Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 15:41, курсовая работа
Основной целью предприятия является получение прибыли, так как именно прибыль служит главным источником расширенного воспроизводства, роста доходов предприятия и его собственников. Эта цель достигается продуманным финансовым обеспечением производственного процесса, выбором направлений использования финансовых ресурсов и способов мобилизации основного и оборотного капитала. Успех предпринимательской деятельности фирмы зависит от ее финансов.
Введение
1. Управление активами предприятия
1.1 Экономическая сущность и классификация активов предприятия
1.2 Принципы формирования оборотных активов предприятия
1.3 Управление оборотными активами
2.Оценка эффективности управления активами предприятия (примере, АО «народный банк Казахстана»)
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Оценка структуры активов АО «Народный Банк Казахстана»
2.3 Оценка эффективности управления активами АО «Народный Банк Казахстана»
3. Пути повышения эффективности управления активами предприятия
Заключение
Список использованных источников
- все формы дебиторской
задолженности, кроме
- запасы готовой продукции, предназначенной к реализации.
г) Слаболиквидные активы.
К ним относятся активы предприятия, которые могут быть консервированы в денежную форму без потерь своей текущей рыночной стоимости лишь по истечении значительного периода времени (от полугода и выше). Сюда относят:
- запасы сырья и полуфабрикатов; "left">- основные средства;
- незавершенные капитальные вложения;
- оборудование, предназначенное к монтажу;
- нематериальные активы;
- долгосрочные финансовые вложения.
д) Неликвидные активы. В эту группу входят такие виды активов предприятия, которые самостоятельно реализованы быть не могут (они могут быть проданы лишь в составе целостного имущественного комплекса). К таким активам относятся:
- безнадежная дебиторская задолженность;
- расходы будущих периодов;
- убытки текущие и прошлых лет (отражаемые в составе актива баланса предприятия).
С учетом данной классификации строится процесс финансового управления активами предприятия.
Управление оборотными активами составляет наиболее обширную часть операций финансового менеджмента. Это связано с их высокой ролью в обеспечении платежеспособности, рентабельности и других целевых результатов финансовой деятельности предприятия.
1.2 Принципы формирования оборотных активов предприятия
Теория финансового менеджмента рассматривает три принципиальных подхода к формированию оборотных активов предприятия - консервативный, умеренный и агрессивный.
Консервативный подход предусматривает не только полное удовлетворение текущей потребности во всех их видах, обеспечивающей нормальный ход операционной деятельности, но и создание высоких размеров их резервов на случай непредвиденных сложностей в обеспечении предприятия сырьем и материалами, задержки инкассации дебиторской задолженности, активизации спроса покупателей и т.п.
Такой подход гарантирует минимизацию операционных и финансовых рисков, но отрицательно сказывается на эффективности использования оборотных активов - их оборачиваемости и уровне рентабельности.
Умеренный подход к формированию оборотных активов направлен на обеспечение полного удовлетворения текущей потребности во всех видах оборотных активов и создание нормальных страховых их размеров на случай наиболее типичных сбоев в ходе операционной деятельности предприятия.
При таком подходе обеспечивается среднее для реальных условий соотношение между уровнем риска и уровнем эффективности использования финансовых ресурсов.
Агрессивный подход к формированию оборотных активов заключается в минимизации всех форм страховых резервов по отдельным видам этих активов.
Но в отсутствие сбоев в ходе операционной деятельности такой подход к формированию оборотных активов обеспечивает наиболее высокий уровень эффективности их использования.
Формирование активов предприятия связано с тремя основными этапами его развития на различных стадиях жизненного цикла:
Первое, создание нового предприятия. Это наиболее ответственный этап формирования активов (процесс первоначального их формирования), особенно при создании крупных предприятий. Формируемые на этом этапе активы во многом определяют потребность в стартовом капитале, условия генерирования прибыли, скорость оборота этих активов, уровень их ликвидности и т.п.
Второе, расширение,реконструкция и модернизация действующего предприятия. Этот этап формирования активов можно рассматривать как постоянный процесс его развития в разрезе основных стадий его жизненного цикла. Расширение и обновление состава активов действующего предприятия осуществляется в соответствии со стратегическими задачами его развития с учетом возможностей формирования инвестиционных ресурсов.
Третье,формирование новых структурных единиц действующего предприятия (дочерних предприятий, филиалов и т.п.). Этот процесс может осуществляться путем формирования новых структурных имущественных комплексов (на базе нового их строительства) или приобретения готовой совокупности активов в форме целостного имущественного комплекса (вариантами такого приобретения являются приватизация действующего государственного предприятия, покупка обанкротившегося предприятия и т.п.).
Второй и третий этапы формирования активов представляют собой формы инвестиционной деятельности действующего предприятия. Их специфика будет рассмотрена в разделе "Управление инвестициями".
Для обеспечения
эффективной деятельности
С учетом этой цели, процесс формирования активов предприятия строится на основе следующих принципов:
Первое,учет ближайших перспектив развития операционной деятельности и форм ее диверсификации. Формирование активов предприятия при его создании подчинено в первую очередь задачам развития его операционной деятельности.
При этом следует иметь в виду, что на первоначальных стадиях жизненного цикла предприятия объем операционной деятельности возрастает довольно высокими темпами (при условии правильного выбора предприятием своей рыночной ниши). Поэтому формируемые на первоначальной стадии активы предприятия должны располагать определенным резервным потенциалом, обеспечивающим возможности прироста продукции и диверсификации операционной деятельности в ближайшем предстоящем периоде.
Второе, обеспечение соответствия объема и структуры формируемых активов объему и структуре производства и сбыта продукции. Такое соответствие должно обеспечиваться в процессе разработки бизнес-плана создания нового предприятия путем определения потребности в отдельных видах активов.
Состав активов вновь создаваемого предприятия имеет ряд отличительных особенностей:
а) в составе внеоборотных активов предприятия на стадии его создания практически полностью отсутствуют долгосрочные финансовые вложения - они формируются в процессе последующей инвестиционной его деятельности;
б) в составе оборотных активов предприятия на первоначальной стадии их формирования практически полностью отсутствует дебиторская задолженность в связи с тем, что хозяйственная деятельность еще неначиналась. Кроме того, до минимума сведены (а в большинстве случаев — полностью отсутствуют) краткосрочные финансовые вложения. Они включаются в состав активов только в том случае, если взнос учредителей в уставный фонд внесен в форме таких краткосрочных финансовых инструментов.
С учетом изложенного, расчет потребности в активах вновь создаваемого предприятия осуществляется в разрезе следующих их видов:
• основных средств;
• нематериальных активов;
•запасов товарно-материальных ценностей, обеспечивающих производственную деятельность;
• денежных активов;
• прочих видов активов.
Потребность в основных средствах рассчитывается по отдельным их группам:
а) производственные здания и помещения;
б)машины и оборудование, используемые в производственном технологическом процессе; в) машины и оборудование, используемые в процессе управления операционной деятельностью.
На первом этапе определяется потребность в отдельных видах машин и оборудования, используемых в производственном технологическом.
На втором этапе определяется потребность в отдельных видах машин и оборудования, используемых в процессе управления операционной деятельностью (офисная мебель, электронно-вычислительные машины, средства связи и т.п.).
На третьем этапе определяется потребность в помещениях (зданиях) для осуществления непосредственного производственного процесса (со всеми вспомогательными его видами) и размещения персонала управления.
Потребность в нематериальных активах определяется исходя из используемой технологии осуществления операционного процесса. При определении стоимостного объема внеоборотных операционных активов, требуемых предприятию, учитывается форма удовлетворения потребности в отдельных их видах — приобретение в собственность, финансовая или оперативная аренда.
Потребность в запасах товарно-материальных ценностей рассчитывается дифференцированно в разрезе следующих их видов:
а) потребность в оборотном капитале, авансируемом в запасы сырья и материалов;
б) потребность в оборотном капитале, авансируемом в запасы готовой продукции (для промышленных предприятий);
в) потребность в оборотном капитале, авансируемом в запасы товаров (для торговых предприятий).
Потребность в оборотном капитале, авансируемом в запасы товарно-материальных ценностей каждого вида, определяется путем умножения однодневного их расхода на норму запаса в днях. Нормы запасов товарно-материальных ценностей каждого вида устанавливаются каждым предприятием самостоятельно исходя из отраслевых и других особенностей его хозяйственной деятельности (по новым предприятиям эти нормы включаются в состав показателей бизнес-плана). Для усредненных расчетов в зарубежной практике при разработке бизнес-планов применяют следующие стандартные нормы запасов: по сырью и материалам — 3 месяца (90 дней); по готовой продукции — 1 месяц (30 дней); по товарам, реализуемым предприятиями торговли — 2 месяца (60 дней).
Потребность в денежных активах определяется на основе предстоящего их расходования на расчеты по оплате труда (исключая начисления на нее); по авансовым и налоговым платежам; по маркетинговой деятельности (расходы по рекламе); за коммунальные услуги и другие. В практике формирования денежных активов вновь создаваемых предприятий потребность в них определяется в разрезе перечисленных видов платежей на предстоящие три месяца (что обеспечивает достаточный запас платежеспособности на первом этапе функционирования предприятия). В процессе последующей хозяйственной деятельности нормативы активов в денежной форме снижаются (особенно в условиях инфляции). Потребность в прочих активах устанавливается методом прямого счета по отдельным их разновидностям с учетом особенностей создаваемого предприятия. Расчет потребности в прочих активах осуществляется раздельно по внеоборотным и оборотным активам.
По результатам проведенных расчетов определяется общая потребность во внеоборотных и оборотных активах вновь создаваемого предприятия. Потребность во внеоборотных активах рассчитывается путем суммирования потребности в основных средствах, нематериальных активах и прочих видах внеоборотных активов. Соответственно потребность в оборотных активах определяется путем суммирования потребности в запасах товарно-материальных ценностей, денежных активов и прочих видах оборотных активов.
1.3 Управление оборотными активами
Однако любые сбои в осуществлении нормального хода операционной деятельности варьирует в довольно широком диапазоне.
Целенаправленное управление оборотными активами предприятия определяет необходимость их классификации по следующим основным признакам:
По характеру финансовых источников формирования выделяют валовые, чистые и собственные оборотные активы.
а) Валовые оборотные активы характеризуют общий их объём, сформированный за счёт как собственного, так и заёмного капитала. В составе отчётного баланса предприятия они отражаются как сумма второго раздела его актива.
б) Чистые оборотные активы (или чистый рабочий капитал) характеризует ту часть их объёма, которая сформирована за счёт собственного и долгосрочного заёмного капитала.
Сумму чистых оборотных активов рассчитывают по формуле:
ЧОА = ОА - КФО,
где ЧОА - сумма чистых оборотных активов предприятия;
ОА - сумма валовых оборотных активов предприятия;
КФО - краткосрочные текущие обязательства предприятия.
в) Собственные оборотные активы характеризуют ту их часть, которая сформирована за счет собственного капитала предприятия. Сумму собственных оборотных активов предприятия рассчитывают по формуле:
СОА = ОА - ДЗК - КФО,
где СОА - сумма собственных оборотных активов предприятия;
ОА - сумма валовых оборотных активов предприятия;
ДЗК - долгосрочный заёмный капитал, инвестированный в оборотные активы предприятия;
КФО - краткосрочные (текущие) финансовые обязательства предприятия.
Виды оборотных активов. По этому признаку они классифицируются в практике финансового менеджмента следующим образом:
а) Запасы сырья, материалов и полуфабрикатов. Этот вид оборотных активов характеризует объём материальных их потоков в форме запасов, обеспечивающих производственную деятельность предприятия.