Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 01:01, курсовая работа
Целью работы является изучение общественного блага и теории общественного выбора.
Для достижения указанной цели в курсовой работе ставятся следующие задачи:
1. Экономическая природа общественных благ. Особенности спроса 4
2. Способы предоставления общественных благ 10
3. Общественные блага, общественный выбор и проблема "безбилетника" 16
Введение 3
1.Экономическая природа общественных благ. Особенности спроса 5
2. Способы предоставления общественных благ 11
3.Общественные блага, общественный выбор и проблема "безбилетника" 17
Заключение 24
Список литературы 26
Тема 21. Общественные блага и теория общественного выбора
Содержание
Введение
Понятие общественных товаров
вводится как противоположное понятию
частных товаров. Общественные товары
характеризуются двумя основным
В процессе потребления каждым конкретным экономическим субъектом общественные товары не расходуются, они остаются доступными для других пользователей в том же самом объеме. Например, одну и ту же телепередачу одновременно может смотреть множество семей.
Неисключаемость товара - невозможность исключить (выделить) потребление данного товара. Это означает либо техническую сложность или даже полную невозможность выделения потребления товара определенными субъектами, либо экономическую неоправданность исключения, связанную с высоким уровнем затрат на выделение потребления.
Для общественных товаров конкурентный рыночный механизм обнаруживает свою несостоятельность в решении проблемы эффективного распределения ресурсов. Государство берет на себя коррекцию рынка и возвращает общество в эффективное состояние, это и определяет актуальность темы курсовой работы.
Целью работы является изучение общественного блага и теории общественного выбора.
Для достижения указанной цели в курсовой работе ставятся следующие задачи:
1. Экономическая природа общественных благ. Особенности спроса 4
2. Способы предоставления общественных благ 10
3. Общественные блага, общественный выбор и проблема "безбилетника" 16
1.Экономическая природа общественных благ. Особенности спроса
Государство оказывает свое руководящее влияние на склонность к потреблению частично путем соответствующей системы налогов, частично фиксированием нормы процента и, возможно, другими способами. Более того, представляется маловероятным, чтобы влияние банковской политики на норму процента было само по себе достаточным для обеспечения оптимального размера инвестиций. Достаточно широкая социализация инвестиций окажется единственным средством, чтобы обеспечить приближение к полной занятости, хотя это не должно исключать всякого рода компромиссы и способы сотрудничества государства с частной инициативой. Но, помимо этого, нет очевидных оснований для системы государственного социализма, которая охватила бы большую часть экономического общества. Но собственность на орудия производства существенна для государства. Если бы государство могло определять общий объем ресурсов, предназначенный для увеличения орудий производства и основных ставок вознаграждения владельцев этих ресурсов, этим было бы достигнуто все, что необходимо. Кроме того, необходимые меры социализации можно вводить постепенно, не ломая установившихся традиций общества” (Д.М. Кейнс).
Двойственность положения государства в рыночном хозяйстве состоит в том, что оно одновременно является одним из рыночных субъектов и общественно-политическим центром, оказывающим регулирующее влияние на функционирование экономики в целом.
Начиная с XX века государство интенсифицировало и интегрировало функции, присущие ему как экономическому субъекту, что обусловило развитие государственной собственности и государственного предпринимательства в производстве общественных товаров и услуг (рис.1).
Рис.1. Развитие государственной собственности и государственного предпринимательства в производстве общественных товаров и услуг
Коллективные, или общественные, товары (услуги) — товары (услуги), в потреблении которых участвуют все члены общества (оборона, охрана общественного порядка, государственное управление и т.д.) и оплата которых индивидуально каждым потребителем невозможна.
Рыночная система не обеспечивает ресурсами производство всех благ, так как часть их потребляется отдельными индивидами без возмещения затрат производителю, а потому их финансирование должно осуществляться через государственный бюджет. Доля государственной собственности не остается неизменной в течение времени, она имеет тенденцию к возрастанию. [6, с.4]
Размеры государственного сектора различаются в разных странах в зависимости от уровня исторического развития общества, его институтов и традиций, обычаев, опыта и ценностных представлений людей. После второй мировой войны в Западной Европе сформировался значительный государственный сектор. Например, в Германии государству принадлежит около 25% национального имущества, как правило, в капиталоемких отраслях. В США лишь 6% предприятий являются государственной собственностью, а в России 21%. Доля продукции этих предприятий в национальном доходе составляет 1,2—1,3%.
Между свойствами рынка и функциями государства также существует определенная связь (табл. 1).
Таблица 1
Связь между свойствами рынка и функциями государства
Свойства рынка |
Функции государства |
Эффективное распределение ресурсов |
Поддержание конкурентной среды |
Высокая степень адаптации |
Протекционизм и защита экономики |
Свобода выбора производителей и потребителей |
Правовые и социально- |
Стимулирование развития и использование достижений НТР |
Обеспечение эффективной инвестиционной политики |
Неустойчивые темпы экономическ |
Антикризисное регулирование |
Недоиспользование ресурсов |
Структурная и селективная политика |
Неполная занятость |
Регулирование отношений на рынке труда, социальная политика |
Нестабильность общего уровня цен, инфляция |
Сглаживание циклических колебаний |
Циклический характер развития производства |
Антиинфляционные меры и защита сбережений |
Для обеспечения общественной эффективности и стабильности государство создает правовую основу предпринимательства, обеспечивает макроэкономическое регулирование, поддерживает конкурентную среду, регулирует внешние и внутренние эффекты, минимизирует трансакционные издержки.
Государство реализует
свои функции посредством
В основе государственного регулирования экономики лежат определенные концепции, которые обусловливают его параметры (табл. 2). С точки зрения концептуальных основ государственного регулирования рыночного хозяйства, а также в зависимости от приоритетов, текущих целей и совокупности инструментов, используемых для их достижения, можно выделить две основные модели механизма его реализации — кейнсианскую и неоконсервативную.
Таблица 2
Концепции
Концепция |
Цель |
Формы |
Методы |
Недостатки |
Развитие производства (в странах, отстающих по технико-экономическому развитию) |
Ускорение темпов роста производства |
Среднесрочное программирование, программы развития отдельных секторов, специальные целевые программы |
Государственные инвестиции, ускоренная амортизация |
Снижение потребления, повышение темпов инфляции, углубление диспропорций |
Сбалансирование развития производства (наиболее последовательно применяется во Франции) |
Равномерный poст производства при максимально возможной его сбалансированности |
Среднесрочное и краткосрочное программирование, специальные программы развития. Контракты между государством, предпринимателями и профсоюзами |
Замораживание цен, доходов, кредитов; воздействие на совокупный спрос, предложение, экспорт, импорт |
Замедление темпов роста производства, обновления капитала, технического прогресса |
Стимулирование роста производства со стороны спроса (политика роста цен в США) |
Ускорение, стабилизация темпов прироста производства |
Рост государственного потребления и капиталовложений, стимулирование предложения ссудного капитала |
Налоговые, ускоренная амортизация, манипулирование ставкой ссудного процента |
Диспропорции на рынках, рост цен, инфляция |
Стимулирование развития роста производства со стороны предложения экспортных отраслей (в странах с относительно большим объемом внешней торговли) |
Конкурентоспособность национальной продукции на мировых рынках |
Среднесрочное программирование, специальные целевые программы |
Государственные капиталовложения, налоговые льготы, ускоренная амортизация |
Создание неполноценный структуры производства, ориентированной на внешний рынок |
Поддержание сбалансированности экономики при умеренном росте производства (большая зависимость национального хозяйства от импорта) недостаточная конкурентоспособность национального продукта на мировом рынке |
Сбалансированность |
Программы под держания сбалансированности экономики |
-Манипулирование |
Достижение сбалансированности производства ценой искусственного замедления темпов роста экономики |
Стимулирование повышения нормы прибавочной стоимости и прибыли (во всех странах) |
Повышение нормы эксплуатации |
Социальные контракты |
Сдерживание роста заработной платы, повышение ставок налогов, субсидии частным фирмам, уменьшение расходов по социальному обеспечению |
Снижение потребления, замедление темпов роста, усиление диспропорций |
В России переход от командной экономики, основанной на всепроникающей роли государства в регулировании экономических процессов, к современным рыночным механизмам начался с большим историческим запозданием. Он принял неадекватные формы, а потому оказался весьма болезненным, с большим акцентом на разрушение старого, чем на созидание нового, что означает не только отход государства от практики жесткого директивного управления экономикой, но и устранение его из механизмов экономического регулирования. [4, с.43]
Принцип убывающей полезности действует и в отношении спроса на чистое общественное благо. Поэтому кривая спроса на чистое общественное благо имеет нисходящий наклон, как и в случае с чистым частным благом. Однако за этой внешней схожестью скрываются существенные особенности:
¾ во-первых, являясь неделимым, чистое общественное благо потребляется всеми пользователями целиком. В отличие от чистого частного блага потребление чистого общественного блага не может быть скорректировано соответственно потребностям пользователя, а каждый из них может потреблять любое количество блага по соответствующей цене. Все пользователи потребляют одинаковое количество блага, а объём его потребления каждым потребителем равняется объёму предложения блага:
¾ во-вторых, поскольку все пользователи получат выгоды одновременно, а кривые их спроса представляют собой предельные полезности для каждого данного объема блага, то для каждого объема блага предельная общественная полезность от его потребления представляет собой сумму всех предельных индивидуальных полезностей:
Спрос на чистое общественное благо определяется уровнем его предельной полезности для потребителя при каждом данном уровне цены.
Отсюда следует два важных вывода.
Первый состоит в том, что объём
совокупного спроса на общественное
благо равен сумме
Совокупный спрос на чистые частные блага формируеться суммированием индивидуальных кривых спроса ( ) по горизонтали. При цене спрос индивида А равен 1, индивида Б равен 2, индивида В равен 3. Следовательно, совокупный объем спроса при данной цене равен 1+2+3=6. В случае с чистыми общественными благами совокупный спрос формируется как сумма предельных полезностей для каждого индивида, представленных кривыми их спроса на общественное благо и . При объеме блага q = 4 индивид А готов заплатить за дополнительную единицу блага Р = 3, а индивид Б ¾ 8. Так как оба потребляют одинаковое количество блага, общая предельная полезность для них, т.е. готовность платить за дополнительную единицу блага, определяется сложением их предельных полезностей для данного объема предложения:
,
т.е. путём вертикального суммирования.
Анализируя особенности формирования спроса на чистое общественное благо, следует обратить внимание на одно существенное обстоятельство. Спрос на чистое общественное благо отражает индивидуальные предельные полезности пользователей, а готовность платить при потреблении одинакового его объема у каждого отдельного отребителя разная. Следовательно, в случае с чистыми общественными благами (в отличие от чистых частных благ) соответствия между суммой, которую готов заплатить каждый отдельный потребитель за дополнительную единицу блага, и издержками его производства не существует.
2. Способы предоставления общественных благ
В рыночной системе действуют
Но рыночная система не способна
эффективным образом
Такие общественные блага, как национальная оборона, контроль за загрязнением окружающей среды, борьба с инфекционными заболеваниями, общее водоснабжение, не могут быть отданы на откуп конкурентному рынку, который не в состоянии обеспечить их производство в требуемых объемах. Расхождения между частными и общественными интересами вынуждают правительство заниматься обеспечением общественных благ, возмещая затраты на их производство нерыночным путем.
Информация о работе Общественные блага и теория общественного выбора