Нестабильность экономического развития.Экономический кризис и его причины в Республике Беларусь.Безработица и инфляция

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 22:41, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является изучение основных причин макроэкономической нестабильности Республики Беларусь, который выражается в высокой инфляции, скрытой безработице, падении производства и нерентабельности предприятий.

Содержание

Введение.
ГЛАВА I. Нестабильность экономического развития.
Цикличность экономического развития.
Теория «Длинных волн Кондратьева». …………………………….…стр. 3
Проблема безработицы. ……………………………………………….стр. 12
Инфляция как источник нестабильности. .……………….…...….…..стр. 18

ГЛАВА II. Экономический кризис и его причины в Республике Беларусь. Безработица и инфляция.
1. Причины кризиса в Республике Беларусь. ……….…………………. стр. 28
2. Анализ 2001 – 2002(9 - месяцев)гг. , прогнозы на 2002 - 2003гг. …. стр. 35

Заключение.
Приложение. 3
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая по Макроэкономике.doc

— 516.50 Кб (Скачать)

   Экономика Беларуси  до сих пор остаётся командной экономикой, в которой  порядка 80% собственности принадлежит  государству (согласно мировому опыту  критическим уровнем сосредоточения собственности в руках государства считается 20-25%), действует централизованный контроль над ценами и экономической деятельностью, присутствует избыточная кредитно-денежная экспансия и связанная с ней инфляция, внутренний и внешний дисбаланс. При этом, если в масштабе всей национальной экономики ещё можно отыскать следы некоторых реальных преобразований рыночной направленности, то в аграрном секторе таковые практически отсутствуют.  

  1. Анализ  2001 – 2002(9 - месяцев)гг. , прогнозы на 2002 - 2003гг.
 

   Итоги функционировании экономики в 2001г. оцениваются неоднозначно. В соответствии с данными официальных органов  о выполнении важнейших параметров прогноза, утверждённых Указом Президента от 19.09.2000г. №505, положение выполнено  благополучно. Аргументом в пользу подобного заключения служит выполнение 9 из 13 утвержденных показателей экономического развития. Не обеспечен выход на намеченные уровни лишь по росту продукции сельского хозяйства, инвестиций в основной капитал, объему внешней торговли и снижению материалоемкости валового выпуска.

   Итак, по прогнозу ВВП был утверждён 103 – 104%, фактическое выполнение 104,1%. Хотя рост ВВП превзошёл прогнозный уровень, поставленная задача обеспечить его  в размере 105% и тем самым поднять  среднюю заработную плату до 100 USD не выполнена. Также интересно, что если среднемесячный прирост ВВП за 10 месяцев был равен лишь 3%, то в ноябре 2001г. он составил 10,7%, в декабре – 8,5%(наверняка не обошлось без использования административного фактора). Характерны для этого периода высокие темпы инфляции: если в январе – октябре среднемесячный рост цен был равен 2,8%, то в ноябре – 4,6%, в декабре – 5,5%, т.е в среднем 5,1%.

   В течение 2001 года резко увеличилось  количество убыточных предприятий, число которых превысило 4 тыс. Каждый третий субъект экономики имеет затраты выше получаемых доходов от продажи своей продукции. Причины проблем не в отраслях, а в неэффективной макроэкономической политике. Такие резкие повороты, изменяющие основные агрегатные величины, без негативных последствий делать нельзя.

   По  словам министра, прибыль от реализации продукции в сопоставимых ценах  сократилась за 2001 год на 27,2%, рентабельность уменьшилась с 13,5 до 8,9%, а количество убыточных предприятий возросло с 21,1 до 35%

   В бюджете на 2002 год предусмотрен рост ВВП до 106 – 107%. Однако, анализ ситуации в отраслях экономики, изменения сегментированной динамики внутреннего спроса, который рос неплохо (практически до 19% за год), дают основания считать, что ресурсы стимулирования производства за счёт увеличения агрегатов совокупного спроса практически уже реализованы. Есть шансы прироста инвестиций за счёт внешних факторов, но эти возможности имеют ограничения как политического, так и временного характера. Трудно предполагать, что все инвесторы сразу и дружно начнут разрабатывать государственную экономику страны. Поэтому едва ли удастся резко изменить ситуацию и выйти на 5-6% прироста ВВП в 2002 году.

   В ближайшие годы Беларусь при сохранении инерции мышления и политики обречена топтаться в рамках 2-3% изменений ВВП в год. При этом инфляция будет находиться на уровне 30-40%. Можно прогнозировать и снижение внутреннего потребительского спроса, так как уменьшение финансовых возможностей предприятий заставит население вести более осторожный тип потребления.

   В 2002 году возможны два варианта развития: инерционный и инновационный. Ответ  на вопрос, что станет основной интригой принятия стратегических решений, заключается  в детерминациях нынешней экономической  ситуации. Сами развивающиеся проблемы являются как стимулом изменений, так и их тормозом.

   Ударной силой белорусской экономики  была, есть и будет национальная промышленность. Как бы там ни было, но основная часть субъектов промышленного  сектора уже научилась планировать  в холодной воде нашей деформированной экономики. Экономически – да, но социально – нет. Дело в том, что белорусская промышленность стала спонсором колоссального эксперимента по вложению пустых денег в строительство и сельское хозяйство. В результате жильё стало дороже, чем в Восточной Европе, а импортные продукты питания составляют около половины рынка продовольствия. Деньги, которые были отняты в других секторах и у населения, растрачены самым неэффективным образом. Людей посадили на 30-доларовую зарплату (потом опомнились), а предприятия стали экономическими «титаниками».

   Сейчас  вопрос стоит ребром: сдавать свои предприятия совсем или попытаться дать шанс самим директорам, коллективам. По сути, ситуация 2002 г. будет определяться не только и не столько тем, как  смогут выпутаться из кризиса 4 тыс. убыточных предприятий, а насколько удастся основной части промышленного директората удержать свои компании в поле конкурентности. Нельзя пускать под нож национальное промышленное производство, превращать его в спонсора и мецената отсталых социальных проектов, рассчитанных на иждивенчество не только населения, но и целых секторов экономики страны. Пока мы теряли на аграрно-строительный эксперимент, соседние страны вышли из кризисного состояния, модернизировались и научились работать в рыночных условиях, а не по указке правительства.

   Беларуси  не удастся остаться заповедником квазирыночной  экономики. Внешняя конкурентная среда  уже разрушает привычные устои  нашей постсоветской хозяйственной  жизни.

   К числу бесспорно позитивных достижений Беларуси принято относить постепенное (в отличие от партнёров по СНГ) «врастание в рынок» с сохранением продовольственной, экономической, социальной безопасности стран, высокого уровня занятости населения. Оптимистически звучит тот факт, что в последние годы в республике обеспечивается устойчивый экономический рост. Действительно, согласно данным официальной статистики за пятилетие с 1996 по 2000 год ВВП в Беларуси увеличился на 36%, в том числе продукция промышленности  – на 65%, производство потребительских товаров – на 81%. Безработица находилась на уровне 2%, а это практически вдвое ниже того, что принято считать международным стандартом в этой области. Для сравнения в США и Японии – современных флагманах экономического развития и мирового рынка – уровень безработицы летом 2001 года составлял 4,5% и 4,9% соответственно. [1]

   Вместе  с тем, более глубокий анализ складывающейся в республике ситуации убеждает в  неоправданности оптимистических  оценок её реального экономического положения, а также в некоторой  условности показателей, предлагаемых обществу как неоспоримые свидетельства экономического и социального благополучия в стране.

   К примеру, расчёт официального уровня безработицы  по методике МОТ, принятой во всех развитых рыночных государствах, а не по количеству зарегистрированных безработных, как практикуется в республике, дал бы по Беларуси значительно более высокую цифру. Основаниями такого пессимистического прогноза служат заключения специалистов, согласно которым уровень зарегистрированных безработных превышает официальный не менее чем в 5 раз. Кроме того, соображения объективности требуют учёта уровня не отражаемой  официальной статистикой скрытой безработицы.

   Актуальность  данного требования для республики объясняется следующими обстоятельствами. До перехода к рыночным преобразованиям официальной безработицы в стране не существовало вовсе, хотя известно, что и тогда в сфере производства товаров и услуг производительное использование рабочей силы не превышало 80%. С началом реформ, сопровождаемым резким падением объёмов национального производства (за пять лет с 1991 по 1995 годы ВВП республики снизился на 35%), численность занятых оставалась практически на прежнем уровне, а это спровоцировало резкое увеличение количества «лишней» рабочей силы. В результате, в 1995 году излишек занятой рабочей силы превысил 30% при уровне официальной безработицы 2,9%. [см. Приложение: диаграмму 2.]

   В последующие пять лет, отмеченных ростом ВВП, ситуация в республике несколько  улучшилась, и скрытая безработица  населения уменьшилась. Вместе с тем, в настоящее время её уровень всё ещё недопустимо высок: в 2000 году скрытая безработица в стране оценивалась в 15%. За первое полугодие 2001 года численность занятых, работающих по инициативе нанимателя в режиме неполной рабочей недели (дня), составила 4,4%; численность работников, находящихся в вынужденных административных отпусках (треть из которых вовсе не оплачивалась),– 4,5%. Таким образом, даже официальные статистические данные косвенным образом свидетельствуют о наличии в Беларуси высокого уровня скрытой безработицы, что само по себе уже заставляет несколько переосмыслить тезис о высокой степени социальной безопасности в республике.

   И при этом, часть незанятого населения  не регистрируется в службе занятости  из-за невысокого пособия по безработице. Пособия по безработице получают менее 40% безработных, так как для его регулярного получения необходимо выполнять ряд условий, в том числе выполнить месячную норму участия в общественных работах.

   Излишняя  численность на предприятиях приводит и к добровольному уходу высококвалифицированных работников в поисках нормально оплачиваемой работы.

   Что касается инфляции, то её главная причина  – эмиссия денег.

   Исследования  убедительно доказывают практически  линейную зависимость инфляции от роста  денежной эмиссии [см. Приложение: диаграмму 3 и 4].

   Все остальные факторы производны от эмиссии. Кроме того, необходимо учитывать, что эмиссия в таком объёме не способствует развитию экономики, а  лишь поддерживает её функционирование. При величине свыше 1% в месяц она  не может оказать регулирующее воздействие на расширение денежного предложения и повышение коэффициента монетизации.

   Чем вызвана эмиссия? Почему её не удаётся  уменьшить хотя бы до российских темпов? Очевидно, что эмиссия обусловлена  нереформированностью экономики, низкой эффективностью социально значимых секторов – производства продовольствия и строительства жилья – и как следствие невозможностью функционирования экономики в условиях прироста кредитной массы и инфляционного перераспределения ресурсов от эффективно работающих предприятий и населения в неэффективности сектора с отрицательной добавленной стоимостью, в частности сельское хозяйство.

   До 1998 года включительно эмиссионные кредиты  шли в основном в виде целевых  кредитов сельскому хозяйству и  населению на ЖСК. С 1999 года практически вся рублёвая эмиссия связана с финансовой поддержкой правительства, которая составила 87 млрд. руб. В 2000 г. произошёл коренной перелом: эмиссионные кредиты правительству уменьшились вдвое, примерно до 40 млрд. руб., т.е. реальное кредитование с учётом инфляции снизилось более чем втрое. В итоге мы имеем практически стабильный рыночный курс. В 2000 г. рублёвая эмиссия в основном пошла на покупку валюты Национальным банком – 67 млрд. руб. [1]

   Механизм  трансформации эмиссии  в инфляцию. Есть два основных механизма в трансформации прироста количества денег в инфляцию, первый называют инфляцией спроса, второй – инфляцией издержек.

   В белорусской экономике инфляция спроса, иными словами рост цен в результате превышения совокупного спроса, проявляется следующим образом: спрос населения и субъектов хозяйствования не встречает требуемых по качеству отечественных товаров и изделий и вызывает повышенный спрос на импортные товары, что приводит к превышению спроса на валюту над её предложением. В результате, падает валютный курс1, и вместе с ним растут рублевые цены на импортные факторы производства, которые в свою очередь через инфляцию издержек повышают цены на отечественные, в том числе и на потребительские товары.

   Инфляция  издержек – это рост цен, вызванный увеличением стоимости факторов производства (ресурсов, труда, капитала). Стоимость факторов производства в белорусских условиях растёт: во-первых, вследствие падения курса и повышения рублёвых цен на импортные факторы производства (в первую очередь на сырьё, материалы, комплектующие); во-вторых, из-за повышения долларовой стоимости импортного сырья и энергии (например, нефть за последние 2 года подорожала с 70 до 170 долл. за т.); в-третьих, потому, что ставки заработной платы растут быстрее, чем производительность труда. Точнее, заработная плата снизилась меньше, чем производительность труда (фактор избыточной рабочей силы). В-четвёртых, из-за высокой стоимости капитала – ставка рефинансирования учитывает инфляцию, но инфляционный налог на оборотные средства не позволяет иметь адекватную рентабельность.

   Столкнувшись  с ростом стоимости производства, производители пытаются передать дальше возросшие затраты, назначая (в белорусских  условиях добиваясь у Министерства экономики) более высокие цены. Цепь повышений начинают производственные цены, это в дальнейшем неизбежно влечёт рост потребительских, а в случае их регулирования ведёт к убыточности производства таких товаров.

   В настоящее время уже есть исследования, которые количественно определяют влияние денежной массы на рост цен. Так, рост производственных цен зависит от эмиссии на 60-73%.

   Ситуация  усугубляется отсутствием внутренней конкуренции даже по товарам массового  спроса. А как только цены достигают  мировых и субъекты хозяйствования выходят на нулевую и отрицательную рентабельность, они настаивают на девальвации белорусского рубля. Опережающая девальвация номинального курса по сравнению с паритетным ослабляет конкуренцию иностранных товаров. С одной стороны, это защищает отечественных товаропроизводителей и стимулирует экспорт, но с другой стороны – не создаёт конкуренции иностранному производителю, что продлевает жизнь неэффективного производства.

Информация о работе Нестабильность экономического развития.Экономический кризис и его причины в Республике Беларусь.Безработица и инфляция