Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:31, курсовая работа
Государственная политика в области развития малого предпринимательства требует и новых подходов в решении задач, поставленных Президентом Российской Федерации. Предстоит не только создать благоприятные условия для развития малого предпринимательства, но и заставить предпринимателей поверить в серьезность намерений государства, попытаться направить малый бизнес в цивилизованное русло.
Введение..................................................................................................……. 3
1. Частные предприятия как часть экономики современной России….5
1.1 Развитие рынка труда за счет частных предприятий………………...5
1.2 Необходимость стимулирования частных предприятий………….....8
2. Способы поддержки и стимулирования малых предприятий………9
2.1 Источники прямой поддержки………………………………………...9
2.2 Источники косвенной поддержки…………………………………… 12
3. Практика поддержки предприятий…………………………………....14
3.1 Опыт зарубежных стран……………………………………………… 14
3.2 О необходимости поддержки малого бизнеса России........................ 17
4. О федеральном фонде поддержки малого бизнеса …………………20
4.1. Задачи фонда………………………………………………………….21
4.2. Основные направления деятельности фонда……………………… 22
4.3. Ресурсы фонда………………………………………………………. 24
Заключение………………………………………………………………… 28
Список используемых источников и литературы ……………………….29
Содержание
Введение......................
1. Частные предприятия как часть экономики современной России….5
1.1 Развитие рынка труда за счет частных предприятий………………...5
1.2 Необходимость стимулирования частных предприятий………….....8
2. Способы поддержки и стимулирования малых предприятий………9
2.1 Источники прямой поддержки………………………………………...9
2.2 Источники
косвенной поддержки……………………………
3. Практика поддержки предприятий…………………………………....14
3.1 Опыт зарубежных стран……………………………………………… 14
3.2 О необходимости поддержки малого бизнеса России........................ 17
4. О федеральном фонде поддержки малого бизнеса …………………20
4.1. Задачи фонда………………………………………………………….21
4.2. Основные направления деятельности фонда……………………… 22
4.3. Ресурсы фонда………………………………………………………. 24
Заключение……………………………………………………
Список
используемых источников и литературы
……………………….29
Государственная политика в области развития малого предпринимательства требует и новых подходов в решении задач, поставленных Президентом Российской Федерации. Предстоит не только создать благоприятные условия для развития малого предпринимательства, но и заставить предпринимателей поверить в серьезность намерений государства, попытаться направить малый бизнес в цивилизованное русло. А это предполагает изменение всей системы государственной поддержки малого предпринимательства, как на уровне регионов, так и на уровне федерального центра. По данным исследований более 80% опрошенных предпринимателей считают, что малому бизнесу действительно необходима государственная поддержка, но при этом свыше 60 % уверены, что ни федеральные, ни региональные, ни муниципальные органы власти не заинтересованы в развитии этого сектора экономики, поэтому 54% предпринимателей считают эффективность господдержки низкой или равной нулю [6, с. 5]. С этим мнением нельзя не считаться. Деятельность органов государственной поддержки малого предпринимательства должна осуществляться на основе принципа сокращения государственного вмешательства в эту сферу, однако это не означает упразднение структурных подразделений в органах исполнительной власти, а скорее наоборот – их укрепление и повышение их координирующей роли. Административное давление на малый бизнес сегодня настолько велико, что возникла реальная необходимость законодательной защиты прав и интересов предпринимателей.
Во многом это будет зависеть от тех законов и нормативных актов, которые действуют в сфере поддержки малого предпринимательства.
Сейчас
готовятся поправки в Федеральный
закон «О государственной поддержке
малого предпринимательства», принятый
ещё в 1995 году [1]. Действительно этот закон
во многом устарел, излишне декларативен,
не отражает новой политической ситуации.
Однако предложенные поправки,
по мнению самих предпринимателей
и представителей предпринимательских
сообществ, существенно ничего не изменят.
Необходима новая редакция Закона.
Он должен содержать не только
уточненные критерии малого и среднего
бизнеса, но и определять категории предприятий,
требующих особого внимания
и поддержки государства. Новый
закон должен стать надёжным
инструментом защиты интересов
предпринимателей, содержать конкретные
санкции, применяемые к нарушителям его
положений, определять структуру
государственных органов, контролирующих
его исполнение.
1. Частные предприятия как часть экономики современной России.
1.1
Развитие рынка
труда за счет
частных предприятий.
Российская экономика, отмеченная уникальным по масштабам длительности падением общественного производства, свёртыванием до предела многих отраслей и услуг для населения, технологически всё более отстающих от «мировых стандартов», демонстрирует в этих условиях и особого рода безработицу. Безработица в российском варианте напоминает широкую лестницу, по которой общество опускается к самым низким из существующих в мире показателей развития производственных сил и благосостояния населения. Широкомасштабная и многообразная по формам выражения, ставшая во многих случаях опасно длительной, массовая незанятость становится одним из грозных направлений деградации трудовых ресурсов. Международный и отечественный опыт показывают, что развитие малого бизнеса является важным фактором создания новых рабочих мест и тем самым расширения занятости и сокращения безработицы.
Во всём мире по данным ООН малые и средние предприятия являются работодателями для почти 50% трудоспособного населения и производят от 33% до 60% валового национального продукта.
Создаваемый на обломках крупной государственной промышленности, в том числе и оборонных отраслей, российский малый и средний бизнес унаследовал и впитал тысячи высококвалифицированных специалистов, не
говоря уже о ценных видах сырья, включая редкоземельные металлы и
уникальное оборудование. И он имеет все основания для дальнейшего расцвета, особенно на фоне оставшейся от директивных времен промышленности. Если учесть, что около 80% промышленных предприятий в индустриальных центрах России находятся на грани банкротства, показатели деятельности
малых предприятий выглядят образцом здорового процветания. Трудности в развитии малого бизнеса в России в отличие от западных стран состоят в:
– несовершенстве правовых основ и высоком уровне налогообложения
– ограничении возможностей для финансирования инвестиций и узкий круг источников финансирования;
– отсутствии законодательной базы и правовых гарантий;
– экономической и политической нестабильности в обществе;
– несовершенстве банковской и кредитной систем.
И всё же, несмотря на весьма неблагоприятные условия, малый бизнес представляет весьма развитую ветвь рыночной экономики, являясь её авангардом в стране.
Если учесть, что на одного штатного сотрудника в малом бизнесе приходится один работающий по совместительству или договору (соглашению), то общую численность занятых в сфере малого бизнеса можно оценить минимум в 20 млн. человек, что составляет примерно треть экономически активного населения страны. Российское малое предпринимательство, насчитывающее в 1995 г. свыше 1 млн. субъектов хозяйствования, представляет к настоящему времени мощную экономическую и политическую силу. Около 35–40 млн. человек, включая членов семей, частично или полностью живут на доходы от деятельности в сфере малого предпринимательства. Даже в таких, довольно скромных для России масштабах, малое предпринимательство активно противостоит росту безработицы и создает, в отличие от государственной экономики, значительное количество новых рабочих мест.
Развитие
мелкого и мельчайшего
Таким образом, основная черта многих представителей мелкого и мельчайшего бизнеса это высокоинтеллектуальный, творческий уровень деятельности. В России мелкий бизнес, к сожалению, пока что развит слабо и территориально очень неровно.
Во многом именно поэтому немалое количество областей и часть автономных республик задыхаются от исключительно высокой трудоизбыточности и её невозможно рассосать изза практического отсутствия общенационального рынка труда и крайней нищеты большей части населения.
Таким образом, развитие мелкого предпринимательства – одно из главных направлений создания среднего класса, отмеченного высокой квалификацией, культурой труда и достаточно высоким, стабильным уровнем жизни.
И основным выводом из этого является то, что первоочередные задачи
на пути развития малого бизнеса в России это совершенствование правовых
основ, снижение налогообложения, обеспечение законодательной базы и правовых гарантий, совершенствование банковской и кредитных систем.
Решительную
помощь в этих областях может
и должно оказать государство.
1.2
Необходимость стимулирования
частных предприятий.
Малый бизнес дает обществу дополнительный социально-экономический эффект, уменьшая расходы государства на трудоустройство граждан, поддержание социальной стабильности, экологического равновесия, помощь депрессивным регионам и так далее. Поэтому расходы на поддержку малого бизнеса представляют собой не благотворительность, а возвращение малому бизнесу части созданного им макроэкономического эффекта.
Эта поддержка должна осуществляться как на федеральном, так и, прежде всего, на региональном и муниципальном уровнях с учетом региональных различий. По расчетам экономистов, доля субъектов федерации в общих расходах на поддержку народного хозяйства в 1990–2000 годах увеличилась с 50 до 90 %. [2, с.117]
Поддержка малого бизнеса не должна носить субъективный характер.
Её объект – не отдельные фирмы, близкие местной администрации, а приоритетные для региона и страны в целом сферы деятельности, связанные с созданием новых рабочих мест, в том числе для лиц с ограниченной трудоспособностью, развитием нововведений и высоких технологий, экспорта, человеческого капитала, а также с рациональным использованием природных ресурсов и сельскохозяйственного сырья, защитой окружающей среды, энергосбережением.
Система
государственной поддержки
поддержка,
направленная на общее улучшение
делового и инвестиционного климата
для малого бизнеса.
2 Источники поддержки и стимулирования малых предприятий.
2.1 Источники прямой поддержки.
Прямая поддержка малого бизнеса включает в себя бюджетные субсидии, гранты и субвенции малому бизнесу в приоритетных сферах и обслуживающим его организациям. В странах Европейского Союза такие средства из местного бюджета и специальных фондов выдаются на возвратной(долгосрочный низкопроцентный кредит) или безвозвратной основе для формирования стартового капитала, инвестиций в основные и оборотные средства, в том числе на основе долевого участия в капитале начинающих предпринимателей (прежде всего, молодежи и женщин). Субвенции выдаются для участия в ярмарках и выставках, международной торговле, а также для проведения исследований и разработок, обучения кадров, оплаты консультационных, маркетинговых и информационных услуг.
Приоритетными отраслями в различных странах Европейского Союза признаны также дорожное строительство и местный транспорт; заготовка,
хранение и переработка местного сельскохозяйственного сырья; сбор и переработка отходов и местных ресурсов; ремесло и народные промыслы; охрана лесов, водоемов, воздуха; социальные услуги. Следует отметить, что доля этих субсидий в национальном бюджете постоянно сокращается. В России они также не могут служить основным средством поддержки малого бизнеса, поскольку порождают иждивенчество и способствуют коррупции. Исключением на ближайшие годы следует признать аграрную сферу. В Соединенных Штатах Америки на поддержку фермеров ежегодно выделяется 35 миллиардов долларов. В Российской Федерации, где 37 % населения проживает в сельской местности, на эти цели в 2003 году выделено лишь 28 миллиардов рублей.
Кроме того, прямая поддержка малого бизнеса включает в себя субсидирование процентной ставки и гарантии по кредитам малому бизнесу для обновления оборудования, приобретения и аренды недвижимости, учреждения филиалов, расширения и диверсификации производства, обновления ассортимента продукции, повышения квалификации кадров, развития экспорта и транспортнологистической инфраструктуры. С 2004 года в странах Европейского Союза вводится пакет «БазельII», по которому кредит на деятельность, связанную с минимальным риском при наличии у малой фирмы собственных средств, выдается всего под 1,5 % годовых. Если же платежеспособность заёмщика сомнительна (при её оценке учитывается сфера деятельности и тенденции её развития, конкурентная позиция фирмы и её доля на рынке, качество менеджмента и репутация владельца, рентабельность, доходность, состояние банковского счета, показатели баланса и амортизации капитала), ссудный процент повышается и проект по крайней мере наполовину должен финансироваться из собственных средств.
Информация о работе О федеральном фонде поддержки малого бизнеса