Несостоятельность (банкротство) юридического лица

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 22:35, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования работы. Основная цель исследования состоит в теоретическом изучении правовой природы и группирование норм, которые регулируют отношения несостоятельности (банкротства).
Для достижения этой цели были поставленные и решенные такие задачи:
выяснение сути и общей характеристики отношений несостоятельности (банкротства), выявление их отраслевой принадлежности; отмежевание от подобных и сопредельных отношений; разработка концепции правового регулирования несостоятельности (банкротства) с учетом правовой природы таких отношений; анализ основных категорий правового регулирования отношений несостоятельности (банкротства)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) 6
1.1 Понятие несостоятельности (банкротства) юридического лица 6
1. 2 Принципы отношений несостоятельности (банкротства) 14
2 ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) 17
2.1 Факторы, способствующие банкротству юридического лица 17
2.2 Основания для применения банкротства 19
2.3 Организационно-правовые вопросы предотвращения банкротства 22
3 ПРОЦЕСС ЛИКВИДАЦИИ ОБАНКРОТИВШЕГОСЯ ПРЕДПРИЯТИЯ (ФИРМЫ), КОНКРЕТНЫЕ ФОРМЫ ЛИКВИДАЦИИ БАНКРОТОВ 30
3.1 Этапы и процедура возбуждения дела о банкротстве 30
3.2 Санация и реструктуризация предприятия (фирмы) 32
3.3 Ликвидация обанкротившихся субъектов хозяйствования 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45

Работа содержит 1 файл

2. 3 Организационно-правовые вопросы предотвращения банкротства .doc

— 282.60 Кб (Скачать)

2.2 Основания для применения банкротства

 

Основанием для применения банкротства к субъекту предпринимательства  есть экономический фактор, определенный ст. 1 Закона Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признание его банкротом", - невозможность субъекта предпринимательской деятельности выполнить после наступления установленного срока их уплаты денежные обязательства перед кредиторами, в том числе из заработной платы, а также выполнить обязательство относительно уплаты налогов и сборов не иначе как через восстановление платежеспособности. Субъект, несостоятелен выполнить указанные денежные обязательства на протяжении трех месяцев после наступления установленного срока их уплаты, признается Законом должником.

Следует отметить, что  в отличие от действующего Гражданского кодекса (ст. 212) Закон Украины "О  восстановлении платежеспособности должника или признание его банкротом" довольно детально определяет понятие и состав денежных обязательств, под которыми понимают обязательство должника заплатить кредитору определенную денежную сумму согласно гражданско-правовому договору и из других оснований, предусмотренных гражданским законодательством Украины. Состав и размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и предоставленные услуги, сумма кредитов с учетом процентов, которые обязан уплатить должник, определяются на день подачи к арбитражному суду заявления о нарушении проведения в деле о банкротстве, если другое не установлено указанным Законом. В состав денежных обязательств должника не зачисляются неустойка (пеня, штраф), определенная на день представления заявления к арбитражному суду, а также обязательство, которые возникли вследствие причинения вреда жизни и здоровью граждан, обязательство из выплаты авторского вознаграждения, обязательство перед основателями (участниками) должника - юридического лица, которые возникают из такого участия.

Фактическим основанием для нарушения дела о банкротстве  может быть лишь письменное заявление  к арбитражному суду, которая называется "заявление о нарушении дела о банкротстве" (п. 1 ст. 7 Закона). С  таким заявлением к арбитражному суду может обратиться кто-нибудь из кредиторов. Кредиторы имеют право объединить свои требования к должнику и обратиться к суду с одним заявлением, которое подписывается всеми кредиторами, которые объединили свои требования (п. 9 ст. 7).

С заявлением о нарушении дела о банкротстве к арбитражному суду может обратиться должник по собственной инициативе. Должник реализует такое право при наличии имущества, достаточного для покрытия судебных издержек, если другое не предусмотрено Законом.

Вместе с тем, должник  обязан обратиться в месячный срок к арбитражному суду с заявлением о нарушении дела о банкротстве в случае возникновения таких обстоятельств:

- удовлетворение требований  одного или нескольких кредиторов  приведет К невозможности выполнения  денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами;

- орган должника, уполномоченный  согласно учредительным документам  или законодательству принять  решение о ликвидации должника, принял решение об обращении  к арбитражному суду с заявлением  должника о нарушении дела о банкротстве;

- при ликвидации должника  не в связи с процедурой  банкротство установлено невозможность  должника удовлетворить требования  кредиторов в полном объеме;

- в других случаях,  предусмотренных Законом (п. 5 ст. 7).

Дело о банкротстве поднимает арбитражный суд, если бесспорные требования кредитора (кредиторов) к должнику совокупно составляют не меньше трехсот минимальных размеров заработной платы, которые не были удовлетворены должником на протяжении трех месяцев после установленного для их погашения срока, если другое не предусмотрено Законом (г. Со ст. 6).

 

Здесь следует учитывать, что:

во-первых, бесспорные требования кредиторов - это требования кредиторов, признанные должником, другие требования кредиторов, подтвержденные исполнительными документами или расчетными документами, за которыми согласно законодательству осуществляется списание средств со счетов должника;

во-вторых, с 1 июля 2000 г. минимальный  размер заработной платы составляет 118 грн. (ведь размер бесспорных требований совокупно должны быть не меньше 35 тыс. 400 грн.).

Законом установлены  отдельные особенности относительно размеров бесспорных требований и срока  их непогашения. Например, заявление  о нарушении дела о банкротстве  отсутствующего должника может быть представленная кредитором независимо от размера его требований к должнику и сроку выполнения обязательств (п. 1 ст. 32); основанием для признания банкротом крестьянского (фермерского) хозяйства есть его невозможность удовлетворить на протяжении шести месяцев после истечения соответствующего периода сельскохозяйственных работ требования кредиторов (п. 1 ст. 50).

2.3 Организационно-правовые вопросы предотвращения банкротства

 

 

В отличие от предыдущей редакции Закона Украины "О банкротстве", положение которого регулировали главным образом процедуру признания должника банкротом, действующий с 1 января 2000 г. Закон Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признание его банкротом" содержит значительное количество норм, направленных на предотвращение банкротства, которое свидетельствует об изменении ориентиров государства относительно такого важного рыночного инструмента, которым есть банкротство.

Согласно п. 1 ст. 2 нового Закона государственную политику относительно предотвращения банкротства, а также  обеспечение условий реализации процедур восстановления платежеспособности должника или признание его банкротом относительно государственных предприятий и предприятий, в уставном фонде которых доля государственной собственности превышает двадцать пять процентов, субъектов предпринимательской деятельности других форм собственности в случаях, предусмотренных Законом, осуществляет государственный орган по вопросам банкротства, который действует на основании Положения, утвержденного в установленном порядке.

Указом Президента Украины "Об образовании Агентства по вопросам предотвращения банкротства предприятий и организаций" от 17 июня 1996 г. было образовано указанное Агентство (его название в 1998 г. было изменено) и определено его основные задачи. Некоторое время Агентство по вопросам банкротства действовало на основании Положения о нем, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 22 августа 1996 г. Указом Президента Украины "Об изменениях в структуре центральных органов исполнительной власти" от 15 декабря 1999 г. Агентство по вопросам банкротства как центральный орган исполнительной власти ликвидируется, а выполнение его функций полагается на государственное хозрасчетное учреждение (агентство), которое подчиняется Министерству экономики Украины. Согласно Положению о Министерстве экономики Украины, утвержденного Указом Президента Украины от 23 октября 2000 г., Министерство экономики, в частности:

а) осуществляет полномочие государственного органа по вопросам банкротства согласно Закону Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признание его банкротом";

проводит государственную  политику относительно предотвращения банкротства, а также обеспечение  условий реализации процедур восстановления платежеспособности должника или признание  его банкротом относительно предприятий и других субъектов предпринимательской деятельности в случаях, предусмотренных Законом;

оказывает содействие созданию организационных, экономических, других условий, необходимых для реализации процедур восстановления платежеспособности должника или признание его банкротом;

предлагает арбитражному суду кандидатуры арбитражных управляющих (распорядителей имущества, управляющих  санацией, ликвидаторов) для государственных  предприятий, относительно которых  возбуждено дело о банкротстве, и в других случаях, предусмотренных Законом;

организовывает систему  подготовки арбитражных управляющих (распорядителей имущества, управляющих  санацией, ликвидаторов);

осуществляет лицензирование деятельности физический лиц - субъектов  предпринимательской деятельности, которые осуществляют деятельность как арбитражные управляющие (распорядители имущества, управляющие санацией, ликвидаторы);

обеспечивает реализацию процедуры банкротства относительно отсутствующего должника;

осуществляет ведение  единой базы данных о предприятиях, относительно которых возбуждено проведения в деле о банкротстве, устанавливает и утверждает форму представления арбитражным управляющим информации, необходимой для ведения единой базы данных о предприятиях, относительно которых возбуждено проведения в деле о банкротстве;

организовывает в предусмотренных Законом случаях проводки экспертизы финансового положения предприятий при подготовке дела о банкротстве к рассмотрению или во время ее рассмотрения арбитражным судом в случае назначения судорог экспертизы и предоставление соответствующей доверенности;

готовит в предусмотренных Законом случаях на запросы суда, прокуратуры или другого уполномоченного органа выводы о наличии признаков скрываемого, фиктивного банкротства или доведение к банкротству;

готовит и представляет на утверждение Кабинета Министров  Украины в установленном порядке типовые документы относительно осуществления процедур банкротства, осуществляет методологическое обеспечение в этой сфере;

б) образовывает государственное  хозрасчетное учреждение (агентство) по вопросам банкротства;

утверждает положение о государственном хозрасчетном учреждении (агентство) по вопросам банкротства;

назначает на должность  и освобождает от должности руководителя государственного хозрасчетного учреждения (агентства) по вопросам банкротства, заключает  и разрывает с ним контракт;

в) проводит при участии  министерств, других органов исполнительной власти анализ финансово-хозяйственного положения субъектов предпринимательской  деятельности, которые находятся  в государственной собственности, с целью проявить среди них  должников и предотвратить их банкротство, разрабатывает при участии органов исполнительной власти соответствующие мероприятия;

вносит предложению  относительно проводки досудовой санации субъектов предпринимательской деятельности, которые находятся в государственной собственности, согласовывает в установленном порядке условия участия инвесторов и кредиторов в проводке досудової санации относительно таких субъектов предпринимательской деятельности, в том числе по вопросам обретения права собственности на имущество предприятия, распоряжение частью его продукции, аренды имущества предприятия, удовлетворение требований кредиторов путем переведения долга (части долга) на инвестора;

обеспечивает в установленном  порядке финансирования мероприятий  по проводке досудової санации, согласовывает условия досудової санации субъектов предпринимательской деятельности, которые находятся в государственной собственности;

г) ведет в установленном  порядке реестр субъектов предпринимательской  деятельности, которые имеют денежные обязательства перед кредиторами, в том числе обязательства перед бюджетами и государственными целевыми фондами;

проводит в установленном  порядке экспертизу проектов, программ оздоровления финансового положения  субъектов предпринимательской  деятельности, включенных в реестра;

обеспечивает вместе с министерствами, другими органами исполнительной власти соблюдения интересов  государства во время проводки субъектами предпринимательской деятельности, включенными в реестра, расчетов, которые осуществляются путем зачета задолженности, требований, обязательств, в том числе перед бюджетами и государственными целевыми фондами;

согласовывает проводку выкупа у субъектов предпринимательской  деятельности, включенных в реестра, долговых обязательств перед бюджетами  всех уровней;

д) формирует и ведет единую базу данных о должниках, признанных в установленном порядке банкротами;

е) принимает участие  в подготовке предложений относительно продажи части имущества должника - государственного предприятия в  процедуре санации, имущества государственного предприятия - банкрота, относительно которого арбитражным судом вынесено постановление о ликвидации;

є) разрабатывает вместе с министерствами, другими центральными органами исполнительной власти предложения  относительно создания новых рабочих мест, социальной защиты и переподготовки работников, которые высвобождаются в связи с осуществлением мероприятий по восстановлению платежеспособности субъектов предпринимательской деятельности - должников, с признанием субъектов предпринимательской деятельности - должников банкротами;

ж) формирует учебно-методическую базу подготовки специалистов по вопросам банкротства, организовывает их обучение, повышение квалификации.

Приказом Министерства экономики от 5 декабря 2000 г. № 266 утверждено Типовое положение о региональном (областное) управление по вопросам банкротства.

Региональное (областное) управление по вопросам банкротства  согласно положенным на него задач:

1) анализирует состояние  соблюдения законодательства по  вопросам банкротства и информирует  о результатах анализа Минэкономики;

2) осуществляет контроль  за деятельностью субъектов предпринимательской  деятельности относительно соблюдения  ими условий и правил проведения  деятельности арбитражного управляющего (лицензионных условий);

3) обеспечивает в регионах реализацию процедур банкротства относительно отсутствующего должника;

Информация о работе Несостоятельность (банкротство) юридического лица