Теория внешних эффектов и общественных благ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 14:34, контрольная работа

Описание работы

Необходимость государственного вмешательства в экономику, рассматриваемая с позиций экономической эффективности, объясняется не только проблемой производства общественных благ, но и возникновением внешних, или побочных, эффектов в механизме рыночного обмена.

Содержание

1. Понятие внешнего эффекта и причины существования 3
2. Отрицательные и положительные внешние эффекты 5
3. Теорема Коуза и внешние эффекты 9
Вопрос 1. 11
Вопрос 2. 12
Задача 1. 13
Задача 2. 14
Список использованной литературы 15

Работа содержит 1 файл

Микроэкономика 28.doc

— 136.50 Кб (Скачать)


Содержание

 

1. Понятие внешнего эффекта и причины существования

2. Отрицательные и положительные внешние эффекты

3. Теорема Коуза и внешние эффекты

Вопрос 1.

Вопрос 2.

Задача 1.

Задача 2.

Список использованной литературы


Вариант 28

 

Тема «Теория внешних эффектов и общественных благ»

 

 

1. Понятие внешнего эффекта и причины существования

 

Необходимость государственного вмешательства в экономику, рассматриваемая с позиций экономической эффективности, объясняется не только проблемой производства общественных благ, но и возникновением внешних, или побочных, эффектов в механизме рыночного обмена.

Внешние эффекты возникают тогда, когда действия какого-то агента рынка непосредственно влияют на благосостояние или производственные возможности других агентов, не участвующих в данной сделке; при этом такие действия не принимают во внимание воздействие, оказываемое ими на третьи лица.

Другими словами, внешние эффекты имеют место тогда, когда на значение функции полезности потребителя или на значение производственной функции производителя влияет поведение третьих лиц или других организаций.

С точки зрения институциональной теории, в частности контрактной теории рынка и фирмы, внешние эффекты рассматриваются как воздействия, которые не отражены в контрактах.

Внешние эффекты представляют собой величины полезности или издержек, которые не отражены, не специфицированы в условиях контрактов.

Мы сами выбираем, купить нам книгу или нет, сколько беляшей купить в университетской столовой, но когда кто-то рядом с нами закуривает сигарету, то поглощаемый нами дым мы не выбирали в качестве блага для потребления. Вместе с тем выдыхаемый кем-то дым влияет на наше благосостояние – в данном случае ухудшает наше самочувствие.

В создании теории внешних эффектов решающую роль сыграл британский экономист Артур Пигу. Эта теория изучает случаи, когда выгоды или издержки экономической деятельности затрагивают третьих лиц. Издержки, которые возлагаются на третьих лиц, называются отрицательным внешним эффектом, Когда третьи лица получают выгоду от деятельности, в которой не принимают непосредственного участия, эта выгода именуется положительным внешним эффектом. Проблема внешних эффектов, будучи частью экономической теории благосостояния, превратилась в область весьма активных научных изысканий после появления работы Пигу в начале XX века.

Внешние эффекты, экстерналии (externalities) - это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Они называются “внешними”, так как касаются не только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц. Возникают они в результате как производства, так и потребления товаров и услуг.

Другими словами, к внешним эффектам относятся блага, которые влияют на наше благосостояние или производственные возможности в результате действия других рыночных агентов. Эти действия являются следствием выбора, который осуществляется другими людьми и который не принимает во внимание наше благосостояние, т. е. благосостояние третьих лиц.

Существуют внешние эффекты, которые порождаются действиями индивидуумов или организаций и которые принимаются во внимание этими индивидуумами или организациями. То есть эти индивидуумы или организации не только знают о существовании этих эффектов, но и могут принимать меры к их устранению. С этой точки зрения к рассматриваемым в данной главе внешним эффектам, т. е. к эффектам, порождающим неэффективность, не относятся следующие эффекты:

• денежные внешние эффекты;

• преднамеренные внешние эффекты;

• интернализуемые внешние эффекты.

В частности, к ним не относятся так называемые денежные внешние эффекты, когда имеет место воздействие на других через цены, например как это бывает при налогообложении. Это воздействие уже предполагается при определении налогов. Или рассмотрим пример денежного внешнего эффекта, возникающего на конкурентном рынке, когда поведение одной фирмы отрицательно влияет на доход другой фирмы. В рамках конкуренции конкурирующие фирмы влияют на условия спроса на товар других производителей. Такого рода внешние эффекты не рассматриваются в рамках подхода с позиций неэффективности рынка.

Денежные внешние эффекты – это внешние эффекты, возникающие вследствие влияния на величину дохода или издержек одного экономического агента конкурентного поведения других экономических агентов, их решений об объемах производства, о ценовой политике, о налоговой политике и т. п. в рамках конкуренции.

Точно так же из группы рассматриваемых нами внешних эффектов исключаются ситуации, где ущерб (или благо), наносимый третьим лицам, причиняется намеренно (преднамеренные внешние эффекты). Предположим, что ваш сосед по даче включил на полную мощность свой CD-плейер, чтобы только досадить вам. Или в результате конкуренции на рынке ваша фирма теряет своих клиентов и ее прибыль снижается.

Преднамеренные внешние эффекты – это ситуации, где либо ущерб, наносимый третьим лицом, применяется преднамеренно, либо благо, достающееся третьим лицам, доносится до них намеренно.

К рассматриваемым внешним эффектам не относятся ситуации, когда агент, порождающий внешний эффект, его интернализует (интернализуемые внешние эффекты), т. е. каким-то образом корректирует его своими дальнейшими действиями, например выплачивает компенсацию причиненного ущерба, что, естественно, вызывает рост его издержек.

Интернализуемые внешние эффекты – ситуации, когда агент, порождающий отрицательный внешний эффект, его интернализует, т. е. корректирует его своими дальнейшими действиями.

В теории провалов рынка анализируются внешние эффекты, которые порождают экономическую неэффективность. Это означает возникновение Парето-неэффективных ситуаций. Другими словами, ситуации с внешними эффектами предполагают возможность Парето-улучшений. В этой группе внешних эффектов различают следующие типы:

• отрицательные внешние эффекты;

• положительные внешние эффекты;

• взаимодополняющие внешние эффекты;

• исчерпаемые внешние эффекты;

• неисчерпаемые внешние эффекты.

 

 

2. Отрицательные и положительные внешние эффекты

 

Внешние эффекты делятся на отрицательные и положительные. Отрицательные эффекты связаны с издержками, положительные - с выгодами для третьих лиц.

Таким образом, внешние эффекты показывают разность между социальными издержками (выгодами) и частными издержками (выгодами):

 

MSC = МРС + МЕС,

 

где MSC - предельные общественные издержки (marginal social cost); МРС -предельные частные издержки (marginal private cost); МЕС - предельные внешние издержки (marginal external cost).

 

Отрицательный внешний эффект (negative externality) возникает в случае, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки для других. Загрязнение окружающей среды — типичный пример отрицательного внешнего эффекта. Покажем это на примере. Целлюлозно-бумажный комбинат осуществляет сброс недостаточно хорошо очищенной воды в реку. Допустим, что сброс сточной воды пропорционален объему производства. Это означает, что по мере роста производства растет объем загрязнения окружающей среды. Поскольку целлюлозно-бумажный комбинат не осуществляет полной очистки воды, его предельные частные издержки оказываются ниже предельных общественных издержек, так как не включают расходы на создание дополнительной системы очистных сооружений. Это приводит к тому, что количество выпускаемой продукции превышает эффективный объем выпуска (рис 1). Без очистных сооружений количество выпускаемой продукции составляет Q1 тонн бумаги при цене Р1. Рыночное равновесие устанавливается в точке Е!, в которой предложение, равное предельным частным издержкам МРС, пересекается с кривой спроса, равной предельным общественным выгодам MSB, т. е. МРС = MSB.

Между тем предельные социальные издержки равны сумме, предельных частных издержек плюс предельные внешние издержки. Следовательно, если бы удалось превратить внешние издержки во внутренние, эффективный объем выпуска сократился бы до Q2 при росте цены до Р2. В точке Е2 предельные общественные выгоды равнялись бы предельным общественным издержкам MSB = MSC.

Рисунок 1 - Отрицательный внешний эффект

 

 

Обратим внимание на то, что и в точке Е2 не устраняются полностью последствия загрязнения окружающей среды (ведь в нашем случае выпуск сточных вод пропорционален объему производства, а объем производства целлюлозно-бумажного комбината в точке Q2 отнюдь не равен нулю). Однако ущерб от загрязнения существенно уменьшается. Площадь треугольника АЕ1Е2 показывает потери эффективности, связанные с тем, что предельные частные издержки оказались ниже предельных социальных издержек. Т.е. чем больше загрязняется водоем, тем меньше выгоды от использования его для рыболовства, меньше его полезность для купания, катания на лодке и других альтернативных целей. При отрицательных внешних эффектах альтернативная стоимость использования водоема для сброса отходов не будет включена в состав предельных издержек производства данного предприятия и не отразится в цене товара.

Таким образом, при наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем по сравнению с эффективным объеме, т. е. имеет месте перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами.

Положительный внешний эффект (positive externality) возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим:

 

MSB = МРВ + МЕВ,

 

где MSB - предельные общественные выгоды (marginal social benefit); МРВ - предельные частные выгоды (marginal private benefit); МЕВ - предельные внешние выгоды (marginal external benefit).

 

Развитие образования дает прекрасный пример достижения положительного внешнего эффекта. В обществе каждый его член выигрывает от того, что сограждане получают хорошее образование. Однако каждый из нас, принимая решение о получении образования, вряд ли задумывается о тех выгодах, которые получает общество в целом. Принимая решение, рациональный потребитель соотносит затраты, связанные с получением хорошего образования, и те выгоды, которые могут быть в результате этого получены. Неудивительно, что инвестиции в человеческий капитал могут быть ниже оптимальных для общества (рис. 2).

Рыночное равновесие Е1 устанавливается в точке пересечения предельных частных выгод и предельных социальных издержек: МРВ = MSC.

 

Рисунок 2 - Положительный внешний эффект

 

Между тем предельные социальные выгоды больше предельных частных выгод на величину предельных внешних выгод. Поэтому эффективное для общества равновесие достигалось бы в точке пересечения предельных социальных выгод и издержек, т. е. в точке Е2. Эффективность увеличивается на площадь треугольника АЕ1Е2. Таким образом, при наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объёме, т. е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.

Еще один типичный пример здесь — улучшение внешнего вида чьей-либо недвижимости. Человек, покрасивший свой дом, приносит выгоду не только себе, но и соседям, чей вид из окон бесплатно улучшается. Утверждается, что предложение благ, порождающих положительные внешние эффекты, будет «недостаточным», поскольку производитель не принимает в расчет выгоду соседей.

В случае положительных внешних эффектов традиционная реакция государства заключается в том, чтобы субсидировать соответствующие виды деятельности или законодательно предписывать их выполнение. Например, правительство США субсидирует научные исследования в области альтернативных источников энергии. Начальное образование, которое, как считается, сопровождается положительными внешними эффектами, увеличивая число информированных граждан, во многих странах является обязательным (а также субсидируется государством).

Разделение внешних эффектов на отрицательные и положительные является основополагающей, т.к. характеризует результаты воздействия на субъекты. Но в современной экономической литературе предпринимаются попытки уточнить и детализировать данный подход, выделив новые критерии анализа внешних эффектов.

По результатам воздействия на субъект:

            отрицательные;

            положительные.

По направлениям действия:

            производственные – экономическая деятельность предпринимателя влияет на уровень производства других предпринимателей;

            потребительские – экономическая деятельность потребителя влияет на уровень полезности другого потребителя;

            смешанные (производство-потребление – экономическая деятельность предпринимателя влияет на уровень полезности домашнего хозяйства; потребление-производство – экономическая деятельность домашнего хозяйства влияет на уровень производства предпринимателей).

По характеру воздействия на субъект:

Информация о работе Теория внешних эффектов и общественных благ