Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 16:51, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена государственному регулированию экономики.
Вопрос о том, должна ли экономика регулироваться государством или использовать рычаги саморегулирования, является спорным до настоящего времени. Но если раньше ученые склонялись к тому , что экономика сама в состоянии установить равновесие и удержать его, то сейчас становится ясно, что государственное регулирование необходимо.
|1. Введение |3 |
|2. Регулирование экономики в рыночном хозяйстве |4 |
|3. Государственное регулирование экономики: цели и |6 |
|средства | |
|4. Теоретические модели государственного |10 |
|регулирования экономики. | |
|5. Методы государственного регулирования экономики |11 |
|6. Саморегулирование рыночной экономики. Недостат- |26 |
|ки рыночного регулирования. | |
|7. Негативы государственного вмешательства в эконо- |30 |
|мику. | |
|8. Некоторые принципиальные подходы к реализации |31 |
|государственного регулирования экономики. | |
|9. Список литературы |34 |
Вертикальная интеграция.
Западные специалисты так интерпретируют
это понятие: Вертикальная интеграция
- это производство и продажа большинства
минеральных ресурсов, таких как нефть,
медь, олово, никель и алюминий, обычно
контролируемое олигополией из вертикально
интегрированных многонациональных корпораций,
которые выступают одновременно основными
производителями и основными потребителями
минеральных ресурсов.
Характеризуя это понимание, выделяют
несколько принципиальных моментов:1
- интеграцию добывающего и обрабатывающего комплексов;
- возникновение олигополий в составе крупнейших ТНК;
- обеспечение конкурентного
преимущества в виде
- подрыв высоко -
интегрированными странами
- поддержание во
всемирном хозяйстве полярности “сырье
- технологии”,
“экономика сырья - экономика технологий”
- закрепление неоколониальной
зависимости (основа которой -
технологическая зависимость,
При этом вертикальная интеграция обеспечивает не только корпоративные , но и макроэкономические преимущества. В их числе: организационно - экономическое единство добывающего и обрабатывающего секторов экономики, рост степени пропорциональности их работы; существенное расширение промежуточного спроса: на средства производства, продукцию инновационного и инвестиционного назначения, научно - исследовательские и технологические разработки; снижение инфляционного потенциала экономики; оптимизация пропорции между производством конечной и промежуточной продукции; сокращение непроизводительных потерь топливно - энергетических и материальных ресурсов; развитие технологий с растущим замещением первичных ресурсов вторичными, неэкологических технологий - экологическими; регулирование промежуточных цен в зависимости от уровня конечных; перенос доходообразования и, соответственно, налогообложения с реализации промежуточной на реализацию продукции и услуг конечного спроса; превращение качества продукции в фактор экономии корпоративных и народнохозяйственных издержек; расширение границ экономической эффективности высоких технологий и новой техники; увеличение макроэкономической конкурентоспособности на основе улучшения качества и сокращения народнохозяйственных издержек конечной продукции; продвижение к экономике с “нулевой инфляцией”; постепенное становление нового макроэкономического регулятора: нормы общекорпоративного и, далее, народнохозяйственного дохода вместо нормы прибыли; удержание экономики в “интервале прогресса”, когда цикл полного обновления основных производственных фондов составляет в среднем около 7 лет; устойчивость макроэкономической конкурентоспособности.
Автор данной статьи утверждает, что России необходима вертикальная интеграция расширенного воспроизводства, так как основными бедами нашей страны, отброшенной на отсталую стадию развития продолжают быть: отрыв добывающих отраслей и комплексов от обрабатывающих, деиндустриализация, деградация машиностроительного комплекса, растущая технологическая зависимость, расстройство кругооборота основных производственных фондов, отсутствие системы макроэкономического регулирования. А положительные эффекты вертикальной интеграции налицо.
Саморегулирование рыночной экономики
Говоря о государственном регулировании экономики, нельзя не сказать несколько слов о саморегулирующей функции рынка, о ее плюсах и минусах, об отличиях от госрегулирования.
Саморегулирование
является самой древней формой регулирования
экономики. Уже в простом товарном
производстве кооперация труда перерастает
масштабы индивидуальной трудовой деятельности
отдельного человека и его мелкой частной
собственности, вследствие чего рынок
доже в неразвитой форме становится тем
механизмом, который обеспечивает и согласовывает
экономические пропорции и связи между
конкретными видами труда. Действие закона
стоимости путем случайных колебаний
рыночных цен выполняет роль стихийного,
проявляющегося за спиной товаропроизводителя
регулятора.
“Невидимая рука” рынка предстает в реальном
стремлении массы конкурирующих участников
рынка к своему доходу, росту своего капитала.
В настоящее время рыночный механизм и рыночная конкуренция - это конкуренция систем, перешедших от состояния стихийного саморегулирования в состояние жесткой самоорганизации.
На основе кейнсианства и монетаризма сложилась сеть механизмов саморегуляции в виде функциональных экономических систем (ФЭС). Они отличаются от целенаправленных систем тем, что они представляют собой саморегулирующиеся элементы, в которых всякое отклонение от определенных заданных параметров устойчивости служит толчком к немедленной мобилизации многочисленных механизмов , восстанавливающих равновесие на макро- и микроуровне.
Например, при наплыве
дешевых импортных товаров
Одной из основных ФЭС в рыночной экономике является система формирования конкурентной Среды, которая создает и поддерживает оптимальные условия для развития частного предпринимательства и добросовестной конкуренции. Она же обеспечивает защиту мелких и средних компаний от недобросовестной конкуренции со стороны крупных монополий, а также регулирует деятельность естественных монополий.
Во многих промышленно
развитых странах действует
Появление ФЭС стало возможным лишь в связи с бурным развитием средств связи, телекоммуникаций и электронно - вычислительной техники, которые позволяют оперативно получать информацию о положении на внутреннем и внешнем рынках, анализировать ее и готовить варианты тех или иных решений.
В саморегулирующейся
экономической системе
Необходимо заметить, что в России создаются лишь отдельные элементы функциональных экономических систем, из которых в перспективе могут сформироваться действенные механизмы саморегуляции.
Однако необходимо
заметить, что достижение системного сбалансированного
состояния отнюдь не является экономическим
императивом.
Более того, действительное развитие любых
экономических систем происходит именно
при отклонениях от равновесия. Основное
достоинство рыночных институтов - вовсе
не обеспечение ими равновесности социально
- экономического развития, а:1
1. Децентрализация
принятия экономических
2. Создание мощных
стимулов к достижению
3. Продуцирование механизмов технико - экономической эволюции, определяющих смену технологических и институциональных укладов в экономике с сопутствующими этому долгосрочному развитию многократным повышением производительности общественного труда и уровня жизни.
При этом перечисленные достоинства рыночных институтов проявляются не самопроизвольно, а при условии создания эффективной системы государственного регулирования экономики с использованием административных и нормативных методов.
Недостатки рыночного саморегулирования
Рыночный механизм регулирования имеет ряд недостатков. Согласно ключевой посылке неоклассической теории, в экономической системе существует такая траектория развития, на которой все хозяйственные субъекты достигают максимальной степени реализации своих интересов при данных действиях других субъектов. Каждый субъект при разных равновесиях удовлетворяет свои потребности в различной мере. На практике субъекты могут пытаться выбирать стратегии поведения без учета интересов других субъектов, и в результате благосостояние всех может ухудшиться по сравнению с любым из равновесий. То есть, даже если рыночное равновесие и существует, вероятность его реализации крайне мала; более того, в связи с цикличностью развития рыночной экономики существуют силы, выводящие ее из равновесия и порождающие колебательные процессы.
Неоклассическая модель игнорирует производство “общественных благ”, которые потребляются всеми гражданами или предприятиями страны и региона. К таким благам относятся информация и технологии, обеспечение безопасности и создание правовой и правоохранительной системы.
Экономика не является
системой вечных и одинаковых элементов
. Она состоит из постоянно создаваемых
и погибающих организмов (предприятий,
семей, организаций и учреждений
и т. д. ). Поэтому темпы, пропорции
и эффективность экономического развития
зависит от состояния институциональной
системы, ресурсно - технологического
и кадрового потенциала в предшествующие
периоды. Из-за этого, затянувшаяся “временная”
остановка большинство предприятий наукоемких
отраслей промышленности в
России привела к почти полной потере
стартовых возможностей для их развития
в будущем, даже после перехода к экономическому
росту. Технологическое отставание легко
допустить, но почти невозможно преодолеть.
Рынок не способствует развитию научно - технического прогресса, так как он требует серьезных фундаментальных исследований, которые всегда связаны с риском и частный капитал обычно не занимается этой областью.
Рынок не решает экологическую проблему: при производстве товаров и услуг в силу технологии происходит загрязнение окружающей Среды, то есть предприятие переносит часть своих издержек на других вместо того, чтобы осуществить затраты на очистительные сооружения.
Негативы государственного вмешательства в экономику.
Безусловно, рыночное саморегулирование имеет множество недостатков, но и государственное регулирование не является идеальным.
Не следует забывать
о высоких издержках общества
на содержание госаппарата и огромном
хозяйственном ущербе, наносимом
некомпетентными, недобросовестными
и несвоевременными действиями государственных
властей.
Огромная концентрация власти, неизбежная
при централизации принятия важнейших
социально - экономических решений, порождает
высокие социально - политические издержки,
несоизмеримые с выгодами, которые может
“в идеале” получить общество от преодоления
рыночной анархии.1
У власти стоят живые люди, которые имеют свои личные интересы, и интересы государственного чиновника часто вступают в противоречия с его личными интересами. На чиновников также оказывают давление определенные круги (лобби).Очень часто государственные чиновники голосуют за популярные проекты, которые сулят скорую выгоду населению, но в будущем несут большие потери.
Некоторые принципиальные подходы к реализации государственного регулирования экономики.
Государство должно
установить критериальные цели, по
которым определяется успех или
неуспех экономической
Например, в Китае позитивное восприятие
реформы зависит в большей степени от
того, что четко выделены три ее “кита”:
рост производства , благосостояние народа,
усиление мощи государства.
В России же был выделен ряд первостепенных задач, выражающих целевую направленность проводимых преобразований в экономике. Среди них: усиление роли государства , поворота реформ к нуждам населения, совершенствование структуры экономики и повышение ее эффективности. Целью должно быть развитие производительных сил страны, оцениваемое в конечном итоге через рост благосостояния народа. Характеристика производительных сил в новой структуре включает:1 интеллект, информационную базу, научно - творческий потенциал, предпринимательский ресурс, труд и его мотивацию, технику, технологию (средства труда), энергетическую базу, материально - сырьевую базу, территориально пространство развития, организационно - структурные факторы, культурную среду.
Необходимо остановиться
на непротиворечивой системе средств
последовательного
Информация о работе Научные основы и методология государственного регулирования экономики