Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 21:37, реферат
Теория общественного выбора выдающегося американского экономиста и политического философа Джеймса Бьюкенена, которой будет посвящена данная работа, на мой взгляд, возрождает политическое просветительство Локка и Руссо, возвестивших в свое время приоритет разума в деле построения государства.
Введение 3
1. Предпосылки создания теории общественного выбора 4
2. Идейный фундамент теории общественного выбора 8
3. Поведение избирателя 10
4. Поведение политика 13
5. Поведение бюрократии 16
Заключение 20
Список литературы 21
Академия
Наталии Нестеровой
По предмету:
«Экономика общественного сектора»
На тему:
«Теория общественного
выбора»
Выполнил: студент 4 курса
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Теория общественного выбора выдающегося американского экономиста и политического философа Джеймса Бьюкенена, которой будет посвящена данная работа, на мой взгляд, возрождает политическое просветительство Локка и Руссо, возвестивших в свое время приоритет разума в деле построения государства.
Как
и триста лет назад, человечество
нуждается в объяснении того, что
такое право и конституция, в
разделении понятий приватного и
публичного, индивидуального и
Теория Общественного выбора возникла на рубеже 50-х — 60-х годов XX века в одном из исследовательских центров при Вирджинском университете (отсюда «Вирджинская школа»). Создателем теории можно с полным правом считать Джеймса Бьюкенена — автора многочисленных работ, в т.ч. «программной» монографии «Расчет согласия» (1962) (в соавторстве с Гордоном Таллоком, лауреатом Нобелевской премии по экономике 1986 года).
1. Предпосылки создания теории общественного выбора
Идейным источником для Бьюкенена послужила малоизвестная работа шведского экономиста Кнута Викселля «Исследования по теории финансов» (1986). В ней ученый с позиции неоклассического экономического анализа предлагает рассматривать политику как взаимовыгодный рыночный обмен между гражданами и правительством. В связи с этим К. Викселль считал крайне необходимой общественной задачей согласованную выработку норм налогообложения и финансирования, которые, по сути, являются основными институтами политического рынка.
Наряду
с актуализированным наследием
К. Викселля оригинальная теория Дж. Бьюкенена
вобрала в себя множество идей,
почерпнутых в современных
Теория общественного выбора во многом исходила из принципиальной оппозиции кейнсианству, в свое время определявшему экономическую политику Соединенных Штатов. Беря за основу чисто экономический критерий эффективности, теоретики общественного выбора критиковали политику административного регулирования рыночных процессов.
«Экономический
империализм» Вирджинской школы
был призван показать органичную
встроенность правительства и
Как мы видим, модели политического рынка в теории общественного выбора свойствен некоторый «системный» характер, отличающий ее от многих аналогичных концепций. Оставаясь в методологических рамках микроэкономического анализа, теоретики Вирджинской школы сумели развернуть широкое междисциплинарное исследование, представившее в качественно ином свете традиционные темы политологии, правоведения, социальной философии.
Как и всякая аналитическая концепция, теория Общественного выбора строится исходя из определенных предпосылок, выражающих ценностные установки ее создателей. Их три, они были заявлены еще в «Расчете согласия» и затем неоднократно воспроизводились в многочисленных работах Бьюкенена, включая нобелевскую лекцию «Конституция экономической политики», — это важный для нас постулат методологического индивидуализма, доктрина «экономического человека» и трактовка политики как обмена. Перед нами своего рода «принципы общественного порядка» (Ф. Хайек) — теоретические абстракции и, наряду с этим, силы, направляющие социальную деятельность человека.
Предпосылка индивидуализма в теории Общественного выбора направлена главным образом против «органического» понимания государства и общества, со времен Платона доминировавшего в западной политической философии. Согласно этой концепции, государство (общество) есть единый организм, интегрирующий в себя индивидов как составные части и преследующий свои собственные сверхиндивидуальные «общественные» интересы. В связи с этим поведение человека как гражданина противопоставлялось его же поведению в качестве частного лица и экономического субъекта. Подвергая критике подобное истолкование общественного действия, основатели Вирджинской школы указывали на невозможность ситуации «переключения», когда один и тот же индивид может руководствоваться, то узко эгоистическими соображениями, то сверхличными целями «общего блага». В теории общественного выбора психологическая мотивация принятия решения индивидом в супермаркете или на избирательном участке безусловно тождественна и исходит из эгоистической природы человека; различаются лишь способы реализации индивидуального выбора: непосредственный выбор — на коммерческом рынке и в коллективном действии — на политическом рынке.
Вторая предпосылка (доктрина «экономического человека») постулирует рациональность человеческого поведения. В наиболее общем виде это означает, что «...репрезентативный индивид, сталкиваясь с необходимостью реального выбора в процессе обмена, предпочтет получить "больше", а не "меньше"». Если же пользоваться строго экономической терминологией, то ту же самую идею можно сформулировать следующим образом; в своей деятельности человек стремится к тому, чтобы предельные выгоды от принятого решения превышали или были равны предельным издержкам, обусловленными этим решением.
На рынке индивидуальные интересы могут быть представлены исключительно в форме выбранного товара, имеющего субъективную ценность. При этом неэкономические факторы человеческого поведения игнорируются на чисто методологических основаниях как препятствующие выполнению прогностической функции рыночного анализа.
Интерпретация политических отношений как системы обмена составляет содержание третьего постулата теории общественного выбора. Популярно объясняя этот посыл, Дж. Бьюкенен пишет: «На рынке люди меняют яблоки на апельсины, а в политике — соглашаются платить налоги в обмен на необходимые всем и каждому блага: от местной пожарной охраны до суда». «Налогоплательщики — правительство» — это лишь одна из структур политического обмена; активный взаимовыгодный «торге идет также по моделям отношений: избиратели — кандидаты в высшие органы власти, депутаты — группы с особыми интересами (лоббизм), депутаты — депутаты (логроллинг). Преследуя свои «эгоистические» цели, участники политического рынка посредством коллективного действия заключают между собой сделки, что, в конечном счете, приводит к непреднамеренному распределению общественных ресурсов. Таким образом, некий аналог «невидимой руки» (А. Смит) можно проследить и в сфере политики.
Общественный
выбор как экономический
Дело в том, что индивид никогда не обратиться к посредничеству государства в деле минимизации отрицательных внешних эффектов, если его расчет показывает, что связанные с этим издержки принятия решений (разновидность трансакционных издержек) превышает тот уровень издержек, который мог бы быть достигнут при чисто индивидуалистической организации деятельности.
Из этого следует, что единственным достаточным условием возникновения общественного выбора должен быть расчет минимальных издержек принятия решений. Опираясь на этот вывод, можно определить границы социального пространства, относящегося к сфере общественного выбора.
2. Идейный фундамент теории общественного выбора
Идеи,
лежащие в основе теории общественного
выбора, были впервые сформулированы
в конце 19-го века представителями
итальянской школы
Разработанные подходы долгое время оставались практически неизвестными для исследователей. Вместе с тем в 1940-50-х годах представления о рациональном характере поведения индивидов в политической сфере стали активно проникать в научные дискуссии, благодаря опубликованным в этот период работам Й. Шумпетера, К. Эрроу, Д. Блэка, Э. Даунса. Объединение двух указанных направлений стало основой разработки комплекса идей, известных ныне как теория общественного выбора. Ключевую роль в этом сыграли представители так называемой Вирджинской школы в экономической теории. Признанным лидером этой школы является Дж. Бьюкенен, награжденный в 1986 г. Нобелевской премией по экономике за исследование договорных и конституционных основ теории принятия экономических и политических решений. Благодаря многочисленным работам Дж. Бьюкенена, а также других специалистов в области теории общественного выбора, как Дж. Бреннан, У. Нисканен, М. Олсон, Г. Таллок, Р. Толлисон и др., за период с начала 1960-х годов был достигнут существенный прогресс в разработке, как базовых идей теории общественного выбора, так и дочерних теорий, опирающихся на эти идеи.
В условиях ограниченности ресурсов каждый из нас стоит перед выбором одной из имеющихся альтернатив. Методы анализа рыночного поведения универсальны. Они с успехом могут быть применены к любой из сфер, где человек должен сделать выбор. Основная предпосылка теории общественного выбора состоит в том, что люди действуют в политической сфере, преследуя свои личные интересы. Рациональные политики поддерживают, прежде всего, те программы, которые способствуют росту их престижа и повышают шансы одержать победу на очередных выборах.
Таким образом, теория общественного выбора пытается последовательно провести принципы индивидуализма, распространив их на все виды деятельности, включая государственную службу. Второй предпосылкой теории общественного выбора является концепция экономического человека. Человек в рыночной экономике отождествляет свои представления с товаром. Он стремится принять такие решения, которые максимизируют значение функции полезности. Его поведение рационально. Рациональность индивида имеет в данной теории универсальное значение. Это означает, что все – от избирателей до президента руководствуются в своей деятельности в первую очередь экономическим принципом, т.е. сравнивают предельные выгоды и предельные издержки:
MB > MC,
где MB – предельные выгоды (marginal benefit);
MC – предельные издержки (marginal cost).
Трактовка
политики как процесса обмена восходит
к диссертации шведского
Сторонники теории общественного выбора рассматривают политический рынок по аналогии с товарным. Государство – это арена конкуренции людей за влияние на принятие решений, за доступ к распределению ресурсов, за место в иерархической лестнице. Однако государство – это рынок особого рода. Его участники имеют необычные права собственности: избиратели могут выбирать представителей в высшие органы государства, депутаты – принимать законы, чиновники – следить за их исполнением. Избиратели и политики трактуются как индивиды, обменивающиеся голосами и предвыборными обещаниями.
Основной принцип теории общественного выбора состоит в том, что люди действуют одинаковым образом, как в роли частного лица, так и любой общественной роли. При анализе личного выбора людей экономисты давно пришли к выводу о том, что люди действуют исходя из рационального преследования личных выгод. Как потребители они максимально увеличивают полезность; как предприниматели они максимально увеличивают прибыль и т.д. Таким образом, теоретики общественного выбора предполагают, что действия и выбор людей, занимающих общественные посты, также управляются соображениями личной выгоды.