Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:31, курсовая работа
Государственная политика в области развития малого предпринимательства требует и новых подходов в решении задач, поставленных Президентом Российской Федерации. Предстоит не только создать благоприятные условия для развития малого предпринимательства, но и заставить предпринимателей поверить в серьезность намерений государства, попытаться направить малый бизнес в цивилизованное русло.
Введение..................................................................................................……. 3
1. Частные предприятия как часть экономики современной России….5
1.1 Развитие рынка труда за счет частных предприятий………………...5
1.2 Необходимость стимулирования частных предприятий………….....8
2. Способы поддержки и стимулирования малых предприятий………9
2.1 Источники прямой поддержки………………………………………...9
2.2 Источники косвенной поддержки…………………………………… 12
3. Практика поддержки предприятий…………………………………....14
3.1 Опыт зарубежных стран……………………………………………… 14
3.2 О необходимости поддержки малого бизнеса России........................ 17
4. О федеральном фонде поддержки малого бизнеса …………………20
4.1. Задачи фонда………………………………………………………….21
4.2. Основные направления деятельности фонда……………………… 22
4.3. Ресурсы фонда………………………………………………………. 24
Заключение………………………………………………………………… 28
Список используемых источников и литературы ……………………….29
– кадровый состав малого бизнеса обычно не имеет достаточной экономической подготовки и потому зачастую представляет слабо проработан
ные инвестиционные проекты;
– консалтинговые услуги по ведению бизнеса и подготовке инвестиционных проектов, для предприятий малого бизнеса слишком дороги. Проблема получения заёмных средств малыми предприятиями усугубляется и тем, что коммерческие банки не заинтересованы в их кредитовании. Данный факт обусловлен следующими причинами:
– отсутствие отработанных инвестиционных банковских технологий;
– необходимость рассмотрения банками большого количества инвестиционных проектов при высокой себестоимости операций по их проработке. В связи с этим банковские структуры предпочитают ограничивать свою инвестиционную деятельность кредитованием только тех фирм, которые держат у них свой расчетный счёт. Фактически невозможно получить кредит вновь организованным малым предприятиям.
Тем не менее, анализ современных тенденций развития малых предприятий в России позволяет говорить о том, что данная область весьма пер
спективна для инвестирования. Но для того, чтобы определить наиболее эффективные пути использования инвестиционных возможностей, необходима
разработка гибкой государственной политики в вопросах формирования собственных источников инвестирования. Государственная поддержка требуется и в вопросах привлечения малыми предприятиями внешних финансовых источников.
Совокупность
данных направлений деятельности
позволит не только упорядочить
контроль государства за развитием малого
бизнеса, но и позволит самим предприятиям
быстро и эффективно развиваться за счет
гарантирования им возможности
использования коммерческих займов
и осуществления других видов поддержки.
4. О федеральном фонде поддержки малого бизнеса
4.1 Задачи фонда
Создание эффективной экономики любой страны предполагает её интеграцию в мировое сообщество. Важную роль в этом процессе играет малый бизнес. В России малый бизнес, несмотря на трудности, развивается и становится важным экономическим фактором. С ростом числа малых предприятий решается проблема создания рабочих мест, рынок товаров и услуг становится более насыщенным, увеличивается поступление налогов в бюджет, растут доходы граждан. Все это должно обеспечить в конечном итоге высокий уровень и качество жизни населения, достойное участие России в мировом экономическом сообществе. Однако уровень развития малого предпринимательства в нашей стране, по сравнению с ведущими экономическими державами, явно недостаточен. Малые и средние предприятия в этих странах создают более 50% ВВП, в отличие от России, где этот показатель составляет всего 10–12% .
Ситуация в секторе малого бизнеса требует значительной активизации государственной политики в области развития предпринимательства. Всероссийская конференция представителей малых предпринимателей показали, что в диалоге власти и общества наметилась тенденция, когда политические силы предпринимательства могут аккумулировать и представлять свои интересы на государственном уровне, а государство настроено на то, чтобы использовать в своей работе их предложения. Это позволяет выработать реальную государственную политику поддержки малого предпринимательства, обеспечив её реализацию качественной системой налогообложения, инструментами финансово-кредитной поддержки и созданием устойчивого позитивного предпринимательского климата наравне с развитыми европейскими странами.
В решении этих задач основную роль должна сыграть созданная с участием государства инфраструктура поддержки малого предпринимательства, важной частью которой является система фондов поддержки малого предпринимательства.
Федеральный
фонд поддержки малого предпринимательства
образован постановлением Правительства
Российской Федерации № 1184 от 4 декабря
1995 года в соответствии с Законом Российской
Федерации «О государственной поддержке
малого предпринимательства в Российской
Федерации» на базе Фонда поддержки
предпринимательства и развития
конкуренции при Государственном
комитете Российской Федерации по
антимонопольной политике и поддержке
новых экономических структур.
4.1. Задачи фонда
Федеральный фонд является государственным учреждением. Деятельность Фонда определяется Федеральным законом от 14.06.95 г. №88ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». В соответствии с законом Фонд определен государственным заказчиком Федеральной программы поддержки малого предпринимательства в России, направленной на обеспечение устойчивого развития малого предпринимательства как неотъемлемой части новой структуры экономики страны.
Деятельность
Федерального фонда координируется
Попечительским советом, который возглавляет
министр Российской Федерации по антимонопольной
политике и поддержке предпринимательства.
Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства
по своему статусу и возможностям
является уникальной государственной
организацией, осуществляющей финансовую
поддержку малого предпринимательства.
Основная задача Фонда – финансовое
обеспечение федеральной политики
в области государственной поддержки
малого бизнеса в России. Основной
целью деятельности Фонда являются
финансовое обеспечение Федеральной
программы государственной поддержки
малого предпринимательства, участие
в финансировании региональных (межрегиональных)
программ, а также проектов
и мероприятий, направленных на
поддержку и развитие малого предпринимательства,
проводимые Министерством Российской
Федерации по антимонопольной
политике и поддержке предпринимательства.
4.2.
Основные направления
деятельности фонда
Фонд осуществляет свою деятельность по следующим основным направлениям:
– содействие в формировании рыночных отношений на основе государственной поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации целевых программ, проектов и мероприятий в области малого предпринимательства;
– участие в разработке, проведении экспертизы, конкурсном отборе и реализации федеральных, региональных (межрегиональных), отраслевых (межотраслевых) и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства, проектов в области малого предпринимательства, де монополизации экономики, развития конкуренции, насыщения товарного рынка и создания новых рабочих мест;
– осуществление финансовой поддержки инновационной деятельности предпринимательских структур, стимулирование разработки и производства принципиально новых видов продукции, содействие в освоении новых тех
– содействие в привлечении отечественных и иностранных инвестиций,
кредитов для реализации приоритетных направлений деятельности по развитию малого предпринимательства;
– участие в формировании инфраструктуры рынка, обеспечивающей равные условия и возможности для осуществления деятельности в области малого предпринимательства.
Федеральный
фонд поддержки малого предпринимательства
осуществляет финансовое обеспечение
федеральной политики в области
государственной поддержки малого
предпринимательства и финансовый
контроль за использованием бюджетных
средств получателями в части
обеспечения целевого использования
и своевременного возврата бюджетных
средств. Финансово-инвестиционная
поддержка деятельности малых
предприятий реализуется путем предоставления
льготных кредитов (займов) субъектам
малого предпринимательства, в
том числе через систему
лизинга, использование гарантийных
механизмов, компенсацию процентной
ставки по предоставляемым кредитам,
микрофинансирование и т. д.
4.3 Ресурсы фонда
Финансовые ресурсы Фонда сформированы из ассигнований федерального бюджета, средств, поступивших от приватизации имущества, находящегося в государственной собственности, средств из внебюджетных источников, а также доходов от разрешенной предпринимательской деятельности Фонда.
Реализация государственной политики по поддержке малого предпринимательства в регионах осуществляется Федеральным фондом главным образом через долевое участие в финансировании региональных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства, через сеть региональных и муниципальных фондов.
При участии Федерального фонда поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации положено начало созданию государственной системы поддержки малого предпринимательства, которая сегодня включает региональные и муниципальные фонды, агентства, информационные и выставочные центры, учебно-деловые центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, лизинговые компании. В настоящее время в Российской Федерации действует 75 региональных и более 170 муниципальных фондов под
держки малого предпринимательства.
Взаимодействие Фонда с регионами осуществляется на основе соглашения о порядке финансирования региональных программ и проектов между Федеральным фондом, администрацией региона и региональным фондом. В этих соглашениях регламентирован порядок эффективного использования средств федерального и регионального бюджетов, направляемых на финансовое обеспечение Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства и региональных программ поддержки малого
предпринимательства.
За Фондом закреплена функция привлечения и размещения финансовых средств. Региональная администрация берет на себя основные риски использования ассигнованных средств. Региональный фонд осуществляет непосредственный контроль за реализацией программ и проектов на местах. На
основании этих соглашений оформляются гарантии администраций или правительств субъектов Российской Федерации по целевому использованию финансовых ресурсов Фонда. Это позволяет эффективно решать проблему обеспечения кредитов для малых предприятий, как правило, не имеющих
достаточного имущества для залога.
Эта схема объединения усилий и разделения ответственности принята в мировой практике, она позволяет минимизировать риски, более рационально использовать средства на поддержку малого предпринимательства, одновременно облегчая доступ предпринимателям в регионах к финансовым ресурсам.
Принятие решений о финансировании регионов базируется на основе расчетов и прогнозов региональных рисков через систему конкурсного отбора исполнителей мероприятий Федеральной программы государственнойподдержки малого предпринимательства в Российской Федерации.
Фонд уделяет большое внимание изучению обстановки в каждом из субъектов Федерации, что позволяет целенаправленно влиять на состояние дел в сфере развития малого предпринимательства, оказывать воздействие на социально экономическую ситуацию в регионах путем реализации инвестиционных программ и проектов.
Более чем в 50 регионах Российской Федерации при участии Фонда созданы консалтинговые структуры – агентства поддержки малого и среднего бизнеса, осуществляющие помощь в разработке региональных программ, проектов обучения предпринимателей, проведении консультаций по различным направлениям предпринимательской деятельности, новейших информационных систем. Действует и развивается сеть из 30 специализированных лизинговых компаний. Фонд также участвует в реализации проектов по информационному обеспечению предприятий.
Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства работает в направлении создания и финансирования единой информационной сети, что позволит расширить возможности Федерального фонда, региональных фондов и администраций, агентств и других структур поддержки малого предпринимательства по поиску партнеров и инвесторов как в России, так и за рубежом. В регионах создано более 60 информационных центров (около 20 из них с участием Фонда), оснащенных средствами связи и вычислительной
техникой, имеющих выход в российские и зарубежные информационные сети.
Федеральным фондом совместно с международными организациями и зарубежными партнерами проводится работа по привлечению российского и иностранного финансового капитала в интересах реализации приоритетных
проектов малого предпринимательства, и самими субъектами малого бизнеса. Федеральный фонд считает важной задачей работу над получением малыми предприятиями России зарубежных кредитных ресурсов. Для этого Фонд проводит активную работу по поиску стратегических партнеров и кредитных ресурсов за рубежом. Ведутся переговоры с представителями зарубежных финансовых институтов об иностранных инвестициях в малый бизнес России. Международное сотрудничество Фонда ориентировано не только на привлечение иностранных финансовых средств, но и на изучение зарубежного опыта государственной поддержки малого бизнеса, реализацию российских предпринимательских проектов на рынках зарубежных стран.
Информация о работе О федеральном фонде поддержки малого бизнеса