Общественный сектор в смешанной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 19:15, реферат

Описание работы

Немецкий экономист Ф.Лист в середине XIX в. выдвинул тезис о том, что страны, оказавшиеся в положении «догоняющих», не имею другого способа ускорить темпы своего индустриального развития и занять достойное место в мировой цивилизации , кроме как опираясь на силу и мощь государства, проводя политику протекционизма и замещения импорта. По его мнению, страны в своем развитии проходят несколько стадий. Пока страна не достигла стадии гармоничного равновесия, отсутствуют условия для функционирования свободной рыночной экономики, необходима активная роль государства в преодолении отставания.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...
3
1. СОЧЕТАНИЕ РЫНКА И ГОСУДАРСТВА В СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКЕ. МОДЕЛИ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ …………………

5
2. ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, МАСШТАБЫ, ДИНАМИКА И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА …………………………………

9
3. ФУНКЦИИ И МЕСТО ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ КРУГООБОРОТЕ ТОВАРОВ, УСЛУГ И РЕСУРСОВ……………………….

14
4. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПРОВАЛОВ РЫНКА И ГОСУДАРСТВА ………….
23
5. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СЕКТОР В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ ………………………………………………………………………….

36
Список ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………
39

Работа содержит 1 файл

Контрольная ЭОС.doc

— 330.50 Кб (Скачать)

Дистрибутивная функция  заключается в осуществлении перераспределения доходов населения в целях уменьшения социально-экономического неравенства. Основными формами перераспределительных процессов являются прогрессивное налогообложение и система социальных трансфертных платежей. Дистрибутивная функция призвана сократить растущий разрыв в уровне жизни высоко- и низкодоходных групп населения. В экономически развитых странах в последние десятилетия систематически сокращается разрыв между минимальными и максимальными доходами и их соотношение составляет один к четырем (Швеция, Финляндия).

Рынок не способен обеспечить рационального с общественной точки зрения распределения ресурсов. В этих случаях государство берет на себя эту функцию. Например: высокие и сверхвысокие доходы облагаются высокими прогрессивными налогами, а инвестиции в экономику освобождаются от налогообложения, либо облагаются низкими налогами, что обусловливает появление стимулов к инвестиционной деятельности. При осуществлении каждой из функций государство меняет направленность и размеры финансовых потоков.

Аллокационная функция  касается размещения финансовых потоков между отраслями и предприятиями, а дистрибутивная – между индивидами.

Стабилизационная функция  определяется необходимостью установления макроэкономического равновесия. Стабилизация экономики означает вывод экономики из состояния кризиса, прекращения экономического спада производства и достижение устойчивых темпов экономического роста. Выделяют:

• макроэкономическую стабилизацию (достижение позитивного и стабильного протекания макроэкономических процессов и устойчивых темпов роста);

• микроэкономическую стабилизацию (обеспечение устойчивого  функционирования и развития предприятий, государственных учреждений, домашних хозяйств);

• финансовую стабилизацию (создание устойчиво функционирующей системы финансовых рынков и инструментов) как части единого целого.

Чем выше уровень инфляции, безработицы  в обществе, тем выше роль стабилизационной функции государства. Снижение инфляции, финансовая стабилизация и подъем производства – главные методы выхода из кризисной ситуации. Вторая половина ХХ в. показала, что периодичность экономических кризисов в мире резко сократилась, с 10-12 до 5-6 лет, иногда до 3-4 лет. В ХХв. накоплен широкий и разнообразный опыт стабилизации кризисной экономики. Это опыт многих европейских стран во время и после первой и второй мировых войн, российский опыт НЭПа 1920-х годов, опыт США в 1930-е годы («новый курс» президента Ф.Рузвельта) и мировой опыт 1970-х годов, когда страны Западной Европы выбирались из «нефтяного кризиса».

Переход к современному рыночному типу хозяйства в странах «большой семерки» совершался, как правило, по двум стратегическим направлениям. Первое – эффективное развитие национального хозяйства на основе глубокой структурной и инвестиционной перестройки с учетом сложившегося мирового разделения труда. Второе направление состоит в разработке социальной программы по выходу страны на общемировые параметры уровня жизни населения.

Одной из главных тенденций ускоренного  развития этих стран за последние 10-15 лет явилось усиление государственного регулирования экономики. Взаимосвязь и взаимное влияние всех перечисленных основных экономических функций государства очевидно, но их эффективное выполнение различно. Изменение возможностей выполнения государством своих функций является закономерным процессом общественного развития.

В истории рыночной экономики XIX-XX вв. в целом наблюдается усиление экономической роли государства. О масштабах экономической деятельности государства свидетельствует колоссальный рост государственных расходов и доходов, увеличение доли государства в перераспределении национального дохода (рис. 3.2).

Рис. 3.2 Государственные расходы  в развитой рыночной экономике

 

В общем виде динамика экономической  роли государства характеризуется  удельным весом государственных доходов и расходов в ВВП страны. В большинстве экономически развитых стран доля государственных доходов составляет более 40% от ВВП.

 

В целом если взять группу экономически развитых стран, то в отношении государственных расходов можно выделить несколько важных тенденций, наблюдаемых в XX в.:

1. На протяжении большей части  столетия наблюдалось увеличение  доли государственных расходов в ВВП этих стран.

2. Наряду с общим увеличением  доли государственных расходов  в ВВП имели место циклические колебания этой доли ее увеличение во время экономических спадов и сокращение в периоды экономических подъемов.

3. Для большинства стран тенденция  роста государственных расходов  сохранялась до конца 1970-х - начала 1980-х годов конца 1970-х - начала 1980-х годов.

4. В последние два десятилетия  отношение государственных расходов  к ВВП более или менее стабилизировалось, повышательная тенденция выражена слабо.

5 Существуют значительные различия  по уровню государственных расходов  среди развитых стран, но эти различия не исчезают.

6. Государственное потребление  увеличилось в XX в. в меньшей  степени, чем государственные расходы.

7. Расходы на социальное обеспечение  в настоящее время составляют  наибольшую долю государственных расходов, а их рост значительно опережает рост всех остальных направлений расходов даже в таких странах, как США и Япония, где государственные социальные расходы традиционно составляют незначительную долю ВВП.

Первая из отмеченных тенденций получила название закона Вагнера (по имени известного немецкого экономиста конца XIX в., впервые рассмотревшего эту тенденцию).

Закон Вагнера - это тенденция  более быстрого увеличения государственных расходов по сравнению с ростом ВВП. Существуют разные объяснения действия этого закона. Одно из них объясняет более быстрый рост государственных расходов значительным и постоянным увеличением социальных расходов, социальных трансфертов.

Другое объяснение закона Вагнера опирается на действие так  называемой фискальной иллюзии. «Фискальная иллюзия» состоит в том, что избиратели не понимают всех последствий увеличения государственных расходов для налогообложения и поэтому как правило голосуют за правительственные программы увеличения государственных расходов.

Правительства, пользуясь  сложностью налоговых систем, скрывают истинные издержки связанные с увеличением государственных расходов. Теория групповых интересов объясняет увеличение государственных расходов ростом влияния и внутренними интересами таких влиятельных социальных групп, как  производители вооружений профсоюзы, объединения учителей, врачей и т.д.

Некоторые исследователи  в качестве важнейших причин роста  государственных расходов указывают  на развитие урбанизации и экономический рост. И урбанизация, и экономическое развитие вызывают рост спроса на общественные блага, загрязнение окружающей среды, что сопровождается ростом государственных расходов.

Наконец, необходимо отметить действие так называемого эффекта Баумоля. Эффект Баумоля представляет собой тенденцию к более быстрому росту цен на услуги по сравнению с ростом цен на продукцию обрабатывающей промышленности.

Производство услуг  является более трудоемким. В тоже самое время в производстве товаров более интенсивным является технический прогресс, который ведет к снижению затрат рабочей силы на производство продукции. Доля услуг в ВВП растет, увеличиваются затраты государства на такие услуги, как здравоохранение и образование и вместе с тем повышается доля государственных расходов в ВВП.

Экономическая роль государства  значительно различается по группам стран в зависимости от уровня экономического развития. Об этом свидетельствуют данные о доле государственных расходов в ВВП в конце XXв.

• В группе наиболее развитых стран (страны ОЭСР) эта доля наиболее высокая, в среднем она составляла 49% ВВП. В настоящее время эта доля медленно, но растет.

• Более быстрый рост государственных расходов наблюдается  в группе развивающихся стран, но сам по себе уровень государственных расходов в этих странах является наиболее низким и составляет 25% ВВП.

• Промежуточное положение между развитыми и развивающимися странами занимает группа стран с переходной экономикой. Доля государственных расходов в ВВП этих стран составляет около 30%, но эта доля стабильно снижалась на протяжении 1990-х годов.

В российской экономике на конец 2009 года экономическая роль государства характеризовалась следующими данными о масштабах государственного сектора: государственные и муниципальные предприятия составляют 11,2% общего числа предприятий; на государственных предприятиях работают 38% всех занятых в народном хозяйстве; государственный сектор производит около 35% всей продукции; количество государственных учреждений – около 35 тыс.; число федеральных государственных предприятий – около 10 тыс.; государственные пакеты акций – около 4 тыс.; размеры пакетов акций в собственности государства: 100% уставного капитала – около 80 предприятий; более 50% уставного капитала - около 600 предприятий; от 25 до 50% уставного капитала - около 1300 предприятий; менее 25% уставного капитала - около 1700 предприятий.

Это существенное сокращение роли государства по сравнению с началом 1990-х годов, когда в государственном секторе производилось более 90% ВВП страны.

 

 

4. Основные  типы провалов рынка и государства.

Необходимость существования  общественного сектора обосновывается с позиции экономической теории провалов рынка. Эффективное распределение ресурсов характеризуется тем, что никто не может улучшить свое положение без того, чтобы чье-то положение не ухудшилось. Подобная ситуация называется оптимумом, или эффективностью, по В. Парето (1848-1923), и для ее достижения необходим ряд условий реализации которых противодействуют провалы (изъяны) рынка.

Провалы рынка - это ситуации, в которых свободное действие рыночных сил не обеспечивает эффективное использование ресурсов.

Причинами провалов рынка  могут стать ограниченность (несовершенство) конкуренции, естественные монополии, внешние эффекты, асимметрия информации, неполнота рынков, дифференциация доходов.

Выделяют следующие виды провалов рынка (рис. 4.1):


 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4.1 Виды провалов рынка

1. Наличие монополий  (прежде всего естественных), а  также олигополии в определенных отраслях экономики, ведущих к недостатку конкуренции производителей и наносящих ущерб общественному благосостоянию и потребителям. Это вызывает необходимость государственного вмешательства. Оно выражается в форме создания государственных и муниципальных предприятий в отраслях с наличием естественной монополии и олигополии или в виде мер государственного регулирования и контроля цен, объема производства и качества экономических благ. Отдельно выделяется так называемая «легальная монополия», или монополия интеллектуальной собственности, специально создаваемая государством для стимулирования научно-технического, технологического прогресса и инновационного развития национальной экономики. Легальная монополия создается законодательно и существует в форме исключительных временных привилегий (правовых и финансовых), предоставляемых создателям новых объектов интеллектуальной собственности.

2. Информационная асимметрия  у производителей и потребителей экономических благ. Как правило, она характеризуется преимуществом в информированности производителей и неосведомленностью потребителей о достоинствах и недостатках товаров и услуг. Особое значение она имеет в отраслях здравоохранения и образования, где невмешательство государства может привести к оппортунистическому поведению производителей и ущербу для потребителей.

Есть отрасли, где информационная асимметрия проявляется в большей информированности потребителей (страхование), где ущерб может быть нанесен слабо информированному страховщику. Данный вид провалов рынка также требует вмешательства государства, в частности наличия государственного и муниципального секторов образовании и здравоохранении, обязательного социального страхования и регулирующих функций государства (лицензирование, аккредитация и др ).

3. Внешние эффекты  - издержки (отрицательные внешние эффекты) или выгоды (положительные внешние эффекты), получаемые лицами, не участвующими в конкретной сделке. В случае отрицательных внешних эффектов (загрязнение окружающей среды) государство вводит экологические налоги, а при положительных внешних эффектах налоги, а при положительных внешних эффектах предоставляет субсидии производителям.

4. Общественные блага - вид экономических благ, обладающих свойствами, противоположными частным экономическим благам (рыночным товарам и услугам).

Существуют чистые общественные блага, которые рынок не производит вообще (национальная оборона), и смешанные общественные блага (клубные социально значимые и квазиобщественные блага), которые рынок может производить, но в недостаточном количестве. Источником их производства может быть гражданское общество (клубные блага) или государство – в определенном масштабе (социально значимые блага, квазиобщественные блага в отраслях естественной монополии).

5. Недальновидное поведение  потребителей и производителей на рынках страхования социальных рисков, рисков гражданской и профессиональной ответственности.

Данный недостаток ведет к феномену неполного рынка страхования и негарантированности права на жизнь для незастрахованных граждан. Это требует введения различных видов обязательного, в том числе государственного, страхования.

6. Провалы рынка, обусловленные  его нестабильностью (экономические и финансовые кризисы), вызывающие безработицу, малообеспеченность, чрезмерную дифференциацию доходов и другие негативные социально-экономические последствия для общества в целом. Такие провалы тоже требуют государственного вмешательства в виде выполнения ряда социально-экономических функций.

Информация о работе Общественный сектор в смешанной экономике