Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 14:06, курсовая работа
Цель работы: опираясь на этапы формирования и теоретический анализ сущности такого феномена как общество потребления выявить тенденции становления общества потребления в России, а также исследовать специфические черты, присущие современному российскому потреблению.
В соответствии с целью курсовой работы определены следующие задачи:
- Проанализировать теоретическую модель общества потребления.
- Выявить наиболее важные черты, присущие модели общества потребления.
- Детально рассмотреть исторические этапы формирования общества потребления.
- Определить тенденции формирования общества потребления в постсоветской России.
Введение 3
Глава I. Сущность модели общества потребления 6
§ 1.1 Модель общества потребления 6
§ 1.2 Наиболее важные черты модели общества потребления 11
Глава II. Формирование общества потребления и Российская действительность 16
§ 1.1 Этапы формирования общества потребления 16
§ 1.1 Общество потребления в постсоветской России 22
Заключение 26
Список используемой литературы 27
Даже
длительный период экономического роста
(2000-2008 гг.) не смог компенсировать провалы
девяностых. На потребительском рынке
в 2000-е годы рост, как правило, шёл
в сфере «новой экономики» – то
есть в сфере модных игрушек, навязанных
потребителю массированной
А
потребление важнейших товаров
и продуктов питания
Даже сейчас, на фоне кризиса, настроения потребительского общества оказались поразительно живучи. Большинство населения просто ждёт, когда «распогодится», поднимут зарплату или простят долги по кредитам.
Динамика физических объемов потребления:
Статистика наглядно показывает опасное для общества снижение уровня потребления в России. Однако те, кто не занят тяжёлым трудом и имеет досуг читать статистику, сыты и относительно довольны жизнью. Они не «парятся» за других.
Кроме
того, долгое время реальное сжатие
потребления маскировалось
Таким образом, можно уверенно сделать вывод о том, что еще рано говорить о России как об обществе потребления по той простой причине, что рост потребления происходит за счет тех секторов экономики, которые обеспечивают населения второстепенными благами (новейшей техникой, брендовыми товарами, модной одеждой), а отрасли, производящие товары первой необходимости со временем оказываются в еще большем застое.
Общество
потребления возникает в
Общество потребления (англ. consumer society) — политическая метафора, обозначающая совокупность общественных отношений, организованных на основе принципа индивидуального потребления. Общество потребления характеризуется массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностей и установок. Увеличение количества людей, разделяющих ценности общества потребления, является одной из черт современного человечества.
Некоторые авторы отсчитывают историю этого явления с возникновения индустриального капитализма, т. е. с Англии конца XVIII в., называя это событие «потребительской революцией». Другие (например, Бродель) отмечают его элементы еще до начала индустриализации. Но гораздо чаще начало общества потребления на Западе датируют периодом после окончания Второй мировой войны. В разных странах этот процесс получил развитие в разное время: в США – сразу после войны, в Западной Европе – по мере восстановления экономики, в основном с середины 1950-х годов. Однако общество потребления – это процесс, у которого можно найти начало, но трудно обнаружить завершающую точку. По крайней мере, современное западное общество не дает оснований предполагать, что данный тип общества окончательно сформировался.
Постсоветская
Россия находится в противоречивой
ситуации. С одной стороны, это трансформирующееся
кризисное общество, существенно уступающее
по уровню социально-экономического развития
развитым странам Запада. С другой стороны,
здесь идет формирование капитализма,
хотя его основные контуры, существенно
отличают его от тех моделей, которые характерны
для развитых рыночных обществ. В страну
в массовом масштабе проникает западная
культура потребления, происходит революция
потребительских притязаний, формируется
новая система средств потребления, копирующая
иностранные образцы, возник заметный
слой людей, который по своим материальным
возможностям может позволить воспроизводство
стилей жизни зажиточных групп развитых
стран мира. Однако большинство населения
в пространство общество потребления
не допускается. Для него существует иртуальное
(СМИ) и вторичное общества потребления
(рынок подержанных и фальсифицированных
товаров).Иначе говоря, это большинство
живет в тени общества потребления: оно
его ощущает, но может пользоваться его
благами в очень ограниченных формах.
Однако оазисы общества потребления являются
источником желаний, надежд, иллюзий и
мотивов для огромной части населения,
особенно – молодежи.
1.Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. М.: «Весь мир», 2004.
2.Денисенко М.Б. Эмиграция из России по данным зарубежной статистики // Мир России.2003. №3.
3.Иванова И. Потребление образовательных услуг. Саратов: Издательство Поволжского межрегионального учебного центра, 2004.
4.Лившиц Р. Потребление и потребительство // Свободная мысль. 2001. № 6.
5.Гужва Е. Г. «Потребление в России и СССР: проблемы теории и практики». СПб.: СПб ГАСУ, 2000г.
6.Маслоу А. «Мотивация и личность». СПб.: Питер, 2003 г.
7.Ершов П. М. «Потребности человека». М.: Мысль, 1990 г.
8.Жан Бодрийяр. Общество потребления (М., Республика, 2006)
9.Веблен Т. Теория праздного класса. М., «Прогресс», 1984
10.Ильин, В. И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность // Мир России. 2005. Т. XIV. № 2
11.Яшин Н. Процентное кредитование — мировая война? // Вторжение. — М.: 2000. — № 3
12. Леденцов Н. Общество потребления. — 19.07.2004.
13.Малахин М. Клондайк потребления // Российская Бизнес-Газета. — 15.03.2005.
14.Гурова О. Ю. Идеология потребления в советском обществе. Социологический журнал. 2005, № 4, стр. 120.
15.Солдатенко И.В. Процесс потребления в Современной России: мифы и реалии // Власть, 2007, N 4, с. 36.