Несостоятельность (банкротство) юридического лица

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 22:35, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования работы. Основная цель исследования состоит в теоретическом изучении правовой природы и группирование норм, которые регулируют отношения несостоятельности (банкротства).
Для достижения этой цели были поставленные и решенные такие задачи:
выяснение сути и общей характеристики отношений несостоятельности (банкротства), выявление их отраслевой принадлежности; отмежевание от подобных и сопредельных отношений; разработка концепции правового регулирования несостоятельности (банкротства) с учетом правовой природы таких отношений; анализ основных категорий правового регулирования отношений несостоятельности (банкротства)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) 6
1.1 Понятие несостоятельности (банкротства) юридического лица 6
1. 2 Принципы отношений несостоятельности (банкротства) 14
2 ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) 17
2.1 Факторы, способствующие банкротству юридического лица 17
2.2 Основания для применения банкротства 19
2.3 Организационно-правовые вопросы предотвращения банкротства 22
3 ПРОЦЕСС ЛИКВИДАЦИИ ОБАНКРОТИВШЕГОСЯ ПРЕДПРИЯТИЯ (ФИРМЫ), КОНКРЕТНЫЕ ФОРМЫ ЛИКВИДАЦИИ БАНКРОТОВ 30
3.1 Этапы и процедура возбуждения дела о банкротстве 30
3.2 Санация и реструктуризация предприятия (фирмы) 32
3.3 Ликвидация обанкротившихся субъектов хозяйствования 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45

Работа содержит 1 файл

2. 3 Организационно-правовые вопросы предотвращения банкротства .doc

— 282.60 Кб (Скачать)

4) организовывает в  предусмотренных Законом случаях  проводки экспертизы финансового  положения государственных предприятий  при подготовке дела о банкротстве  к рассмотрению или во время ее рассмотрения арбитражным судом в случае назначения судорог экспертизы и предоставление соответствующей доверенности;

5) принимает участие  в проводке анализа хозяйского-финансово-хозяйственного  положения субъектов предпринимательской  деятельности, которые находятся в государственной собственности, с целью выявления среди них должников и предотвращение их банкротства;

6) вносит предложению  относительно проводки досудової  санации субъектов предпринимательской  деятельности, которые находятся  в государственной собственности;

7) предлагает арбитражному  суду кандидатуры арбитражных  управляющих для государственных  предприятий и предприятий, в  уставном фонде которых доля  государственной собственности  превышает двадцать пять процентов,  относительно которых возбужденное дело о банкротстве, и в других случаях, предусмотренных Законом;

8) предоставляет консультационную, информационную и другую помощь  предприятиям, учреждениям, организациям  и гражданам по вопросам банкротства;

9) отчитывается перед  Минэкономики о своей работе;

10) обеспечивает систематическое  информирование населения, местные  органы исполнительной власти  о своей деятельности.

Обязанность принимать  своевременные меры относительно предотвращения банкротства предприятия-должника, кроме уже названного Агентства и его региональных (областных) управлений, Законом положено также на основателей (участников) должника - юридического лица, владельца имущества, центральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий.

Законодательством предусмотрено два вида внесудовых процедур, которые могут производиться с целью предотвращения банкротства: финансовая помощь и восстановления платежеспособности должника (досудова санация).

Финансовая помощь должнику в размере, достаточному для погашения обязательств должника перед кредиторами, в том числе обязательств относительно уплаты налогов и сборов, может быть предоставленная собственником имущества государственного или частного предприятия, основателями (участниками) должника - юридического лица, кредиторами должника, другими лицами.

Досудова санация - это  система мероприятий по восстановлению платежеспособности должника, которые  может осуществлять владелец имущества (орган, уповноважений управлять  имуществом) должника, инвестор с целью предотвращения банкротства должника путем реорганизационных, хозяйственный^-хозяйственных-хозяйских-организационно-хозяйственнЯЕ, управленческих, инвестиционных, технических, финансово-экономических, правовых мероприятий согласно законодательству к началу нарушение проведение в делу о банкротстве. Досудова санация государственных предприятий производится за счет средств государственных предприятий и других источников финансирования. Объем средств для проводки досудової санации государственных предприятий за счет средств Государственного бюджета Украины ежегодно устанавливается законом о Государственном бюджете.

Санация должника может  применяться не только как досудова, а и как судебная процедура (в  случае нарушения проведения в деле о банкротстве). Поскольку порядок ее проводки регламентируется процессуальными нормами, этот вопрос целесообразно рассмотреть в соответствующем параграфе этой темы.

 

3 ПРОЦЕСС ЛИКВИДАЦИИ  ОБАНКРОТИВШЕГОСЯ ПРЕДПРИЯТИЯ (ФИРМЫ), КОНКРЕТНЫЕ ФОРМЫ ЛИКВИДАЦИИ БАНКРОТОВ

3.1 Этапы и  процедура возбуждения дела о банкротстве

 

В соответствии с Законом  Украины “О возобновлении платежеспособности должника или признание его банкротом” субъектом банкротства может  быть любое юридическое лицо, зарегистрированное как субъект предпринимательской деятельности, которое неспособно своевременно удовлетворить требования кредиторов или уплатить обязательные платежи государству. Юридическое лицо, против которого возбуждено дело о банкротстве, называется должником, а банкрот—это должник, который пребывает в процессе ликвидации.

Внесены изменения в  ст. 31 Закона Украины "О возобновлении  платежеспособности должника или признании  его банкротом", которые касаются последовательности удовлетворения требований кредиторов при получении денежных средств от продажи имущества предприятия-банкрота (Закон Украины от 31.05.2005 г. № 2597-IV). Значительно расширена вторая по очередности группа кредиторов. В нее включены работники предприятия-банкрота (которые уволены или с которыми прекращены трудовые отношения до возбуждения дела о банкротстве), в отношении которых у предприятия имеется кредиторская задолженность (Имеется в виду следующая задолженность, по которой право на выплату работнику возникло до возбуждения дела о банкротстве (прекращения трудовых отношений), а именно: за три месяца работы по выплатам по зарплате; за два года по денежной компенсации за все неиспользованные дни ежегодных и дополнительных отпусков работников, которые имеют детей; за три последних месяца по прочим денежным средствам, подлежащим работникам в связи с оплачиваемым отсутствием на работе; за все невыплаченные суммы выходного пособия и т.д.). Закон вступил в силу 22.06.2005 г.

Согласно части 3 статьи 6 Закона о банкротстве, дело о банкротстве  возбуждается хозяйственным судом  при следующих условиях:

- требования кредитора  к должнику являются денежными  и совокупно составляют не  менее 300 минимальных размеров  заработной платы; 

- требования кредитора  являются бесспорными; 

- требования кредитора  не были удовлетворены должником  на протяжении 3абзац восьмой статьи 1).

Таким образом, особенностью основания возбуждения дела о  банкротстве является именно отсутствие спора относительно суммы долговых требований кредитора, что исключает  возможность применения судом пункта 11 части 1 статьи 80 ХПК Украины, по которому производство по делу прекращается из-за отсутствия предмета спора.

Другие основания для  прекращения производства, установленные  статьей 80 ХПК Украины и статьей 40 Закона о банкротстве, в данном деле отсутствуют.

Согласно абзацу седьмому статьи 1 Закона о банкротстве, состав и размер денежных обязательств должника определяются на день подачи в хозяйственный суд заявления о возбуждении производства по делу о банкротстве, если другое не установлено этим Законом. Пунктом 7 части 1 статьи 40 Закона о банкротстве предусмотрено, что производство по делу о банкротстве подлежит прекращению в случае, если до признания должника банкротом он выполнил все обязательства перед кредиторами. Следовательно, частичное удовлетворение должником денежных требований кредитора после возбуждения производства по делу о банкротстве не является законным основанием для прекращения производства по делу.

При таких обстоятельствах  судебные решения по делу подлежат отмене, а дело - передаче на рассмотрение суда первой инстанции. При рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное и обеспечить неуклонное соблюдение норм процессуального права и требований Закона о банкротстве.

Производство по делу о банкротстве подлежит прекращению  в случае, если до признания должника банкротом он выполнил все обязательства перед кредиторами. Следовательно, частичное удовлетворение должником денежных требований кредитора после возбуждения производства по делу о банкротстве не является законным основанием для прекращения производства по делу. Таким образом, особенностью основания возбуждения дела о банкротстве является именно отсутствие спора относительно суммы долговых требований кредитора, что исключает возможность применения судом положения ХПК Украины, по которому производство по делу прекращается ввиду отсутствия предмета спора

3.2 Санация  и реструктуризация предприятия  (фирмы)

 

Санация—это система  финансово-экономических, производственно-технических, организационно-правовых и социальных мероприятий, направленных на достижение или восстановление платежеспособности, ликвидности, прибыльности и конкурентоспособности предприятия-должника в долгосрочном периоде. Таким образом, санация—это совокупность всех возможных мероприятий, которые способны привести предприятие к финансовому оздоровлению.

Закон Украины “О восстановлении платежеспособности должника или признание его банкротом”,  разграничивает понятия  “санация” и “досудебная санация”. Санация рассматривается как система мероприятий, которая осуществляется во время ведения дела о банкротстве с целью предотвращения признания должника банкротом с последующей его ликвидацией  и которая направлена на оздоровление финансово-хозяйственного состояния должника, а также удовлетворение в полном объеме или частично требований кредиторов путем кредитования, реструктуризации предприятия, долгов и капитала и (или) смену организационно-правовой и производственной системы должника.

Особое место в процессе санации занимают мероприятия финансово-экономического характера, отражающие финансовые отношения, которые возникают в процессе мобилизации и использования внутренних и внешних финансовых источников оздоровления предприятий.

Источниками финансирования санации могут быть средства, привлеченные на условиях кредита или на условиях собственности; на возвратной или безвозвратной основе.

Целью финансовой санации  является покрытие текущих убытков  и устранение причин их возникновения, возобновление или сохранение ликвидности и платежеспособности предприятий, сокращение всех видов задолженности, улучшение структуры оборотного капитала и формирование фондов финансовых ресурсов, необходимых для проведения санационных мероприятий производственно-технического характера.

Производственно-технические  санационные мероприятия связан с модернизацией и обновлением производственных фондов на инвестиционной основе, снижением трудоемкости и себестоимости продукции, повышением ритмичности производства, улучшением качества (экологичности) продукции, расширением его ассортимента.

Организационно-правовые мероприятия направлены на совершенствование организационной структуры предприятия, организационно-правовых форм бизнеса и хозяйствования, повышение качества менеджмента, укрепление дисциплины.

Санационные мероприятия  социального характера связаны  в первую очередь с процессами увольнения работающих. Социальный план проекта санации должен предусматривать взвешенную политику увольнения, систему переподготовки кадров, поиск и предложение альтернативных рабочих мест, дополнительные выплаты по безработице, рабочим, работающих во вредных условиях производства, предоставление уволенным пособий.

Процесс организации  санации предприятий можно представить  в виде основных функциональных блоков:

    1. Разработка санационной концепции и плана санации.
    2. Проведение санационного аудита.
    3. Менеджмент санации.

План санации может включать следующие разделы:

    1. Общая характеристика предприятия (правовая форма,  организационная структура, сфера деятельности и т.п.).
    2. Анализ исходной ситуации (анализ финансово-хозяйственной ситуации, оценка потенциала и т.п.).
    3. Стратегия санации, оперативная программа.
    4. План санационных мероприятий.
    5. Оценка эффективности санации.

Санационный аудит проводится на предприятиях, которые находятся  в финансовом кризисе. Главная его цель—оценить санационную способность предприятия на основе финансово-экономического анализа и имеющейся санационной концепции.

Практика показывает, что реструктуризация может осуществляется в разных формах: либо путем приобретения санатором или лицом (физическим или юридическим), им уполномоченным:

а) всей или части имущества должника с целью получения средств для погашения долгов;

б) всего или части  уставного фонда должника в соответствии с условиями плана реорганизации  для покрытия долгов;

или способом сдачи в  аренду (лизинг всей или части собственности  должника с целью распределения арендных платежей между кредиторами; либо передачей предприятия трудовому коллективу, если должник является государственным предприятием.

Реструктуризация может  быть инструментом приватизации целостного имущественного комплекса, государственного предприятия или доли (акций, паев) государства в хозяйственных обществах в таких случаях: если должник является государственным предприятием; если должник сам возбудил дело о банкротстве;  если план реструктуризации предусматривает процесс приватизации должника.

3.3 Ликвидация  обанкротившихся субъектов хозяйствования

 

 

Согласно Закону арбитражный  суд принимает постановление  о признании должника банкротом  и открывает ликвидационную процедуру  в случае если:

- комитет кредиторов  отклонил план санации и обратился к арбитражному суду с ходатайством о признании должника банкротом и открытие ликвидационной процедуры (ч. 5 ст. 18 Закона);

- на протяжении шести  месяцев со дня вынесения постановления  о санации должника в арбитражный  суд не представлен план санации  должника (ч. 6 ст. 18 Закона);

- если суммы, вырученной  от продажи имущества должника  как целостного имущественного  комплекса, недостаточно для удовлетворения  требований кредиторов в полном  объеме и мировое соглашение  кредиторами не заключенная (ч. 12 ст. 20 Закона);

Информация о работе Несостоятельность (банкротство) юридического лица