Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 00:59, курсовая работа
Таким образом, цель написания данной работы - рассмотреть вопросы и проблемы функционирования предприятия в условиях влияния факторов внешней среды. В соответствии с поставленной целью в работе делается попытка решить следующие задачи:
1.Раскрыть сущность стратегического анализа и выявить его формы.
2.Определить основные составляющие внешней среды предприятия.
3.Рассмотреть факторы внешней среды предприятия РУП ”Белорусский металлургический завод” и проблемы его функционирования в условиях рыночной экономики, показать приоритеты экономического развития исследуемого предприятия в современный период и в ближайшей перспективе.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…………….3
1.Общие подходы и методы стратегического анализа………………………..….4
2.Мониторинг внешней среды……………………………….……………………7
3.Анализ состояния предприятия ……………………..…………………………13
4.Проблемы и ключевые элементы стратегического анализа …………………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………...……………….27
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………...………………..28
Важнейшим элементом
внешней среды предприятия
Ближайшими конкурентами РУП "Белорусский металлургический завод" являются такие гиганты, как, УП Белметаллэталон, БелМетИзделие, УП "Белметизторг". Они являются конкурентами по выпуску некоторых видов сортового проката, спецпрофилей, шаров стальных мелющих и в незначительной мере метизной продукции.
Преимущества конкурентов в том, что они работают на своей собственной заготовке и это в значительной мере отражается на себестоимости продукции, а следовательно и на ценах. Работая на собственной заготовке, конкуренты РУП "Белорусский металлургический завод" имеют возможность делать скидки на цены в зависимости от значимости потребителя, чем и привлекают к себе клиентов.
В настоящее время в связи с трудным финансовым положением, сложившимся у конкурентов возникают большие проблемы. Из-за неплатежей и постоянной задолженности железной дороге они срывают поставки своим потребителям, тем самым теряя выгодных клиентов.
Изучением состояния конкурентов занимаются Генеральный директор, коммерческий директор и плановый отдел при утверждении цен на металлопродукцию.
К сожалению, на РУП "Белорусский металлургический завод" недостаточно ведется работа по изучению своих конкурентов. Во внимание берется лишь ассортимент, цена, качество продукции и сроки поставок.
Из приведенных данных таблицы и графика видим, что цена РУП "Белорусского металлургического завода" на стальные мелющие шары на протяжении последних трех лет ниже чем цена конкурентов. Это говорит о конкурентоспособности производимых заводом шаров. Однако предприятия - конкуренты в последнее время имеют ряд преимуществ, так например, не требуют предоплаты за продукцию, чем привлекают потребителя.
Таблица 1.Сравнительный анализ цен на шары конкурирующих предприятий | ||||||
№ п/п |
Предприятие |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год | |
УП Белметаллэталон |
47014 |
143360 |
210080 |
200860 | ||
БелМетИзделие, |
85674 |
223366 |
256430 |
296446 | ||
УП "Белметизторг" |
66629 |
143628 |
154573 |
164388 |
П р и м е ч а н и е. Источник: собственная разработка
Макросреда представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду, такими, как факторы демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера.
Макросреда слагается из шести основных сил, представленных на рис.2.
Рис.2.Основные силы макросреды
П р и м е ч а н и е. Источник: собственная разработка
В последнее пятилетие потребление черных металлов в Республике Беларусь имеет устойчивую тенденцию к снижению, что связано со снижением инвестиционной активности в промышленности и строительстве, сокращением экспорта машин и оборудования в страны СНГ и дальнее зарубежье, а также недостаточной платежеспособностью потребителей.
В целом ожидается, что потребление металлопродукции в машиностроении составит порядка 7,4 тыс. т., в том числе 4,8 тыс. т готового проката.
Необходимость под держания в работоспособном состоянии имеющихся производственных мощностей приведет к сохранению объемов потребления металла для ремонтно-эксплуатационных нужд, особенно в промышленности и на транспорте (приблизительно 4 тыс. т).
Определенное оживление возможно в 2007 г. в потреблении стальных труб и некоторых других видов продукции.
Таким образом, следует ожидать, что уровень потребления металлопродукции на внутреннем рынке в 2007 г. составит около 5,2-57,5 тыс. т. Доля готового проката составит 53,7%.
В этих условиях стабильность работы предприятий черной металлургии во многом будет зависеть от возможности сохранения экспортной активности на мировом рынке.
В 2010 г. на экспорт было поставлено 60% произведенного готового проката.
В то же время конъюнктура мирового рынка на ближайший период складывается не очень благоприятно для белорусских экспортеров.
Основной рынок- Россия, Китай и страны Юго-Восточной Азии - становится объектом жесткой конкуренции. Ожидаемый ввод мощностей по производству черных металлов в этом регионе, а также высокие складские запасы приведут как к снижению цен, так и к сокращению потребностей этих стран в импорте.
Резко сокращаются возможности проникновения на рынок стран ЕС, которые сами переживают период перенасыщения рынка. Демпинговые поставки проката и труб на этот рынок белорусскими экспортерами вызвали введение заградительных пошлин и квот.
Спрос на металлопродукцию на рынке стран СНГ продолжает сокращаться.
Объемы внутреннего потребления металлопродукции на сегодняшний день недопустимо низки с точки зрения развития экономики страны, ее экономической безопасности.
В настоящее время крупнейшие страны-продуценты металлопродукции потребляют на своих внутренних рынках свыше 80 млн.т стальной продукции. Приближался к этой цифре и бывший Советский Союз. Сегодня общее потребление металлопродукции в СНГ не превышает 35 млн. т, то есть по душевому потреблению мы приблизились к уровню слаборазвитых стран.
Для поддержания и
развития внутреннего рынка
Состояние экономики может сильно повлиять на возможности получения организацией капитала для своих нужд. Это, в основном, обусловлено тем, что федеральное правительство часто пытается сгладить последствия ухудшения экономической обстановки, регулируя налоги денежную массу и ставку процента, устанавливаемую главным государственным банком. Если этот банк ужесточает условия получения кредита и повышает ставки процента, коммерческие банки должны сделать тоже самое, чтобы не оказаться вне игры. В результате становиться труднее получить займы, и обходятся они организации дороже. Подобным образом, снижение налогов увеличивает массу денег, которые люди могут потратить на цели не первой необходимости и, тем самым, способствовать стимулированию бизнеса.
Важно понимать, что то или иное конкретное изменение состояния экономики может оказать положительное воздействие на одни и отрицательное на другие организации. Если при экономическом спаде магазины, расположенные, например, в богатых пригородах, вероятно, вообще ничего не почувствуют в отличии от магазинов розничной торговли. Организации, ведущие дела во многих странах, зачастую считают состояние экономики особо сложным и важным для себя аспектом. Колебания курса отечественной валюты относительно валют других стран становились причиной мгновенного обретения или потери крупными фирмами миллионов.
Цель стратегии предприятия заключается в достижении наибольших преимуществ в конкуренции. Для этого нужно использовать те качества и ресурсы, в которых мы превосходим своих конкурентов.
В ходе анализа конкурентов в третьей главе данной работы, стало очевидным, что завод не владеет достаточной информацией о своих конкурентах, используя лишь данные о ценах, качестве и ассортименте продукции.
Контроль за конкурентами
даст возможность удовлетворять
специфические запросы потребит
Предлагаю завести учетную карточку конкурента, которая нужна при анализе деятельности конкурента, чтобы составить о нем достаточно полное представление и благодаря этому эффективно управлять предприятие. Результаты анализа конкурентов должны применяться на практике.
При анализе ассортимента выпускаемой продукции, увидели, что дополняется и обновляется он очень редко. Необходимо следить за изменениями в производстве постоянных потребителей и быстро откликаться на их нужды, чтобы нас не опередили конкуренты. Общаясь с потребителями, отдел сбыта выяснил, что "Юнистройтрейд " и фирма "Экситон" меняют свою технологию в целях получения более качественных включений руды и расхода мелющих тел, им потребуются шары более мелкого диаметра, чем те которые выпускает завод. Предлагаю разработать технологическую схему для нового вида продукции - шары диаметром 26 и 30мм. Заявка от этих потребителей порядка по 4000 т в год. Выпуск мелкого шара - процесс трудоемкий. Но оставлять без внимания потребности своих потребителей нельзя, иначе мы можем их потерять как потребителей шаров 60-100мм, если на их нужды вперед откликнутся наши конкуренты и смогут им предложить весь спектр шаров.
Для упрочнения связей с
Минским Вагоноремонтным
Первоочередной задачей РУП "Белорусский металлургический завод" и всех отделов занимающихся маркетинговой деятельностью - выходить на наших потребителей шаров с предложением предоставления скидки, изменения условий поставки, если они увеличат потребность в шарах и будут перекрывать объемы отгружаемых шаров на экспорт на условиях 100% предоплаты. Тогда завод сможет отказаться от убыточного экспорта.
Большинство угроз и одновременно возможностей для организации находится во внешней среде. Являясь открытой системой, организация реализует и свою миссию, и стратегию во внешнем окружении, стремясь быть для него максимально полезной, чтобы осуществить свои планы в долгосрочной перспективе. Спецификой нынешнего этапа перехода к постиндустриальному информационному обществу является возрастающее значение информации во всех сферах деятельности. Доступ к информации, использование средств передачи и тиражирования ее - это главные особенности ведения бизнеса в настоящее время и на перспективу. Именно в этих сферах кроются возможности для начала, развития, совершенствования любого дела, а также для использования информации в целях дезинформации, прямого обмана или же чьей-то коммерческой тайны. Во всех этих случаях речь идет о самом главном: сможет ли организация для реализации своей стратегии найти и использовать необходимый объем качественной информации? Отрицательный ответ на данный вопрос обессмысливает всю коллективную деятельность людей, стремящихся в рамках организации к удовлетворению своих частных целей.
Изучение экономического компонента макроокружения позволяет понять особенности формирования и распределения ресурсов в обществе через анализ величины ВНП, инфляции, процентной ставки рефинансирования, налогообложения, конкурентных отношений, структуры населения, образованности рабочей силы, производительности труда, безработицы, заработной платы, природных ресурсов, особенностей климата.
Изучение правового компонента дает возможность организации на основе изучения специфики законодательства определить допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами права и приемлемые методы защиты своих деловых интересов.
Изучение политического компонента макроокружения дает четкое представление о намерениях государства в отношении перспектив социально-экономического развития общества и средствах проведения им в жизнь своей политики, а также о характере лоббирования различными группами своих интересов и о последствиях принятия новых законов, регулирующих экономические процессы.
Анализ социального компонента позволяет оценить степень влияния на бизнес-отношения основных социальных групп к проводимым реформам, труду и качеству жизни, их обычаям и традициям, ценностям и верованиям, демографической ситуации и тенденциям ее развития. Необходимо помнить, что социальные тенденции вносят кардинальные изменения в механизм и направленность экономических процессов, обусловливающих ограничения и возможности ведения бизнеса различными организациями.
Изучение технологического компонента позволяет своевременно увидеть возможности, которые открывают развитие науки и техники для совершенствования и производства новой продукции, модернизации технологии, а также угрозы для организаций, опоздавших с технологическими и другими инновациями.[2,с.165] Важно помнить о сильном взаимовлиянии всех перечисленных компонентов макроокружения, что требует их системного анализа, а также о разной степени их воздействия на различные организации. Поэтому необходимо составить список наиболее важных факторов, воздействующих на организацию, и построить систему наблюдения за средой по четким критериям. Наблюдение целесообразно вести посредством анализа материалов, распространяемых в СМИ, Интернете, специализированных журналах, газетах, каталогах, банках данных, посещения выставок, ярмарок, презентаций, а также на совещаниях сотрудников и при обмене опытом.
Системный анализ макроокружения дает эффект, если он четко организован высшим руководством, тесно связан с планированием деятельности и опирается на заключения профессиональных экспертов-аналитиков, определяющих причинно-следственные связи между макроокружением и стратегическими целями организации. Изучение непосредственного окружения организации позволяет ей построить эффективную систему взаимодействия с партнерами по бизнесу и покупателями, изучать, какие товары и услуги будут пользоваться наибольшим спросом, возможный объем продаж, привлекательность товара именно вашей организации, перспективу товаров и услуг в будущем.
Информация о работе Общие подходы и методы стратегического анализа