Оценка эффективности управления активами предприятия (примере, АО «народный банк Казахстана»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 15:41, курсовая работа

Описание работы

Основной целью предприятия является получение прибыли, так как именно прибыль служит главным источником расширенного воспроизводства, роста доходов предприятия и его собственников. Эта цель достигается продуманным финансовым обеспечением производственного процесса, выбором направлений использования финансовых ресурсов и способов мобилизации основного и оборотного капитала. Успех предпринимательской деятельности фирмы зависит от ее финансов.

Содержание

Введение
1. Управление активами предприятия
1.1 Экономическая сущность и классификация активов предприятия
1.2 Принципы формирования оборотных активов предприятия
1.3 Управление оборотными активами
2.Оценка эффективности управления активами предприятия (примере, АО «народный банк Казахстана»)
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Оценка структуры активов АО «Народный Банк Казахстана»
2.3 Оценка эффективности управления активами АО «Народный Банк Казахстана»
3. Пути повышения эффективности управления активами предприятия
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 228.00 Кб (Скачать)

    В 2006 году журнал Euromoney присудил Банку награду «The Best Bank in Kazakhstan in 2006» («Лучший банк Казахстана в 2006 году»). 

    В 2007 году Банк был назван журналом Asian Banker «Лучшим розничным банком в Центральной Азии».    Председателем Правления АО "Народный банк Казахстана" является Шаяхметова Умут Болатхановна.

 

2. 2 Оценка структуры  активов АО «Народный Банк  Казахстана»

    Активные операции АО «Народный Банк Казахстана» составляют существенную и определяющую часть его операций. Под структурой активов понимается соотношение разных по качеству статей актива баланса банка к балансовому итогу.

    В основном клиентами АО «Народный Банк Казахстана» являются торговые, заготовительные организации, сельскохозяйственные предприятия, физические лица и т. д. Основная масса которых стоит на развивающемся пути, берут кредиты сроком до 1 года, так как эти деньги в основном нужны для приобретения оборотных средств или для технического перевооружения.

    Кредиты сроком свыше года или долгосрочные берут строительные предприятия, потому что требуется время для окупаемости строящегося здания или сооружения.

    Кредитная  политика коммерческого банка - это комплекс мероприятий банка, цель которых - повышение доходности кредитных операций и снижение кредитного риска.

    При формировании  кредитной политики банк должен  учитывать ряд факторов ее  определяющих:

    Макроэкономические  факторы носят объективный характер, и коммерческий банк должен максимально их учитывать, приспосабливая к ним свою кредитную политику. К макроэкономическим факторам относят:

  • общее состояние экономики страны;
  • денежно - кредитная политика Национального Банка Республики Казахстан;
  • финансовая политика Правительства Республики Казахстан,

    Оценка экономического  потенциала региона, в котором  функционирует коммерческий банк, необходимый элемент разработки  стратегии его деятельности на  рынке кредитных услуг, и поскольку  общая экономическая ситуация в регионе зависит о местных предприятий, то региональные характеристики являются в значительной степени производными по отношению к отраслевым. В целом можно выделить следующие региональные и отраслевые факторы, влияющие на политику коммерческого банка:

  • общее состояние экономики в регионе и отраслях, обслуживаемых банком;
  • состав клиентов банка и их потребность в кредите;
  • наличие в регионе банков - конкурентов.

    Внутрибанковские  факторы формирования кредитной  политики во многом определяются качеством управления банком, уровнем финансового менеджмента, эффективностью внутреннего контроля, подготовленностью персонала банка.

    Кредитная  политика банка определяет стандарты,  параметры и процедуры, которыми  руководствуются банковские работники в своей деятельности по предоставлению, оформлению кредитов и управлению ими. Кредитная политика обычно оформляется в виде документа и включает в себя положения, регламентирующие предварительную работу по выдаче кредита, а также процесс кредитования.

    В пределах  нормативных ограничений, установленным  Национальным Банком Республики  Казахстан, банки второго уровня  самостоятельно определяют круг  бедующих заемщиков, виды кредитов, формируют ссудный портфель и  устанавливают процентные ставки  исходя из соображений выгодности.

    Повышение  доходности кредитных операций  и снижение риска по ним  - две противоположные цели. Как  и во всех сферах финансовой  деятельности, где наибольшие доходы  инвесторам приносят операции  с повышенным риском, повышенный  процент за кредит является "платой за риск" в банковском деле. При формировании ссудного портфеля банк должен придерживаться общего для всех инвесторов принципа - сочетать высокодоходные и достаточно рискованные вложения с менее доходными, но менее рискованными направлениями кредитования.

    Кредитный  риск - это риск неуплаты заемщиком  основного долга и процентов  или неспособность контрагента  кредитной сделки действовать  в соответствии с принятыми  на себя в договоре обязательствами.

    При неуплате  процентов банк теряет свой доход, при невозвращении основного долга банк списывает безнадежную ссуду в расход.

    Существуют  следующие пути минимизации кредитных  рисков:

  • диверсификация ссудного портфеля;
  • предварительный анализ кредитоспособности и платежеспособности заемщика;
  • применение методов обеспечения возвратности кредита (зало, поручительство, гарантии, цессия, страхование);
  • формирование резервов на возможные потери по ссудам.

 Элементы кредитной  политики банка приведены в таблице 1.

 Таблица 1 - Элементы кредитной политики банка

 

Этапы кредитования

Регламентируемые параметры  и процедуры

Предварительная работа по предоставлению кредита

Состав будущих заемщиков

Виды кредитов

Количественные пределы  кредитования

Стандарты оценки кредитоспособности  заемщиков

Стандарты оценки ссуд

Процентные ставки

Методы обеспечения  возвратности кредита

Контроль за соблюдением  процедуры подготовки выдачи кредита

Оформление кредита

Формы документов

Технологическая процедура  выдачи кредита

Контроль за правильностью оформления кредита

Управление кредитом

Порядок управления кредитным  портфелем

Контроль за исполнением  кредитных договоров

Условия продления или  возобновления просроченных кредитов

Порядок покрытия убытков


 

    Из данной таблицы видно, что основными клиентами являются юридические лица, потому что банку выгодно сотрудничать с юридическими лицами, так как у них есть стабильный бизнес, чем у физических лиц. И у них меньше риска не платежеспособности.

    Одной из важных проблем АО «Народный Банк Казахстана» является не возможность клиента во время оплатить свой основной долг и проценты по ним. Если какое-либо предприятие или организация просит банк отсрочить погашение кредита, то банк принимает во внимание этот фактор.

    По данным Национального банка Республики Казахстан, кредитные вложения банков второго уровня в отрасли экономики на 1 января 2007 года составили 672,5 миллиардов тенге. В общем объеме кредитных вложений доля средне - и долгосрочных кредитов составила 57 процентов, доля кредитов в иностранной валюте - 68,5 процентов. В марте текущего года кредиты банков субъектам малого предпринимательства увеличились на 0,8 процентов в сравнении с предыдущим месяцем и составили 149,8 миллиардов тенге.

    Расширение кредитования субъектов малого предпринимательства со стороны Национального банка осуществляется путем косвенного воздействия на деятельность коммерческих банков. Снижение Национальным банком ставки рефинансирования в последние годы до 8 процентов и относительная стабилизация курса национальной валюты способствовали снижению ставок по банковским кредитам субъектам малого предпринимательства. Средневзвешенная ставка вознаграждения по выданным кредитам банков малому и среднему бизнесу снизилась с 23,7 процентов в 2005 года до 15,7 процентов в марте нынешнего года.

    Отмечая возросшую активность казахстанских банков в сфере кредитования малого и среднего бизнеса, следует подчеркнуть, что все-таки этот процесс еще не в полной мере отражает имеющиеся у них возможности. Это обусловлено целым рядом объективных и субъективных причин. Например, таких, как высокая процентная ставка, короткие сроки кредитования, низкая, с точки зрения банков, ликвидность залогового обеспечения. Особые трудности в получении кредитных ресурсов испытывают начинающие предприниматели и сельхозпроизводители. Что касается первых, банки не желают вкладывать средства в предприятия, не приносящие стабильного дохода, и в компании, деятельность которых на первых этапах работы связана с риском банкротства. Кредитование же сельхозпроизводителей в настоящее время связано с повышенным риском из-за отсутствия обеспечения кредитов в виде высоколиквидных залогов, неумением разрабатывать экономически обоснованные бизнес-планы, низкой эффективностью производства и так далее.

 Естественно, что без активного вмешательства государства невозможно устойчивое развитие малого и среднего предпринимательства. Так, в проекте индикативного плана социально-экономического развития Республики Казахстан на 2005-2009 года предусмотрены следующие меры по дальнейшему развитию малого предпринимательства: финансовая поддержка предпринимательства, строящаяся на увеличении доли долго - и среднесрочного кредитования в приоритетных секторах экономики с применением льготных ставок вознаграждения, создании на региональных уровнях залоговых фондов и кредитных товариществ. Кроме того, наиболее используемыми в мировой практике государственными методами поддержки малого и среднего бизнеса являются льготное кредитование, гарантии по кредитам, долевое участие в капиталах малых и средних предприятий, а также предоставление консультационных услуг. Так, в Германии льготные кредиты могут предоставляться в виде дотаций, составляющих от 3 до 10 процентов от суммы кредита, либо в виде кредитов с заниженной процентной ставкой на весь срок кредитования. Также практикуются длительные сроки кредитования (при этом обычно в первые годы предприятие освобождается от выплат по кредиту) и возможность возвращать кредит в любое время без дополнительных выплат.

    Что касается долевого участия, то в этом случае государство финансирует определенную часть инвестиционного проекта, а остальная часть финансируется за счет других средств.

    Гарантии новым или уже действующим малым и средним предприятиям предоставляются специализированными гарантийными банками в размере до 80 процентов от суммы кредита, а федерация или федеральные земли, на которых расположен гарантийный банк, берут на себя до 60 процентов риска банка через предоставление ему собственных гарантий. Повышение квалификации и консультационные услуги предоставляются в рамках специализированных государственных программ для начинающих малых и средних предприятий с помощью специальных консультационных бюро и консалтинговых фирм. Перспективным направлением в деятельности банков может явиться их совместное с товарными биржами введение в практику своего участия в заключении с субъектами малого и среднего бизнеса фьючерсных и форвардных контрактов на производство продукции и по ее сбыту. Кроме того, банки могут оказывать своим клиентам консалтинговые и информационные услуги, а также услуги по изучению и анализу спроса и предложения на их продукцию, разработке механизмов финансово-налоговой оптимизации и так далее.

Таблица 2 - Наличие малого и среднего бизнеса в развитых странах

 

Страны

Кол-во малых и средних предприятий, тыс.

Кол-во малых и средних  предприятий на 1000 жителей

Занятость на малых и  средних предприятиях млн. чел.

Доля малых и средних  предприятий в общей численности  занятых (процентов)

Доля малых и средних  предприятий в ВВП (в процентов, оценочно)

Страны ЕС

15 770

45

68

72

63-67

США

19 300

74,2

70,2

54

50-52

Япония

6 450

49,6

39,5

78

52-55

Россия

844

5,6

8,3

13

10-11


 

    В 2009 году основная масса созданного резерва относилась к физическим лицам, так как у банка есть обязательства перед физическими лицами по вложенным вкладам. Создавались резервы по государственному сектору и коммерческим предприятиям, так как в основном идут затраты на просроченные ссуды государственного сектора и коммерческих предприятий. Помимо этого создают резервы по просроченным ссудам, их составило 2,1 к итогу баланса по созданным резервам.

    На долю Народного банка приходится 35 процентов всех вкладов граждан Казахстана. Общая филиальная сеть банка включает более 1143 структурных подразделений. На сегодняшний день головной банк и его филиалы обслуживает около 15 млн. счетов юридических и физических лиц.

    Экспресс-анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности банка производится на основании данных бухгалтерского баланса и отчета о доходах и расходах за 2007-2008 годы (Таблица 3).

    Таблица 3 - Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности АО "Народный Банк Казахстана" за 2007-2008 гг. 

 

Показатели

Ед.

 измер.

2007

 год

2008

 год

Откл.

(+; -)

Темп

 роста

(%)

Собственный

 капитал

тыс.

 тенге

161025000

191055000

30030000

118,6

Уставный капитал

тыс.

 тенге

65531000

65531000

-

-

Активы банка

тыс.

 тенге

1595075000

1651349000

56274000

103,5

Пассивы

(обязательства) банка

тыс.

 тенге

1434050000

1460294000

26244000

101,8

Чистый

 процентный доход

тыс.

 тенге

48850000

31892000

-16958000

65,3

Чистый

 непроцентный доход

тыс.

 тенге

17141000

16231000

-910000

94,7

Прибыль до

налогообложения

тыс.

 тенге

51167000

 

16178000

-34989000

31,6

Чистая прибыль

(доход)

тыс.

 тенге

40525000

14554000

-25971000

35,9

Объем выданных кредитов

тыс.

 тенге

1040273000

1188280000

148007000

114,2

Рентабельность активов

%

2,54

0,88

-1,66

34,6

Рентабельность собственного капитала

%

25,2

7,62

-17,58

30,2

Информация о работе Оценка эффективности управления активами предприятия (примере, АО «народный банк Казахстана»)