Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 19:16, курсовая работа
Целью данной контрольной работы исследование статистики экспорта нефти за период 1998-2000 гг.
В данной работе я поставила перед собой следующие задачи:
. Рассмотреть структуру нефтяной отрасти РФ;
. Изучить особенности сырьевых баз основных нефтедобывающих регионов;
. Раскрыть особенности законодательной базы, регулирующей поставки нефти
за рубеж;
. Определить положение России на моровом нефтяном рынке;
. Изучить динамику экспорта нефти в 1998-2002 гг.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1: Основные аспекты нефтяного рынка России………………………….5
1. Структура отрасли…………….………………………………………5
2. Особенности и факторы размещения нефтяной промышленности
России………………………………………………………………….7
3. Государственное регулирование экспорта нефти…………………15
Глава 2: Особенности экспорта нефти в России………………………………20
1. Россия на мировом рынке нефти……………………………………20
2. Основные рынки сбыта российской нефти………………………...25
3. Динамика экспорта нефти в 1998-2002 гг. и факторы, ее
обусловившие………………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………….……43
Приложение 1…………………………………………………………………….47
Список литературы…………………………………………………………...….48
потребителя» - США и «сверх добытчика» - Саудовской Аравии. Страна с мощной
многоотраслевой экономикой, емким внутренним рынком издавна и в больших
количествах успешно переваривает собственную нефть. Основной смысл добычи
нефти - не в получении за нее валюты, как в Саудовской Аравии, а в питании
своей энергетики, своей промышленности, своей армии, своего транспорта,
своего коммунального хозяйства. Вместе с тем при меньшем, чем в США,
потреблении и при больших запасах, страна имеет значительные излишки нефти
для поставки их на мировой рынок. Ныне Россия добывает примерно 300 млн.
т. нефти в год. Потребляет же 130 млн., что очень мало. Сравнительно
маленькая и теплая Германия потребляет немного больше нас, Китай - в
полтора раза больше, Япония - вдвое больше! Уровень потребления нефти в РФ
- кризисный. В годы Советской власти, при функционирующей экономике РСФСР
потребляла 250 млн. т. нефти в год. Если мы вернемся (а рано или поздно это
произойдет) к настоящей, развитой, многоотраслевой, энергонасыщенной
экономике, к боеспособной армии и флоту, к нормально обогреваемым городам и
посёлкам, а уровень добычи нефти при этом останется таким же, как сегодня,
то РФ практически не будет иметь излишков нефти для экспорта. Лишние наши
50 млн. т. не сделают погоды на мировом рынке, да и нашей стране - при ее
масштабах - не дадут сколько-нибудь чувствительных доходов. Для нас валютно-
ощутимые размеры экспорта начинаются с сотен миллионов тонн в год. Страна
должна выбрать - либо форсированно гнать нефть на экспорт и из поступающей
валюты строить в столице псевдопроцветающую экономику на манер арабских
шейханатов, либо закачивать живую нефть (а не нефтедоллары) в собственную
энергетику и химию и реанимировать свою индустриальную и военную мощь (но
тогда сознательно идти на сокращение валютных доходов и самоограничение в
потребительском импорте. И тот и другой путь чреват многими проблемами и
неожиданностями. Попытавшись сделать ставку на первый путь, РФ уже
столкнулась с ощутимыми проблемами: падение мировых цен на нефть, нежелание
нефтяного рынка потесниться, чтобы пустить конкурента. Но опыт мирового
развития учит: на продаже минеральных ресурсов устойчивого развития не
построишь.
Международная торговля жидким топливом в последние годы продолжает
неуклонно расти. Следующие данные дают представление о географической
структуре внешней торговли жидким топливом в мире в 1997 году (Таблица
1)[1]
Таблица 1.1
Географическая структура
|Регион
|Всего |1543.8 |1543.8 |
|США
|Канада
|Мексика
|Центральная и Южная Америка |51.3 |112.6 |
|Западная Европа
|Бывший СССР
|Центральная Европа |52.5 |0.1 |
|Ближний и Средний Восток |4.3 |784.1 |
|Северная Африка
|Западная Африка
|Восточная и Южная Африка |23.0 |- |
|Австралия
|КНР
|Япония
2.2. Основные рынки сбыта российской нефти
Экспорт нефти играет важнейшую роль в развитии экономики России.
Экспорт топлива способствует формированию единого энергетического
пространства на европейском континенте. Проблема энергообеспечения
приобрела глобальный характер, и эффективное ее решение невозможно без
широкого международного сотрудничества, без усиления интеграционных
процессов в Европе и мировом сообществе в целом. Общеевропейское
сотрудничество в энергетике позволит радикально ускорить переход всей
российской экономики к рынку.
До настоящего времени
западный и восточный. Первый объединяет 6 крупнейших нефтяных компаний, на
которые приходятся 40% нефтедобычи стран, не входящих в ОПЕК. Совокупный
объем продаж этих компаний в 1991 году составил почти 400 млрд. долларов. В
восточный картель (ОПЕК) входят 13 стран, дающих 38 % всей мировой добычи и
61 % мирового экспорта нефти. Добыча России состовляет 10% мировой, поэтому
можно с уверенностью сказать, что страна занимает сильные позиции на
международном рынке нефти. Например, эксперты ОПЕК заявили, что
государства, входящие в эту организацию, не смогут восполнить нехватку
нефти, если мировой рынок покинет РФ.
Кроме того, в обозримом будущем нефть заменить нечем. Мировой спрос
будет расти на 1,5 процента в год, а предложение существенно не возрастет.
Однако сейчас из стран - членов ОПЕК располагающих 66% мировых запасов,
лишь четыре страны могут ощутимо увеличить объем нефтедобычи (Саудовская
Аравия, Кувейт, Нигерия, Габон). Тем более существенной становиться роль
России, иначе ряд экспертов не исключают возможность скорого возникновения
очередного энергетического кризиса.
Итак,
российская нефтяная
нашей страны и всего мира в целом.
Основные рынки сбыта российской нефти – это Великобритания и Ирландия
(четверть экспорта в дальнее зарубежье), Восточная Европа (доля РФ в
импорте нефти Болгарии составляет примерно 90%, Польши 40-50%)[2],
Средиземноморье (Италия, Греция, Кипр, Турция), «материковые страны»
Западной Европы (Австрия, Швейцария, Нидерланды, Швеция, Дания, Финляндия,
Бельгия, Лихтенштейн – от 18 до 20%) США и Канада – 7%.[3]
Девяносто пять процентов российской нефти транспортируется по
трубопроводам компании «Транснефть». Небольшое количество нефти перевозится
по железной дороге, в основном на нефтеперерабатывающие заводы на Дальнем
Востоке. По нефтепроводу «Дружба» нефть поставляется в Венгрию, Словакию,
Чехию, Польшу, Восточную Германию, а так же в порт Вентспилс (Латвия).
Распад СССР осложнил использование «Дружбы» вследствие появления
дополнительных рисков для продавцов и покупателей нефти. Российским
экспортерам приходится теперь договариваться о транзите с Украиной и
Беларусью. В последние годы загрузка «Дружбы» составляет 50% проектной. В
связи с этим появилась возможность поставлять дополнительное количество
российской нефти в Западную Европу, в частности в Германию и Австрию. В
настоящее время Россия предпринимает усилия диверсифицировать пути поставок
нефти за рубеж. С распадом Советского Союза Россия так же потеряла пять из
восьми портов на Балтике, которые являлись важными путями транспортировки
российской нефти. Только 10% добываемой в России нефти проходит через
отечественные бухты. В результате Россия недополучает от экспорта (в счет
сборов на территориях других государств) до 1,5 млрд. долларов ежегодно[4].
Своеобразие
географического и
исключительную важность для России транзита нефти и нефтепродуктов.
Нынешняя неурегулированность вопросов транзита чревата нарушением
стабильности поставок энергоресурсов на рынки сбыта, удорожанием и
снижением их конкурентоспособности. А это реально угрожает подрывом основ
экономической и энергетической безопасности России.
Наша нефть по трубопроводам тоже путешествует немало, пересекая
границы Украины, Венгрии, Чехии, Словакии, Польши, Германии. Транзит
энергоресурсов дорого обходится России. Только за транспортировку нефти в
страны Западной Европы через территории Балтии и Украины приходится платить
ежегодно около
600 млн долларов.
2.3.Динамика экспорта нефти в 1998-2002 гг. и факторы, ее обусловившие
Ценовый
фактор для российского
стал, пожалуй, основным в определении стратегии его развития. В 1998 г. он
оказал решающее воздействие на принятие решения о практическом дефолте, в
2000-2001 гг., наоборот, способствовал экономическому росту и решению
проблемы внешней задолженности страны.
Ключевым в оценке экспортоориентированной модели отечественной
экономики, которая, в принципе существовала довольно долго, уходя корнями в
историю СССР, стал 1998 г., когда Россия испытала настоящий шок, связанный
с резким падением мировых цен на энергоносители (среднегодовая цена нефти
снизилась до уровня 12,3 доллара за баррель). Именно в этот период
выявилось, что ценовый фактор мирового рынка нефти определяет перспективы,
практически всей российской экономики. Естественно, в еще большей мере это
сказалось на самом нефтегазовом комплексе России. Отошли в прошлое
амбициозные проекты, компании занялись сокращением производственных
расходов, изменились принципы и масштабы налогообложения и т.д.
1998 год стал для России критическим по динамике топливных цен
экспорта, и это сразу же отразилось на макроэкономических показателях