Оценка потребительских свойств и показателей качества товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 21:48, реферат

Описание работы

В современной рыночной экономике важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности является качество. Под качеством понимается комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. При этом важнейшей составляющей всей системы качества является, прежде всего, качество продукции (товаров).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….……….……3

1. ПОНЯТИЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА. УРОВЕНЬ КАЧЕСТВА ТОВАРА.…....5

2. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОЦЕНКИ УРОВНЯ КАЧЕСТВА………..……9

3. ВЫБОР НОМЕНКЛАТУРЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ОПРЕДЕЛЕННОЙ ГРУППЫ ТОВАРОВ…………………………...…………10

4. РАСЧЕТ КОЭФФИЦИЕНТОВ ВЕСОМОСТИ………………..…..…….…19

5. РАСЧЕТ КОМПЛЕКСНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ………………….…….……24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...……….……29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………...………….………31

Работа содержит 1 файл

реферат экон озимнин.doc

— 331.00 Кб (Скачать)

 

2. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ  ОЦЕНКИ УРОВНЯ КАЧЕСТВА

 

Согласно ГОСТ 15467-79. Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения, - комплексную  оценку потребительских свойств  и уровня качества товаров проводят по следующим этапам:

 

1. Определение номенклатуры  показателей качества выпускаемого товара (производимой продукции), обеспечивающих возможность наиболее полной оценки уровня его качества и построение иерархической структуры свойств.

 

2. Определение коэффициентов  весомостей показателей качества.

 

А) Использование в качестве коэффициентов весомости технико-экономических показателей товар. Значения коэффициентов весомости устанавливаются по известным технико-экономическим показателям. Область применения данного метода оценки: широко распространенная продукция, процесс применения (создания, эксплуатации) которой хорошо изучен - например, кокс.

 

Б). Использование в  качестве коэффициентов весомости  средневзвешенных показателей. Значения коэффициентов весомости представляют собой количественную характеристику значимости данного показателя среди других показателей качества продукции. При этом коэффициенты весомости могут быть определены экспертным или расчетным методами. Область применения данного метода оценки: массовая продукция, для расчета показателей весомости которой могут быть применены экспертные или статистические методы.

 

В). Использование в  качестве коэффициентов весомости  интегральных показателей. Область  применения данного метода оценки: единичная продукция - например, мост, трасса, промышленные здания и сооружениями и др.

 

3. Выбор базовых показателей  свойств товара для сравнения  их со свойствами реально выпускаемого  товара (производимой продукции).

 

4. Измерение показателей  качества товара и приведение  их к сопоставимому виду (определение  относительных показателей качества).

 

5. Выбор наиболее удобного  и наиболее практичного метода  оценки свойств товара и расчет  комплексного показателя уровня  его качества..

 

 

3. ВЫБОР НОМЕНКЛАТУРЫ  ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ОПРЕДЕЛЕННОЙ  ГРУППЫ ТОВАРОВ

 

При оценке потребительских  свойств и показателей качества определенной группы товара в зависимости от задач оценки ее уровня выбор номенклатуры показателей качества происходит по следующим признакам (см. табл. 1):

 

Таблица 1 - Номенклатура показателей качества товара

 

Признак 

Наименование показателей 

 

По характеризуемым  свойствам 

1) назначение (+);

 

2) сохраняемость (+);

 

3) эргономичность и  эстетичность (++);

 

4) технологичность (+);

 

5) стандартизация и  унификация (++);

 

6) патентно-правовые показатели (++);

 

7) экологические показатели (++);

 

8) безопасность (++);

 

9) транспортабельность  (+). 

 

По способу выражения 

1) показатели, выраженные  в натуральных единицах (кг, метр, безразмерные единицы);

 

2) показатели, выраженные  в стоимостных единицах. 

 

По числу характеризуемых  свойств 

1) единичные;

 

2) комплексные;

 

3) обобщенные;

 

4) интегральные. 

 

По применению 

1) базовые;

 

2) единичные 

 

По стадии определения 

1) прогнозируемые;

 

2) проектные;

 

3) производственные;

 

4) эксплуатационные 

Таким образом, номенклатура показателей качества определенного вида продукции (товаров) - это определенная совокупность показателей качества данной продукции (выпускаемых товаров) по характеризуемым свойствам, нормативно принятая и соответствующим образом утвержденная для оценки уровня качества именного этой продукции (вида товаров). Обычно номенклатура показателей качества определенного вида продукции устанавливается в государственных стандартах Системы показателей качества (СПК) Российской Федерации. Как правило, номенклатура показателей качества трикотажных изделий (о которых в дальнейшем пойдет речь в представленной курсовой работе) включает в себя следующие виды показателей качества этой продукции:

 

1) Показатели назначения  трикотажных изделий - данные  показатели качества характеризуют  полезный эффект от непосредственного использования (эксплуатации) определенного вида трикотажных изделий по прямому назначению и обуславливают непосредственную область их применения; также данные показатели качества позволяют определить, какой объем трикотажных изделий может быть выпущен, за определенный промежуток времени (час, смену, день, сутки, месяц, квартал и т.п.). К группе показателей назначения относят следующие подгруппы: классификационные, функциональной и технической эффективности, конструктивные, а также показатели состава и структуры. [8]

 

Классификационные показатели характеризуют принадлежность конкретного  вида трикотажных изделий (например, джемпер мужской) к определенной классификационной группировке - к  трикотажным изделиям (например, джемпер  мужской относится к группировке «трикотажные изделия»).

 

Показатели функциональные и показатели технической эффективности  характеризуют полезный эффект от эксплуатации или потребления трикотажных  изделий и прогрессивность технических  решений, закладываемых в эти товары. К таким показателям относится, например, показатель производительности трикотажных изделий, определяющий количество изготовленной продукции (джемперов) за какой-либо определенный промежуток времени (месяц).

 

Показатели состава  и структуры характеризуют содержание в трикотажных товарах химических элементов или структурных групп. К таким показателям, например, относятся: массовая доля составляющих компонентов (легирующих добавок) в составе конкретного трикотажного товара и другие.

 

2) Показатели надежности. Следует отметить, что надежность - это свойство объекта (выпускаемого товара, продукции) сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения. Надежность товара - сложное свойство качества, которое зависит безотказности, ремонтопригодности, сохраняемости, свойств и долговечности товара.

 

Из всех указанных  показателей для трикотажных  товаров применим только показатель сохраняемости. Следует отметить, что сохраняемость - это свойство товара сохранять значения показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в течение и после хранения или транспортирования. Основным показателем сохраняемости является средний срок сохраняемости (календарная продолжительность хранения товаров или транспортирования объекта, в течение и после которой сохраняются значения показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в установленных пределах). Сохраняемость свойств качества объекта характеризует долю снижения важнейших показателей назначения, надежности, эргономичности, экологичности, эстетичности (дизайна), патентоспособности по мере использования объекта. [15]

 

Долговечность - это свойство объекта (в частности, трикотажныеелярского товара) сохранять свое работоспособное состояние (состояние пригодное для полноценного использования) до наступления предельного состояния (в данном случае - изношенности) при установленной системе использования (эксплуатации). Долговечность товаров характеризует свойство надежности с позиции предельной длительности сохранения работоспособности объекта с учетом перерывов в работе (хранение на складе). Сохранение работоспособности объекта в пределах срока службы или срока до первого ремонта зависит не только от режима и организационно-технических условий работы, мероприятий восстановительного характера, проводимых в это время, но также способности сохранять эти свойства во времени. К показателям долговечности объекта относят нормативный срок службы (срок хранения), срок службы до первого капитального ремонта, ресурс до списания, а также другие показатели (ГОСТ 27.002-83).

 

Показатели технологичности  характеризуют эффективность конструкторско-технологических  решений для обеспечения высокой  производительности труда при изготовлении и ремонте продукции именно с помощью технологичности обеспечивается массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств труда и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции. К основным показателям технологичности конструкций относятся следующие: коэффициент унификации компонентов технологических процессов; коэффициент прогрессивности технологических процессов и т.п. Эти показатели оказывают непосредственное влияние на массу изделия, коэффициент использования материалов, трудоемкость технологической подготовки производства, собственного производства, подготовки к функционированию, технического обслуживания и восстановления объекта, затраты по стадиям жизненного цикла товаров. [6]

 

3) Показатели стандартизации  и унификации - это показатели, характеризующие  насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными  составными частями, а также  уровень унификации по сравнению  с другими аналогичными изделиями. Все детали производимого изделия (выпускаемого товара), как правило, делятся на стандартные, унифицированные и оригинальные. И чем выше процент стандартных и унифицированных деталей, тем лучше как для изготовителя продукции (товара), так и для конечного ее потребителя. Стандартизация и унификация предусматривают рациональное сокращение количества типоразмеров составных частей в проектируемых и изготавливаемых объектах (товарах). К показателям стандартизации и унификации трикотажных товаров относятся следующие: а) коэффициент стандартизации объекта (товара); б) коэффициент межпроектной унификации комплектов конструкции объекта (товара); в) коэффициент повторяемости составных частей объекта (товара). По результатам исследования влияния уровня унификации объекта на отдельные технико-экономические показатели можно делать только частные выводы и находить резервы улучшения этих показателей при условии, что другие показатели (качество, затраты у потребителя) не ухудшатся. [4]

 

4) Эргономические показатели  качества товаров отражают взаимодействие человека с изделием, его соответствие гигиеническим, физиологическим, антропометрическим, и психологическим свойствам человека, проявляющимся при пользовании изделием (эмоциональное удовлетворение от трикотажа).

 

Эргономические показатели качества товаров, как правило, используются при определении соответствия объекта (определенного товара) эргономическим требованиям, предъявляемым, например, к размерам товара, его форме, цвету изделия и некоторым элементам его конструкции, к взаимному расположению таких элементов и т.п. Эргономические показатели качества продукции (товара) охватывают всю область факторов, влияющих на работающего человека и эксплуатируемые изделия. В частности, при изучении рабочего места администратора в магазине трикотажных изделий принимается в расчет не только рабочая поза человека и его повторяющиеся движения, дыхательные функции, восприятие, мышление, память, но и размеры сидения, параметры инструментов, средства передачи информации, окружающие его товары и т.д. Термины и определения по эргономическим показателям качества почти всех промышленных изделий у(в том числе и трикотажным изделиям) становлены ГОСТ 16035-70.

 

В современной науке  товароведения эргономические показатели качества определенной группы товаров (в частности трикотажныетоваров) классифицируются на:

 

а) гигиенические - это показатели, используемые при определении соответствия изделия гигиеническим условиям жизнедеятельности и работоспособности  человека при взаимодействии его  с изделием; в группу гигиенических входят показатели, характеризующие уровень освещенности, температуры, влажности, давления, напряженности магнитного и электрических полей, запыленности, излучения, токсичности, шума, вибрации, перегрузки (ускорений).

 

б) антропометрические - это показатели, используемые при  определении соответствия изделия (конкретного трикотажныеелярского товара) размерам и форме человеческого  тела и его отдельных частей (например, соответствие конструкции изделия  размерам тела человека и его отдельных частей; соответствие конструкции изделия форме тела и его отдельных частей, входящих в контакт с изделием; соответствие конструкции изделия распределению массы человека).

 

в) физиологические и  психофизиологические - это показатели, используемые при определении соответствия изделия физиологическим свойствам (требованиям) человека и особенностям функционирования его органов чувств (скоростные и силовые возможности человека, а также пороги слуха, зрения, тактильного ощущения и т.п.). В группу физиологических и психофизиологических показателей входят показатели, характеризующие: соответствие конструкции изделия силовым возможностям человека; соответствие конструкции изделия скоростным возможностям человека; соответствие конструкции изделия (размера, формы, яркости, контраста, цвета, пространственного положения объекта наблюдения) зрительным психофизиологическим возможностям человека; соответствие конструкции изделия, содержащего источник звуковой информации, слуховым психофизиологическим возможностям человека; соответствие изделия (формы и расположения изделия и его элементов) осязательным возможностям человека; соответствие обонятельным возможностям человека.

 

г) психологические - это  показатели, используемые при определении  соответствия изделия психологическим особенностям человека, находящим отражение в инженерно-психологических требованиях, требованиях психологии труда и общей психологии, предъявляемых к промышленным изделиям. В эту группу входят показатели, характеризующие: соответствие изделия возможностям восприятия и переработки информации; соответствие изделия закрепленным и вновь формируемым навыкам человека при пользовании изделием.

Следует отметить, что  уровень эргономических показателей  определяется экспертами - эргономистами, специализирующимися в данной отрасли промышленности по разработанной для этого специальной шкале оценок в баллах.

Информация о работе Оценка потребительских свойств и показателей качества товаров