Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 19:16, курсовая работа
Целью данной контрольной работы исследование статистики экспорта нефти за период 1998-2000 гг.
В данной работе я поставила перед собой следующие задачи:
. Рассмотреть структуру нефтяной отрасти РФ;
. Изучить особенности сырьевых баз основных нефтедобывающих регионов;
. Раскрыть особенности законодательной базы, регулирующей поставки нефти
за рубеж;
. Определить положение России на моровом нефтяном рынке;
. Изучить динамику экспорта нефти в 1998-2002 гг.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1: Основные аспекты нефтяного рынка России………………………….5
1. Структура отрасли…………….………………………………………5
2. Особенности и факторы размещения нефтяной промышленности
России………………………………………………………………….7
3. Государственное регулирование экспорта нефти…………………15
Глава 2: Особенности экспорта нефти в России………………………………20
1. Россия на мировом рынке нефти……………………………………20
2. Основные рынки сбыта российской нефти………………………...25
3. Динамика экспорта нефти в 1998-2002 гг. и факторы, ее
обусловившие………………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………….……43
Приложение 1…………………………………………………………………….47
Список литературы…………………………………………………………...….48
Российской Федерации 27 февраля 1998 г. В соответствии с данным приказом
начата работа по совершенствованию координации поставок нефти по
экспортным направлениям и подготовка предложения по организации работы
координаторов экспортных направлений с учетом изменения транспортных схем
экспорта, структуры нефтяных компаний ТЭК и условий рынка сбыта российской
нефти.
В контексте топливного обеспечения северных регионов России роль
Минтопэнерго проявляется в разработке совместно с Госкомсевером Программы
использования альтернативных источников энергии.
Далеко идущая цель, которую Минтопэнерго связывает с балансовыми
заданиями, состоит в формировании Энергетического союза России, Казахстана,
Туркмении и Белоруссии. Инструментом его создания рассматривается
разработка и принятие консолидированного четырехстороннего баланса ТЭР. По
итогам визита
Калюжного в Казахстан в
начала работы двухсторонней группы по формированию российско-казахстанского
баланса ТЭР.
Непременно
в задачи государственного
внешнеэкономической деятельности нефтегазовых компаний. Минтопэнерго
принципиально настаивает на информировании госорганов о всех значимых
внешнеэкономических договоренностях и контрактах, заключаемых российскими
нефтегазовыми компаниями.
На сегодня рыночная экономика предлагает нам две альтернативы
регулирования экспорта – квоты и налоги (акцизы).
Что такое квота? Это показатель, определяющий, сколько нефти будет
продано за текущий временной отрезок, и сколько достанется каждой компании.
Квоты хороши тем, что, являясь нерыночным инструментом регулирования, они
позволяют государству более четко и оперативно реагировать на изменения
конъюнктуры рынка. Еще один плюс такого решения в том, что квоты позволяют
координировать российский экспорт с экспортными квотами ОПЕК, что дает
возможность, в свою, очередь, избегать резких падений цен.
Вторая альтернатива – налоговое регулирование. С точки зрения
соответствия стандартам рыночной экономики налоговое регулирование
предпочтительнее. Налоговое регулирование позволяет правительству
адаптировать экспортные пошлины к тенденциям мировых цен на нефть. Как
известно, роль экспортных пошлин на нефть двойственна. С одной стороны, они
формируют значительную часть доходов бюджета и при этом, что особенно
важно, валютные поступления в бюджет. Их непосредственный эффект прост –
чем выше пошлины, тем лучше бюджету, хотя, впрочем, отдаленные эффекты
могут быть иные и их можно обнаружить, например, при сравнении
экономической эффективности работы бюджетных денег и денег, которыми
оперирует нефтяной сектор. С другой стороны, экспортные пошлины
непосредственно влияют на финансовые показатели нефтяных компаний. Чем выше
экспортные пошлины, тем финансовые показатели нефтяных компаний хуже.
Отсюда уровень экспортной пошлины – это всегда компромисс между интересами
бюджета и интересами нефтяных компаний.
В России либерализация государственного регулирования в области
экспорта энергоносителей привела к росту экономической преступности. Стала
возрастать коррупция. Больших размеров достиг отток российских
нефтедолларов в зарубежные банки. Одновременно это привело к неоправданному
снижению цен на российскую нефть на мировом рынке. Мировой опыт
показывает, что в крупнейших странах-экспортерах топлива осуществляется
достаточно жесткий государственный контроль за его экспортом. Это относится
как к промышленно развитым, так и развивающимся странам. Сохранение
жесткого государственного контроля над внешней торговлей топливом дает
возможность странам более эффективно бороться с коррупцией, отстаивать
национальные интересы государства на, мировых рынках.
Сейчас наступает время, когда остро необходимо сочетание плановых и
рыночных механизмов. Оно и понятно: рынок должен беспрепятственно
формировать цену бензина на заправочных станциях, а государству пристало в
плановом порядке регулировать освоение своих нефтяных ресурсов, косвенно
воздействуя этим
на цену нефти и бензина.
Глава 2. Особенности экспорта нефти в России
2.1. Россия на мировом рынке нефти
В наше время контроль за топливно-энергетическими ресурсами и средствами их
транспортировки играет не последнюю роль в определении геополитической
ситуации той или иной страны. Нефтяная промышленность сегодня - это крупный
хозяйственный комплекс, который живет и развивается по своим
закономерностям.
Доказанные
запасы нефти в мире
добыча составляет около 3.5 млрд. т. Однако, вряд ли стоит предрекать
наступление через 40 лет глобального кризиса в связи с исчерпанием нефти в
недрах земли, ведь экономическая статистика оперирует цифрами доказанных
запасов, то есть запасов, которые полностью разведаны, описаны и исчислены.
А это далеко не все запасы планеты. Наиболее яркой особенностью размещения
запасов нефти является их сверхконцентрация в одном сравнительно небольшом
регионе - бассейне Персидского залива. Здесь, в арабских монархиях Иране
и Ираке, сосредоточены почти 2/3 доказанных запасов, причем большая их
часть (более 2/5 мировых запасов) приходится на три аравийские страны с
немногочисленным коренным населением - Саудовскую Аравию, Кувейт и ОАЭ.
Среди стран, обладающих очень большими запасами (более 10 млрд. т. в
каждой, или более 6 % мировых), - Ирак, Иран и Венесуэла.
Основным
центром силы который в
ситуации на нефтяном рынке, на сегодняшний день является Организация стран-
экспортеров нефти (ОПЕК).
ОПЕК - Организация стран-экспортеров нефти, в нее входят: Индонезия,
Иран, Ирак, Катар, Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия, Алжир, Ливия, Нигерия,
Венесуэла, Габон,
Эквадор.
Диаграмма 21
Распределение доказанных
по странам и группам стран мира, %
[pic]
ОЭСР
- Организация экономического
себя 29 экономически развитых стран. В состав ОЭСР входят: Австралия,
Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания,
Ирландия, Исландия, Испания, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Мексика,
Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, США, Турция,
Финляндия, Франция, Швеция, Чехия, Швейцария, Южная Корея, Япония.
Россия с ее семью миллиардами тонн сильно отстает от шести «великих
нефтяных держав». Мы не так уж намного впереди Мексики и Ливии. Слабым
утешением может служить то, что США и Китай обладают еще меньшими запасами.
Многие аналитики считают, что США сознательно занижает свои нефтяные
запасы, чтобы, по возможности, беречь свою нефть в недрах «на черный день»
и в то же время, прибедняясь таким образом, утверждать свое присутствие на
Ближнем Востоке, мотивируя это «жизненными интересами».
В Европе исчерпание запасов связано со сравнительно небольшой
природной нефтеносностью региона и очень интенсивной добычей в последние
десятилетия: форсируя добычу, страны зарубежной Европы стремятся разрушить
монополию ближневосточных экспортеров. Однако шельф Северного моря -
главная нефтяная бочка Европы - не бесконечно нефтеносен.
Заметное уменьшение доказанных запасов на территории бывшего СССР,
связано не столько с физическим исчерпанием недр, как в Западной Европе,
и не столько с желанием попридержать свою нефть, как в США, сколько с
кризисом в
отечественной
запасов отстают от темпов растрачивания старого багажа.
Однако, Россия входит в тройку крупнейших нефтедобытчиков Земли,
уступая в этой области лишь Саудовской Аравии и США. На эти три страны
приходится треть добываемой в мире нефти. Эти страны удерживают лидерство
на протяжении последних десятилетий, однако занимаемые ими места в группе
лидеров постоянно меняются. Значение гигантской нефтедобычи в каждой из
трех стран - лидеров - свое. В США добыча, которая по мировым меркам
кажется огромной, на самом деле мала. Для страны, сжигающей и
перерабатывающей ежегодно чуть не миллиард тонн нефтепродуктов, четырехсот
миллион тонная добыча - не решение проблем. Очевидно, что будущее
экономики США связано с импортом нефти. Нефть же, добываемая внутри самих
США, не оказывает большого воздействия на мировой рынок.
В Саудовской Аравии добычу
нефти можно без
огромной. Из полу миллиардно тонной добычи страна «усваивает» лишь 50
млн., да и то с трудом. Ей заведомо не нужно столько нефти. Не нефтедобыча
возникла здесь в ответ на потребности экономики в нефти, а сама
нефтепотребляющая экономика стала позднейшим ответом на огромную
нефтедобычу, которая начала вестись в интересах внешних потребителей.
Страна - крупнейший в мире продавец нефти, во многом определяющий
состояние мирового рынка первичных источников энергии.
Россия занимает промежуточное положение между полюсами «сверх