Оценка эффективности управления промышленным комплексом Могилевской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию управления развитием промышленного сектора экономики области.

Содержание

Введение 3
1. Характеристика промышленного комплекса Могилевской области 4
2. Система критериев и показателей оценки эффективности управления промышленным комплексом 7
3. Основные направления совершенствования функционирования промышленной отрасли 22
Заключение 25
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Промышленный комплекс.docx

— 375.52 Кб (Скачать)

      Эффективность может рассчитываться на различных уровнях: на уровне национальной экономики, отдельных регионов, отраслей, предприятий,  домохозяйств, а также на уровне отдельных проектов.

      Для достоверного и обоснованного суждения об эффективности государственного управления используется критерии и  показатели, отражающие результат управления и полученный эффект.

      При общей оценке эффективности функционирования промышленности применяется следующая  система показателей:

  • удельный вес промышленного производства в объеме валового внутреннего продукта (а на уровне региона – валовой региональный продукт);
  • отраслевая структура промышленности;
  • производство основных видов продукции на душу населения;
  • производительность труда;
  • эффективность использования основных производственных фондов;
  • материалоемкость, производимых товаров и услуг. Характеризует уровень материальных затрат (сырья, материалов, топлива, энергии). Для оценки уровня использования топливно-энергетических ресурсов и затрат металла используются показатели энергоемкости и металлоемкости;
  • уровень запасов готовой продукции.

     Однако  на первое место в современных  условиях необходимо ставить оценку финансовых результатов развития промышленности, увеличение экспорта продукции, создание и выпуск новых видов конкурентоспособной  продукции, снижение ее материало- и энергоемкости, сертификация продукции по международным стандартам, модернизация производственных фондов на основе новейших достижений научно-технического прогресса. Именно при оценке этих направлений можно более точно судить об эффективности функционирования промышленного сектора.

     При оценке эффективности используются различные методы: сравнений, экспертные, моделирования и др. Выбор типа оценки и методов оценивания зависит от целей управления, интересов организации или заинтересованной группы лиц, социально-политических условий, наличия необходимых ресурсов и многого другого.

     Всю совокупность исследований, направленных на оценку эффективности государственного управления, можно представить через  две группы:

  • научные исследования;
  • традиционные формы оценки.

     Научные исследования осуществляются с использованием различных научных методологий и методик изучения социальных, экономических, политических процессов. Их применение приносит хорошие теоретические и практические результаты, но требует много времени и больших финансовых затрат.

     При проведении научных исследований применяются:

  • социологические опросы (анкетирование и итервьюирование);
  • наблюдения (открытые и скрытые);
  • экспертные оценки;
  • моделирование;
  • формирование контрольных групп;
  • проведение экспериментов и др.

     В виду многомерности объектов государственного управления при оценке эффективности  управленческих решений, широко применяются  методы многомерного статистического анализа, позволяющие не только группировать объекты наблюдения в классы, рассматривать их в динамике, но и формировать качественные агрегированные показатели как для описания самих объектов, так и для мониторинга прогресса, отражающего результат управленческого воздействия. При этом особое внимание уделяют анализу влияния последствий управленческих решений (например, откликов на реформы), имея в виду не только непосредственные результаты принятого и реализованного решения, но весь комплекс последствий управления (последствий изменения), их влияние на все сферы общественной жизни.

     Наиболее  распространенный метод, который используется при оценке эффективности управления, – метод сравнений. При этом используются различные виды сравнений: сравнение с плановыми заданиями, с прошлыми, с лучшими или средними за определенный период. Например, при оценке эффективности управления в отношении социально-экономического развития страны в разрезе годового или пятилетнего периода применяется сравнение фактических показателей с показателями, заложенными в годовом прогнозе или пятилетней программе социально-экономического развития.

     Следует отметить, что оценку эффективности государственного управления делают разные общественные институты: гражданин, семья, трудовые коллективы, общественные объединения, государственные структуры. Из всех способов оценки следует выделить следующие:

  • отчеты органов государственной власти, управленческих структур, а также должностных лиц о результатах их деятельности. Это – ежегодные послания Президента Республики Беларусь Национальному собранию, отчеты Правительства Республики Беларусь перед Национальным собранием, отчеты палат Национального собрания перед обществом, а депутатов - перед избирателями и т. д.;
  • общественное мнение также является разновидностью оценки эффективности государственного управления, которое представляет собой совокупность суждений, взглядов, позиций, точек зрения множества людей. Оно как бы соотносит результаты управления с потребностями, интересами и ожиданиями людей. И хотя общественное мнение по своей природе субъективно, из-за своей массовости оно обладает свойством объективно «видеть» эффективность государственного управления;
  • оценку эффективности государственного управления дают средства массовой информации, которые по своей сути призваны зеркально отражать происходящие в жизнедеятельности общества события и, следовательно, результаты управления;
  • обращения граждан, содержание которых формирует представления о жизни людей, их потребностях, конкретных интересах, нарушениях их прав и т. п., что, в определенной мере, позволяет судить об эффективности государственного управления, обнаруживать недостатки, упущения, слабые места в системе государственного управления.

     В Республике Беларусь используются следующие формы оценки эффективности политики: отчеты государственных руководителей, межведомственные заседания и консультации с заинтересованными сторонами, парламентские слушания, контрольные комиссии и инспекции, оценка со стороны профессиональных ассоциаций и СМИ, анализ социальных индикаторов и статистических данных, сравнительный анализ, проведение социологических исследований.

     Рассмотрим  эффективность управления промышленным комплексом на примере Могилевской  области, используя метод многомерного статистического анализа и метод  сравнений.

      Промышленные  предприятия области имеют большое  социальное значение для трудоспособного  населения, в связи с тем, что  наибольший удельный вес в численности  работающих принадлежит занятым  в данном секторе экономики (30,3%). На промышленных предприятиях средняя заработная плата в 2009 году составила 985,7 тыс. рублей, что на 12,7% выше, чем в целом по области (874,8 тыс. рублей). Наиболее высокий уровень оплаты труда сложился на предприятиях электроэнергетики –  
1480, 4  тыс. рублей, полиграфической промышленности  1300 тыс. рублей, промышленности строительных материалов – 1259,5 тыс. рублей, что на 50,2-31,4%, выше, чем в среднем по промышленности.

     На  территории области функционируют предприятия практически всех отраслей. Наибольший удельный вес в структуре промышленного производства занимают химическая и нефтехимическая промышленность (27,6%), машиностроение и металлообработка (21,1%), а также пищевая промышленность (18,8%).

     За  последние годы произошли существенные изменения в отраслевой структуре производства. В 2009 году по сравнению с 2006 годом возрос удельный вес продукции машиностроения и металлообработки  
(с 19% до 21,1%), пищевой промышленности (с 15,2% до 18,8%), промышленности строительных материалов (с 6,6% до 9,6%), снизился – химической и нефтехимической (с 33% до 27,6%), металлургической   
(с 3,1% до 1,5%) и легкой промышленности (с 6,8% до 5,5%).
 

Удельный  вес отраслей в  общем объеме промышленного  производства Могилевской  области за 2009 год

(в  процентах к итогу)

 

     За 2009 год промышленными предприятиями области произведено продукции в фактических ценах на сумму 11096 млрд. рублей. По сравнению с 2006 годом объем производства промышленной продукции возрос на 32,9%. Увеличение объемов производства в 2009 году по сравнению  
с 2006 годом обусловлено в основном ростом выпуска консервов (в 3,2 раза), тракторных прицепов (в 2,3 раза), сборных железобетонных изделий и конструкций (в 1,8 раза), сыров жирных (в 1,6 раза), шин автомобильных и для сельскохозяйственных машин (в 1,4 раза), цемента (в 1,4 раза), лифтов (в 1,3 раза), колбасных изделий (в 1,3 раза), листов асбестоцементных  
(в 1,2 раза).  Наряду с этим, снижен выпуск тракторных косилок (на 66,2%), стальных труб (на 59,8%), шелковых тканей (на 29,4%), мягких кровельных материалов (на 18,4%), синтетических смол и пластических масс (на 17,5%), химических волокон и нитей (на 15%).

      На  промышленных предприятиях Могилевской  области уделяется большое внимание качеству выпускаемой продукции. Одно из направлений данной работы –  сертификация. Произведенная в области продукция в  
2009 году на 68% была сертифицирована. Для сравнения, в 2006 году данный показатель составлял 57,4%.

     Надо  сказать, что предприятия достаточно внимательны к требованиям рынка, что выражается в диверсификации выпускаемой продукции. Расширен ее модельный ряд, освоено серийное производство новой техники. Удельный вес новой продукции в 2009 году составил 24,2 %. По сравнению с  
2006 годом доля новой продукции увеличилась на 11,2 процентных пункта. Около 98% выпуска новой продукции в 2009 году приходилось на предприятия химической и нефтехимической промышленности, машиностроения и металлообработки, промышленности строительных материалов, пищевой промышленности.

      2009 год стал для Могилевской области  серьезным испытанием на прочность. Экономика региона не смогла избежать потерь в условиях мирового финансового кризиса.

     До 2009 года в области наблюдалась положительная динамика наращивания объемов производства. Причем наращивание  предприятиями области осуществлялось более высокими темпами, чем в целом по республике. Однако кризисные явления конца 2008 – начала 2009 гг. внесли изменения в ее развитие. По сравнению с 2008 годом производство снизилось на 7,8%.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Изменение общего объема производства в Могилевской области 1)

( в сопоставимых  ценах; в процентах  к предыдущему  году) 

 

     Наиболее  серьезно кризис затронул предприятия  легкой, химической и нефтехимической промышленности. Объем производства данных отраслей сократился по сравнению с предыдущим годом соответственно  
на 21,6% и 16%.

     Заметное  негативное влияние кризис оказал на динамику производства в машиностроении и металлообработке (за 2009 год снижение составило 12,8%), лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (10,9%), промышленности строительных  
материалов (1,3%).

     Вместе  с тем следует отметить, что  по ряду отраслей промышленности достигнут  рост объемов производства. Положительная динамика сложилась в топливной (в 3,4 раза), пищевой промышленности (103,8%), а также в электроэнергетике (103%).

     Главным фактором снижения уровня промышленного  производства явилось падение объемов  экспорта произведенной продукции. В 2009 году экспорт по Могилевской области составил 1221,1 млн. долларов США и в сравнении с 2008 годом снизился на 31%.

     Динамика  объемов экспорта продукции за ряд лет представлена на диаграмме: 
 
 
 

     (млн.  долларов США)

      Существенное  снижение экспорта вызвано уменьшением  объема поставок машин и механизмов для уборки и обмолота сельскохозяйственных культур (на 53,4%), стальных труб (на 49,6%),  одежды текстильной (на 31,2%), тканей хлопчатобумажных (на 17,9%), лифтов (на 11,6%), сыра и творога (на 10%), тракторов и седельных тягачей (на 9,4%).

      К числу наиболее значимых проблем, возникших в следствии мирового финансового кризиса, следует отнести рост запасов готовой продукции на складах отечественных производителей, резкое увеличение которых произошло в январе 2009 г. (89,5% к среднемесячному объему производства) и достигло пика в апреле (104,6%). Для промышленности области сбыт стал более приоритетной задачей, чем валовое производство. 

Соотношение запасов готовой  продукции и

среднемесячного объема производства

(в процентах)

   

          Поэтому, чтобы не допустить дальнейшего роста объемов складских запасов, Могилевский областной исполнительной комитет в первую очередь сосредоточился на повышении качества работы специалистов в сфере маркетинга и внешнеэкономической деятельности. Причем из-за дефицита времени перестройку мышления маркетологов пришлось проводить в буквальном смысле слова методом ускоренного обучения.

     В 2009 году проведено 15 обучающих семинаров, в работе которых приняли участие около 300 представителей маркетинговых служб организаций области. Во время занятий изучался опыт предприятий, которые устойчиво работают на зарубежных рынках, а также анализировались причины неудач тех, кто утратил экспортные позиции. Проводились также выездные семинары с посещением конкретных заводов. Обеспокоенность органов власти в полной мере разделили многие руководители. На ряде предприятий отделы сбыта были срочно укомплектованы более опытными кадрами, специалисты стали применять современные разработки в сфере маркетинга, менялся подход в осмыслении девиза «производить только то, что продается».

Информация о работе Оценка эффективности управления промышленным комплексом Могилевской области