Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 16:51, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена государственному регулированию экономики.
Вопрос о том, должна ли экономика регулироваться государством или использовать рычаги саморегулирования, является спорным до настоящего времени. Но если раньше ученые склонялись к тому , что экономика сама в состоянии установить равновесие и удержать его, то сейчас становится ясно, что государственное регулирование необходимо.
|1. Введение |3 |
|2. Регулирование экономики в рыночном хозяйстве |4 |
|3. Государственное регулирование экономики: цели и |6 |
|средства | |
|4. Теоретические модели государственного |10 |
|регулирования экономики. | |
|5. Методы государственного регулирования экономики |11 |
|6. Саморегулирование рыночной экономики. Недостат- |26 |
|ки рыночного регулирования. | |
|7. Негативы государственного вмешательства в эконо- |30 |
|мику. | |
|8. Некоторые принципиальные подходы к реализации |31 |
|государственного регулирования экономики. | |
|9. Список литературы |34 |
Очень важной предпосылкой государственного регулирования экономики является разработка прогнозов. Государственное программирование представляет собой систему научно обоснованных представлений о тех или иных направлениях социально - экономического развития страны.
Возможные временные рамки среднесрочных разработок такого рода составляют от 4 до 7 лет. Это вполне оправданно. С одной стороны, они совпадают с периодами ротации исполнительной власти, разрабатывающей и реализующей программы развития. С другой, это минимальный срок для получения ощутимых конструктивных эффектов управляющих воздействий, если учитывать масштабы и инертность отечественной экономики.
Программа - это комплекс локализованных во времени и пространстве, непротиворечивых конкретных мер в области социальной, структурно - инвестиционной, финансово - кредитной, налоговой, бюджетной, ценовой, внешнеэкономической, аграрной , научно - технической, институциональной политики, ориентированных на достижение как качественно, так и количественно определенных целей социально - экономического развития.
Прогноз - это профессиональных и содержательных научный анализ потенциальных ориентиров и альтернатив развития народного хозяйства, общих направлений решения ключевых социально - экономических проблем, исходя из осмысления текущего состояния и реальностей возможного изменения воспроизводственных процессов в экономике.
Исходным пунктом как программ, так и прогнозов должен служить анализ текущего социально - экономического положения страны. В этом разделе должны содержаться: объективная оценка общеэкономической ситуации, позитивные и негативные тенденции развития, узкие места и точки роста, конструктивные и деструктивные эффекты предшествующих управляющих воздействий и другие аспекты, служащие базой обоснования и выработки конструктивных предложений на перспективу.
Следующим логическим шагом является формулировка целей и задач, намечаемых для решения в рассматриваемой перспективе. Выдвигаемые цели и ориентиры , как качественные , так и количественные , должны иметь четко определенный, предметный характер и демонстрировать состояние ключевых для данного периода социально - экономических параметров в конце рассматриваемого срока.
В настоящее время ключевые задачи новой экономической политики могут быть сформулированы следующим образом:1
- повышение уровня
загрузки еще сохранившихся
- восстановление
необходимых масштабов
- формирование ценовых
механизмов перераспределения
- обеспечение устойчивых
высоких темпов экономического
роста на базе нового
- создание предпосылок для формирования здоровых мотиваций деятельности экономически активного населения путем адекватного роста доходов и условий их реализации, создание высокоразвитого потребительского сектора экономики;
- структурная перестройка
экономики, модернизация и
- выход на мировые
рынки обрабатывающей
Общие предпосылки реализации конструктивной стратегии развития состоят прежде всего в существенном расширении функций и ответственности государства в регулировании экономических процессов:
- нормализации структуры относительных цен , регулировании цен в отраслях, подстегивающих инфляцию издержек;
- регулирование деятельности естественных монополий;
- ужесточении контроля
внешнеэкономической
- всесторонней поддержке
спроса на продукцию
Государственное программирование позволяет предвидеть перспективы развития, предоставляет информацию предприятиям, компаниям о намерениях государства, является координирующим звеном для всех других форм регулирования. Программирование придает рынку более целенаправленное развитие. Целевые программы разрабатываются как на долгосрочную, так и на среднесрочную перспективу. Они характеризуются конкретно выраженными конечными результатами; включают в себя полную совокупность заданий, мероприятий и соответствующих ресурсов; отличаются высокой степенью комплексности, имеют определенный период реализации. Определяются также возможные исполнители и сроки реализации отдельных мероприятий и программы в целом.
В настоящее время
можно выделить две трактовки
программно - целевого подхода. Сторонники
первой делают акцент на признаках взаимосвязанности
целей и оптимизации затрат времени и
ресурсов. Согласно второй, расширительной
, версии, программа - это “комплекс локализованных
во времени и пространстве, непротиворечивых
конкретных мер в области социальной,
структурно - инвестиционной, финансово
- кредитной, налоговой, бюджетной, ценовой,
внешнеэкономической, аграрной, научно
- технической, институциональной политики,
ориентированных на достижение как качественно,
так и количественно определенных целей
социально - экономического развития.
При таком определении программа становится
неотличимой от плана.1
Разработка и утверждение
целевой программы
Программа социально - экономического развития Российской Федерации представляет собой комплексную систему целевых ориентиров социально - экономического развития страны и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров. В такой программе, рассчитанной на среднесрочную перспективу, отражаются:
- оценка итогов
социально - экономического развития
Российской
Федерации за предыдущий период и характеристика
состояния экономики;
- концепция программы социально - экономического развития страны на среднесрочную перспективу;
- макроэкономическая политика;
- институциональные преобразования;
- инвестиционная и структурная политика;
- аграрная политика;
- экологическая политика;
- социальная политика;
- региональная экономическая политика;
- внешнеэкономическая политика.
Еще один важный метод государственного регулирование экономикой - планирование. Оно осуществляется путем разработки заданий по целенаправленному воздействию на процесс воспроизводства. Планы представляют собой документы, в которых в форме заданий и показателей отражены основные цели намеченных преобразований по развитию экономики страны. Они могут носить директивный и индикативный характер.
В системе управления и регулирования планирование должно быть представлено как система управления качеством, как государственное регулирование социальными процессами, социально - экономические оценки эффективности, система экономических и социальных нормативов, балансовые методы, линейное программирование, теория и модели оптимизации, государственное регулирование макропропорций, структуры воспроизводства, цен, внешнеэкономических отношений и связей.
В России долгое время
наблюдался застой в теории и практике
совершенствования самих
Основные причины такого положения обусловлены
следующим:1
- догматизм принципов
огосударствления средств
Планирование государственной, колхозно
- кооперативной собственности и собственности
общественных организаций велось на основе
единых директивных принципов.
- ошибочность
- политэкономическая формула отрицания или поиска особого характера товарно- денежных отношений при социализме ослабляла ценовую и финансово - денежную системы в обслуживании социально - экономических процессов и не могла получить реального отражения в научном обосновании теории, методологии планирования.
- догматизированный принцип опережающего роста производства над предметами конечного потребления в сочетании с принципом опережающего роста потребностей противодействовали методологической основе научности планирования - сбалансированности всех элементов производства, распределения, потребления;
- валовой подход
к оценке динамики развития
народного хозяйства
В условиях современной рыночной экономики государство не может не планировать собственную деятельность касательно:
- установления и
взимания налогов на
- осуществления бюджетных
расходов на содержание
- привлечения , погашения и обслуживания госзаймов;
- приобретения, продажи и использования госимущества;
- деятельности госпредприятий.
Индикативное планирование.
Существует несколько подходов к
определению понятия
1. Индикативное планирование
- это макропланирование при
“позднем” СССР, а также к следующей современной
интерпретации:
“Индикативное планирование - это процесс
формирования системы параметров, характеризующих
состояние и развитие экономики страны,
соответствующее государственной социально
- экономической политике, и установление
мер государственного воздействия на
социальные и экономические процессы
с целью достижения указанных индикаторов”;
“Индикативное планирование означает,
что государство в интересах всей нации,
с учетом потребностей регионов, а также
субъектов рынка разрабатывает проекты
экономического развития всего народного
хозяйства (в том числе частного сектора)
; устанавливает конкретные хозяйственные
ориентиры, включая макроэкономические
параметры и обеспеченные ресурсами структурные
показатели. Тем самым мотивируется заинтересованное
участие как предпринимателей всех форм
собственности, так и субъектов Федерации
в реализации проектов, важных для общества
в целом”.
2. Индикативное планирование
- ориентирование частных
Индикативного планирования - информационно
- ориентирующая, по сути выступающая и
как мотивационная.
3. Индикативный план
содержит обязательные задания
для государства и госсектора.
Частные предприятия
“систему показателей, реализующих централизованное
управление и косвенное регулирование
различных секторов экономики, прежде
всего государственного.
Она включает в себя как ориентирующие
показатели, имеющие лишь информационное
значение для предприятий, отраслей и
республик, так и директивные показатели
- государственный заказ (важнейшая форма
централизованного руководства, содержащая
задания по межотраслевым и межреспубликанским
поставкам продукции), лимиты, экономические
регуляторы включая цены, налоги, процентные
ставки, экономические нормативы).
4. Индикативное планирование
- механизм координации действий
и интересов государства и
других субъектов экономики.
“центра”, отраслей и предприятий в процессе
самостоятельной разработки последними
их производственно - хозяйственных программ.
Правительство воздействует на экономическое
развитие скорее посредством координации
и обеспечения информацией, чем путем
принятия решений и выдачи указаний. В
результате обмена планами и информацией
между правительством и частными предпринимателями
должна выявиться схема экономического
роста, включающая те проекты, которые
по линии правительственных организаций
являются взаимно совместимыми.
Объединяя вышеизложенные
подходы, индикативное планирование можно
определить как механизм координации
интересов и деятельности государственных
и негосударственных субъектов
управления экономикой, сочетающий ее
госрегулирование с рыночным и нерыночным
ее саморегулированием, основанный на
разработке системы показателей
(индикаторов) социально - экономического
развития и включающий определение его
общенациональных приоритетов, целеполагание
, прогнозирование, бюджетирование, программирование,
контрактацию и другие процедуры согласования
решений на макро- и микроуровне, налоговые
и иные меры государственной поддержки
хозяйствующих субъектов, участвующих
в реализации плана ( под негосударственными
носителями экономического управления
понимаются институты местного самоуправления,
управленческие органы корпораций, финансово
- промышленных групп и других хозяйствующих
единиц, саморегулируемые организации
участников рынков и т. д. ).
Информация о работе Научные основы и методология государственного регулирования экономики