Общественные блага и теория общественного выбора

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 01:01, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение общественного блага и теории общественного выбора.
Для достижения указанной цели в курсовой работе ставятся следующие задачи:
1. Экономическая природа общественных благ. Особенности спроса 4
2. Способы предоставления общественных благ 10
3. Общественные блага, общественный выбор и проблема "безбилетника" 16

Содержание

Введение 3
1.Экономическая природа общественных благ. Особенности спроса 5
2. Способы предоставления общественных благ 11
3.Общественные блага, общественный выбор и проблема "безбилетника" 17
Заключение 24
Список литературы 26

Работа содержит 1 файл

Mikroeknomika.doc

— 245.00 Кб (Скачать)

Достижение эффективного объема производства чистого общественного блага предполагает наличие достоверных данных о предельных выгодах всех потребителей блага. Между тем пользователи знают, что в случае с общественными благами получение ими выгод возможно и без участия в возмещении издержек по его производству, так как предоставление блага кому-либо не препятствует его потреблению другими бесплатно — признак неисключаемости. Это обусловливает склонность потребителей уклоняться от участия в финансировании производства общественных благ или по меньшей мере минимизировать связанные с этим затраты в расчете на то, что это сделают другие. Данное явление получило название проблемы «безбилетника» или «зайцев». Она возникает всегда, когда существуют трудности интернализации положительных внешних эффектов.

Возможность бесплатного потребления общественных благ обусловливает неэффективность при их производстве.

Суть проблемы «безбилетника» заключается в том, что, стремясь получить выгоду за счет усилий других пользователей, «безбилетники» занижают степень получаемой ими предельной полезности от потребления блага, что приводит к преуменьшению ценности общественного блага и, следовательно, к более низкому, по сравнению с эффективным, объему его производства. В конечном счете, учитывая наличие склонности к минимизации затрат как признака рационального поведения у каждого потребителя, мы можем столкнуться с ситуацией, когда никто не захочет платить и предоставление общественных благ окажется невозможным. Таким образом, существо проблемы выражается в том, что в потреблении общественного блага заинтересованы все, а платить не хочет никто. В связи с этим реализация задачи предоставления общественных благ сводится к решению двух вопросов:

1) как обеспечить производство общественных благ при наличии «зайцев»;

2) как при этом достичь эффективного объема общественного блага.

Возможности рынка в предоставлении общественных благ — это исключающие принудительное участие способы финансирования их производства. На практике это означает, что предоставление общественных благ осуществляется частным сектором, а финансирование их производства обеспечивается путем подключения рыночных механизмов. Существует несколько способов такого подключения.

1. Исключение «безбилетников». Наиболее простым методом их исключения является ограничение доступа к потреблению блага. Когда издержки ограничения доступа к благу низки, то даже обладающее неизбирательностью благо может продаваться тем же способом, что и частное благо.

Исключаемые общественные блага представляют собой тот тип благ, доступ к которым легко ограничить, несмотря на коллективный характер их потребления. Абонементная плата за подключение к кабельному телевидению и компьютерным сетям, а также продажа билетов на различного рода зрелищные мероприятия — это типичные примеры подключения ценового механизма к решению проблемы предоставления общественных благ.

Введение платы в качестве инструмента регулирования доступа к благу может быть использовано в том случае, когда степень избирательности в потреблении блага зависит от количества потребителей, т.е. в отношении перегружаемых благ. Перегрузка в потреблении блага приводит к ограничению полезности и, таким образом, к снижению эффективности. В этом случае введение платы, равной предельным издержкам предоставления, способствовало бы росту эффективности. Примером такого подхода могут служить платные автострады и другие объекты транспортной инфраструктуры.

Заключение частных контрактов может быть эффективным механизмом исключения неплательщиков в отношении благ совместного потребления. Контракты на совместное владение предполагают участие в потреблении блага только на определенных условиях, скажем при внесении взносов на благоустройство дома в рамках организованного товарищества.

Когда благо не находится в постоянном пользовании потребителя (момент покупки и момент использования разделены), а круг его потребителей ограничен, в качестве метода исключения «зайцев» может служить создание особых организаций по совместному использованию блага, доступ к потреблению которого обусловлен членством в ней на основе внесения установленного взноса. Чаще всего он находит применение в отношении клубных благ, каковыми являются бассейны, площадки для гольфа и тенниса, охотничьи хозяйства и т.п. И хотя в этом случае могут возникать некоторые ограничения в доступе к благу в каждый данный момент, совместное потребление приносит ощутимую выгоду, так как для отдельного потребителя предельные издержки потребления блага ниже средних издержек его производства.

Рассматривая рыночные способы предоставления общественных благ, следует учитывать, что, способствуя решению проблемы «безбилетника», они сопровождаются неэффективностью, возникающей вследствие исключения из потребления части потребителей, так как предельные издержки предоставления им блага равны нулю.

2. Взаимообусловленное финансирование. Один из методов такого финансирования — увязывание предоставления потребителю обладающего неисключаемостью блага с исключаемым благом, т.е. продажа их в едином пакете. В этом случае финансирование производства общественного блага обеспечивается посредством рыночного оборота частного блага. Так, финансирование общественного радио-и телевещания может осуществляться путем включения определенной наценки в цену радио- и телевизионных приемников. Другим методом подобного рода является продажа побочных продуктов. Плата за рекламные объявления и ролики может использоваться для финансирования общественного радио и телевидения, плата, взимаемая за рекламные щиты вдоль дорог, — для финансирований транспортной инфраструктуры.

3. Субсидирование. Финансирование производства общественных благ может осуществляться и за счет добровольных пожертвований граждан и организаций, которые либо высоко оценивают (готовы мириться с проблемой «безбилетника») возникающие при потреблении блага положительные внешние эффекты, либо стремятся за счет этого приобрести определенные нематериальные выгоды — общественный имидж. Финансируемое таким способом производство общественных благ не может осуществляться на социально эффективном уровне, поскольку не может быть выше уровня предельной полезности, получаемой спонсорами. В качестве примера можно привести финансирование частными организациями и лицами программ охраны окружающей среды и защиты животных. Хотя рынок обладает ограниченными возможностями в предоставлении общественных благ, использование ценового механизма способствует росту эффективности их производства. [16, с.107]

 

Заключение

 

Российское общество заинтересовано в развитии рыночной модели экономики, ибо оно объективно ведет и  к укреплению демократии. Ведь последовательное утверждение рыночных принципов означает, во-первых, завершение формирования единого национального рыночного пространства, во-вторых, полновесную поддержку конкуренции на всех рынках и бескомпромиссную борьбу с монополизмом, в-третьих, создание равных возможностей для всех форм собственности и предпринимательства, в-четвертых, производство в достаточном количестве и качестве общественных благ – здравоохранение, образование, наука, культура, охрана окружающей среды и др., в-пятых, оптимальное включение экономики России в мировое хозяйство с обеспечением ее конкурентоспособности и национальных интересов, в-шестых, рост благосостояния общества и создание условий для расширенного воспроизводства населения России, в-седьмых, формирование экономической основы для становления и развития демократических институтов в стране.

Обеспечение производства общественных благ – первейшая функция любого государства. В этой связи для  повышения эффективности соответствующего сектора экономики необходимо достижение баланса интересов производителей и потребителей этих благ, что требует реформирования бюджетного процесса. Создание соответствующей системы бюджетно-налоговых и других институтов воспроизводства общественных благ, можно надеяться, приведет к задействованию в этой области механизма конкуренции – главного двигателя общественного прогресса.

Рыночная система не обеспечивает ресурсами производство всех благ, так как часть их потребляется отдельными индивидами без возмещения затрат производителю, а потому их финансирование должно осуществляться через государственный бюджет. Доля государственной собственности не остается неизменной в течение времени, она имеет тенденцию к возрастанию.

Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между её отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.

Бюджетное финансирование строится на следующих принципах: научно обоснованное определение величины затрат (при бюджетном финансировании хозрасчётных предприятий и организаций это означает определение экономической необходимости и эффективности затрат, выявление всех внутрихозяйственных резервов накопления; при сметном финансировании — разработка и использование научно обоснованных норм расходов), строго целевой отпуск средств; учёт степени выполнения плана; контроль за правильным и эффективным использованием средств.

В современном рыночном хозяйстве роль государства обусловлена расширением социальных и экономических функций, поэтому оно выступает как "партнер и арбитр". Сохраняя традиционные методы организации и защиты рыночного хозяйства, государство обеспечивает поддержание конкурентной среды, стабильность денежной системы, высокий уровень занятости, сохранность среды обитания, смягчение кризисных ситуаций, социальное распределение благ.

Cитуация, при которой  рыночный механизм оказывается  "несостоятельным", связана с так называемыми "общественными" благами. К их числу можно отнести национальную оборону, охрану общественного порядка, радио- и телепередачи, прогнозы погоды, уличное освещение, результаты фундаментальных научных исследований, маяки и многое другое.

 

Список литературы

 

1. Абалкин Л. Смена тысячелетий и социальные альтернативы // Вопросы экономики. - 2010. - № 12. - С. 27-40.

2. Агапова И.И. История экономических учений: Курс лекций. -М.: Юристъ, 2009.-285 с.

3. Антоненко Л.А., Onpumoea К.А., Нескородев СМ. Общее и особенное в национальных моделях экономической трансформации // Кн. Экономическая теория на пороге XXI века-6. В 2-х книгах. Кн. 1. Философия хозяйства. Кн. 2. Теоретическая экономия / Под ред. Ю.М. Осипова, В.В. Чекмарева, Е.С. Зотовой. - М.: Юрист, 2009. - 655с.

4. Артемьева С. Совершенствование системы межбюджетных отношений в современных условиях // Вопросы экономики. -2011.-№5. -С. 37-43.

5. Аткинсон Э.Б., Стиглиц Дж.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора: Учебник / Пер. с англ. под ред. Л.Л.Любимова. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 832 с.

6. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. Пер. В.Л. Иноземцев. - М.: "Academia", 2009.-650 с.

7. Богомолов О. Созидательный потенциал справедливости // Политэконом. - 2011. - №1. - С. 24-27.

8. Бъюкенен Дж. М. Сочинения. Пер. с англ. Серия: "Нобелевские лауреаты но экономике". - Т.1. / Фонд экономической инициативы. Гл. ред. кол.: Нуреев P.M. и др. / - М.: "Таурус Альфа", 2008.-560с.

9. Гайдар Е.Т. Современный экономический рост и стратегические проблемы развития России / Сб. Конкурентоспособность и модернизация экономики. - Кн. 1. - М. : Издательский дом ГУ ВШЭ, 2009.-С. 59-84.

10. Гибало Н.П. Конвенционные и когерентно-тензиометрические метаморфозы в новой институциональной парадигме // Проблемы новой политической экономии. - 2011. - №4. - С. 8-18.

11. Гибало Н.П. Экономические интересы как институциональная константа формально-неформального равенства и неравенства // Проблемы институционализации экономики России / Монография. - Кострома: КГУ им. КА. Некрасова. - 2011. - С. 202-229.

12. Глазырин М. Муниципальный производственно-социальный комплекс и механизмы его саморазвития // Экономист. - 2011. -№2. - С. 68-74.

13. Горегляд В. Бюджетная система и экономический потенциал страны //' Вопросы экономики. - 2011. - № 4. - С. 67-77.

14. Гранберг AT. Основы региональной экономики. - М.: ГУ ВШЭ, 2010. - 348 с.

15. Гребнев Л.С. Экономика. Курс основ / Гребнев Л.С., Нуреев Р.М. - М.: Вита-Пресс, 2011. - 432 с.

16. Гутман Г.В., Дигшина О.Б., Звягинцева О.П. Общественные блага в транзитивной экономике. - М. ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2012. - 120 с.

17. Гутман Г., Дигилина О., Старостин В., Чукин Н. Экономический рост и проблемы бедности в регионе. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2011. - 204с.


Информация о работе Общественные блага и теория общественного выбора