Нефтяной рынок России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы исследование статистики экспорта нефти за период 1998-2000 гг.
В данной работе я поставила перед собой следующие задачи:
. Рассмотреть структуру нефтяной отрасти РФ;
. Изучить особенности сырьевых баз основных нефтедобывающих регионов;
. Раскрыть особенности законодательной базы, регулирующей поставки нефти
за рубеж;
. Определить положение России на моровом нефтяном рынке;
. Изучить динамику экспорта нефти в 1998-2002 гг.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1: Основные аспекты нефтяного рынка России………………………….5
1. Структура отрасли…………….………………………………………5
2. Особенности и факторы размещения нефтяной промышленности
России………………………………………………………………….7
3. Государственное регулирование экспорта нефти…………………15
Глава 2: Особенности экспорта нефти в России………………………………20
1. Россия на мировом рынке нефти……………………………………20
2. Основные рынки сбыта российской нефти………………………...25
3. Динамика экспорта нефти в 1998-2002 гг. и факторы, ее
обусловившие………………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………….……43
Приложение 1…………………………………………………………………….47
Список литературы…………………………………………………………...….48

Работа содержит 1 файл

нефтяной рынок России.doc

— 298.00 Кб (Скачать)

Российской Федерации 27 февраля 1998 г. В  соответствии  с  данным  приказом

начата  работа  по  совершенствованию  координации    поставок    нефти   по

экспортным направлениям  и подготовка  предложения  по  организации   работы

координаторов экспортных направлений с учетом  изменения  транспортных  схем

экспорта,  структуры  нефтяных компаний ТЭК и условий  рынка сбыта  российской

нефти. 

    В   контексте  топливного  обеспечения   северных  регионов  России  роль

Минтопэнерго  проявляется в разработке совместно  с  Госкомсевером  Программы

использования альтернативных источников энергии.

    Далеко  идущая  цель,  которую  Минтопэнерго  связывает  с  балансовыми

заданиями, состоит  в формировании Энергетического  союза России,  Казахстана,

Туркмении  и   Белоруссии.   Инструментом   его   создания   рассматривается

разработка и  принятие консолидированного четырехстороннего  баланса  ТЭР.  По

итогам визита Калюжного в Казахстан в феврале 2000 г. уже принято решение  о

начала работы двухсторонней группы по формированию  российско-казахстанского

баланса ТЭР.

    Непременно  в задачи государственного регулирования   входит  координация

внешнеэкономической   деятельности   нефтегазовых   компаний.   Минтопэнерго

принципиально  настаивает  на  информировании  госорганов  о  всех  значимых

внешнеэкономических договоренностях и  контрактах,  заключаемых  российскими

нефтегазовыми компаниями.

    На  сегодня  рыночная  экономика   предлагает   нам   две   альтернативы

регулирования экспорта – квоты и налоги (акцизы).

    Что  такое квота? Это  показатель,  определяющий,  сколько  нефти   будет

продано за текущий  временной отрезок, и сколько  достанется каждой  компании.

 Квоты хороши  тем, что, являясь нерыночным  инструментом  регулирования,  они

позволяют государству  более четко  и  оперативно  реагировать  на  изменения

конъюнктуры рынка. Еще один плюс такого решения в  том, что  квоты  позволяют

координировать  российский экспорт  с  экспортными  квотами  ОПЕК,  что  дает

возможность, в  свою, очередь, избегать резких падений  цен.

    Вторая  альтернатива  –  налоговое   регулирование.   С   точки   зрения

соответствия   стандартам   рыночной   экономики   налоговое   регулирование

предпочтительнее.   Налоговое    регулирование    позволяет    правительству

адаптировать  экспортные пошлины к  тенденциям  мировых  цен  на  нефть.  Как

известно, роль экспортных пошлин на нефть двойственна. С одной стороны,  они

формируют значительную часть  доходов  бюджета  и  при  этом,  что  особенно

важно, валютные поступления в бюджет. Их  непосредственный  эффект  прост  –

чем выше пошлины, тем  лучше  бюджету,  хотя,  впрочем,  отдаленные  эффекты

могут  быть  иные  и  их   можно   обнаружить,   например,   при   сравнении

экономической  эффективности  работы  бюджетных  денег  и  денег,   которыми

оперирует  нефтяной   сектор.   С   другой   стороны,   экспортные   пошлины

непосредственно влияют на финансовые показатели нефтяных компаний. Чем  выше

экспортные  пошлины,  тем  финансовые  показатели  нефтяных  компаний  хуже.

Отсюда уровень  экспортной пошлины – это всегда компромисс  между  интересами

бюджета и интересами нефтяных компаний.

    В   России  либерализация  государственного  регулирования   в   области

экспорта энергоносителей  привела к росту экономической  преступности.  Стала

возрастать   коррупция.   Больших   размеров   достиг    отток    российских

нефтедолларов в зарубежные банки. Одновременно это привело к  неоправданному

снижению  цен  на  российскую  нефть  на   мировом   рынке.   Мировой   опыт

показывает, что  в  крупнейших  странах-экспортерах  топлива  осуществляется

достаточно жесткий  государственный контроль за его  экспортом. Это  относится

как  к  промышленно  развитым,  так  и  развивающимся  странам.   Сохранение

жесткого государственного  контроля  над  внешней  торговлей  топливом  дает

возможность странам  более  эффективно  бороться  с  коррупцией,  отстаивать

национальные  интересы государства на, мировых рынках.

    Сейчас  наступает время, когда остро   необходимо  сочетание  плановых  и

рыночных  механизмов.  Оно  и   понятно:   рынок   должен   беспрепятственно

формировать цену бензина на заправочных станциях, а государству  пристало  в

плановом порядке  регулировать освоение  своих  нефтяных  ресурсов,  косвенно

воздействуя этим на цену нефти и бензина. 
 
 

Глава 2. Особенности  экспорта нефти в России

2.1. Россия на  мировом рынке нефти

В наше время  контроль за топливно-энергетическими ресурсами и средствами  их

транспортировки играет  не  последнюю  роль  в  определении  геополитической

ситуации той  или иной страны. Нефтяная промышленность сегодня - это  крупный

  хозяйственный   комплекс,    который   живет   и   развивается   по   своим

закономерностям.

    Доказанные  запасы нефти в мире оцениваются  в 140 млрд. т., а  ежегодная

добыча составляет около 3.5  млрд.  т.  Однако,  вряд  ли  стоит  предрекать

наступление через 40 лет глобального кризиса в  связи с исчерпанием  нефти  в

недрах земли, ведь экономическая  статистика  оперирует  цифрами  доказанных

запасов, то есть запасов, которые полностью разведаны, описаны и  исчислены.

А это далеко не все запасы планеты. Наиболее яркой  особенностью  размещения

запасов нефти  является их сверхконцентрация в  одном  сравнительно  небольшом

регионе - бассейне Персидского залива. Здесь, в арабских   монархиях   Иране

и Ираке, сосредоточены  почти 2/3  доказанных   запасов,  причем  большая  их

часть (более 2/5 мировых запасов) приходится  на  три  аравийские  страны  с

немногочисленным  коренным населением -  Саудовскую  Аравию,  Кувейт  и ОАЭ.

Среди стран, обладающих очень  большими  запасами  (более  10  млрд.  т.   в

каждой, или более 6 %   мировых), - Ирак, Иран и Венесуэла.

    Основным  центром силы который в наибольшей  степени влияет  на  развитие

ситуации на нефтяном рынке, на сегодняшний день является Организация  стран-

экспортеров нефти (ОПЕК).

    ОПЕК - Организация стран-экспортеров  нефти, в нее  входят:   Индонезия,

Иран, Ирак, Катар, Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия,  Алжир,  Ливия,  Нигерия,

Венесуэла, Габон, Эквадор. 
 

Диаграмма 21 
 
 

                   Распределение доказанных запасов  нефти 

                     по странам и группам стран  мира, %

[pic]

    ОЭСР - Организация экономического сотрудничества  и развития, включает в

себя 29 экономически  развитых  стран.  В состав  ОЭСР  входят:  Австралия,

Австрия,  Бельгия,  Великобритания,  Венгрия,   Германия,   Греция,   Дания,

Ирландия, Исландия, Испания, Испания, Италия, Канада,  Люксембург,  Мексика,

Нидерланды, Новая  Зеландия,  Норвегия,  Польша,  Португалия,  США,  Турция,

Финляндия, Франция, Швеция, Чехия, Швейцария, Южная Корея, Япония.

    Россия  с ее семью миллиардами тонн  сильно отстает от  шести   «великих

нефтяных держав». Мы не так уж намного впереди  Мексики    и  Ливии.  Слабым

утешением может служить то, что США и Китай обладают еще меньшими  запасами.

Многие аналитики  считают,  что   США   сознательно  занижает  свои  нефтяные

запасы, чтобы, по возможности, беречь свою нефть в  недрах  «на черный  день»

 и в то  же время, прибедняясь таким  образом, утверждать свое присутствие  на

Ближнем Востоке, мотивируя это  «жизненными   интересами».

    В   Европе  исчерпание  запасов   связано  со   сравнительно    небольшой

природной нефтеносностью региона и очень  интенсивной  добычей  в  последние

десятилетия:  форсируя добычу, страны зарубежной Европы стремятся  разрушить

монополию  ближневосточных  экспортеров.  Однако  шельф  Северного  моря   -

главная  нефтяная бочка Европы - не бесконечно нефтеносен.

    Заметное  уменьшение доказанных  запасов   на  территории  бывшего  СССР,

связано не столько  с физическим  исчерпанием  недр, как в  Западной  Европе,

и не столько  с желанием попридержать  свою  нефть,  как  в  США,  сколько  с

кризисом в  отечественной геологоразведочной отрасли.  Темпы  разведки  новых

запасов отстают  от темпов растрачивания  старого  багажа.

    Однако,  Россия  входит  в  тройку  крупнейших  нефтедобытчиков   Земли,

уступая в этой области лишь Саудовской Аравии  и  США.  На  эти  три  страны

приходится треть  добываемой в мире нефти. Эти  страны  удерживают  лидерство

на  протяжении последних десятилетий, однако занимаемые ими места  в  группе

лидеров постоянно  меняются. Значение  гигантской  нефтедобычи  в  каждой  из

трех  стран - лидеров - свое.  В США  добыча,  которая  по  мировым  меркам

кажется   огромной,  на  самом  деле  мала.   Для   страны,   сжигающей    и

перерабатывающей  ежегодно чуть не миллиард тонн нефтепродуктов,   четырехсот

миллион  тонная  добыча  -  не  решение   проблем.  Очевидно,  что   будущее

экономики США  связано с импортом нефти. Нефть же,  добываемая  внутри  самих

США, не оказывает  большого воздействия на мировой  рынок.

       В Саудовской Аравии добычу  нефти  можно  без  преувеличения   назвать

огромной. Из полу миллиардно  тонной  добычи  страна   «усваивает»  лишь  50

млн., да и то с трудом. Ей заведомо не нужно столько  нефти.  Не  нефтедобыча

возникла  здесь  в  ответ  на  потребности  экономики   в  нефти,   а   сама

нефтепотребляющая  экономика    стала   позднейшим   ответом   на   огромную

нефтедобычу,  которая  начала  вестись  в  интересах  внешних  потребителей.

Страна  -  крупнейший  в  мире  продавец  нефти,  во  многом    определяющий

состояние мирового рынка первичных источников энергии.

    Россия  занимает  промежуточное   положение   между   полюсами   «сверх

Информация о работе Нефтяной рынок России