О федеральном фонде поддержки малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Государственная политика в области развития малого предпринимательства требует и новых подходов в решении задач, поставленных Президентом Российской Федерации. Предстоит не только создать благоприятные условия для развития малого предпринимательства, но и заставить предпринимателей поверить в серьезность намерений государства, попытаться направить малый бизнес в цивилизованное русло.

Содержание

Введение..................................................................................................……. 3
1. Частные предприятия как часть экономики современной России….5
1.1 Развитие рынка труда за счет частных предприятий………………...5
1.2 Необходимость стимулирования частных предприятий………….....8
2. Способы поддержки и стимулирования малых предприятий………9
2.1 Источники прямой поддержки………………………………………...9
2.2 Источники косвенной поддержки…………………………………… 12
3. Практика поддержки предприятий…………………………………....14
3.1 Опыт зарубежных стран……………………………………………… 14
3.2 О необходимости поддержки малого бизнеса России........................ 17
4. О федеральном фонде поддержки малого бизнеса …………………20
4.1. Задачи фонда………………………………………………………….21
4.2. Основные направления деятельности фонда……………………… 22
4.3. Ресурсы фонда………………………………………………………. 24
Заключение………………………………………………………………… 28
Список используемых источников и литературы ……………………….29

Работа содержит 1 файл

Государственная поддержка малого бизнеса.docx

— 50.80 Кб (Скачать)

Кредитование  малого  бизнеса  осуществляют  специальные  банковские и другие финансовые организации. Согласно специальной программе, кредитование  стартового  капитала  на 10  лет  проводится  без  залога  под  низкий

процент на основании бизнесплана. После  заключения независимых экспертов  заёмщик,  обладающий  необходимой  не  только  профессиональной,  но  и экономической квалификацией и собственным капиталом в размере 15 % потребности по бизнесплану, может получить в виде кредита до 75 % инвестиций без  залога. По другой программе кредиты выдаются на  срок до восьми лет. Микрокредиты  с  гарантиями  или  поручительствами  на 20 %  займа  не требуют наличия собственного капитала. В  России  банки  не  выдают  долгосрочные  кредиты  малому  бизнесу  в основном из за  того, что он предпочитает держать  свои  активы в  тени и не имеет на своем балансе основных фондов для залога. Необходимо  также поддерживать региональные малые и  средние банки,  работающие  с  малым  бизнесом,  удешевлять  кредитные  ресурсы  путем снижения  фондов  обязательного  резервирования,  развития  рефинансирования в Центральном банке, использовать в качестве залога ипотечные ценные бумаги, страховые полисы и так далее. Недостаточна правовая база обществ взаимного кредита и страхования малого бизнеса. Изза нереального в условиях России требования о полном  залоговом обеспечении малые фирмы берут кредиты у теневых структур под ростовщический процент или в лучшем случае –  у  зарубежных инвесторов под 17–20 %  годовых,  то  есть  во много раз дороже, чем на Западе. Между прочим, степень возврата кредитов в России, по оценке Европейского банка реконструкции и развития, соответствует европейскому уровню.

     Существенную  роль  в развитии российского  малого бизнеса  с 2003 года начали играть налоговые льготы. Расширена сфера применения и упорядочено взимание  вмененного налога,  который позволяет обойтись без детального контроля доходов магазинов, кафе и предприятий сферы услуг, заинтересовывает их в лучшем использовании торговой площади. Упрощенная  система  налогообложения  позволила  фирмам  с  годовым оборотом до 15 миллионов рублей заменить пять налогов (на прибыль, имущество, продажи, НДС и единый социальный налог) внесением 15 % от разницы между доходами и полными деловыми расходами или (по выбору фирмы) 6 % от общей суммы выручки. В результате налоговая нагрузка снижается в 2–2,5 раза и уменьшаются расходы на налоговый учет.

Однако  эти льготы касаются только мелкого, а не всего малого и среднего бизнеса. Целесообразно ввести ускоренную амортизацию  нового оборудования,  расширить  сферу  применения  инвестиционного  кредита (отсрочка уплаты  налогов),  предоставлять (по  решению местных  властей)  льготы  при создании новых рабочих мест и в приоритетных для данного региона сферах деятельности. Во всех случаях льготы должны предоставляться не с момента регистрации, а при фактическом начале хозяйственной деятельности, причем не в качестве панацеи, а как элемент комплексной системы поддержки малого бизнеса. 
 
 
 

2.2  Источники косвенной  поддержки. 

Косвенная  поддержка  малого  бизнеса  стала  в  развитых  зарубежных странах  основой  создания  благоприятной  внешней  среды  для  его  развития. Такая поддержка включает в себя следующее.

1.  Обязательное  резервирование  части  государственного  и  муниципального  заказа  для малого  бизнеса. По  данным Министерства  экономического развития и торговли, заявки на эти заказы подает ежегодно более 100  тысяч предпринимателей (52 % – на  муниципальном уровне),  однако лишь 9 %  заказов достается малому бизнесу, причём на конкурсной основе. Крупные компании не кооперируются с ними при выполнении госзаказа. Необходимо сделать аутсорсинг магистральным направлением экономии  затрат  государственных и муниципальных учреждений и крупного бизнеса на вспомогательные и обслуживающие функции.

2. Лизинг.

На долю лизинга в России приходится лишь 4–5 % общей суммы инвестиций. Между  тем региональные и отраслевые лизинговые компании, созданные  с  участием  государства  и  крупного  бизнеса,  эффективнее  всего решают  основную  проблему  конкурентоспособности  малого  бизнеса –  быстрое  обновление  оборудования  при  весьма  ограниченных  финансовых  ресурсах.

3.  Венчурное  финансирование.

В  развитых  зарубежных  странах покрывает до 85 % затрат малого бизнеса на разработку и освоение нововведений. В сочетании со страхованием коммерческих рисков и залогом интеллектуальной собственности (прав на результаты исследований и разработок). Оно открывает дорогу для развития малых инновационных фирм, помогает сдержать  эмиграцию  специалистов, привлечь молодежь  в «стареющую» российскую науку. Правовая база в этой сфере крайне несовершенна. Здесь есть чему поучиться не только у больших стран, но и у Финляндии, Норвегии, Израиля.

4. Решающее  значение для поддержки малого  бизнеса имеет административная  и  муниципальная  реформа,  развитие  региональной  рыночной  и инновационной инфраструктуры (инкубаторы  бизнеса,  технопарки  и  технополисы,  информационные,  консультационные,  патентные,  рекрутинговые и рейтинговые, прокатные,  транспортно-логистические, складские и распределительные  центры).  Определённый  опыт  в  этом  отношении  накоплен  в Москве, Петербурге, Новосибирске,  Томске  и  других  городах. В 2003  году впервые  стало  сокращаться  число  административных  проверок  и  разрешений. Однако до сих пор расходы малого бизнеса на оплату ненужных и незаконных «услуг» государственных организаций и криминала, на поиск и проверку информации о возможных партнерах, подготовку тендерной документации, сертификацию и так далее превышают налоговую нагрузку. 
 
 

                          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                         3.     Практика поддержки предприятий

3.1   Опыт зарубежных  стран 

В развитых зарубежных странах поддержка малого и среднего бизнеса стала важнейшей функцией государства. В Федеративной Республике Германия,  Финляндии  и  других  странах  соответствующие  органы  действуют  во всех городах, центрах земель, округов и других административных единиц. Зарубежный опыт позволяет выделить следующие наиболее важные для России элементы поддержки малого бизнеса:

–  институциональный  характер  поддержки,  включающий  организационное, информационное, правовое, кадровое и финансовое обеспечение; – соединение усилий государства, муниципалитетов, общественных организаций и благотворительных фондов;

–  дифференциацию  налогообложения  с  учётом  особенностей  сферы деятельности (особое внимание уделяется наукоемким и экологичным технологиям),  социального статуса предпринимателей (особые  льготы  для молодежи, женщин,  национальных меньшинств,  инвалидов,  пенсионеров)  и развития региона (льготы для депрессивных регионов);

– инкубаторы, технопарки и технополисы как  формы организации наукоемкого  малого и среднего бизнеса;

–  промышленные  зоны  как  сфера  сотрудничества  крупного  и  малого бизнеса;

– отказ  от субсидий в пользу косвенных форм стимулирования малого и среднего бизнеса.

Следует  выделить  следующие наиболее  актуальные  для России черты опыта Соединенных Штатов Америки по поддержке малого и среднего бизнеса:

– функционирование администрации малого бизнеса как  мощной федеральной  организации,  действующей  по  поручению  и  под  контролем  парламента на основе программно-целевого управления;

– особую роль муниципальных и региональных органов содействия малому  и  среднему  бизнесу,  создающих  местные  корпорации  развития,  консультационную,  информационную  и  образовательную инфраструктуру,  оказывающую услуги малому и среднему бизнесу на льготной основе;

– особое внимание к развитию некоммерческих организаций в области

социальных  услуг, экологии, энергосбережения, городского хозяйства, оздоровительных  услуг,  массового  спорта (профессиональный  спорт  относится преимущественно к крупному бизнесу);

– специальные  льготы для предпринимателей из уязвимых этнических и социальных групп (индейцы, афроамериканцы, недавние иммигранты, инвалиды,  подростки  и  молодежь,  безработные,  многодетные  семьи,  бывшие правонарушители и так далее);

–  специальные  квоты  для малого  и  среднего  бизнеса  при  распределении  государственных  заказов,  в  том  числе  военных  и  космических  заказов крупным корпорациям;  

– уникальный опыт венчурного финансирования и развития малых инновационных фирм в университетах, при крупных корпорациях и  государственных научно исследовательских институтах;

– финансовое содействие малому и среднему бизнесу  не в виде прямых субсидий или льгот отдельным фирмам по усмотрению местных властей, а в виде целевых налоговых льгот и кредитов.

Анализ  опыта стран Центральной и  Восточной Европы также позволил выявить ряд актуальных для Российской Федерации путей государственного содействия созданию новых рабочих  мест:

– предоставление высвобождаемым работникам возможности  выкупать на льготной основе часть уже существующих производственных мощностей для организации своего бизнеса (Словения, Чехия);

– создание региональных центров маркетинга, лизинга и  консалтинга, помогающих  начинающим  бизнесменам  найти  рынки  сбыта,  необходимые технологии, оборудование, организовать учет и налоговое планирование (Чехия, Венгрия, Польша);

–  компенсация  из  местных  бюджетов  части  средств,  затраченных малым и  средним бизнесом на обучение и стажировку молодых работников, а также  бывших  военнослужащих,  инвалидов,  безработных (Польша,  Словакия, Хорватия);

– создание параллельно со службой  занятости  сети трехсторонних органов  из  представителей  профсоюзов,  работодателей  и  правительства  для контроля за использованием бюджетных инвестиций и фонда занятости;

–  уточнение  статистики  занятости  в  соответствии  с международными стандартами.  Так,  в Польше  более 500  тысяч  зарегистрированных  в 1990е годы безработных на самом деле работали, в Венгрии, напротив, при безработице, достигавшей 25 %, лишь треть была официально зарегистрирована;

–  стимулирование  создания  рабочих мест  в  депрессивных  регионах  и для наиболее уязвимых групп населения (в ряде регионов Румынии и Словакии не имели работы до 100 % цыган) за счет общественных работ, самозанятости, профессионального обучения и так далее;

– выделение  приоритетных сфер развития (в Эстонии  – информационные  технологии, в  Латвии – фармацевтика и парфюмерия, в Литве – кооперированное  производство комплектующих изделий).

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в течение ряда лет  ведет разработку проблем развития малого и среднего бизнеса в России. Активное обсуждение данных проблем проводилось на слушаниях в Совете Федерации и Государственной Думе, на заседаниях их комиссий, на шестом  Петербургском  экономическом  форуме,  на  ряде  научно практических  конференций  и  семинаров.  Особое  внимание  этой  проблеме уделено в Послании Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию (2002 год).    

3.2  О необходимости поддержки малого бизнеса России 

В условиях глубокого экономического кризиса  и крайней ограниченности ресурсов  для  капиталовложений  в  экономику России проблема приоритетности  выбора  направлений  инвестиционной  деятельности  приобретает чрезвычайное значение.

Актуальной  она  является  и  для  сферы  малого  бизнеса,  так  как,  в  на стоящее время, финансирование было и остается наиболее уязвимой проблемой  российского  малого  предпринимательства. Ощутимой  государственной материально-финансовой помощи предприятия не получают, поэтому развитие  сети малого  предпринимательства  не  оказывает  решающего  влияния на формирование  товарных  рынков,  а  поддержание  предпринимательской  активности в сфере малого бизнеса не имеет необходимой почвы. Несмотря на то, что капитальные вложения МП составляют достаточно внушительную  сумму (11 %  от  капиталовложений  в  экономику  России  за счет всех источников финансирования), активность малых предприятий в области инвестиций очень низка. Одной из  главных проблем  развития малого предпринимательства является его слабое инвестирование в связи с повышенными в данной области рисками при кредитовании, которые вызваны следующими факторами:

–  малые  предприятия  обычно  не  имеют  возможности  самостоятельно предоставить стопроцентную гарантию по своим обязательствам; не существует  отлаженной  системы  гарантий  и  страхования  их  инвестиционной  деятельности;

Информация о работе О федеральном фонде поддержки малого бизнеса