Оценка эффективности управления промышленным комплексом Могилевской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию управления развитием промышленного сектора экономики области.

Содержание

Введение 3
1. Характеристика промышленного комплекса Могилевской области 4
2. Система критериев и показателей оценки эффективности управления промышленным комплексом 7
3. Основные направления совершенствования функционирования промышленной отрасли 22
Заключение 25
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Промышленный комплекс.docx

— 375.52 Кб (Скачать)

       Основная часть капитальных вложений  была направлена на предприятия  химической и нефтехимической промышленности (16,7%), топливной промышленности (15%), пищевой промышленности (13,6%), машиностроения и металлообработки (13,2%).

     В 2009 году Правительство Беларуси выступило  с конкретной Программой антикризисных  мер по работе экономики в условиях мирового финансового кризиса.

     Для стимулирования развития промышленного  производства в  
2009 году предприятия были освобождены от уплаты сбора в фонд поддержки производства сельхозпродукции, продовольствия и аграрной науки, причем 85% высвобожденных средств остаются в распоряжении предприятий и направляются на финансирование инноваций, модернизацию и техническое переоснащение производства, повышение качества продукции, пополнение оборотных средств.

     Предприятиям  реального сектора экономики  разрешена уценка учитываемых на 1 января 2009 г. производственных запасов (сырья, материалов, комплектующих изделий) до уровня их стоимости во время последнего приобретения, что позволяет предприятиям снизить себестоимость, сформировать конкурентоспособную цену на выпускаемую продукцию и за счет этого увеличить объем реализации.

     В целях защиты отечественных производителей введены повышенные ставки таможенных пошлин на отдельные группы товаров, производимых промышленными предприятиями  области. В то же время для поддержания жизненно важных для национальной экономике производств, использующих импортные материалы и оборудование, временно установлены пониженные  ставки ввозных таможенных пошлин по отдельным позициям приобретаемых товаров.

     В этих же целях промышленным предприятиям предоставлено право не начислять амортизацию на основные средства и нематериальные активы, используемые в хозяйственной деятельности с продлением на соответствующий период их сроков службы и полезного использования.

     Ряд предприятий, задействованных в  реализации важнейших инвестиционных проектов и программ, освобождены  от возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами, что способствует инновационному направлению  дополнительных финансовых ресурсов на их инновационное развитие.

     В связи с изменением цен на мировом  рынке и для сохранения завоеванных  экспортных позиций отечественными товаропроизводителям в установленном  порядке было предоставлено право  реализации продукции за пределы  республики по ценам, определяемым с  учетом конъюнктуры рынка, в том  числе по ценам ниже себестоимости.

     Наряду  с этим для увеличения объемов продаж предприятиям-изготовителям до конца года разрешена в установленном порядке реализация на территории республики продукции по сниженным ценам, определяемым с учетом конъюнктуры внутреннего рынка и предоставляемых торговых скидок.

     Для увеличения объемов реализации готовой  продукции руководители предприятий, в том числе промышленных, в 2009 году вправе самостоятельно устанавливать высококвалифицированным и отличившимся работникам виды стимулирующих выплат (повышенный размер оклада, премии, надбавки) за реализацию продукции, экспортные поставки, снижение складских запасов готовой продукции, поступление валютной выручки.

     Министерство  промышленности продолжает реализовывать отраслевые антикризисные мероприятия: производство новой конкурентоспособной продукции; освоение новых рынков сбыта при сохранении и укреплении традиционных; развитие товаропроводящей сети, сервисных центров и сборочных производств за пределами республики; использование механизма встречных поставок с иностранными партнерами; увеличение доли продаж на внутреннем рынке; минимизация импортных закупок до уровня неотложных нужд; оптимизация всех издержек и введение строжайшего режима экономии всех видов ресурсов.

      Однако, несмотря на все принятые Правительством республики и Могилевским областным  исполнительным комитетом меры, в 2009 году не было обеспечено выполнение прогнозных показателей по промышленности: 
 
 
 

  Продукция

  промышленности

Производство  потребительских  товаров
по  прогнозу  
на 2009 г.1)
фактически  
за 2009 г.
по  прогнозу  
на 2009 г.1)
фактически  
за 2009 г.
Всего2) 112,5

113,5

92,2

98,4

112,5 100,5
  в том числе:  
организации, подчиненные республиканским органам государственного управления, входящие в состав иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, либо в которых они осуществляют управление акциями (долями в уставных фондах)2)
112,0 95,6 111,1 96,2
организации, подчиненные местным Советам  депутатов, 
исполнительным и распорядительным органам, либо в которых они осуществляют управление акциями (долями в уставных фондах)
116,0 112,2 113,5 103,7
юридические лица без ведомственной подчиненности 124,0 97,4 114,0 107,4
 

      Следует отметить тот факт, что организации, подчиненные местным органам власти, сработали гораздо лучше, чем частные, не имеющие ведомственной подчиненности. Ими произведено промышленной продукции на 12,2 % больше, чем за 2008 год. Это объясняется тем, что их производственный процесс вовремя корректировался исполнительной властью. 

 

  1. Основные  направления совершенствования  эффективности       функционирования промышленного  комплекса
 
 

      Рыночные  условия предъявляют высокие  требования к организационным структурам управления отраслью промышленности.  Сложность и подвижность внешней  среды, происходящие в ней процессы, требуют реформирования не только этих систем, но и методов управления ими. Наиболее совершенной концепцией управления экономическими объектами  является стратегическое управление, которое включает в себя несколько  этапов:

  • стратегическое планирование;
  • реализация стратегических планов;
  • контроль за их реализацией.

      Цели  стратегического управления определяются стратегическим планированием. Постановка задачи эффективного использования  стратегического планирования в  промышленном комплексе имеет большое  значение.

      Несмотря  на то, что для промышленных предприятий  функция планирования традиционна, наработанный опыт планирования относится  к  централизованно управляемой  экономике бывшего СССР, в которой каждое предприятие уже знало какую продукцию оно должно выпускать и кому ее поставлять. В рыночной экономике промышленные предприятия должны сами принимать решения о номенклатуре производимой продукции и осуществлять поиск рынков сбыта. В настоящее время большинство предприятий уже приступило к такому поиску,  изменению производственных программ. Однако не до конца решенными остаются и другие крупные стратегические проблемы:

  • выбор приоритетных направлений производственной, финансовой и научно-технической политики;
  • полная загрузка имеющихся производственных мощностей;
  • модернизация и техническое перевооружение;
  • формирование каналов товародвижения.

      В связи с этим необходимо, чтобы  стратегическое планирование стало  неотъемлемым элементом управления.

      Создание  конкурентоспособной промышленности – приоритетная задача развития нашей  области. Данное решение необходимо достигать через повышение конкурентоспособности  продукции отечественных производителей. Это требует проведения системной, целенаправленной работы органов государственного управления, субъектов хозяйствования всех форм собственности по следующим  основным направлениям:

  • дальнейшее техническое перевооружение и модернизация производств;
  • снижение издержек производства, обеспечение энерго- и ресурсосбережения;
  • повышение эффективности инновационной деятельности предприятий, стимулирование производства новой, высокотехнологичной продукции;
  • не отставать от мировых экономических процессов и наравне конкурировать с ведущими зарубежными экспортерами и импортерами белорусским товаропроизводителям позволяет целенаправленная работа по повышению качества выпускаемой продукции, обеспечения ее мировым стандартам. Стратегическим элементом в этом направлении является сближение стандартов на продукцию белорусских предприятий со стандартами ее основных торговых партнеров;
  • создание условий для развития экспорта. Снижение затрат на производство экспортной продукции, создание экспортоориентированных производств на основе внедрения наукоемких технологий, увеличение в структуре экспорта удельного веса высокотехнологичных товаров. Вместе с тем расширение присутствия продукции отечественных товаропроизводителей за рубежом во многом зависит от эффективной организации системы сбыта, внедрения новых маркетинговых стратегий. Руководство области должно проводить активную политику по сокращению посреднических структур на пути товара от производителя к потребителю. В этих целях необходимо открывать представительства белорусских предприятий за рубежом, торговые дома. Одной из перспективных форм сотрудничества при освоении новых рынков сбыта является создание сборочных производств и совместных предприятий. Эта форма сотрудничества позволяет преодолевать высокие тарифные барьеры на ввоз готовой продукции, а значит повышать конкурентоспособность отечественных сложнотехнических изделий на внешних рынках.

      В целях дальнейшего расширения объемов  отечественного экспорта широко использовать применяемые за рубежом механизмы  продвижения экспортной продукции:

    • организация поставок продукции с использованием биржевых торгов;
    • продвижение на внешние рынки продукции белорусских товаропроизводителей;
    • внедрение элементов электронной торговли;
    • широкое использование предприятиями интернет-ресурсов для рекламы своей продукции.

      Для совершенствования структуры управления промышленным комплексом и повышения  уровня конкурентоспособности продукции  необходимо:

  • активнее привлекать иностранные инвестиции и зарубежную передовую технику (технологии), улучшать технический уровень;
  • активизировать деятельность на зарубежном рынке. Прямо или косвенно экспортировать продукцию, передавать технологии, создавать совместные предприятия, открывать свои филиалы или действовать через товаропроводящую сеть.

     В современных условиях особую актуальность приобретают вопросы обеспечения  устойчивого развития промышленности. Устойчивое развитие промышленности предполагает, с одной стороны, активизацию  внутренних источников развития промышленного  комплекса, а с другой стороны, создание условий, способствующих переводу промышленного  комплекса в режим экономической, финансовой, социальной, структурно-функциональной и организационно-экономической  устойчивости.

     Под устойчивым развитием промышленности понимается процесс достижения целей развития промышленного комплекса региона на основе:

  • обеспечения устойчивых темпов экономического роста, повышения конкурентоспособности продукции промышленных предприятий и производительной занятости;
  • адаптации промышленного комплекса к изменяющимся условиям конкуренции, потребностям покупателей и другим условиям, и нахождения оптимального состояния, соответствующего этим условиям;
  • осуществление структурных сдвигов в промышленности, нацеленных на сокращение доли нерациональных, с точки зрения экологии, производств, увеличения доли высокотехнологичных, наукоемких производств с наименьшей нагрузкой на окружающую среду;
  • соблюдения принципов ресурсосбережения, что выражается в превышении темпов роста промышленного производства над темпами роста потребления природных ресурсов;
  • обеспечения сбалансированного развития всех структурных элементов промышленного комплекса (инновации, инвестиции, кадры, финансы и т.п.);
  • достижения баланса интересов всех субъектов экономического развития в промышленности: промышленных предприятий, органов местного самоуправления, органов государственной власти, общества, личности, финансовых структур и др.

Информация о работе Оценка эффективности управления промышленным комплексом Могилевской области