Нефтяной рынок России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы исследование статистики экспорта нефти за период 1998-2000 гг.
В данной работе я поставила перед собой следующие задачи:
. Рассмотреть структуру нефтяной отрасти РФ;
. Изучить особенности сырьевых баз основных нефтедобывающих регионов;
. Раскрыть особенности законодательной базы, регулирующей поставки нефти
за рубеж;
. Определить положение России на моровом нефтяном рынке;
. Изучить динамику экспорта нефти в 1998-2002 гг.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1: Основные аспекты нефтяного рынка России………………………….5
1. Структура отрасли…………….………………………………………5
2. Особенности и факторы размещения нефтяной промышленности
России………………………………………………………………….7
3. Государственное регулирование экспорта нефти…………………15
Глава 2: Особенности экспорта нефти в России………………………………20
1. Россия на мировом рынке нефти……………………………………20
2. Основные рынки сбыта российской нефти………………………...25
3. Динамика экспорта нефти в 1998-2002 гг. и факторы, ее
обусловившие………………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………….……43
Приложение 1…………………………………………………………………….47
Список литературы…………………………………………………………...….48

Работа содержит 1 файл

нефтяной рынок России.doc

— 298.00 Кб (Скачать)

промышленных  месторождений.   Волго-Вятский   район   включает   территорию

республик Марий-Эл, Мордовии, Чувашии, Кировской и  Нижегородской  областей.

Этот район  непосредственно примыкает и  частично  входит  в  Волго-Уральскую

нефтегазоносную провинцию и рассматривается  как  перспективный  для  поисков

нефтяных месторождений, хотя прогноз ресурсов нефти невысокий.  В  Кировской

области   открыто   два   месторождения   (Золотаревское    и    Ильинское),

законсервированные  в  с  вязи  с  небольшими  запасами  и  сложным  составом

нефтей.

    Северокавказский  экономический район России - это старейший и  наиболее

разведанный нефтяной район России. Поиск,  разведка  и  разработка  нефтяных

месторождений ведутся в Краснодарском крае с  1864  года,  в  Ставропольском

крае с 1946 года.  За  столь  длительный  период  изучения  и  промышленного

освоения на Северном Кавказе открыто 191  нефтяное  месторождение  и  добыто

823 млн. тонн  нефти. Северный Кавказ уже  давно прошел  пик  развития  добычи

нефти  и  практически  не  имеет  реальных  геологических   перспектив   для

оптимального  воспроизводства  сырьевой  базы  и  предотвращения  дальнейшего

спада добычи  нефти.  Основные  месторождения  находятся  в  поздней  стадии

разработки, сильно выработаны  и  обводнены.  Краснодарский  край  сохраняет

ведущее  положение  в  добыче  нефти  на  Северном  Кавказе.  Однако  из  75

месторождений в разработку вовлечены 65. В них  заключено  92,5%  разведанных

запасов нефти  в крае. Прогнозные ресурсы нефти  оценены в 113 млн. тонн и  не

позволяют  рассчитывать  на  существенное   обеспечение   добычи   запасами.

Аналогичная ситуация  в  нефтедобывающей  промышленности  Республики  Чечня,

включая смежные  с ней  территории  Ингушетии,  Кабардино-Балкарии,  Северной

Осетии. Добыча нефти здесь ведется на  24  из  29  месторождений,  начальные

запасы выработаны в  среднем  на  89%.  В  том  числе  по  Старогрозненскому

месторождению  на  94%,  Молгабек-Горскому  на  97%,  Октябрьскому  на  95%.

Прогнозные остаточные  ресурсы  нефти  составляют  менее  100  млн.  тонн  и

наполовину связаны  с отложениями на глубине  свыше  5  км.  Несколько  более

благоприятное положение в Ставропольском крае, где  в  разработку  вовлечены

35 из 49 месторождений,  которые в среднем выработаны  на 67% в том  числе  по

наиболее крупным  Величаевско-Колодезному  и  Зимне-Ставкинско-Правобережному

соответственно  на 81 и 73%. Прогнозные ресурсы  составляют  150  млн.  тонн,

т.е. являются наибольшими  на  Северном  Кавказе.  В  Дагестане  за  110  лет

изучения открыто 37 небольших месторождений, из которых  за все  годы  добыто

37 млн. тонн  нефти при остающихся на балансе  запасов 9,9  млн.  тонн  нефти.

Перспектива выявления  новых  месторождений  на  суше  в  целом  ограничена.

Невелики перспективы  открытий нефти и в Ростовской области. 

    Дальневосточный  экономический район России 

Дальний  Восток  -  это   сложный   геологичекий   регион   с   неоднородным

распределением  нефтяных ресурсов, которые изучены  и освоены  промышленностью

очень слабо  и неравномерно. К  1995  году  на  Дальнем  Востоке  открыто  60

нефтяных месторождений,  но  45  из  них  находятся  на  острове  Сахалин  и

прилегающем к  нему шельфе Охотского моря. 12 - в  Республике Саха (Якутия)  и

3 - в Чукотском  АО. В то время как другие  территории (Камчатка,  Хабаровский

и Приморский  края,  Амурская  область  и особенно  крупнейшие  по  площади

акватории Охотского, Японского, Берингова,  Чукотского,  Восточно-Сибирского

морей и шельфа Тихого океана) исследованы в  отношении  нефтеносности  очень

мало. Остров Сахалин  является единственным нефтедобывающим  районом  Дальнего

Востока и одним  из старейших в России.  Он  базируется  на  сложных  запасах

нефти, заключенных  в многочисленных, но небольших по  объему  месторождениях

и  залежах.  Начальные   извлекаемые   запасы   нефти   открытых   островных

месторождений составляют 154 млн. тонн, из которых 99 млн. тонн или 64%  уже

добыты. В разработку вовлечено 24  месторождения.  В  них  сосредоточен  91%

разведанных  запасов  нефти.  морские  месторождения  (Одопту-море,   Чайво,

Лунского, Пильтун-Астохского, Аркутун-Дагинского),  разведанные на  северо-

восточном шельфе острова в пределах глубин моря до 50 метров.  По  сравнению

с месторождениями  суши их  отличают  большие  размеры,  более  благоприятное

тектоническое  строение  и  более  высокая  концентрация  запасов.   Имеется

значительный  резервный  фонд  морских  перспективных  площадей  в  различных

участках  шельфа,  где  можно  рассчитывать  на   открытие   11-12   крупных

месторождений нефти и газа.  Нефтяной  потенциал  Республики  Саха  (Якутия)

связан главным образом с юго-западной частью ее территории.  В  этом  районе

открыто 12 нефтяных  и  нефтегазовых  месторождений,  в  том  числе  крупные

Среднеботуобинское  и Талаканское, не вовлеченные, однако, в  разработку.  По

геологичеким  оценкам Республика Саха располагает крупнейшими  неразведанными

ресурсами нефти, превышающими несколько миллиардов тонн. Но  как  показывает

практика геолого-разведочных  работ,  природные  геологические  условия  для

поиска месторождений  очень  сложные  и  многие  новые  районы  недостаточно

подготовлены  методически. 

1.3. Государственное  регулирование экспорта нефти. 

      Государственное регулирование  экспорта нефти и газа  осуществляется  в

соответствии  с постановлением правительства  РСФСР от 15 ноября 1991 года  №7

«О регулировании поставок  нефти  и  продуктов  ее  переработки  за  пределы

РСФСР» (действующая  редакция от 15.09.97)  и  указом  президента  Российской

Федерации  «Об  упорядочении  экспорта  природного  газа»  (в   ред.   Указа

Президента РФ от 16.05.97 N 491).

      В целях усиления контроля  за  вывозом  энергоресурсов  Государственный

таможенный комитет  Российской Федерации приказом  от  10  ноября  1994  года

№576 утвердил «Положение об энергетической таможне». Энергетическая  таможня

осуществляет  контроль за таможенным оформлением  товаров  в  соответствии  с

Приказом  от  30  ноября  1995  года  «О  таможенном   оформлении   товаров,

перемещаемых  трубопроводным   транспортом».   На   энергетическую   таможню

возложены обязательства  по декларированию товаров и валютному контролю.

      Важной  формой  регулирования   экспорта  нефти  и  газа   за   пределы

Российской Федерации  является и ставка акциза. В соответствии с  Федеральным

законом «Об  акцизах» ставка акциза для всех  предприятий  была  единой.  Для

более эффективного регулирования экспорта Правительство  РФ  15  января  1997

года  приняло  постановление  «Об  установлении  дифференцированных   ставок

акциза  на  нефть,  добываемую  на  территории  Российской   Федерации».   В

соответствии  с данным постановлением при экспорте по решениям  Правительства

  Российской   Федерации   нефти   и   газового   конденсата   организациями,

закупающими нефть  и  газовый  конденсат  у  нефтедобывающих  предприятий  по

внутренним ценам  российского рынка,  взимание  акциза  таможенными  органами

производится  по   установленной   для   соответствующего   нефтедобывающего

предприятия ставке акциза.

    Сегодня   в  распоряжении  госструктур   остаются  самые  разные   рычаги

воздействия на нефтегазовые корпорации.  Первый  из  них  –  это  собственно

экономическая  политика  в  применении  к  отрасли.  Она  включает  в   себя

установление  налогов, пошлин и тарифов, предоставление льгот и квот,  выдачу

лицензий на  разработку  месторождений,  утверждение  соглашений  о  разделе

продукции, назначение  руководителей  госкомпаний.  На  политическом  уровне

делается выбор  в пользу приоритетного развития тех или  иных  регионов  (где

зачастую  присутствуют  интересы  нефтегазового   сектора),   усиления   или

ослабления фискального давления на ТЭК, защиты  (или,  наоборот,  отказа  от

защиты) прав инвесторов на конкретных предприятиях.

    Второй  рычаг влияния государства на  ситуацию  в  нефтегазовом  секторе–

это его политика  в  отношениях  с  “олигархическими”  группами,  владеющими

значительной  частью  российской  “нефтянки”.   По   многим   признакам,   в

руководстве исполнительной власти пока нет четкого видения  будущей  системы

взаимоотношений с  “олигархами”.  Полностью  отказаться  от  услуг  крупного

бизнеса будущему руководству страны вряд ли удастся: с  ними,  как  минимум,

придется  консультироваться  по  важнейшим  экономическим  вопросам,  а  как

максимум, активно  использовать их ресурсы для пополнения  бюджета,  снижения

социальной  напряженности,  реализации  различных   политических   проектов,

обеспечения влияния  Центра на события в регионах.

    В   настоящее  время  главным   органом  государственного   регулирования

топливно-энергетического   комплекса   является   Министерство   топлива   и

энергетики.   Министерство   имеет   статус   головного   разработчика   или

согласователя ряда правительственных  документов,  регулирующих  ситуацию  в

ТЭКе.

      27 февраля 1998 года  Министерство  топлива  и  энергетики  Российской

Федерации приняло  приказ «О совершенствовании организации поставок нефти  на

экспорт». В  целях  повышения   эффективности   экспорта  российской  нефти,

совершенствования    организации      государственного      контроля     при

планировании     экспорта     и   повышения    ответственности    работников

центрального  аппарата  Министерства   и   нефтедобывающих   организаций   и

предприятий топливно - энергетического комплекса с 1 марта 1998 г.  вводится

новый порядок  разработки, движения  и  утверждения  документов,   касающихся

поставок нефтяногосырья  за   пределы   таможенной   территории   Российской

Федерации,   утвержденный     Министерством     топлива     и     энергетики

Информация о работе Нефтяной рынок России