для успешного эффективного функционирования малых предприятий необходима разработка эффективных программ развития малых предприятий на всех уровнях экономической структуры государства. Эти программы должны реализовываться в следующих направлениях:

  • формирование инфраструктуры поддержки — одновременно на всех уровнях государственной власти;
  • внесение в установленном порядке предложений о налоговых льготах для малых предприятий и ежегодное выделение средств из соответствующих бюджетов на осуществление государственной поддержки;
  • передача малым предприятиям результатов НИОКР и инновационных разработок;
  • передача в собственность малым предприятиям на льготных условиях незавершенных и пустующих объектов, а также нерентабельных предприятий;
  • обеспечение возможности первоочередного выкупа арендуемых малыми предприятиями объектов недвижимости.

     Другим  направлением совершенствования государственной политики в отношении малого бизнеса должна стать борьба с негативной административной политикой. Необходимо пресечь коррупцию среди чиновников, обеспечить защиту субъектов малого предпринимательства от злоупотреблений должностных лиц, а также упростить систему регистрации малых предприятий, ослабить излишнюю нагрузку проверяющих инстанций [5].

 

      Глава III. Статистические показатели уровня развития малых предприятий в РФ 

     
  1. Уровень развития малых предприятий  в РФ

     По  данным Росстата, прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства (средних, малых, микропредприятий и индивидуальных предпринимателей) составил в 2009 году по сравнению с предыдущим 9,3%  (с  5126,9 до 5605,8 тыс. единиц). Если говорить только о малых предприятиях (включая микро-), то по состоянию на 1 января 2010 г. их в России было зарегистрировано 1 602,4 тыс., что на 20% больше, чем годом ранее.

     При этом активнее всего рос микросектор  с числом занятых до 15 человек (на 30,6%) и, напротив, сокращалось количество собственно малых предприятий, где работает от 15 до 100 человек (падение почти на 20%).

     Казалось  бы, численный рост совсем «юных  младенцев» улучшает демографию сектора – у сектора появляется будущее (со временем «дети» подрастут и станут полноценными членами предпринимательского сообщества). Объективная статистика всего лишь одного показателя (количества субъектов МСП) позволила руководителям государства и отдельным чиновникам начать делать неверные выводы: якобы, несмотря на кризис, наблюдается рост предпринимательской активности и происходит «миграция» из малого бизнеса в микро- (своеобразное «омоложение» предпринимательства).

     Между тем текущее состояние сектора  отнюдь не столь радужно, как представляется на первый взгляд, ибо предпринимательскую активность характеризует не масштабирование пустых «юридических оболочек», а динамика (рост или снижение) тех показателей, которые составляют фактическую финансово-экономическую деятельность бизнеса. А это: занятость в секторе, его обороты (выручка), объемы инвестиций в собственное дело (чем больше вкладываю сегодня в самого себя, тем сильнее уверен в своем развитии завтра).  

     Если  российская экономика в целом  уже демонстрирует признаки оживления  и начала медленного выхода из кризиса, то сектор малого предпринимательства в 2009 году продолжал оставаться в глубокой депрессии, а говоря откровенно – на стадии спада. При том, что число малых и микропредприятий в прошлом году выросло,  количество занятых на них составило 98,9% от уровня предыдущего года (10 254,0 тыс. человек). Удельный вес работников МП в общей среднесписочной численности занятых за этот период, напротив, увеличился на 0,72 процентных пункта и составил 21,7%. Вывод один: не «потреблял» легальный сектор малого предпринимательства высвободившуюся рабочую силу с крупных производств, а даже сокращал собственную. А относительная доля занятых в секторе по отношению к экономике в целом «подросла» только за счет того, что крупный бизнес в кризис сокращал число своих работников в большей мере, чем это делали «малыши».

     Объем оборота МП в 2009 году составил 90,3% от уровня предыдущего года (а с учетом индекса потребительских цен  оборот сократился на 17%, составив 16 873,1 млрд. рублей). Инвестиции – один из самых ярких показателей предпринимательской активности и уверенности бизнеса в будущем – в 2009 году составили всего 73,3% от уровня предыдущего (а с учетом индекса потребительских цен и того меньше – всего 67,4%; сокращение – на 32,6%). Особенно «круто» снижение инвестиционной активности произошло именно в микросекторе (который, повторимся, численно при этом вырос).

     Возникает удивительный феномен: бизнеса вроде как становится больше, а реальные показатели его деятельности, которые только и могут свидетельствовать о предпринимательской активности, падают?

     Государство поддерживает начинающих предпринимателей по двум направлениям: подпрограмма содействия малому предпринимательству и самозанятости безработных граждан и программа субсидий-грантов на создание собственного бизнеса.  

     В 2009 году по линии Минсоцздравразвития 127,6 тыс. человек организовали собственное дело, получив в виде годового пособия по безработице по 58,8 тыс. рублей (и при этом заплатив с этой «поддержки» 13% или 7,6 тыс. рублей налога (кстати, вот тоже «резерв» своеобразного «увеличения» оборотов сектора, а точнее – «сдерживания» его еще большего фактического падения).

     Приказ  министерства определяет порядок и  условия предоставления грантов - не более 300 тыс. рублей на получателя. Уровень  софинансирования из региональных бюджетов должен составлять от 50 до 80%. Общий объем финансирования, выделенного из федерального бюджета по линии Минэкономразвития в виде субсидий субъектам РФ на гранты для создания собственного дела, составил 1 653 722,37 руб. По официальным данным МЭРа, 8 тысяч начинающих должны были на эти гранты начать свой бизнес в 2009 году. Но сколько начало реально – открытых данных нет. По расчетам Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), таковых могло быть максимум  23,3 тыс., поскольку не все регионы выдавали гранты-субсидии в максимальном размере. Например, в Удмуртии нижняя граница «гранта» была установлена на уровне 100 тыс. рублей. Тем не менее, остановимся на официальной цифре в 8 тысяч…

     В разделе сайта Минэкономразвития  «Малый бизнес» практически нет полезной информации для анализа, за исключением отдельных интервью директора профильного департамента и официальных документов по распределению средств государственной поддержки в виде субсидий бюджетам регионов.

Информация о работе Оценка развития малых предприятий в РФ