Общественный сектор в смешанной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 19:15, реферат

Описание работы

Немецкий экономист Ф.Лист в середине XIX в. выдвинул тезис о том, что страны, оказавшиеся в положении «догоняющих», не имею другого способа ускорить темпы своего индустриального развития и занять достойное место в мировой цивилизации , кроме как опираясь на силу и мощь государства, проводя политику протекционизма и замещения импорта. По его мнению, страны в своем развитии проходят несколько стадий. Пока страна не достигла стадии гармоничного равновесия, отсутствуют условия для функционирования свободной рыночной экономики, необходима активная роль государства в преодолении отставания.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...
3
1. СОЧЕТАНИЕ РЫНКА И ГОСУДАРСТВА В СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКЕ. МОДЕЛИ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ …………………

5
2. ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, МАСШТАБЫ, ДИНАМИКА И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА …………………………………

9
3. ФУНКЦИИ И МЕСТО ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ КРУГООБОРОТЕ ТОВАРОВ, УСЛУГ И РЕСУРСОВ……………………….

14
4. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПРОВАЛОВ РЫНКА И ГОСУДАРСТВА ………….
23
5. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СЕКТОР В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ ………………………………………………………………………….

36
Список ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………
39

Работа содержит 1 файл

Контрольная ЭОС.doc

— 330.50 Кб (Скачать)

В зонах общественного  сектора, где сочетается иерархия с  рынком, где

реально наблюдается  сильное давление со стороны потребителя  и конкуренции агентов-организаций, государство-принципал заинтересовано в предоставлении большей самостоятельности агенту-организации в привлечении дополнительных средств, в их зарабатывании, в свободном распоряжении полученными финансовыми ресурсами, а также движимой мобильной частью имущества. Но при этом агент не вправе без согласия принципала распоряжаться закрепленным за ним недвижимым имуществом.

В условиях, когда агенту дана большая самостоятельность в принятии управленческих решений принципала, он только частично несет субсидиарную ответственность или полностью от нее освобождается. Агент-организация подвергается не административному, а общественному контролю. Это достигается путем создания в организации коллегиального органа, осуществляющего надзирательные функции и установлением института представительства интересов принципала внутри самой организации-агента.

В зонах общественного  сектора, где допускается еще  более активное действие рынка в сочетании с иерархической моделью, значительно возрастает сила действия потребителей и конкуренции, предусматривается максимально возможная самостоятельность организации-агента.

Принципал-государство  предоставляет организации агентом  право распоряжаться всеми видами имущества, которое было закреплено и передано агенту или заработано в результате деятельности. Принципал-государство не несет субсидиарной ответственности по обязательствам агента-организации, а последнее несет ответственность по своим долгам всем принадлежащим ему имуществом. Контроль за деятельностью организации-агента с максимально возможной самостоятельностью в принятии управленческих организаций осуществляется с помощью неадминистративного, а общественного контроля, через институт представительства интереса принципала в самой организации агента. Сочетание разного уровня полномочий и требований к управлению в первом случае (при отсутствии рынка в зоне общественного сектора) требует создание такой адекватной организационной формы, именуемой в России как «учреждение», во втором случае (в зоне общественного сектора, где рынок сочетается с иерархией), где агентам-организациям предоставлена умеренная самостоятельность в принятии управленческих решений в России рождает организационную форму в виде имеющегося «автономного управления», в странах Запада с учетом особенностей их гражданского законодательства публичные - учреждения, в третьем случае – при максимально возможной самостоятельности организации-агента с сохранением общественного контроля внутри организации через институт предоставления интересов государства принципала в России возникла также организационная форма, именуемая как государственная корпорация, в странах Запада – социальная корпорация.

 

5. Общественный  сектор в системе национальных  счетов.

В экономической теории, практике хозяйствования и статистике рыночных экономик для анализа конечных результатов годового производства страны используются показатели системы национального счетоводства (СНС).

Система национальных счетов представляет собой опирающуюся на эмпирические данные систему для определения макроэкономических потоков и запасов (фондов).

В их основе лежат сводные счета ВВП, капиталовложений, доходов и расходов государственных учреждений и домохозяйств, внешнеэкономических операций. Первичным при анализе воспроизводства является движение ВВП как источника первичных доходов и накоплений.

Финансовые отношения функционируют на второй стадии воспроизводственного процесса, когда происходит перераспределение стоимости ВВП в денежной форме через бюджетную кредитную системы субъектам экономических отношений. Результатом становится формирование конечных доходов - финансовых ресурсов субъектов хозяйствования, доходов финансовых ресурсов субъектов хозяйствования, государства и населения.

Центральное место в  статистической модели рыночного хозяйства  занимает группировка экономики  по секторам с целью анализа финансовых потоков доходов и расходов, активов и пассивов в хозяйствующих субъектах, являющихся юридическими лицами (институциональными единицами).

Движение денежных потоков  осуществляется по следующим секторам экономики:

1) нефинансовые корпоративные  и квазикорпоративные предприятия; предприятия;

2) финансовые учреждения;

3) страховые предприятия;

4) органы государственного  управления;

5) частные некоммерческие  организации обслуживающие  домашние хозяйства;

6) домашние хозяйства.

Структура финансовой системы России, основанная на международных стандартах СНС, включает несколько звеньев. Первое звено - государственные финансы соответствует сектору органы государственного управления и включает все институциональные единицы, занятые оказанием нерыночных услуг, предназначенных для коллективного потребления, и перераспределением национального дохода и богатства. Основные ресурсы этих единиц поступают прямо или косвенно из обязательных платежей, производимых единицами, принадлежащими к другим секторам. Сюда включаются государственные и муниципальные финансы, государственный кредит, государственные внебюджетные социально-страховые фонды. Второе - финансы хозяйствующих субъектов. Сюда относятся финансы нефинансовых корпоративных и квазикорпоративных предприятий, производящих товары и нефинансовые рыночные услуги. К ним примыкают предприятия, финансируемые из бюджета, но занятые производством продуктов; сюда же включаются некоммерческие организации, которые создаются и финансируются предприятиями.

Ко второму звену относятся также финансы сектора финансовых учреждений Он представлен подсекторами - центральные банковские учреждения (Центральный банк, центральные финансовые агентства), другие финансовые институты, другие кредитные институты. Речь идет об институтах, занятых финансовыми операциями на коммерческой основе, независимо от формы собственности.

Еще один сектор второго звена - страховые предприятия – занимается производством услуг страхования, переводом индивидуальных рисков в коллективные путем создания страховых резервов.

Частные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства, могут быть отнесены к третьему звену финансовой системы. Этими организациями оказываются нерыночные общественные услуги, организации не контролируются и полностью не финансируются государством, их ресурсы складываются из частных пожертвований, частичной оплаты услуг, доходов от собственности и предпринимательской деятельности, частично бюджетных средств.

К четвертому звену финансовой системы относятся финансы домашних хозяйств. Домашние хозяйства включают разные группы населения, доходы которых формируются из оплаты по труду разнообразных трансфертов из других секторов экономики, доходов от собственности, предпринимательской и иной деятельности.

Деятельность общественного  сектора, как и других институциональных секторов национальной экономики отражается в Системе национальных счетов в следующих разделах:

разделе Z «Государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение», а также в части, относящейся к государственному и муниципальному сектору;

в разделе М «Образование»;

в разделе N«Здравоохранение и предоставление социальных услуг»;

в разделе О «Предоставление прочих коммунальных, социальных услуг».

Другие виды отраслевой деятельности, связанные с предоставлением общественных благ, включаются в агрегированные показатели по соответствующим видам деятельности (транспорт, связь, производство и т.п.).

Список использованных источников

      1. Ахинов Г.А., Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора. Учебное пособие.- М.:ИНФРА, 2008 г. – 345 с.
      2. Молчанов И.Н. Конспект лекций по экономике общественного сектора., Москва: МГУ, 2008 г. – 113 с.
      3. Экономика общественного сектора. Учебник, под ред. Савченко П.В., Погосова И.А., Жильцова Е.Н., Москва: ИНФРА-М, 2010 г.



Информация о работе Общественный сектор в смешанной экономике