Общие подходы и методы стратегического анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 00:59, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель написания данной работы - рассмотреть вопросы и проблемы функционирования предприятия в условиях влияния факторов внешней среды. В соответствии с поставленной целью в работе делается попытка решить следующие задачи:
1.Раскрыть сущность стратегического анализа и выявить его формы.
2.Определить основные составляющие внешней среды предприятия.
3.Рассмотреть факторы внешней среды предприятия РУП ”Белорусский металлургический завод” и проблемы его функционирования в условиях рыночной экономики, показать приоритеты экономического развития исследуемого предприятия в современный период и в ближайшей перспективе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…………….3
1.Общие подходы и методы стратегического анализа………………………..….4
2.Мониторинг внешней среды……………………………….……………………7
3.Анализ состояния предприятия ……………………..…………………………13
4.Проблемы и ключевые элементы стратегического анализа …………………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………...……………….27
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………...………………..28

Работа содержит 1 файл

Стратегический менеджмент.doc

— 212.50 Кб (Скачать)

Завод является крупнейшим поставщиком стальных мелющих шаров  для горнообогатительных, цементных  предприятий и теплоэлектростанций, работающих на углях. Пятая часть  минерального сырья измельчается шарами Белорусского металлургического завода.

Завод выпускает в  год:

- стали жидкой - 50 тыс.  тонн,

- металлопроката - 65 тыс.  тонн.

Часть выпускаемой продукции  отправляется на экспорт (шары стальные мелющие, заготовка стальная квадратная) в Россию  и страны СНГ.

Анализ динамики  объема реализации продукции проведен в таблице 1. [ПРИЛОЖЕНИЕ 1]

На объем  реализации продукции оказывают влияние  факторы внутреннего характера, связанные с:

1) использованием основных  фондов;

2) использованием трудовых  ресурсов;

3) товарным обеспечением.

В 2011г. по сравнению с 2010г. благоприятное влияние на объем  реализации продукции  оказало более рациональное использование производственной площади.

Вторая группа факторов, оказывающая влияние на объем  реализации продукции связана с  эффективностью использования трудовых ресурсов. Методом цепных подстановок можно посчитать, в какой мере повлияли на объем реализации продукции изменения численности работников и производительности их труда.

В результате уменьшения среднесписочной численности работников объем  реализации продукции снизился на 3150,56 млн. руб. Увеличение рабочего времени привело к росту объема  реализации продукции  на 480,3 млн. руб. За счет роста производительности труда объем  реализации продукции в сопоставимых ценах  увеличился на 13050,5 млн. руб.,  а увеличение удельного веса торгово-оперативного персонала в 2011 г. способствовало росту объема  реализации продукции на 2072 млн. руб. Таким образом, увеличение объем  реализации продукции на РУП "Белорусский металлургический завод" произошло за счет увеличения производительности труда работников.

Проведенный анализ свидетельствует  об увеличении темпов роста объема  реализации продукции в 2011 г. как  в действующих, так и в сопоставимых ценах, валового дохода, прибыли от реализации продукции и других экономических показателей хозяйственной  деятельности РУП "Белорусский металлургический завод". Однако, образование в конце года излишних товарных запасов, что может быть обусловлено снижением покупательской способности населения и увеличением в составе запасов товаров, пользующихся ограниченным спросом, свидетельствует о том, что предприятие не использовало все возможности увеличения объема реализации.

Для того чтобы более  полно оценить эффективность  работы предприятия проанализируем основные показатели хозяйственной деятельности РУП "Белорусский металлургический завод" за  2010-2011 гг. Результаты анализа отражены в таблице  2. [ПРИЛОЖЕНИЕ  2]

Как видно из таблицы 2, на предприятии в 2011 г. объем реализации составил в действующих ценах - 107376 млн. руб., в сопоставимых ценах -89606,5 млн. руб. Темп роста объема реализации в действующих ценах составил 177,12 %, а в сопоставимых ценах к 2010 г. – 147,81 %.

Объем реализации за 2010г.  составлял 60624 млн. руб., а за 2011 г. он увеличился на 46752 млн. руб. и составил 107376 млн. руб.

Таким образом, за  2011г. на предприятии произошло увеличение реализации товаров, что вызвано  с одной стороны ростом цен, а  с другой стороны улучшением коммерческой деятельности.

За 2011г. на предприятии  было принято новых работников 10 единиц  и уволено 2 единицы работников, т. е. принято больше, чем уволено. Текучесть кадров составила 0,18 единиц.

Таким образом, представленные данные и расчет показателей позволяют сделать вывод о стабильном в целом кадровом составе работающих на предприятии.

В результате уменьшения среднесписочной численности работников объем реализации снизился на 3150,56 млн. руб. Увеличение рабочего времени привело к росту объема реализации на 480,3 млн. руб. За счет роста производительности труда объем реализации в сопоставимых ценах увеличился на 13050,5 млн. руб.,  а увеличение удельного веса торгово-оперативного персонала в 2011 г. способствовало росту объема реализации на 2072 млн. руб. Таким образом, увеличение объема реализации на РУП "Белорусский металлургический завод" произошло за счет увеличения производительности труда работников.

Валовой доход в отчетном периоде увеличился на 80,79 % и составил 21153,1 млн. руб. или 19,3 % к реализации; что на 9452,7 млн. руб. больше, чем в 2010  г.Издержки обращения предприятия за 2010г. составляли 9699,84 млн. руб. или 16 % к реализации. В 2011 г. уровень издержек обращения практически не изменился (16,1 % к реализации). Однако по сумме издержки обращения за анализируемый период увеличились на 7587,66 млн. руб. и составили 17287,5 млн. руб. Темп роста составил 178,22%.

Прибыль от реализации за 2010г. составила 737,6 млн. руб., за  2011 г. - 2306 млн. руб., т.е. увеличилась на 1568,4 млн. руб. или на 212,62 %.

Балансовая прибыль  за 3 квартала 2010г. составила 2488,96 млн. руб., а рентабельность продаж 1,22 % к реализации, при этом сальдо доходов от внереализационных операций составило 520,88 млн. руб.

За 2011г. основным источником доходов явилась именно прибыль  от реализации продукции, сальдо от внереализационных  операций уменьшилось на 184 % и составило 182,96 млн. руб. Таким образом, балансовая прибыль предприятия в 2011г. составила 2488,84 млн. руб. или 2,32 % к реализации, что на 97,77 % выше, чем за аналогичный период прошлого года.

Прибыль, остающаяся в  распоряжении предприятия в 2011г. составила 1652,16 млн. руб. увеличившись по сравнению с 2010 г. на 728,68 млн. руб. или на 78,91 %.

Соотношение заемных  и собственных оборотных средств  в отчетном году составило 1,27/1, т.е. на 1 руб. вложенных в активы собственных  средств предприятие привлекло 1,27 руб. заемных оборотных средств.

Соотношение базисного  года 3,5 / 1, т.е. можно говорить о том, что в 2010г. РУП "Белорусский металлургический завод" больше использовало заемные оборотные средства, чем собственные.

Степень реализации  за 2010 - 0,813, за 2011 - 0,806.

Степень реализации товаров  в запас за 2010 - 0,1808,  за 2011 - 0,1885.

Степень  обновления товарных ресурсов за 2010 - 0,956 , за 2011 --0,898 .

Время  обращения товаров  за 2010 - 37,3, за 2011- 48,6.

Среднегодовые товарные запасы  за  2010 - 8,376 млн.р. , за 2011 - 19,328 млн.р.

Таким образом, можно  говорить о росте эффективности  коммерческой деятельности РУП "Белорусский металлургический завод" за 2011г., о чем свидетельствует рост показателей рентабельности, ликвидности, обеспеченности собственными оборотными средствами и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    4. Проблемы  и ключевые элементы стратегического  анализа

 

Экономическая среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с экономической средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на  уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

Руководство должно также  уметь оценивать, как скажутся на операциях организации общие изменения состояния экономики. Состояние экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определённые товары и услуги если, например, прогнозируется инфляция руководство может счесть желательным увеличение запасов поставляемых организации ресурсов и провести с рабочими переговоры  о фиксированной оплате труда с тем, чтобы сдержать рост издержек в скором будущем. Оно также может решить сделать займ поскольку при наступлении сроков платежей деньги будут стоять дешевле и тем самым будут частично скомпенсированы потери от выплаты процентов. Если же прогнозируются экономический спад, организация может предпочесть путь уменьшения запасов готовой продукции, поскольку могут появиться трудности её сбыта, сократить часть работников или отложить до лучших времён планы расширения производства.

Поставщики - это деловые фирмы  и отдельные лица, обеспечивающие предприятие и ее конкурентов  материальными ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров.

События в среде поставщиков  могут серьезно  повлиять  на маркетинговую  деятельность предприятия. Необходимо следить за ценами на предметы снабжения, поскольку рост цен на закупаемые  материалы может заставить поднять  цены  и на выпускаемую предприятием продукцию. Нехватка тех или иных материалов, забастовки  и прочие события могут нарушить регулярность поставки  график отгрузки продукции заказчикам. В результате, в краткосрочном плане будут упущены возможности сбыта, а в долгосрочном - подорвано благорасположение предприятия со стороны клиентов.

Любое предприятие может  потерпеть неудачу со своими потребителями, если  оно не найдет взаимопонимания  с поставщиками.

РУП "Белорусский металлургический завод"  - предприятие с неполным металлургическим циклом. Оно работает на привозном сырье и материалах: заготовка, чугун, кокс, мазут, ферросплавы и так далее. Поэтому поставщики оказывают решающее значение на ритмичную деятельность предприятия. 

Работу с поставщиками ведет отдел материально-технического снабжения во главе с коммерческим директором.

Основными поставщиками сырья являются: Новолипецкий МК, Нижне-Тагильский МК, Орско-Халиловский МК, Кузнецкий  МК, Саткинский метзавод, НПО "Тулачермет", Кузнецкий ферросплавный завод (Россия) и другие.

При выборе поставщика  изучается ценовая политика предприятия, условия поставки, качественные характеристики поставляемой продукции. Работниками ОМТС изучаются цены всех возможных поставщиков, используя длительные связи, а так же  ежемесячный обзор цен Комитета металлургии по основным производствам металлургической продукции.      

Еще одна проблема при  выборе поставщика - это условия  поставки. Многие предприятия  требуют  за сырье частичную или 100 % предоплату. В настоящее время свободными денежными средствами не располагает и старается строить работу на бартерной основе. Поэтому  некоторую продукция приходится закупать по более высоким ценам, но без предоплаты, что конечно сказывается на себестоимости выпускаемой продукции.

В процессе производства стали основным сырьем является лом железа. РУП "Белорусский металлургический завод" старается не упускать ни одного поставщика металлолома, даже с минимальными поставками. Это и крупные базы, и все предприятия региона, имеющие лом железа, которые нуждаются в продукции завода. Поставки осуществляются также на бартерной основе.  Для того, чтобы привлечь поставщиков металлолома, устанавливается коэффициент взаимозачета и цена на металлопродукцию получается ниже чем по предоплате (равна себестоимости). Это выгодно и поставщику и заводу.

Большие трудности испытывает завод при покупке мазута, на котором  работают все основные цеха. Поставщиками являются нефтеперерабатывающие заводы России. На бартерной основе заключаются  договора на 25-30%, а остальное по предоплате. Не всегда имея возможность произвести предоплату, РУП "Белорусский металлургический завод"  вынуждено приостанавливать производство (на несколько суток), что отрицательно сказывается на результатах деятельности предприятия и на благосостоянии трудящихся.

В связи с тем, что из года в год все труднее и дороже обходится покупка заготовки для производства проката и шаров и сокращается использование мощностей,  руководство серьезно задумалось над тем, что для производства собственной заготовки необходима еще одна мартеновская печь. Запланирована разработка технической документации для будущей реконструкции мартеновского цеха.

Работая со своими поставщиками РУП "Белорусский металлургический завод" принимает во внимание их особенности, изменения и проблемы, старается  перестраивать свое производство по отдельным видам продукции, ориентируясь на поставщика.

Потребителями продукции  являются: pавод сухих строительных смесей, Машсельхозсервис, УП "Юнистройтрей", ООО "Экситон",  ОАО "Белгран", СП "Техинмаш" и другие. География их обширна. Все предприятия используют в своем производстве  шары диаметром 40мм.

Главная задача любого предприятия  в управлении маркетинговой деятельности - верно реагировать на перемены потребительского поведения, анализировать  причины, вызывающие те или иные перемены. Потребителями продукции РУП "Белорусский металлургический завод" являются предприятия почти всех отраслей промышленности. Это предприятия машиностроения, черной, цветной металлургии, химической промышленности, строительства, энергетики,  сельского хозяйства и так далее.

Что касается потребителей продукции РУП "Белорусский металлургический завод"   на внешнем рынке, то это в основном Россия, страны СНГ, ряд зарубежных фирм,  готовых  сотрудничать на взаимовыгодных условиях.

Отдел сбыта, работая  с потребителями, выясняет какая продукция,  с какими свойствами, по какой цене и в каком количестве хочет приобрести потенциальный потребитель. Постоянно поддерживается связь с основными покупателями по телефону, ведется переписка. При заключении договоров на очередной срок, компетентные представители завода выезжают на встречу с потребителями для согласования взаимоинтересующих вопросов. Постоянно выясняют отношение потребителя к продукции завода, требования к внешнему виду и качеству. Более интенсивно осуществляется  связь и встречи с потребителями, которые покупают продукцию завода по предоплате.    

Информация о работе Общие подходы и методы стратегического анализа